Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные промыслы России"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности в1 классе "Народные промыслы России" и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_narodnye_promysly.docx | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дедовская средняя общеобразовательная школа №1
г.о. Истра
Рабочая программа
внеурочной деятельности
"Народные промыслы России"
1 класс
Составитель: Соболева Лариса Александровна,
учитель начальных классов высшей категории
2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа "Народные промыслы России" разработана авторским коллективом учителей начальных классов на основании книги " Азбука народных промыслов. 1-4 классы", которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии , с учётом требований ФГОС.
Данная программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов, начальной школы и призвана помочь детям, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной обработки материалов. Занятия разными видами творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.
Общая характеристика курса
В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций.
Народные художественные промыслы это неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен опыт многих веков эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России. Неповторимые художественные изделия народных промыслов любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами и визитной карточкой отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. Цели и задачи: расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно- прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров России. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на занятиях, так и в творческих играх, оформлении помещений, школы и дома. Обобщить и систематизировать знания детей о Росси, названия народных промыслов, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Главные цели и задачи курса
Цель данной программы - помочь учителю пробудить творческое начало в ребенке, организовать и провести интересные, запоминающиеся уроки и мероприятия по ознакомлению детей с истоками отечественной культуры, с появлением и развитием декоративно-прикладного искусства, обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с миром профессий, связанных с народными промыслами, показать их особенности.
2. Развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.
3. Способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине.
4. Показать образцы изделий и иллюстраций – “Жостово”, “Живая гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”, “Русские шали”, “Городецкая роспись”, “Русские матрешки”.
5. Использовать диск с презентацией “Народные промыслы России”.
В программе представлен дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии, систематизированный в соответствии с содержанием раздела «Декоративно-прикладное искусство».
Ведущие принципы образования
– Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании нравственных и правовых нормативов.
– Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учётом новейших достижений науки.
– Принцип систематичности и последовательности обучения обеспечивает системную организацию образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности.
– Принцип индивидуализации дифференциации образовательного процесса, поисковой и научно-исследовательской деятельности.
Методы обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
- индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);
- репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
- самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- стимулирование и мотивации интереса к учению (учебные дискуссии, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций);
- стимулирование долга и ответственности в учении (предъявление требований, поощрение).
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- практический контроль и самоконтроль (диагностика и мониторинг уровня развития навыков и учений обучаемых).
- Метод проектов (способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога).
Место курса « Народные промыслы» в учебном плане
На изучение курса в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 33 ч.
Количество часов в 1-й четверти - 9.
Количество часов во 2-й четверти - 7.
Количество часов в 3-й четверти - 9.
Количество часов в 4-й четверти - 8.
Описание ценностных ориентиров содержания курса "Народные промыслы России" для 1 класса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ожидаемый результат обучения:
- воспитание познавательного интереса, включённость в активную творческую деятельность;
- взаимопроникновение культур разных поколений;
- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, расширение круга общения;
- удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в творческих конкурсах;
- умение ценить красоту народных традиций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи)
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Требования к окончанию изучения курса
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность
окружающих и свою собственную; - Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Перечень разделов | Кол-во часов | Содержание разделов |
1 | «Наша хата утехами богата» | 1 | Познакомить детей с особенностями работы кружка "Народные промыслы России". Введение детей в мир народных промыслов. Игра. Просмотр видео фильма. |
2 | Богородская резная игрушка. | 2 | Просмотр слайда. Знакомство с историей игрушки. Лепка "Богородский медведь" |
3 | Абрамцево –кудринская , или хотьковская , резьба по дереву. | 1 | Просмотр видео фильма. Учить конструировать птицу из бумаги. Развивать умения складывать лист бумаги гармошкой, соединять части в целое . Конструирование "Птица счастья". |
4 | Городецкая роспись | 2 | Просмотр видео фильма знакомство с народными промыслами Росси. Познакомить детей с городецкой росписью, ее основными элементами, цветовой гаммой Рисование основных элементов росписи. Учить составлять узор из элементов городецкой росписи, чередуя их |
5 | Русская матрешка | 3 | Изучение истории русской матрешки, о многообразии её образов (семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Просмотр видео фильма . Рисование матрешки "Русские красавицы всем нам очень нравятся" . |
6 | Хохломская роспись | 3 | Изучение истории росписи . Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их. Учить составлять узор из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины. Рисование "Золотая хохлома" (украшение посуды). Рисование "Золотые травы Хохломы" (коллективное панно). |
7 | Гжель | 2 | Изучение истории гжельской росписи. Просмотр видео фильма. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи. Рисование "Роспись фигурок". |
8 | Каргопольской игрушкой | 1 | Из истории каргопольской игрушки. Каргопольские фигурки: медведь, птица. Практическая работа: лепка простейших фигурок: медведя, птицы. |
9 | Филимоновская игрушка | 3 | Изучение истории игрушки. Филимоновские лебеди. Сравнение с каргопольской игрушкой. Лепка простейших фигурок лебедя. Роспись "Филимоновские олени и коровки" Учить составлять узор из знакомых элементов на плоскостном изображении игрушки. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов.; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Рисование "Филимоновский хоровод". |
10 | Дымковская игрушка | 3 | Знакомство с народными ремеслами. Изучение истории игрушки Сравнение с каргопольской и филимоновской игрушками. Лепка "Дымковский индюк". Рисование "Как у чудо- индюка все расписаны бока" Лепка простейших дымковских свистулек |
11 | Жостовские подносы | 2 | Знакомство с появлением жостовских подносов. Просмотр видео фильма. Закрепить умение детей расписывать "подносы" (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи . Декоративное рисование "Жостовские подносы" |
12 | Русская вышивка | 2 | Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Беседа "Как петух попал на полотенце" Расширять представления о композиционном построении узора. Показать особенности эскизов вышивки. Рисование "узор на платочке" |
13 | Художественные изделия из бересты. | 2 | Просмотр слайда обработка бересты . Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Прослушивание песни"Во поле березка стояла" с движением под музыку Конструирование "Корзинка" (плетение) |
14 | Вологодские кружева | 2 | Учить видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм. Декоративное рисование "Что за дивные узоры». Рисование "Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои" (рисование нитками на клейкой бумаге). |
15 | Платки из Павловского Пасада | 2 | Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей. Декоративное рисование "Шаль для красавицы". Декоративное рисование "Шаль всем на диво - нарядна, красива". Игра |
16 | Русский народный костюм | 2 | Изучение истории костюмов русского народа .. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Рисование «Красный сарафан! Работа с раскраской "Ах какая красота, сарафаны хоть куда" |
Литература
1. " Азбука народных промыслов. 1-4 классы / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград : Учитель, 2014. - 199 с.
3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. Автор-составитель: О. Я. Воробьева
4. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия
Составитель: Ватаман В.П.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Названия темы занятия | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
1 четварть | |||
1 | «Наша хата утехами богата» | ||
2 | Богородская резная игрушка. | ||
3 | Богородская резная игрушка. Лепка "Богородский медведь" | ||
4 | Абрамцево –кудринская , или хотьковская , резьба по дереву. | ||
5 | Городецкая роспись. Основные элементы, цветовая гамма. | ||
6 | Городецкая роспись. Рисование основных элементов росписи. Узор в полосе. | ||
7 | Русская матрешка История матрешки | ||
8 | Русская матрешка Рисование матрешки «Русские красавицы всем нам очень нравятся» | ||
9 | Русская матрешка Рисование матрешки «Русские красавицы всем нам очень нравятся» | ||
Итого | 9 часов | ||
2 четварть | |||
10 | Хохломская роспись | ||
11 | Хохломская роспись. Рисование "Золотая хохлома" (украшение посуды). | ||
12 | Хохломская роспись Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно). | ||
13 | Гжель. История гжельской росписи. | ||
14 | Гжель. Рисование «Роспись фигурок». | ||
15 | Каргопольская игрушка. Лепка простейших фигурок: медведя, птицы. | ||
16 | Филимоновская игрушка. История игрушки. | ||
Итого | 8 часов | ||
3 четварть | |||
17 | Филимоновская игру Роспись «Филимоновские олени и коровки»шка. | ||
18 | Филимоновская игрушка. Рисование «Филимоновский хоровод». | ||
19 | Дымковская игрушка. История игрушки. | ||
20 | Дымковская игрушка. Лепка «Дымковский индюк» | ||
21 | Дымковская игрушка. Рисование «Как у чудо- индюка все расписаны бока» | ||
22 | Жостовские подносы | ||
23 | Жостовские подносы. Декоративное рисование "Жостовские подносы" | ||
24 | Русская вышивка Беседа «Как петух попал на полотенце». | ||
25 | Русская вышивка. Рисование "Узор на платочке" | ||
Итого | 9 часов | ||
4 четварть | |||
26 | Художественные изделия из бересты. | ||
27 | Художественные изделия из Конструирование «Корзинка» (плетение)бересты. | ||
28 | Вологодские кружев. Декоративное рисование «Что за дивные узоры». | ||
29 | Вологодские кружева. Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» | ||
30 | Платки из Павловского Пасада. Декоративное рисование «Шаль для красавицы» | ||
31 | Платки из Павловского Пасада. Декоративное рисование «Шаль всем на диво - нарядна, красива» | ||
32 | Русский народный костюм | ||
33 | Русский народный костюм. Работа с раскраской «Ах какая красота, сарафаны хоть куда» | ||
Итого | 7 часов | ||
Итого | 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные промыслы Урала»
Направление: общекультурное Вид: художественное творчество Возраст: 9-10 летСрок реализации: 1 годСоставители: Шамсутдинова Ю.С.,Городцова Елена Сергеевна...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4
Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности«ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" ДЛЯ 3 КЛАССА...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 2024-2025
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ОРЛЯТА РОССИИ»Программа «Орлята России» – уникальный проект, направленный на развитие социальной а...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России"
Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сох...