Мастер-класс по финансовой грамотности в начальной школе
методическая разработка (4 класс)

Баукина Юлия Александровна

Данный мастер-класс содержит набор заданий по финансовой грамотности для учащихся 4 классов. Задания можно выполнять с учащимися на внеурочной деятельности, а можно интегрировать в другие предметы( математику, окружающий мир, литературное чтение, технологию).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность

Ход мастер-класса

1 -2 слайд

Когда речь заходит о финансовой грамотности, то, как правило, представляется изучение этого курса в средней и старшей школе. Но целесообразнее начинать формировать финансовую грамотность  с начальной школы. Почему?

Финансовое образование сейчас - неотъемлемая часть реальной жизни. Современные дети достаточно активно, самостоятельно покупают товары, пользуются  мобильными приложениями, пластиковыми картами. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

 Финансовая грамотность становится жизненно важным умением в XXI веке.

Изучая финансовую грамотность с начальных классов, мы формируем основу, базу для средней школы.  В средней школе подростки участвуют в исследовании PISA, а  финансовая грамотность входит в  это исследование и оценивается как одна из составляющих PISA. Поэтому важно готовить детей к этому с начальной школы.

У нас в гимназии есть внеурочная деятельность по финансовой грамотности в 4 классах.

На этой внеурочной деятельности учащиеся учатся ориентироваться и находить верные решения в финансовых  ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и в которых ученики начальной школы могут оказаться сегодня или в ближайшем будущем.

Давайте ещё раз вспомним тему нашего семинара. Она звучит так:

«Метапредметные результаты в начальной школе как базис для формирования основных составляющих функциональной грамотности обучающихся»

Давайте посмотрим, как можно формировать метапредметные результаты, формировать функциональную грамотность на занятиях по финансовой грамотности в начальной школе.

Вам предлагается памятка с уровнями финансовой грамотности. Эти уровни составлены на основе уровней, представленных в исследовании PISA. Они  скорректированы для учеников начальной школы с учётом их возрастных особенностей.  

3 слайд

И ещё в памятке представлены виды заданий, которые можно составить и предложить ученикам.

4 слайд

Рассмотрим финансовую ситуацию «Семейные бюджеты».

Ознакомьтесь, прочитайте, рассмотрите таблицу.

  1. Давайте поработаем с первой частью текста ( до таблицы).

На ваш взгляд, задания какого вида можно составить к этой части? (используя памятку, участники выбирают вид задания)

5 слайд

Удобнее всего составить вопросы, но вопросы разных уровней.

Например, такие:

  • О чём говорят герои этой ситуации?
  • На какой срок составлены семейные бюджеты?

Как вы думаете, это какой уровень заданий? (1)

А какой вопрос этого же уровня составили бы вы? (например, одинаковые ли бюджеты у этих семей?)

Итог: это были поверхностные вопросы, ответ на которые явно представлен в тексте.

А теперь попробуем составить вопросы уровня повыше, требующие от ученика размышления, рассуждения, глубинные вопросы. Эти вопросы должны начинаться со слов почему, зачем, как бы вы объяснили…

Попробуйте придумать такой вопрос.

Можно было составить такие вопросы:

  • Зачем родители Иры и Миши составили семейные бюджеты?

Чтобы ответить на этот вопрос надо порассуждать: хотели разобраться, хватит ли денег, которые они получат,  на запланированные траты

( расходы).

  • Почему родители составили бюджеты только на один предстоящий месяц?

( в следующем месяце доходы и расходы могут измениться.  Например, родители могут получить премию. Может произойти событие, которое потребует дополнительных расходов, например,  потребуется купить какой-то подарок кому-то).

  • Как вы понимаете фразу: бюджеты семей различаются? (это значит, разные доходы и расходы).

Как вы считаете, это какой уровень заданий? (3 уровень)

6 слайд

По этой части текста можно составить ещё такой вид заданий, как задания с выбором одного верного ответа (да/нет)

  • Верно ли, что бюджет составлен на один месяц?

да     нет

  • Бюджеты семей Иры и Миши одинаковые?

да     нет

Попробуйте вы составить такое задание.

(Например, верно ли, что в разных семьях бюджет отличаются друг от друга?да/нет)

Выполняя такое задание, ученик должен внимательно прочитать эту часть текста, найти и извлечь нужную информацию.

Итог: на таком маленьком кусочке текста, мы смогли составить достаточное количество заданий.

7 слайд

  1. Теперь давайте поработаем со второй частью ситуации, с таблицей.

Наша цель: составить  задания по таблице.

Обратимся к первой колонке таблицы. Что там представлено? (доходы и расходы)

Используя эти два финансовых понятия можно составить задание на установление соответствия.

Как вы считаете, как оно будет звучать?

(Что из перечисленного в бюджетах семей относится к доходам, а что к расходам? Установите соответствие, проведите стрелки)

доходы                                             зарплата

                                                           питание

                                                           пенсия по старости

                                                           квартплата и коммунальные услуги

 расходы                                          одежда, обувь, товары для детей

                                                           пособие по уходу за ребёнком

                                                           бензин, транспорт

                                                           лекарства

                                                           оплата секций и курсов

8 слайд

Вот как будет выглядеть  выполненное учениками задание.

9 слайд

А можно предложить другой вид задания, используя приём «Кластер»

Задание будет звучать так: дополните кластер.

                    Семейный бюджет

        доходы                                                расходы

Выполняя это задание, ученики анализируют информацию и применяют свои знания о статьях доходов и расходов.

Давайте определим уровень этого задания (2)

10 слайд

А теперь обратимся к статьям доходов. Когда идёт речь о доходах, то интересно, кто эти доходы в семью приносит. И посмотрите, какое необычное задание можно составить. Это задание вида: работа с таблицей.

Сравните бюджеты семей Иры и Миши и предположите, чем состав семьи Иры отличается от состава семьи Миши. Кто входит в состав семьи Ир и семьи Миши? Поставьте значок « V» в соответствующие ячейки.

Состав семьи

Семья Иры

Семья Миши

Родители

Пожилые люди

Дети до 3-х лет

Пожалуй, никто не задумывался, что на основе данных о семейном бюджете можно судить о составе семьи.

Как добиться выполнения этого задания.

Что потребуется ученику сделать, чтобы выполнить это задание? ( выслушиваются ответы участников)

Нужно суметь выявить из текста, представленную информацию, даже ту, которая при прочтении не видна. То есть эта работа с неявно представленной информацией.

Ученик должен:

- найти статьи доходов

- должен понять, кто в каждой семье приносит этот доход

- сделать вывод, кто входит в состав семьи

Давайте рассуждать вместе:

В той и другой семье есть зарплата.  Кто получает зарплату?

Зарплату получают родители. О чём это говорит?

О том, что  и в той и в другой семье есть родители. Ставим галочки «V»

 Смотрим, пенсию по старости получают в какой семье?

Пенсию по старости получают в семье Миши.

 А в семье Иры нет. Значит, пожилые люди, бабушка или дедушка есть только в семье Миши.

Какая будет следующая статья доходов? (пособие по уходу за ребёнком)

В какой семье это есть?  Это есть в семье Иры. Значит, в этой семье есть маленький ребенок.

Ответ будет выглядеть так:

Состав семьи

Семья Иры

Семья Миши

Родители

v

v

Пожилые люди

v

Дети до 3-х лет

v

К какому уровню вы бы отнесли это задание? (3)

А теперь попробуем составить задание, при выполнении  которого надо будет использовать арифметические действия.

Предложите свой вариант.

Выслушиваются ответы участников.

(например, посчитать и сравнить доходы или расходы каждой семьи).

11-12 слайды

А вот какое задание ещё можно составить. Это задание с выбором верного ответа, на основе произведённых расчётов.

Посмотрите на бюджеты семей Иры и Миши. Грамотно ли они составлены? Выберите верное утверждение и подтвердите свой ответ вычислениями.

  1. грамотно составлен только бюджет семьи Миши: расходы не превышают доходы
  2. грамотно составлен только бюджет семьи Иры: расходы не превышают доходы
  3. оба бюджета составлены грамотно, расходы не превышают доходы
  4. оба бюджета составлены неграмотно, расходы  превышают доходы

Верное утверждение:___________

Вычисления:

  • доходы семьи Иры составляют ________ рублей
  • расходы семьи Иры составляют ________ рублей
  • доходы семьи Миши составляют ________ рублей
  • расходы семьи Иры составляют ________ рублей

Это задание непростое для учеников. Чтобы добиться его выполнения, надо составить план действий.

Чтобы выбрать верное утверждение, что надо сделать? (надо произвести расчёты)

А что надо для этого?

Для этого надо:

  1. выбрать, что относится к доходам семьи Иры, суммировать их (на 12 слайде  вставлять суммы доходов и расходов, чтобы сэкономить время)
  2. выбрать, что относится к расходам семьи Иры, суммировать их
  3. сравнить сумму доходов с суммой расходов и понять, грамотно ли составлен бюджет.

Вспомнить, что грамотно составленным бюджетом считается тот, в котором расходы не превышают доходы.

 Составляя с учениками план, каждый пункт можно выносить на доску.

То же самое проделать с бюджетом семьи Миши.

13 слайд

Вот что получится:

  1. грамотно составлен только бюджет семьи Миши: расходы не превышают доходы
  2. грамотно составлен только бюджет семьи Иры: расходы не превышают доходы
  3. оба бюджета составлены грамотно, расходы не превышают доходы
  4. оба бюджета составлены неграмотно, расходы  превышают доходы

Верное утверждение: 2

Вычисления:

  • доходы семьи Иры составляют    55000  рублей
  • расходы семьи Иры составляют  50800 рублей
  • доходы семьи Миши составляют  54000 рублей
  • расходы семьи Иры составляют   55300 рублей

Посмотрите, при выполнении задания мы планировали свои действия, а это значит формировали какие УУД? (регулятивные)

Мы анализировали информацию, производили расчёты. Это какие УУД? (познавательные)

Мы оформляли мысли в речь, строили высказывания, слушали друг друга. А это какие УУД?

Мы формировали метапредметные результаты, мы формировали функциональную грамотность.

Это задание высокого уровня.

Как вы думаете, какого? (4).

14 слайд

Теперь составим задание, предполагающее оценивать финансовые проблемы, рассуждать и делать выводы. Это достаточно важные действия работы с информацией.

Бюджет часто сравнивают с весами, на одной чаше которых доходы, на другой-расходы.

C:\Users\Админ\Documents\8.jpg

Попробуйте сформулировать вопрос. Вот что можно спросить, чтобы ученики смогли оценить финансовую проблему и порассуждать ( вслушиваются вопросы участников).

14 слайд

Посмотрите, как может звучать вопрос.

Какие неприятности могут ожидать семью, если её бюджет отражает такое положение весов?

Чтобы ученики смогли ответить на этот вопрос, можно помогать им наводящими вопросами.

Какая чаша весов тяжелее? (чаша с расходами)

О чём это говорит?  (расходов больше, чем доходов)

К чему это приведёт? ( к нехватке денег в семье или дефициту бюджета).

Вот это ключевые слова и фразы для ответа. Конечно, было бы хорошо, чтобы дети использовали их при ответе. Этому надо учить. Но, если ученикам трудно, то можно и не использовать эти слова в ответе.

Важно понимать: чтобы оплатить расходы, семья будет вынуждена взять деньги в долг или оформить кредит в банке. И придётся платить банку, за то что он дал деньги в кредит. Это и есть неприятности, которые могут ожидать семью.

15 слайд

И вот здесь можно ещё добавить задание, требующее от учащихся применения знаний, умения дать финансовые советы, и даже, может быть, творческого похода.

В бюджете семьи Иры в этом месяце осталось 4200 рублей.

Обращаюсь опять к вам. Как можно сформулировать задание, чтобы ученики были нацелены дать финансовые советы.

15 слайд

 Посоветуйте, как лучше ими распорядиться.

Учащиеся должны определить, как следует поступить с остатком денег. Среди советов могут быть такие:

-начать копить деньги

-положить деньги в банк под проценты

- потратить деньги на что-то нужное, хотя ранее не запланированное.

Этот совет дети дают чаще всего и придумывают очень интересные варианты, на что же потратить.

16 слайд

Говоря о семейном бюджете, необходимо обратить внимание на его планирование. И составить задание, связанное с планированием бюджета.

Какой вариант формулировки вы могли бы предложить?

Вслушиваются варианты участников.

Задание может звучать так:

Запишите этапы планирования семейного бюджета.

1)

2)

3)

4)

5)

Это очень высокий уровень задания (5)

17 слайд

Если это задание окажется трудным для учеников, можно дать уже готовые  этапы планирования бюджета, но не в правильном порядке. И тогда это будет задание на установление последовательности.

Установите правильную последовательность этапов планирования семейного бюджета.    

  • Сравните доходы и обязательные расходы. Если доходы больше расходов, продолжайте составлять бюджет.
  • Подсчитайте общий доход, то есть все деньги, поступающие в семью.
  • Подумайте, сколько денег вы можете отложить на сбережения и непредвиденные расходы.
  • Подсчитайте все обязательные расходы.
  • Подсчитайте, сколько денег вы можете потратить на желательные расходы: отдых, развлечения, кино, приём гостей, подарки.

Итог: посмотрите, как на одном, небольшом по объёму тексте, можно составить такое многообразие заданий.

А теперь перейдём к практической части.

Слайд18

        Практическая часть

А теперь давайте разделимся на группы по 3 человека. Я предлагаю вам ещё один текст. Он тоже в виде жизненной  финансовой ситуации.

Внимательно прочитайте, ознакомьтесь и составьте задания к этой ситуации. И определите уровень составленных вами заданий.

Участники самостоятельно составляют несколько заданий в группах.

Затем заслушиваются задания, оформляется продукт их работы.

слайд 19

После того, как участники составили задания, можно показать им, какие ещё задания можно было составить.

А теперь посмотрите, какие ещё задания можно было составить.

Задание 1.

По некоторым пунктам Марине и Сергею удалось уложиться в запланированный бюджет, а по некоторым не удалось. Выберите номера пунктов, по которым Марина и Сергей не уложились в бюджет.

  1. Покупки для дома, питание
  2. Интернет, сотовая связь
  3. Развлечения и отдых
  4. Транспорт
  5. Обучение

Задание очень непростое.

И чтобы его выполнить, надо помочь ученикам определить те действия, которые нужны для выполнения задания.

С чего начать?

  1. выбрать из выписки с банковской карты те пункты, которые относятся к покупкам для дома и расходам на питание

Что предлагаете делать дальше?

  1. суммировать их

Что потом?

  1. сравнить эту сумму с запланированной суммой на покупки для дома и питание
  2. сделать вывод, уложились или нет в запланированный бюджет по этому пункту.

И так с каждым пунктом.

Посмотрите, какую сложную мыслительную работу должен проделать ученик.

Давайте определим уровень задания?(4-5)

20 слайд

Задание 2

Это задание по последней части текста.

Смогут ли Марина и Сергей отложить в этом месяце 5000 рублей на поездку в Крым? Дайте аргументированный ответ.

Это задание нацеливает учеников поработать внимательно с выпиской банковской карты: подсчитать все расходы. Обратиться к первой части текста, сравнить расходы с доходом и сделать вывод.

Ответ будет таким: нет, так как сумма доходов 30500 рублей, а сумма расходов составляет 32500 рублей. Следовательно, у Марины и Сергея нет сэкономленных денег.

Какого уровня это задание? (4)

21 слайд

Задание 3

Задание на оценивание финансовой проблемы.

Решив сэкономить, Марина предложила Сергею отказаться от обучения на курсах программистов, так они дорого стоят. Сергей сказал, что это финансово неразумно. Объясните, почему Сергей считает, что расходы на образование имеют финансовое преимущество и отказываться от них неразумно.

Ответ: закончив курсы, Сергей сможет  рассчитывать на более высокооплачиваемую работу или сможет найти подработку, что увеличит доходы семьи.

Определите уровень задания.(4)

 Слайд 22 Закончить нашу работу хочется поговоркой: беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Финансовая грамотность в начальной школе"

Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность в начальной школе» разработан в рамках  комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей началь...

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Основы финансовой грамотности в начальной школе

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 кла...

Презентация "Финансовая грамотность в начальной школе"

Презентация "Финансовая грамотность в начальной школе"...

Стихи для занятий "Финансовая грамотность" в начальной школе на тему "Банки"

Данные стихотворения можно использовать для включения в презентации по теме "Банки", для облегчения запоминания материала по данной теме, для подведения итога занятия. Рекомендуется для 3-4 ...

Мастер-класс "Игровой мир финансовой грамотности"

Мастер-класс, позволяющий повысить компетентность учителя в области использования различных методов работы с детьми младшего школьного возраста по финансовой грамотности. ...

мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....