Д.И. Менделеев - великий русский ученый. Детективное агентство.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью учёного Д.И.Менделеева, с тем, что способствовало развитию его способностей и помогло ему стать выдающимся; какие качества и черты характера помогли юноше прийти к своей заветной цели, преодолеть жизненные трудности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon meropriyatie.zip788.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Д.И. Менделеев - великий русский ученый. Детективное агентство.

Цели:

Обучающая: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью учёного Д.И.Менделеева, с тем, что способствовало развитию его способностей и помогло ему стать выдающимся; какие качества и черты характера помогли юноше прийти к своей заветной цели, преодолеть жизненные трудности.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, сообразительности, интеллекта; реализация межпредметных связей.

Воспитательная: способствовать воспитанию внимательности, любознательности, умение работать в коллективе.

План мероприятия:

1.Приветствие, знакомство с командами, правила игры.

2.Ход игры

3.Подведение итогов.

Ход мероприятия:

1.Приветствие, знакомство с командами, правила игры.

Ведущий: Здравствуйте дорогие гости  участники нашей игры. Начинаем интеллектуальное соревнование между «детективными агентствами». Команды представьте свои детективные агентства!

Мы собрались здесь, чтоб расширить свой круг знаний по химии, посоревноваться, пообщаться друг с другом и просто отдохнуть. Надеюсь, что соревнование будет  добрым, веселым и остроумным.

Ведущий:

В нашей школе все чаще стали происходить загадочные  явления и преступления против науки. Чтобы раскрыть эту тайну нужно найти преступника. Но как? Ведь каждый день в школе много людей: учащихся, преподавателей и гостей. Мы пригласили 2 детективных агентства, чтобы разгадать имя преступника.

Уважаемые агентства в вашем распоряжении свидетели, улики и анонимные письма. За каждый быстро и правильно выполненный этап расследования вы получаете балл и карточку с буквой, из этих букв в последнем задании вы должны составить имя преступника. Чем больше карточек, тем легче будет составить слово. Каждый этап игры оформляется одним слайдом в презентации.

2. Ход игры.

Но сначала мы посмотрим, на сколько сосредоточены и внимательны главные сыщики. Для первого этапа мы приглашает капитанов.

Этап 1.  «Вспомнить все»

     Новый 1869 год только начинался. Зима была холодной, прохожие на улицах Петербурга заметно торопились, стараясь побыстрее добраться до тёплых домов. И только один человек шёл не спеша, не замечая мороза, погружённый в себя. Человек этот был известный учёный. Он работал над новой книгой «Основы химии», и эта книга занимала все его мысли. Из чего состоит всё, что нас окружает: земля, по которой мы ходим, вода, которую пьём, воздух, которым дышим? Из чего состоим мы сами? Почему одно — твёрдое, другое — мягкое, а третье — жидкое? Ещё в древности люди задумывались над этими вопросами, а со временем появилась целая наука, которая изучала строение разных веществ.

     - Как называется эта наука? (Химия)

 - Молодцы, вы правильном  пути.

Этап 2.  «Великий свидетель ….»

Прослушайте запись и назовите фамилию и имя ученого, который один из первых столкнулся с преступником.

(Ученый рассказывает свою биографию и вклад в науку. (Менделеев))

Выиграет та  команда, которая  первой назовет Фамилию и имя ученого, в течении 1 мин.

Этап 3. «Странная таблица»

Менделеев написал названия химических элементов на карточках и перекладывал их с места на место. Если находил в них что-то общее, выкладывал в один ряд. Так он раскладывал и перемещал с места на место все 63 элемента, которые были в то время известны. Он делал записи, вычисления, но никак не мог найти нужное решение. Но всё-таки оно пришло. Как рассказывал сам учёный, это случилось под утро, когда Дмитрий Иванович, измученный ночной работой, не раздеваясь, прилёг на диван и заснул. И вот как раз во сне ему ясно представилась таблица! Менделеев проснулся бодрым и в прекрасном настроении. Он достал свои карточки и очень быстро сложил их в чётком и понятном порядке. Это было словно волшебство. что генерал выстроил на плацу`* всех своих солдат в один ряд по росту — от самого высокого до самого низкого. И вдруг обнаружил, что получилось очень забавно. Первый солдат — весёлый, второй — спокойный, третий — задумчивый, четвёртый — грустный. Пятый — снова весёлый, шестой — снова спокойный, седьмой — снова задумчивый, а восьмой — снова грустный. И так до самого конца строя. Удивился генерал такому совпадению и построил своих солдат не в один ряд, а в колонну: пускай все весёлые будут в первом ряду, а грустные замыкают строй.

Задумайте элемент.

Ведущий просит агенства задумать любой химический элемент по периодической системе Д.И.Менделеева и провести с порядковым номером этого элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов:

  • Порядковый номер элемента удвоить
  • К произведению прибавить 5
  • Сумму умножить на 5

Окончательный результат сообщается ведущему, который тотчас называет задуманный играющим элемент.

Разгадка заключается в следующем:

Пусть задуман элемент № 19 (калий). Производим с числом 19 соответствующие математические действия: 19 ·2=38

                                                                              38+5=43

                                                                              43·5=215

От числа 215 ведущий отбрасывает последнюю цифру (получает число 21) и отнимает от полученного числа 2: 21- 2=19.

Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остаётся только назвать этот элемент – калий.

Этап 4. «Улики»

На месте преступления был найден старый чемодан.

За свою жизнь Дмитрий Иванович сделал много разных открытий. Это потому, что всё было ему интересно — и химия, и физика, и экономика, и сельское хозяйство. Но и когда учёный отдыхал от научной работы, он тоже не сидел сложа руки. В свободное время любил, например, чемоданы делать. Дмитрий Иванович никогда не покупал чемоданы, а мастерил их сам. Он подробно изучил все известные в то время рецепты приготовления клея и после долгих опытов придумал свою особую клеевую смесь. Способ приготовления этого клея Менделеев держал в секрете. А ещё, чтобы сделать отличный чемодан, Дмитрий Иванович внимательно и долго отбирал кожу для него. Кроме того, он стал настоящим специалистом по шёлковым тканям, поскольку тогда дорогие чемоданы внутри отделывались шёлком. Прежде чем изготовить чемодан, Менделеев часами проводил математические расчеты. И не зря. Такие замечательные у него чемоданы получались, что многие принимали его за мастера чемоданных дел, равных которому нет.

Однажды Менделеев поехал в Москву за необходимыми материалами. Выбирая в лавке нужный товар, Дмитрий Иванович

услышал за спиной вопрос одного из покупателей, который поинтересовался:

— Кто этот почтенный господин с бородой?

— Таких людей знать надо, — с уважением в голосе ответил хозяин лавки. — Это же чемоданных дел мастер Менделеев!

Дмитрий Иванович дарил плоды своих трудов друзьям и знакомым. Однажды во время болезни он изготовил четыре десятка чемоданов и все раздарил. Вот такой удивительный человек был профессор Менделеев!

Каждому агентству предложено 10 разнообразных предметов из «чемодана Менделеева». Учащимся необходимо найти лишний и обосновать свой выбор.

 Этап 5. «Работа с уликами»

Для этого этапа расследования просим  направить  сразу  3-х  человек из каждого агентства.

Этап 5.1.  «Конкурс криминалистов» - 1 человек

На месте преступления следователи нашли 5 пакетов с белым порошком, нужно определить, какое вещество в этих пакетах. 

Перед вами в пяти пронумерованных пробирках находятся вещества белого цвета, все они имеются у каждого из вас дома. Внимательно посмотрев, как настоящие детективы, определите содержимое каждой пробирки, укажите номер пробирки, вещество. На вкус пробовать запрещено!

За правильно указанное вещество команда получит один балл. Побеждает та команда, которая больше  получит баллов.  (№1 – синтетическое моющее средство, №2 – сахароза, №3 – крахмал,№4 – мука, №5 – поваренная соль) На задание дается 5 мин.

На месте преступления были найдены разорванные листы.

Этап 5.2.  «Собрать по частям» - 2 человека

(Заранее подготавливаются абсолютно одинаковые рисунки, но разрезанные на равные части.)

Задача детективов собрать картинку (таб. Менделеева) из разорванных частей. Найдите в ней, что-то особенное и запомните.

Кто вперед соберет, тот и победил. Время 2 мин.

Этап 6. «Анонимное послание»

Откройте письмо и изучите его. Нужно расшифровать высказывание Менделеева за 2мин.

Чтобы правильно определить преступника нужно тщательно  изучить и обобщить все  улики.

Этап 7.   «Тайна раскрыта…»

Сопоставляя улики и делая выводы из выступления свидетелей,  сложите имя преступника из полученных за все конкурсы карточек с буквами.

Время 2 мин.

3. Подведение итогов:

Ведущий: наша игра подошла к концу. Пора подвести итоги. Демонстрация презентаций.

Просим судей вынести вердикт.

Сегодня в упорной борьбе победила команда _____________!

Награждение победителей.

Научные достижения Менделеева велики и разнообразны. Первое издание его трудов состоит их 25 толстых томов. Он был почётным членом многих академий мира. Учёный с мировым именем, но при жизни не был почитаем на родине. Всегда соединял теоретическую работу с практической, производственной. Он сделал немало для процветания российской промышленности.

Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Спасибо всем! До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Первый русский ученый Михаил Ломоносов"

Презентация к уроку "Первый русский ученый М.Ломоносов"Видеофильм о жизненном пути великого русского ученого....

Урок русского языка во 2 классе "Великий русский язык"

Урок русского языка во 2 классе "Великий русский язык"Цели: Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.Совер...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Ломоносов Михайло Васильевич- великий русский ученый".

Урок посвящен жизненному и творческому пути великого русского ученого М.В.Ломоносова....

Михаил Васильевич Ломоносов- великий русский ученый.

На уроке окружающего мира обучающиеся познакомились с биографией и достижениями М.В.Ломоносова...

Литературный час. 4 класс. "Детективное агентство Васи Куролесова"

Литературный час. Внеклассное мероприятие....

Квест- комната "Детективное агентство"

Конкурс ребусовЧто такое QR- код?Зарядка для языкаУ гадай песню по смайликамСтанция загадокТанцуй и угадывай песню из Тик-тока....

Занятие по ознакомлению детей подготовительной группы с жизнью великого русского ученого -М. В. Ломоносова

Программное содержание: познакомить детей с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова; развивать речь детей, расширять словарный запас, воспитывать патриотические чувства. Оборудование и материалы: запи...