Литературный час. 4 класс. "Детективное агентство Васи Куролесова"
материал (4 класс)

Филиппова Юлия Леонидовна

Литературный час. Внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasya_kurolesov2._detektivnoe_agentstvo.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный час. «Детективное агентство Васи Куролесова».

Цель : привитие любви к чтению.

Метапредметные УУД:

  • создать условия для решения проблемного вопроса на основе сотворчества; стимулировать познавательные мотивы средствами творческой интерпретации материала; показать способ использования смысловых ориентиров.
  • научить извлекать пользу из жизненного опыта людей другой эпохи; воспитывать толерантность по отношению к окружающим.
  • раскрепостить, удивить, обрадовать, пригласить к взаимодействию для создания нового продукта; создать атмосферу для инициативного речевого общения.

Личностные УУД - понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;  самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности. 

Предметные УУД: анализировать литературное произведение; понимать пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведению, давать собственную интерпретацию литературных текстов; писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. 

Тип урока: приобретение новых знаний на основе уже имеющихся с привлечением догадки и интуиции и применение знаний в нестандартной ситуации.

Тип занятия по формам организации: урок – детективное расследование в рамках интегрированной технологии.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход.

1. Я предлагаю вам расшифровать девиз нашего урока.

Из представленных слов составьте правильное высказывание. 

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».(на доске).

Поделитесь своим мнением, как вы понимаете сегодняшний девиз.(ответы ребят)

Ребята, сегодня, я предлагаю вам посетить школу непростую, школу, в которой обучают детективов.

А какими качествами  должны обладать  детективы?

(расследуют, память, храбрость, чтобы было развито логическое мышление, смекалка),  внимание, хорошая память, чувство времени, сообразительность, интуиция).

      Дорогие мальчики и девочки, приглашаю Вас пройти курс обучения в моей школе детективов. Почему именно Вас? Да потому, что все говорят о вашей проницательности, уме, ловкости и хитрости.
      Мне
очень нужны такие помощники.

Ну что ж, ребята, оказывается, попасть в школу Детективов не так уж и просто. Вы готовы пройти испытания?

Итак, давайте начнём!!!

Слушается дело по повести Ю.КовАля «Вася Куролесов. Усы и поросята».

Сообщение Ю.Дадашевой:

Юрий Иосифович Коваль родился в Москве, в семье работника милиции. В годы Великой Отечественной войны его отец был начальником уголовного розыска города Москвы. Этот героический человек, по словам Юрия Коваля, «всю войну прошел в Москве, тем не менее, был многократно ранен». Мать в годы войны, в эвакуации была главврачом в госпитале. Поэтому военное детство будущего писателя прошло среди врачей и людей военных.

Будущий писатель начал писать  еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. К примеру :

Метели летели,
                    Метели мели,
                    Метели свистели
                    У самой земли

Юрий Коваль учился в педагогическом институте, его произведения печатались в журналах, таких как: «Мурзилка», «Огонёк» и другие. Как говорил Коваль: «Я не пишу для детей, у меня это получается само собой».

Удивительно симпатичен герой повести «Приключения Васи Куролесова»(1971 г.), «материалом» для которой стали «детективные» истории, которые рассказывал ему отец.

Главный герой повести, Вася Куролесов отправляется на базар за поросятами, а привозит домой в мешке облезлого пса, которого ему подсовывают жулики. Тогда Вася отправляется на поиски жуликов, нацепив для маскировки усы — клочок от полушубка, но по неопытности сам попадает в милицию. А еще Вася помогает милиционеру поймать преступника, надев ему на голову мусорную урну.

Ю.Коваль — писатель для всех возрастов. Им зачитываются и малыши, и подростки, и взрослые.

   

     1)Какое произведение было вами  изучено? Кто главный герой?

     2)Как вы смогли бы описать и охарактеризовать главного героя?

Расскажите о нем.( учится на механизатора, живет в деревне Сычи, воспитан, наивен, помогает своей маме).добродушный, доверчивый, справедливый, смелый, добрый, внимательный, честный, сообразительный

Сегодня мы с вами вспомним повесть, героев повести, и наше мероприятие назовем

«Детективное агентство Васи Куролесова»

Ребята!

Я предлагаю сегодня вам проследить за действиями Васи Куролесова.

На верном ли он пути и как бы вы поступили на его месте.

  1. Каждый детектив должен уметь и шифроваться.

А вот вам первое задание. «Отгадай шифр».   (открыть!)

У вас на столе карточки с зашифрованным отрывком из текста.

( указать на каждой карточке из какой главы текст!6 карточек на парту)

Попробуйте прочитать отрывок и найдите это место в тексте, прочитайте.

Сначала берем 1-ю карточку и ищем зашифрованный текст.

1.Это была, конечно, ерунда. Часы с надписью «За храбрость» не продаются. Неизвестный просто не хотел рассказывать, за что его наградили часами. Он стеснялся.

– Что мне нравится в чёрных лебедях, – сказал я дружелюбно, – так это их красный нос. Владелец часов засмеялся.

– А мне, – сказал он, – чёрные лебеди вообще не нравятся. Лебедь должен быть белым. Слово за слово – мы разговорились. ( часть 1)

2.– Мам, – говорит Вася, – на что нам поросята? Вырастут – свиньями станут. В грязи будут валяться. Противно-то как.

– Васьк, – говорит Евлампьевна, – да пусть валяются, тебе-то чего? Давай купим!

– Мам, – говорит Вася, – да ну их! Хрюкать начнут – отбою от них не будет.(глава 1)

3.– То-то я и говорю, – басовито бубнила в ответ Марусенька. – Без свиньи, какой двор. Со свиньёй жить веселее.

– Да развязывай же скорее! – кричала на Васю Евлампьевна.

– Куда спешить-то, мам?.. – отвечал Вася, развязав мешок. Он встряхнул его, и из мешка, ощерясь и вроде даже противно улыбаясь, вылез рыжий облезлый пёс.(глава 3).

4.«Как же пёс оказался в мешке? – думал Вася. – Не через дырку же пролез! Значит, черноусый мешки переменил, пока я деньги считал. Вместо мешка с поросятами подсунул мешок со псом».

– Ты куда пса девал? – спросила Евлампьевна. Она всё ворочалась на печке, переставляя валенки, которые там сушились. – На улицу выгнал.

«А пёс-то какая свинья! – думал Вася. – Сидел в мешке и нарочно похрюкивал. Надо было его поленом огреть…»

(глава 4)

5.Пёс не подошёл, а только задней лапой стал яростно чесать ухо. Ясно было, что он действительно потерял совесть. Вдруг он увидел петуха, вылезшего из-под сарая. Тут же рыжий кинулся на петуха и в мгновение ока загнал его на крышу. – А ну! – грозно сказал Вася. – Иди сюда!

Рыжий лениво двинулся к Васе. Но потом оглянулся и увидел собственный хвост. Клацнув зубами, он хотел его поймать. Но хвост увильнул.(глава 5)

        

6. – Вот она, – сказал Вася и вытащил из сора пчелу. Он положил её на сундук, а сам принялся нюхать мешок.

– Люди добрые! – напугалась Евлампьевна. – Васька мешок нюхает!

– Погоди, мам, кричать. Ты лучше понюхай, чем пахнет. – Вот напасть-то! Сроду я мешков не нюхала! – Да ладно, мам. Ты скажи, чем пахнет.

– Известно чем, – кричала Евлампьевна, – псом паршивым пахнет! – Да нет, мам, не псом. Ты понюхай.

(глава 6)        

Как вы думаете, почему Юрий Коваль именно так назвал своё произведение?

(т.к. в произведении рассказывается о том, как жил Вася и в какие ситуации он попадал).

А попадали ли вы в какие-либо ситуации в жизни, решение которых зависело от вас, или может только с вашей помощью всё было решено правильно?

Вывод. Хорошо, молодцы. Ориентируетесь в тексте, быстро находите нужное, карточки расшифровали правильно.

2.«Чем не догадливее следователь, тем длиннее детектив»

А  хороший детектив должен быть очень внимательным. Проверим, насколько внимательны вы!

Предлагаю составить фоторобот и поиграть в игру «Узнай по описанию».

Вы должны поделиться на группы, каждая группа получает фото героев повести, совещаясь, обращаясь к повести, составляете описание положительного или отрицательного героя.

Дети зачитывают свои описания фоторобота, класс должен угадать о ком речь.

        (Вася, Черноус-Курочкин и милиционер Тараканов)

Вася- Деревенский парень, прост и доверчив, справедлив, сообразителен. Механик. Любит технику, честный , но глупый.живет в деревне Сычи с мамой.

Черноус-Курочкин- главный злодей, отменный мошенник, маскируется при помощи накладных черных усов, вор и жулик. Норовит обмануть покупателей на выгоду себе.

милиционер Тараканов-старшина, Гроза рыночных жуликов, ловит преступников.  Носит форму, пагоны.

Вывод: молодцы!

Составить фоторобот у вас получилось, вы смогли по картинкам составить внешнюю характеристику героев и узнать героев по описанию.

3.Вещественные доказательства.

Воспитатель:

 Поскольку детективу следует обладать острым зрением, отличным

слухом, и другими качествами, следующее задание покажет, в какой степени вы развили свою память.

Представляю вам этот предмет. (Мешок)

Напоминает ли вам он о чем-либо?

Присутствует ли этот предмет в повести?

А как вы понимаете фразу «купить кота в мешке»?

Обычно это выражение применяется относительно покупок: "купить кота в мешке". Значит, приобрести неизвестный товар, о качестве которого ничего не знаешь, и в общем-то доверяешь словам продавца. Продавец может расписать товар красивыми словами, наобещать с три короба, но сам товар не показать. А на деле там может оказаться что угодно и какого угодно качеств.

Вот так же и главный герой нашей повести получил «Кота в мешке».

Я предлагаю вам вынуть из мешка предмет и связать его с содержанием повести.

Простой человек скажет, что в этих предметах нет ничего необычного, но детектив, внимательно посмотрев на эти предметы, с точностью определит, что с ними происходило.

……Открываем мешок……………..(усы, морковь Каротель, пятачок, пчела)

Вопросы для вывода:

Все вещественные доказательства были рассмотрены и отгаданы верно, молодцы ребята, вы справились.

 

4. Следующее задание.

И девиз нашего 5 задания звучит таким образом………….

«Детективу следует избегать шаблонных решений»

И еще одна загадочная история……..                

               

Мы с вами познакомились с биографией автора, прочитали отрывки, отгадали зашифрованное.

Вы видите на доске вот такой цветок, раскрыв части этого цветка- вы увидите картинки с  изображениями сюжетов повести.

Ваша задача-  вспомнить сюжет и рассказать о нем.

  1. Калач.

Что изображено? Калач. ( Вася хотел казаться опытным или тертым калачом и что его никто не сможет провести)

 

Быть детективом очень интересно, но и опасно: никогда не знаешь, что тебя ждет. Настоящий детектив должен быть не только умным, но и изобретательным и уметь проявить смекалку и наблюдательность. 

Похожи ли эти(тертый калач и стрелянный воробей) выражения по значению?

Про какого человека так говорят?

 Почему Васе хотелось быть таким человеком?

Для чего ему это было нужно?( чтоб его больше не провели и не обманули).

5. «Шпионские срасти».

В решение сложных вопросов, при расследовании детективу нужна большая точность, быстрота мышления и эрудиция.

Вам необходимо разгадать информацию данного кроссворда.

1. Профессия, на которую учился Вася Куролесов.(механизатор)
2. Верхняя одежда, от которой Вася отстриг волосы для фальшивых усов.(полушубок)
3. Что предложил черноусый купить Васе вместо поросят.(патефон)
4. Как автор назвал хвост у пса, которого Вася получил вместо поросят.(рогулька)
5. Название деревни, где проживали Вася с его матерью.(Сычи)
6. Название трактора, в моторе которого копался Вася.(Беларусь)
7. День недели, в который Вася поехал искать черноусого.(суббота)

По вертикали:
1. Сорт моркови, который продавала на рынке женщина- морковница.(Каротель)
2. Продукт, запахом которого пропах мешок, в котором был пёс.(Мед)
3. Как Вася назвал рыжего пса, которого купил вместо поросят.(Матрос)
4. Васе хотелось, чтобы черноусый подумал, что он «тёртый …». (Калач)
5. Часть морды пса, с которой Вася вытащил пчелу.(Ухо)
6. Город, в который Вася Куролесов поехал на рынок покупать поросят.(Карманов)
7. Что выпил Вася на станции в честь своей покупки.(Квас)

Итог:

Ребята! Вы  проявили себя как высокие профессионалы!

 Хочется надеяться, что участие в сегодняшнем «Детективе» поможет нам всем более ответственно относиться к своему поведению, ведь «сказка– ложь, да в ней – намек.

            А вам ребята, я желаю быть сильными, решительными, целеустремленными, а главное здоровыми!!!

Всего Вам доброго и до новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей-корабль "Васа"

В Швеции в Стокгольме есть музей одного корабля "Васа". Как образовался музей, что он из себя представляет - рассказывает данная презентация....

Задания по русскому языку в 3 классе: "В гостях у Васи Кузякина"

 Задания по русскому языку  для учащихся  3 класса (УМК «Школа России») составлены с целью закрепления изученных...

Ролевой проект. Рекламное агентство «PROEKT+»

МО учителей начальных классов представили выполненные проекты в  форме ролевого проекта....

Д.И. Менделеев - великий русский ученый. Детективное агентство.

Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью учёного Д.И.Менделеева, с тем, что способствовало развитию его способностей и помогло ему стать выдающимся; какие качества и черты характера помогли юн...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Агентство добрых дел»

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Агентство добрых дел». Все учащиеся делятся на  четыре возрастные группы. Каждый отряд (отдел) планирует свою работу...

Сказка о Васе Колобкове.

В сказке идет речь о том, с какими трудностями встречается выпускник детского дома выйдя из детского дома. Аудиозапись к сказке можно скачать со станички Аудио....

Организация детского агентства «Аниматор» в начальной школе..

В современном обществе стало актуальным отмечать дни рождения детей, приглашая сверстников, одноклассников. При этом становится обязательным организация правильного, интересного досуга для гостей. Каж...