Урок финансовой грамотности
план-конспект урока (4 класс)
Цели:
- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
- обогатить словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_finansovoy_gramotnosti_4_klass.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок финансовой грамотности 4 класс
Классный час для 4 класса
Подготовила и провела
учитель нач. классов
Ярцева Ольга Михайловна
Цели:
- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
- обогатить словарный запас учащихся.
Задачи:
- воспитывать экономическое сознание, экономическую культуру;
- развитие интереса к экономическим знаниям через игру;
- развитие умения применять знания в современной жизни.
Материалы и оборудование: ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.
Ход классного часа:
Учитель:
Что такое деньги?
У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну? Или хотел бы завести домашнего питомца? В мире много интересных и полезных вещей, сложно выбрать что-то одно. И, как правило, на исполнение наших желаний нужны деньги.
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…
…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот.
И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большшой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.
Бартер - обмен товарами или услугами
Всем бартер хорош, но иногда он никак не может помочь.
Как быть, если охотник за зайцами хочет получить мешок сушёных ягод, но собирателю ягод не нужен заяц? Выходит поменяться они никак не могут. Чтобы выходить из подобных ситуаций, люди и придумали деньги. Сначала роль денег выполняли разные предметы: камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно или соль. Потом появились монеты, а следом за ними и бумажные деньги.
Что бы ты не обменивал – игрушки на карандаши или деньги на булочку в школьном буфете, - очень важно понимать, что в основе обмена лежит труд. У каждого человека – своя трудовая деятельность и свои результаты труда. И этими результатами люди могут меняться между собой. А деньги нужны для того, чтобы этот обмен был максимально быстрым и удобным.
Деньги, которые люди получают за свой труд называют заработной платой
Когда мы приходим в магазин, мы можем поменять результаты своего труда на различные товары, созданные трудом других людей. Фрукты и овощи выращивают агрономы и другие работники сельского хозяйства. Молочные продукты и мясо производят фермерские хозяйства. Мебель собирают на мебельной фабрике. Одежду шьют на швейных и трикотажных фабриках, и так далее.
Однако нам нужны не только товары, но и услуги, например обучение в школе или медицинская помощь. Они тоже являются результатом труда других людей. Мы можем купить технику для дома, а если захотим путешествовать, то покупаем билеты на поезд или самолёт, ещё мы покупаем билеты в кино, театр, музей, на выставку…
Умение правильно считать деньги – очень важное. Оно необходимо каждому человеку. Совершая любую покупку, даже самую маленькую, нужно посмотреть, какие деньги есть у тебя в распоряжении (то есть в кошельке) и как собрать из них необходимую сумму для покупки. Если ты даёшь продавцу сумму которая больше стоимости товара или услуги, то нужно посчитать размер сдачи (то есть понять, сколько денег тебе должны вернуть).
Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Учитель:
Вопрос: Как называется наука, изучающая финансовые вопросы?
Ученик:
Экономику - науку – Не придумаешь от скуки. Чтобы лучше понимать, Как хозяйством управлять, Нам нужны ее ученья Для дальнейшего уменья. А потребности у нас Все растут из класса в класс. И товарооборот Все растет из года в год. | Но ресурсы иногда Ограничены бывают И возможности не все Перед нами открывают. Мы настроились серьезно С экономикой дружить, Чтобы в будущем достойно Нашей Родине служить. Ярослав Ромашев |
Учитель:
Экономика - это наука, которая учит в нужном количестве производить и правильно распределять материальные и финансовые ресурсы.
Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только специалистам.
Экономика учит, как использовать ресурсы, управлять предприятиями, планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно, чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику надо научиться применять экономические знания на практике.
Учитель:
Проверим, знаете ли вы экономические термины:
- Основной закон, в котором отражены экономические основы государства
(конституция)
- Финансовый документ с планом доходов и расходов (бюджет)
- Стоимость товара, выраженная в деньгах (цена)
- Финансовое учреждение для накопления денег (банк)
- Обесценивание денег (инфляция)
- Сфера обмена денег на товары и услуги, и товары и услуги на деньги (рынок)
- Обмен товара на товар (бартер)
- Всеобщий эквивалент, «товар товаров» (деньги)
Учитель:
Экономическая задачка
1. Вырастили зайцы две грядки моркови - всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!
Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за кг, надо продавать выше этой цены
2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?
Ответ: прибыль Иванова 5000-3000=2000 рублей,
прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.
Экономика для детей (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ)
- Люди ходят на базар:
Там дешевле весь… (товар)
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.
- На товаре быть должна обязательно …(цена)
Цена - это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке опреде
ленной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов
продать свой товар.
- Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нет без…(рекламы)
Реклама - это рекламное средство в виде наружных плакатов, щитов на обочинах дорог, световых вывесок на зданиях и рекламных планшетов, размещенных на общественном транспорте.
- Чуть оплошаешь - так в тот же момент
Рынок захватит весь твой… (конкурент)
Конкурент - Человек, который конкурирует с кем-нибудь.
- Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким … (доход)
ДОХОД - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-н. рода деятельности.
6. Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить … (налоги)
Налоги - установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.
6.
- Спи спокойно без тревоги,
Заплатил коль все …(налоги)
Налоги ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ: Государственный НАЛОГ. Подоходный НАЛОГ.
НАЛОГ на недвижимое имущество. Собирает НАЛОГИ Налоговая инспекция.
- Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…(вклад)
Вклад - вложенные КУДА - НИБУДЬ. деньги, ценности. ВЛОЖИТЬ в сбербанк.
- Приносить доходы стал
В банке папин… (капитал)
Капитал - стоимость, КОТОРАЯ в результате использования наёмной рабочей силы приносит прибавочную стоимость (самовозрастает). Промышленный КАПИТАЛ. Финансовый КАПИТАЛ. Переменный КАПИТАЛ.
- На рубль – копейки, на доллары-центы,
Бегут - набегают в банке… (проценты)
ПРОЦЕНТ (от лат. procentum - за сто), сотая доля числа; обозначается знаком %. Так, 3% от 18 есть 3 сотых от этого числа, т. е. 0,54. Проценты применяются в хозяйственных РАСЧЕТАХ.
- Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы… (ссуду)
Ссуда, юридич., договор, по которому одно лицо предоставляет другому движимую вещь для безвозмездного пользования ею с тем, чтобы по истечении определенного срока или по первому требованию была возвращена эта же самая вещь в ее первоначальном виде.
- Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…(залог)
ЗАЛОГ — один из способов, реализующих исполнение должником (залогодателем) принятых на себя обязательств. Заключается в том, что средством, обеспечивающим выполнение обя
зательств, становятся заложенные должником его кредитору (залогодержателю) недвижимое имущество или другие ценности. Кредитор, предоставивший долг, имеет право в слу
чае невозврата долга получить удовлетворение, компенсацию за счет заложенного имущ-ва.
- И врачу,и акробату
Выдают за труд… (зарплату)
ЗАРПЛАТА - Законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником
заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги.
- В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
Инфля́ция (лт. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги.
- Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них… (договоры)
Договор - соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их права и обязанности. Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица…
- СТАЛ владельцем, братцы, я -
Вот завода…(акция)
Акция - ценная бумага, являющаяся титулом собственности на часть имущества компании.
Проводится игра « Деньги. Капитал» ( смотри презентацию)
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | 3 | ||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 |
Кроссворд.
2) Тот, кто взял в долг деньги.
3) Он может быть начальным, оборотным.
4) Предоставление денег в долг под проценты.
5) Работа по специальности.
6) Долгосрочная аренда машин, оборудования.
7) Часть зарплаты, которая выдаётся перед работой.
8) Форма обмена за деньги.
9) Буквально – "банковская записка".
Получилось 1) (по вертикали) Денежное вознаграждение наёмным работникам.
1 | |||||||||
2 з | а | ё | м | щ | и | к | |||
3 к | а | п | и | т | а | л | |||
4 к | р | е | д | и | т | ||||
5 п | р | о | ф | е | с | с | и | я | |
6 л | и | з | и | н | г | ||||
7 а | в | а | н | с | |||||
8 т | о | р | г | о | в | л | я | ||
9 б | а | н | к | о | а | т |
Ответы:
Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок финансовой грамотности
Рано или поздно любой человек,которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем,задается вопросом-как мне правильно обращаться с...
Урок финансовой грамотности. 4 класс. Классный час. МАОУ Гимназия №2 Г. Балаково. Енина Елизавета Валентиновна
Как правильно распорядиться финансами? Как научить ребенка ценить труд родителей? Урок финансовой грамотности ответит на эти вопросы и поможет ребятам задуматься о ценности и бережливости денег....
Урок "Финансовая грамотность"
урок по математике можно использовать на внеклассных занятиях...
"Уроки финансовой грамотности на уроках в начальных классах"
В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение во 2-4 классах предмета «Окружающий мир». В зависимости от образовательной программы тема «Деньги&raq...
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...