Рабочая программа ИЗО 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа ИЗО УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_4_b.docx | 76.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству
по программе: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МБОУ «НОШ п. Центральный» на 2016-2017 учебный год.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
_ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-
тельного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая характеристика предмета
УМК. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова учебник «Изобразительное искусство» 4 класс, Москва, «Просвещение», 2012г.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия работы, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Задачи, реализуемые в 4 классе
- Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
- Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
- Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
- Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
- Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 ч).
Учебно – тематический план
Раздел | Количество часов |
| 11 |
| 14 |
| 9 |
Итого | 34 |
Содержание программы учебного предмета
1. Восхитись вечно живым миром красоты (11ч)
Красота и разнообразие состояний осенней природы. Восприятие красоты разнообразных состояний осенней природы в произведениях художников-живописцев XX века. Натюрморт: свет, цвет, форма. Русские лаки: традиции мастерства. Восприятие произведений народных мастеров лакового промысла М.Митрофанова, Н.Мажаева, Н.Антипова из Жостова. Русский расписной поднос. Натюрморт: свет и тень, форма и объем. Восприятие натюрмортов выдающихся отечественных живописцев XX в. В.Серова, И.Машкова, З.Серебряковой, В.Стожарова, Р.Рохлина и современных графиков Г.Бочарова, А.Бородина. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Пейзаж: пространство и цвет. Восприятие произведений художников-пейзажистов XIX – XX вв. И.Левитана, А.Куинджи, И.Шишкина, Б.Шербакова, В.Крылова, В.Шелкова. Русская майолика: традиции мастерства. В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Живая природа: форма и цвет, пропорции.
Характеристика деятельности обучающихся
Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов.
Подбирать цветовую палитру соответственно замыслу и использовать свои наблюдения натуры.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров –расписные лаковые подносы.
Выражать в творческой работе свое отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма.
Работать по художественно-дидактическим таблицам.
Исследовать возможности живописи.
Участвовать в обсуждении конструктивных особенностей, пропорций традиционных деревянных построек, древних знаков-символов в резном декоре изб.
Использовать справочные источники и поисковые системы Интернета для сбора информации.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
2. Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14ч)
Красота и разнообразие состояний зимней природы. Восприятие красоты разнообразных состояний зимней природы в произведениях художников-живописцев Т.Мавриной, Т.Яблонской, А.Пластова, А.Малетина, К.Воробьёва, Н.Гончаровой, народного мастера из Ростова Великого. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Восприятие произведений художников-пейзажистов XIX – XX вв. И.Шишкина, Д.Шмаринова, В.Прибыткова, Л.Киселёвой. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. Восприятие произведений народного мастера Г.Скрипунова из Федоскина, современного художника П.Парухнова. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. Русский народный костюм: узоры-обереги. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. Восприятие произведений известных русских художников XX в. Н.Рериха, А.Головина, И.Билибина. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. Памятники архитектуры: импровизация. Сюжетная композиция: композиционный центр.
Характеристика деятельности обучающихся
Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены замечательные образы зимней природы.
Сравнивать произведения живописи.
Работать по художественно-дидактическим таблицам.
Выполнять творческие и поисковые задания.
Выбирать художественные материалы соответственно решению творческой задачи.
Выражать в творческой работе свое отношение к изображению натюрморта.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях.
Воспринимать произведения живописи, декоративно-прикладного и народного искусства.
Исследовать и выбирать разные техники и художественные материалы.
Составлять коллекцию иллюстраций, открыток, фотографий семьи, русских народных пословиц и поговорок о народном женском костюме.
3. Восхитись созидательными силами природы и человека (9ч)
Красота и разнообразие состояний весенней природы. Восприятие красоты разнообразных состояний весенней природы в произведениях художников-живописцев А.Остроумовой-Лебедевой, З.Шевандроновой, В.Хлызова. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Восприятие произведений народного декоративно – прикладного искусства В.Липицкого из Федоскина. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. Восприятие русских народных игрушек из дерева, созданных мастерами разных регионов России. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.
Характеристика деятельности обучающихся
Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены замечательные образы зимней природы.
Высказывать свое мнение о произведениях портретного жанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике.
Работать по художественно-дидактическим таблицам.
Различать соотношения частей лица человека в разных позициях.
Рисовать женский портрет самого дорого человека (мамы, бабушки, сестры, подруги и т.д.), передавать его красоту, неповторимость.
Создавать образ широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Планируемые результаты освоения по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
3.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
4.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
5.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
6.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:
знать/понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира.
Система оценки планируемых результатов
Критерии оценивания предметных умений
Высокий уровень
- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Повышенный уровень
- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Средний уровень
- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Уровень ниже среднего
- поставленные задачи не выполнены.
Для выяснения роли контроля в процессе обучения ИЗО рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
В соответствии с формами обучения на в процессе обучения применяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
На уроках проводится три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
Шпикалова Т. Я.
( 1 час в неделю)
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |||||||||
план | факт | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) | ||||||||||||||||
1 | Целый мир от красоты. Пейзаж. | 1 | О чем говорит искусство? Представление о многообразии мира. Образ пространства в искусстве. Произведения изобразительного искусства отечественных авторов, отражающих представление о мироздании. Образ мира у древних славян. Каким видится мир каждому из нас. Создание композиции, отображающей представления о многообразии мира. Композиционные схемы рисунка. | Уметь находить в произведениях живописи теплые и холодные цвета, цветовой контраст, композиционный центр. Получат представление о целостной картине мира через художественный образ произведений разных видов искусства. Знать о композиционных схемах, последовательность работы над рисунком. Овладение изобразительными и композиционными навыками: в передаче собственного представления о мире. Уметь работать с учебником и творческой тетрадью, отображать в рисунке свои представления о многообразии мира | Рисунок, отражающий народное представление о мире: «Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля», вы- полненный цветными карандашами, фломастерами или цветными мелками (по выбору) | Сопоставлять изображение мира в орнаменте узора прялки. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, выражая в работе своё отношение к природе. Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Выполнять кистью свой вариант росписи птиц с использованием приёмов городецкой росписи. Различать графические выразительные средства для передачи планов пейзажа. Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии Контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда. Познавательные –общеучебные умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о древе жизни – символе мироздания. Коммуникатив-ные: уметь участвовать в обсуждении использования выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, литературе, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства; осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру; имеют позитивное отношение к изобразительной деятельности. Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету. | 05.09 | |||||||||
2 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки. | 1 | Символичность народного искусства. Образ дерева в мифах, литературе | Расширят представление об одном из ведущих и древнейших символов-образов искусства – древа. Узнают о связи между явлениями и объектами природы и их художественным отображением в произведениях живописи, графики, народного искусства с опорой на материал предыдущего урока. Научатся передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Овладеют навыками быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия» | Наброски и зарисовки деревьев | 12.09 | ||||||||||
3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж. | 1 | Классический русский пейзаж. Пейзажи И. Шишкина, А. Саврасова, И.Левитана, Ф. Васильева. Графический пейзаж. Дерево как символ Родины. Пейзаж России: создание композиции в графической технике. Выбор способа воплощения замысла, подбор художественных материалов | Расширят представление о жанрах изобразительного искусства, о пейзаже. | Творческая работа: нарисовать свою композицию на тему «Величие и красота могучего дерева» | 19.09 | ||||||||||
4 | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция. | 1 | Народные промыслы России. Городец. Древние символы в городецкой живописи. Связь приемов письма городецкой живописи с древнерусской живописью. Русские прялки – явление национального творчества. Сохранение традиций народного мастерства городецкой росписи современными мастерами народного художественного промысла в г. Городце. Композиционные мотивы: изображение цветов и листьев. Кистевая роспись. Термины и понятия: подмалёвка, «разживка» | Получат представление о том, как мотив дерева | Творческая работа: выполнить упражнение | 26.09 | ||||||||||
5 | Птица – символ света, счастья Декоративная композиция. | 1 | Образ птицы-света в разных видах народного творчества. Изображение городецких птиц. Многоцветие и «звучность» цвета в городецкой росписи. Включение парных птиц в композицию. Приемы выполнения рисунка кистью парных фигур птиц | Углубят представление о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений. Узнают о многоцветии палитры городецких мастеров, образе- символе-птице. Овладеют навыками кистевой росписи при исполнении творческих задач на повтор и вариацию. Научатся выполнять рисунок парных птиц в технике городецкой росписи. | Творческая работа: нарисовать кистью парные фигуры – две птицы | 03.10 | ||||||||||
6 | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. | 1 | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Образ коня в изобразительном искусстве, сказках, легендах, преданиях, песнях. Городецкая роспись. Образ-символ. Изображение коня в технике городецкой росписи: приемы работы. | Углубят представление о традиционном образе коня в народном творчестве, о емкости фольклорных представлений. Овладеют навыками кистевой росписи. Научатся выполнять рисунок коня в технике городецкой росписи | Творческая работа: нарисовать коня | 10.10 | ||||||||||
7 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция. | 1 | Связь поколений в традиции Городца. Жизнь и творчество крупнейших живописцев Городца. Символика и бытовой сюжет. Образ мира в городецкой прялке. Особенности городецкой росписи и их учет при работе над декоративным панно. Декоративное панно: замысел, последовательность работы. Роспись панно по мотивам городецкой росписи. | Узнают о роли традиции в поэтике художественного языка народного искусства, передаваемого из поколения в поколение, содержание понятия «народный художественный промысел», о значении народного искусства | Творческая работа: расписать городецкое панно самостоятельно | 17.10 | ||||||||||
8 | Знатна Русская земля мастерами | 1 | Портрет как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников-портретистов: Репина, Сурикова, Серова и др. Строение, пропорции головы человека. Способы изображения головы человека в разных поворотах. Термины и понятия: фас, профиль, поясной портрет, в полный рост. | Расширят представление о портрете как жанре изобразительного искусства. Углубят знания о строении, пропорциях головы человека и способах ее изображения в разных поворотах. Овладеют композиционными умениями и навыками: в создании портретного образа человека художественно-творческой профессии. Научатся передавать свое эмоциональное отношение к изображаемому герою, рисовать портрет конкретного человека творческой профессии (художника, народного мастера) | Творческая работа: нарисовать народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Рассказ о местных художниках, мастерах народного искусства. | 24.10 | ||||||||||
9 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж. | 1 | Образы природных стихий в искусстве. Народные представления о природных стихиях. Произведения известных живописцев, графиков. Природные стихии в восприятии поэта К. Бальмонта. Настроение картины. Приемы изображения движущихся облаков. Варианты графического решения облачных масс. Графические наброски на передачу динамики. | Расширят представление о пейзаже как о жанре искусства, о приемах передачи статики и динамики графическими средствами. Закрепят графические навыки и умения в передаче движущихся по небу облаков. Овладеют ассоциативным мышлением при восприятии явлений природы и отображении их в набросках. | Творческая работа: выполнить | 07.11 | ||||||||||
10 | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению. | 1 | Движение – жизни течение. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Творчество А. Пластова, М. Сарьяна, А. Дейнеки и др. Статика и динамика. Живописные средства художественной выразительности, используемые для передачи статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. | Получат представление о том, что жизнь – это вечное движение. Расширят представ-ление об искусстве как об универсальном способе отображения изменчивости в природе и человеческой жизни, о пейзаже, основах композиции. Овладеют живописными умениями | Творческая работа: выполнить | 14.11 | ||||||||||
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | 1 | Осенние метаморфозы. Бабье лето, золотая осень или ненастная и серая ее пора в произведениях живописи отечественных художников и поэтов. Законы композиции. Композиция пейзажа. Колорит. Приемы передачи движения (колебание воздуха, движение людей, транспорта). Пейзаж с изображением людей и техники в движении: последовательность работы | Расширят представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, композиционных схемах пейзажей с изображением людей и техники. Закрепят навыки передачи осеннего колорита, динамичного состояния природы, растений, облаков, людей, транспорта. Научатся объединять природные явления, людей, технику в собственной творческой композиции. | Творческая работа: представить и изобразить пейзаж в пору золотой или поздней осени. Дополнить его изображениями домов, людей, техники. | 21.11 | ||||||||||
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч) | ||||||||||||||||
12 | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет. | 1 | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Родословное древо семьи Д. Г. Бурылина, крупнейшего коллекционера и мецената. Духовно-эстетическая ценность коллекции Д. Г. Бурылина. Произведения выдающихся художников, изображавших семейные портреты (Ф. Толстой, И. Симонов, Рембрандт и др.). Композиционные схемы изображения | Расширят свое представление о портрете как о жанре изобразительного искусства. Узнают суть понятия «родословное древо», о заслугах и родословном древе коллекционера и мецената Д. Г. Бурылина. Овладеют навыками рисования с помощью композиционных схем изображения головы. Научатся рисовать портрет, передавать свое отношение к создаваемому портрету. | Творческая работа: нарисовать по памяти, по наблюдению семейный портрет. | Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Знакомиться с традиционной русской одеждой Называть средства и приёмы передачи праздничного настроения в картинах .Выражать в своей работе эмоционально-ценностное отношение к празднику. Изготовить проект открытки с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнение рисунка отпечатка и разноцветного фона. Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих родных и близких людях; выявление с помощью сравнения особенностей изображения характерных пропорций лица. Выявление с помощью сравнения композиционных особенностей иллюстраций, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение решать творческие задачи самостоятельно; логические – построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений портрета и их обоснование. Осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования. Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. Уметь вступать Личностные: сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет». Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки. Имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей. Сориентированы на целостное восприятие природных явлений, любование и восхищение причудами зимней природы, эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников. | 28.11 | |||||||||
13 | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция. | 1 | Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Герои сказки. Иллюстрации к сказке. Прием уподобления. Богатство и красочность старинной русской одежды. Варианты композиций иллюстраций Поиск эскизов к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Последовательность работы над эскизами. | Познакомятся с художественными особенностями старинной традиционной русской одежды: обычный кафтан, парадный кафтан – фе́рязь, ферезея; шуба; царское платно. Повторят содержание понятия приём уподобления. Овладеют навыками исполнения быстрого наброска. Научатся составлять композиционную схему рисунка, выбирать лучший вариант. | Творческая работа: выполнить поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке | 05.12 | ||||||||||
14 | Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация | 1 | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. Гармоническое сочетание цветов. Сближенные и контрастные цвета. Выбор цвета для зимы, весны, осени, лета. Пропорции фигур братьев-месяцев. Последовательность работы над рисунком. | Познакомятся с произведениями художников лаковой миниатюры и И. Билибина, связанными с образами героев сказки «Двенадцать месяцев». Повторят понятия «родственные цвета», «контрастные цвета», «дополнительные цвета». Научатся работать над цветовой гармонией | Творческая работа: создать иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передать состояние природы в костюме героя. | 12.12 | ||||||||||
15 | Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. | 1 | Основы изобразительного языка. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты | Научатся работать различными художественными | Эксперименты с материалами: художествен-ный прием «по сырому», художествен-ный прием «мазок | 19.12 | ||||||||||
16 | Твои новогодние Проектирование открытки. | 1 | Основы дизайна. Конструирование открытки. Технологическая карта изготовления новогодней открытки. Праздничный колорит в оформлении новогодней открытки. История авторской открытки | Научатся работать различными художественными материалами, выражать | Творческая работа: изготовить новогоднюю открытку. | 09.01 | ||||||||||
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. | 1 | Особенности зимнего времени года. Вернисаж «Как поработала зима». Образ зимы в поэтических произведениях русских поэтов. Зимний колорит в картинах вернисажа. Палитра для зимней картины. Сюжет, композиция, основные элементы рисунка с изображением зимнего пейзажа. Наброски и зарисовки. | Углубят представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Закрепят навыки быстрого изображения людей в движении и элементов зимней природы с помощью мягких материалов. Научатся выявлять особые приметы зимней природы в разные периоды, понимать ее символическое значение в природе, жизни и искусстве, проводить эксперименты | Творческая работа: выполнить наброски по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов. | 16.01 | ||||||||||
18 | Зимние картины. Сюжетная композиция. | 1 | Русский музей – самый обширный музей русского искусства в мире. Русская зима в наблюдениях натуралиста и произведениях литературы и изобразительного искусства. Зимние пейзажи. Вернисаж «За салазки, да и в гору весело бежать!». Сюжетная композиция (живопись). Зимняя цветовая гамма. Особенности гуашевых красок. Изображение людей. Последовательность работы над рисунком. | Познакомятся с историей Русского музея, его коллекциями. Углубят представление о пейзаже, композиции. Узнают об особенностях изображения городского пейзажа с фигурами людей. Закрепят навыки работы над композицией с использованием подготовительных материалов предыдущего урока. Освоят приемы свободной работы красками. Научатся передавать определенное состояние зимней природы и того, как человек себя проявляет в эту пору, чем занимается, чему радуется. | Творческая работа: нарисовать зимнюю картину природы гуашью. | 23.01 | ||||||||||
19 | Ожившие вещи. Натюрморт. | 1 | Вещь как живое существо в наблюдениях этнографа, археолога и в произведениях литературы. Натюрморт в графике и живописи. Вещи как «герои» произведений изобразительного искусства выдающихся отечественных художников. Секреты старых вещей. Реликвии как хранители памяти о прошлом. Конструктивные особенности формы, объёма в рисовании предметов. Натурная постановка. Советы художника. Последовательность работы над рисунком. | Расширят представление о натюрморте, графической технике. Закрепят навыки составления и исполнения композиции натюрморта графическими средствами с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций. Научатся проникать в сущность предметного мира для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты, выполнять натюрморт в технике графики. | Творческая работа: нарисовать натюрморт, составленный из предметов старины или других реликвий. | 30.01 | ||||||||||
20 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт. | 1 | Вещь во времени | Узнают, какими приемами можно усилить декоративность композиции. Закрепят знания о холодной и теплой цветовой гамме, цветовом контрасте, композиционно-колористических схемах натюрмортов, навыки составления и исполнения композиции декоративного натюрморта с передачей формы предметов и локального цвета. | Творческая работа: нарисовать декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта. | 06.02 | ||||||||||
21 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | 1 | Отражение патриотической темы в произведениях художников. Бородино – памятник русской воинской славы. Бородино в произведениях изобразительного искусства и литературы. Портреты героев Бородинского сражения. Батальные сцены в произведениях отечественных художников. Схематические фигуры воинов в движении. Военное обмундирование русских и французских солдат. Приемы выполнения зарисовок. | Получат представление о Бородинском сражении как о величайшей битве в отечественной истории, отраженной в произведениях художников, поэтов средствами изобразительного искусства и поэзии | Творческая работа: выполнить по представлению зарисовки фигур солдат русской | 13.02 | ||||||||||
22 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция. | 1 | Народ в Отечественной войне 1812 г. Народное ополчение. Д. В. Давыдов – легендарный герой. Бородинская битва в произведениях живописи. Выбор сюжета для иллюстрации. Композиционное построение рисунка. Выбор художественных материалов для реализации своего замысла. Последовательность работы над рисунком. | Получат представление об Отечественной войне 1812 г. как о народной войне для России. Научатся продумывать композиционную схему рисунка, выбирать художественные материалы М. Лермонтова. | Творческая работа: выполнить сюжетную композицию на тему стихотворения М. Лермонтова | 20.02 | ||||||||||
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем уб-ранстве кресть-янского дома. Орнамент. | 1 | Образ мироздания в орнаменте. Узоры-обереги. | Получат представления | Выполнить по наблюдению зарисовки фасада дома, резных наличников с символами небосвода, земли, воды. Нарисовать | 27.02 | ||||||||||
24 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. | 1 | Искусство лубочной картинки – что это? Народная расписная картинка-лубок. Роль лубочных картинок в жизни народа. Сюжеты потешных листов. Своеобразие тематики и графического решения элементов. Лубочные линии и штрихи. Процесс изготовления народных картинок, композиция. Композиционное и цветовое решение лубочной картинки. | Получат представление Узнают специфику технологии изготовления лубка, своеобразие его символики, графических приемов, линии, цвета, композиции. Закрепят графические навыки. Освоят новые способы изображения. | Творческая работа: выполнить упражнение | 06.03 | ||||||||||
25 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. | 1 | Народная расписная картинка-лубок: виды композиций. Главные выразительные средства лубочной картинки. Графические, декоративные и колористические особенности лубочной картинки. Выбор сюжета собственной декоративной композиции. Последовательность работы над рисунком. | Узнают специфику технологии изготовления лубка, графические, декоративные и колористические особенности. Закрепят навыки работы над декоративной сюжетной композицией с использованием приемов лубочной техники, графические навыки. | Творческая работа: выполнить поисковые эскизы лубочной картинки. Нарисовать свою картинку в технике лубка. | 13.03 | ||||||||||
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч) | ||||||||||||||||
26 | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката. | 1 | Вода – живительная стихия. Значение воды в жизни человека. Вода – источник вдохновения для художников. Плакат как один из видов графического искусства. Виды плакатов. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Выразительные средства плаката. | Познакомятся с архетипами искусства на примере природной стихии – воды, плакатом как одним из жанров изобразительного искусства. Узнают роль воды в жизни человека и место в искусстве. Закрепят графические навыки: в написании текста, в отборе изобразительных мотивов их обобщенному решению и компоновке. Узнают особенности плакатного искусства, его композиционной, графической, цветовой специфики. | Творческая работа: выполнить поисковые эскизы для своего плаката на тему «Вода – жизнь». | Называть художественные средства выразительности в плакате. Выполнять эскизы плаката. Коллаж плаката. Выполнять эскиз памятника. Плакетка. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции. Регулятивные: уметь принимать Познавательные: общеучеб- ные – умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искусства. Умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; анализировать варианты композиций; выбирать наиболее выразительную композицию. Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения пейзажа; выявление с помощью сравнения особенностей изображения пространства на плоскости. Умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; осуществлять анализ объектов. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе. | 20.03 | |||||||||
27 | Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. | 1 | Плакат: коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт. Приемы написания букв. Техника коллажа. Последовательность работы над плакатом. | Расширят свои представления о плакате как об одном из видов графического искусства, особенностях цветового и композиционного решения плаката. Узнают приемы написания слов для плаката. Закрепят графические навыки в написании текста, навыки работы над композицией плаката по экологической тематике, используя разнообразные материалы. | Творческая работа: выполнить упражнение Создать плакат на тему «Вода – жизнь» с ис- пользованием предваритель-ных эскизов | 03.04 | ||||||||||
28 | Русский мотив. Весенний пейзаж | 1 | «Апрельский сон с его улыбкой маю…». Изменения в природе. Весна как символ пробуждения. Приметы весны в произведениях отечественных художников, народных мастеров, поэтов. Композиция пейзажа. Приемы выразительности. Передача воздушной среды. Экспериментирование с художественными материалами. | Расширят представление о весеннем времени года в искусстве и действительности как о символе пробуждения природы, о пейзаже. Научатся выявлять особые приметы весенней природы в разные периоды, понимать символическое значение весеннего времени года в природе, искусстве и жизни человека, экспериментировать с художественными материалами, мелками, красками, пользоваться ими | Творческая работа: подобрать | 10.04 | ||||||||||
29 | Русский мотив. Весенний пейзаж | 1 | Весна в наблюдениях учащихся, в произведениях литературы и изобразительного искусства. Весна в произведениях художника К. Юона. Колорит весеннего пейзажа. Выбор сюжета, мотивов для изображения. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла. Последовательность работы над рисунком | Познакомятся с творчеством художника К. Юона. Закрепят живописные навыки; в передаче определенного весеннего состояния. Освоят приемы работы в технике акварельных красок или восковых мелков, монотипии. Научатся воплощать свои замыслы в реальные рисунки с передачей своего отношения к изображаемому, анализировать варианты композиций, продумывать колористическое решение, подбирать на палитре цветовую гамму. | Творческая работа: нарисовать картину весенней природы в цвете. | 17.04 | ||||||||||
30 | Всенародный праздник – День Победы. Образы защитников Отечества. | 1 | Всенародный праздник – День Победы. Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Подвиг солдат в поэтических произведениях. Памятники как символы славных побед. Выразительные средства скульптуры. Последовательность работы над эскизом памятника, посвященного подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. | Углубят представление о подвиге нашего народа | Творческая работа: выполнить эскиз по представлению памятника героям Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. | 24.04 | ||||||||||
31 | «Медаль Изготовление медали | 1 | Всенародный праздник – День Победы. Медальерное искусство. Образы - символы. Условный язык изображения на медалях и орденах – наградах героев Великой Отечественной войны. Композиционное решение медали. | Получат элементарные представления о медальерном искусстве на материале вернисажа «Боевые награды», творческом процессе создания орденов и медалей. Узнают об условном языке изображений на медалях и орденах. Закрепят навыки композиционного решения образа-символа для памятной медали ко Дню Победы. | Творческая работа: выполнить по собственному замыслу эскиз памятной медали ко Дню Победы. | 15.05 | ||||||||||
32 | Орнаментальный образ Архитектура Узбекистана. | 1 | Затейливый узор по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Знакомство с ганчевыми белоснежными узорами в технике сквозной и рельефной резьбы. Материалы для вырезных орнаментов (дерево, мрамор, ганч). Мотивы узбекских узоров. Арабески. Символика узбекских орнаментов. | Познакомятся с узорами | Творческая работа: нарисовать узор, используя символы узбекского орнамента | 22.05 | ||||||||||
33 | Орнаментальный образ Архитектура Узбекистана. | 1 | Затейливый узор | Познакомятся с узорами в резьбе по ганчу на примере архитектуры Узбекистана. Получат представление о технике исполнения узоров по ганчу. Овладеют графическими умениями в исполнении элементов узбекского резного орнамента. Научатся выполнять симметричный узор в круге с символикой узбекских орнаментов. | Творческая работа: выполнить симметричный узор в круге по мотивам узбекского орнамента. | 29.05 | ||||||||||
34 | Круглый год. Эскиз декоративного панно. | 1 | Образ времени года в искусстве. Времена года в произведениях отечественных художников. Создание символического изображения одного из времен года, который наиболее ярко характеризует лето, весну, осень или зиму. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла. | Расширят свои представления о пейзаже. Познакомятся с творчеством отечественных художников. Научатся экспериментировать с художественными материалами, использовать впечатления и наблюдения природы родного края в творческой самостоятельной работе, создавать образ-символ того временного периода, который наиболее любим и привлекателен. Закрепят навыки декоративного обобщения, изобразительные приемы уподобления, а также умения самостоятельно работать над созданием художественного образа-символа одного из времен года. | Творческая работа: придумать или повторить образ одного из времен года. | 29.05 | ||||||||||
Программно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства в 4 классе
Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер
3.Экспозиционный экран
4.Классная доска
Собственно учебные средства:
1. Изобразительное искусство Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова 4класс, Москва, «Просвещение» 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...