Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные промыслы России"
рабочая программа (1 класс)

Соболева Лариса Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности в1 классе "Народные промыслы России" и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_narodnye_promysly.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дедовская средняя общеобразовательная школа №1

г.о. Истра

Рабочая программа

внеурочной деятельности

"Народные промыслы России"

1 класс

                                                       Составитель: Соболева Лариса Александровна,

учитель начальных классов высшей категории

2020г

Пояснительная записка

        Рабочая программа    "Народные промыслы России" разработана авторским коллективом учителей начальных классов на основании   книги " Азбука народных промыслов. 1-4 классы", которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии , с учётом требований ФГОС.                                   

          Данная программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов, начальной школы и   призвана помочь детям, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной обработки материалов. Занятия разными видами творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.  

 Общая характеристика курса                                                                                                 

         В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к  отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций.

        Народные художественные промыслы это неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен опыт многих веков эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России. Неповторимые художественные изделия народных промыслов любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами и визитной карточкой отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. Цели и задачи: расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно- прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров России. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на занятиях, так и в творческих играх, оформлении помещений, школы и дома. Обобщить и систематизировать знания детей о Росси, названия народных промыслов, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

 Главные цели и задачи курса

  

          Цель данной программы - помочь учителю пробудить творческое начало в ребенке, организовать и провести интересные, запоминающиеся уроки и мероприятия по ознакомлению детей с истоками отечественной культуры, с появлением и развитием декоративно-прикладного искусства, обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

1.       Познакомить учащихся с миром профессий, связанных с народными промыслами, показать их особенности.

2.       Развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.

3.       Способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине.

4.       Показать образцы изделий и иллюстраций – “Жостово”, “Живая гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”, “Русские шали”, “Городецкая роспись”, “Русские матрешки”.

5.       Использовать диск с презентацией “Народные промыслы России”.

В программе представлен дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии, систематизированный в соответствии с содержанием раздела «Декоративно-прикладное искусство».

Ведущие принципы образования

– Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании нравственных и правовых нормативов.

– Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учётом новейших достижений науки.

– Принцип систематичности и последовательности обучения обеспечивает системную организацию образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности. 

– Принцип индивидуализации дифференциации образовательного процесса, поисковой и научно-исследовательской деятельности.

Методы обучения

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  • словесные, наглядные, практические;
  • индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);
  • репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
  • самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
  • стимулирование и мотивации интереса к учению (учебные дискуссии, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций);
  • стимулирование долга и ответственности в учении (предъявление требований, поощрение).
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
  • практический контроль и самоконтроль (диагностика и мониторинг уровня развития навыков и учений обучаемых).
  • Метод проектов (способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога).

Место курса « Народные промыслы» в учебном плане

 

На изучение курса  в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан   на 33 ч.

Количество часов в 1-й четверти - 9.

Количество часов во 2-й четверти - 7.

Количество часов в 3-й четверти - 9.

Количество часов в 4-й четверти - 8.

Описание ценностных ориентиров содержания курса "Народные промыслы России" для 1 класса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ожидаемый результат обучения:

  • воспитание познавательного интереса, включённость в активную творческую деятельность;
  • взаимопроникновение культур разных поколений;
  • развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности,  расширение круга общения;
  • удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в творческих конкурсах;
  • умение ценить красоту народных традиций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  • понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

учиться планировать практическую деятельность на уроке;

учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

учиться планировать практическую деятельность на уроке;

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи)

учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Требования к окончанию изучения курса

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат 
возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность 
    окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Перечень разделов

Кол-во часов

Содержание разделов

1

«Наша хата утехами богата»

1

Познакомить детей с особенностями работы кружка "Народные промыслы России". Введение детей в мир народных промыслов. Игра. Просмотр видео фильма.

2

Богородская резная игрушка.

2

Просмотр слайда. Знакомство с историей игрушки. Лепка "Богородский медведь"

3

Абрамцево –кудринская , или хотьковская , резьба по дереву.

1

Просмотр видео фильма. Учить конструировать птицу из бумаги. Развивать умения складывать лист бумаги гармошкой, соединять части в целое .  Конструирование   "Птица счастья".

4

Городецкая роспись

2

Просмотр видео фильма знакомство с народными промыслами Росси.  Познакомить детей с городецкой росписью, ее основными элементами, цветовой гаммой 

Рисование основных элементов росписи.  Учить составлять узор  из элементов городецкой росписи, чередуя их

5

Русская матрешка

3

Изучение истории русской матрешки, о многообразии её образов (семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Просмотр видео фильма . Рисование матрешки "Русские красавицы всем нам очень нравятся" .

6

Хохломская роспись

3

Изучение истории росписи . Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их.

Учить составлять узор  из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины. Рисование   "Золотая хохлома"  (украшение посуды).

Рисование                    "Золотые травы Хохломы" (коллективное панно).

7

Гжель

2

Изучение истории гжельской росписи. Просмотр видео фильма.

Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи.

Рисование "Роспись фигурок".

8

Каргопольской игрушкой

1

Из истории каргопольской игрушки. Каргопольские фигурки: медведь, птица.

Практическая работа: лепка простейших фигурок: медведя, птицы.

9

Филимоновская игрушка

3

Изучение истории игрушки. Филимоновские лебеди. Сравнение с каргопольской игрушкой. Лепка простейших фигурок лебедя. Роспись "Филимоновские олени и коровки" Учить составлять узор из знакомых элементов на плоскостном изображении игрушки. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета.

Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов.; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу.  Рисование "Филимоновский хоровод".

10

Дымковская игрушка

3

Знакомство с народными ремеслами. Изучение истории игрушки Сравнение с каргопольской и филимоновской игрушками. Лепка "Дымковский индюк". Рисование  "Как у чудо- индюка все расписаны бока"

Лепка простейших дымковских свистулек

11

Жостовские подносы

2

Знакомство с появлением жостовских подносов. Просмотр видео фильма.

Закрепить умение детей расписывать "подносы" (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи . Декоративное рисование "Жостовские подносы"

12

Русская вышивка

2

Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий.  Беседа  "Как петух попал на полотенце"

Расширять представления о композиционном построении узора. Показать особенности эскизов вышивки. Рисование   "узор на платочке"

13

Художественные изделия из бересты.

2

Просмотр слайда обработка бересты . Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Прослушивание песни"Во поле березка стояла" с движением под музыку

Конструирование   "Корзинка"              (плетение)

14

Вологодские кружева

2

Учить видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм.

Декоративное рисование  "Что за дивные узоры».

Рисование     "Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои" (рисование нитками на клейкой бумаге).

15

Платки из Павловского Пасада

2

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей.

Декоративное рисование "Шаль для красавицы". Декоративное рисование "Шаль всем на диво - нарядна, красива".  Игра

16

Русский народный костюм

2

Изучение истории костюмов русского народа .. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Рисование «Красный сарафан! Работа с раскраской                      "Ах какая красота, сарафаны хоть куда"

 

 

 

Литература

 

1. " Азбука народных промыслов. 1-4 классы / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград : Учитель, 2014. - 199 с.

2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество 
Под редакцией: Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской

3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика.  Автор-составитель: О. Я. Воробьева

4. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия 
Составитель: Ватаман В.П.

5. Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме : программа, разработки занятий. 1-4 классы  Автор-составитель: В. А. Мураева

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Названия темы

занятия

Дата проведения

По плану

По

факту

1 четварть

1

«Наша хата утехами богата»

   2

Богородская резная игрушка.

3

Богородская резная игрушка. Лепка "Богородский медведь"

4

Абрамцево –кудринская , или хотьковская , резьба по дереву.

5

Городецкая роспись.

Основные элементы, цветовая гамма.

6

Городецкая роспись.

Рисование основных элементов росписи.

Узор в полосе.

7

Русская матрешка История матрешки

8

Русская матрешка

Рисование матрешки «Русские красавицы всем нам очень нравятся»

9

Русская матрешка

Рисование матрешки «Русские красавицы всем нам очень нравятся»

Итого

9 часов

2 четварть

10

Хохломская роспись

11

Хохломская роспись.

Рисование   "Золотая хохлома"  (украшение посуды).

12

Хохломская роспись

Рисование                    «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

13

Гжель. История гжельской росписи.

14

Гжель.

Рисование «Роспись фигурок».

15

Каргопольская игрушка.

Лепка простейших фигурок: медведя, птицы.

16

Филимоновская игрушка. История игрушки.

Итого

8 часов

3 четварть

17

Филимоновская игру Роспись «Филимоновские олени и коровки»шка.

18

Филимоновская игрушка. Рисование «Филимоновский хоровод».

19

Дымковская игрушка. История игрушки.

20

Дымковская игрушка.  Лепка «Дымковский индюк»

21

Дымковская игрушка. Рисование  «Как у чудо- индюка все расписаны бока»

22

Жостовские подносы

23

Жостовские подносы. Декоративное рисование "Жостовские подносы"

24

Русская вышивка Беседа  «Как петух попал на полотенце».

25

Русская вышивка. Рисование   "Узор на платочке"

Итого

9 часов

4 четварть

26

Художественные изделия из бересты.

27

Художественные изделия из Конструирование  «Корзинка»              (плетение)бересты.

28

Вологодские кружев. Декоративное рисование  «Что за дивные узоры».

29

Вологодские кружева. Рисование     «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои»

30

Платки из Павловского Пасада. Декоративное рисование «Шаль для красавицы»  

31

Платки из Павловского Пасада.  Декоративное рисование «Шаль всем на диво - нарядна, красива»

32

Русский народный костюм

33

Русский народный костюм. Работа с раскраской                      «Ах какая красота, сарафаны хоть куда»

Итого

7 часов

Итого

33  часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные промыслы Урала»

Направление: общекультурное          Вид: художественное творчество Возраст: 9-10 летСрок реализации: 1 годСоставители: Шамсутдинова Ю.С.,Городцова Елена Сергеевна...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/

Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4

Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности«ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" ДЛЯ 3 КЛАССА...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 2024-2025

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ОРЛЯТА РОССИИ»Программа «Орлята России» – уникальный проект, направленный на развитие социальной а...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России"

Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сох...