Профсоюз - территория здоровья
материал

Каримова Гульзиля Махмутовна

Создание благоприятных условий труда как для учащихся, педагогов, так и для обслуживающего персонала, создание комфортной обстановки в коллективе, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профсоюз - территория здоровья52.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большенырсинская средняя школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

Официальный сайт школы №49 - Покори свой Олимп!

Профсоюзный проект

«Профсоюз - территория здоровья»

Большие Нырси

2020г

Проект принят на заседании

педагогического совета

(протокол № 1от 30 августа 2020 года)

«Утверждаю»:

Директор МБОУ – Большенырсинская СОШ

Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан _________

Чернов П.А.

ПРОЕКТ

«Профсоюз - территория здоровья»

 Авторы проекта:  

Каримова Г.М., председатель первичной профсоюзной организации МБОУ-Большенырсинской средней общеобразовательной школы  Тюлячинского муниципального района;

Фадеев Рем Сергеевич, член профсоюзной организации, учитель  первой  квалификационной категории;

Гарифуллина Рамиля Мавлетзяновна, ответственный по охране труда;

Семёнова Елена Петровна, член профсоюзной организации, учитель  первой  квалификационной категории;

Гаязов Марат Галимзянович, руководитель направления Программы «Школа-здоровья», преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное наименование проекта

«Профсоюз - территория здоровья»

Разработчики проекта: профсоюзная организация школы, учитель физкультуры, общественность.

Исполнители проекта: профсоюзная организация.

Назначение проекта: проект отражает инновационные направления развития образовательного учреждения, стимулирует работу педагогического коллектива и развитие школы.

Кем принят проект

Проект рассмотрен и утвержден на заседании педагогического совета (протокол № 8 от 30 августа 2020 года).

Информационная справка об образовательном учреждении

Общие сведения об образовательном учреждении.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большенырсинская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан;

422094     Республика Татарстан,  Тюлячинский район с. Большие Нырси

Директор школы: Чернов Петр Александрович;

телефоны: 8(84360)5-31-26;   89027192364

Адрес электронной почты: roo_nirsi@mail.ru

Учредителем школы является администрация Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан.

Устав школы принят на собрании трудового коллектива школы, утвержден Главой администрации Тюлячинского муниципального района РТ.

     Информационная справка о школе.

     МБОУ – Большенырсинская  средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан была открыта в 1978 году как общеобразовательная школа.

    Всего учащихся – 59, в начальной школе - 19, в основной школе - 27, в средней школе - 13. Школа работает в одну смену: 1 класс – пятидневная неделя;  2-11 классы – шестидневная неделя.

     Структура школы и еѐ ресурсы.

   В школе 18 учебных кабинетов, есть спортивный зал, лыжная база, краеведческий музей,  медицинский кабинет,  спортивная площадка,  детская площадка, географическая площадка, библиотека.

    Кадровые ресурсы.

    Педагогический портрет школы

    В школе работает дружный, творческий коллектив единомышленников. Образовательный процесс осуществляют 24 педагога. Из них: 10 классных руководителей, 1 педагог-организатор, 1 воспитатель ГПД. 98% педагогического коллектива имеют высшее образование. В школе нет текучести кадров, педагогический коллектив стабильный, профессионально грамотный.

    Обоснование проекта.  Главное действующее лицо в коллективе – человек. Поэтому, в основе работы МБОУ-Большенырсинская   средняя общеобразовательная школа   и профсоюзного комитета является создание благоприятных условий труда как для учащихся, педагогов, так и для обслуживающего персонала, создание комфортной обстановки в коллективе, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

     Ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.

Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно педагог в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников. В связи с этим организация  работы по сохранению психического и физического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей.

   Основная причина, побудившая нас взяться за создание проекта, укрепить состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться.

  Ярко высветив проблему, мы начали искать пути, способы, средства для ее решения, так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы в целом.

   Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему.

В нее вошли  учитель физкультуры, председатель первичной организации и члены профсоюза.

Мы разработали проект деятельности на тему «Профсоюз - территория здоровья»

   Одной из особенностей труда учителя является необходимость проявлять постоянный самоконтроль, преодолевать свое эмоциональное напряжение, поддерживать концентрацию внимания для достижения высоких педагогических результатов. Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например: сочетать фронтальную и индивидуальную работу; слушать ответ ученика, анализировать его и держать в поле зрения весь класс; объяснять новый материал и поддерживать активность класса; писать задание на доске и объяснять...

   Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. Поэтому не редки случаи, когда через 5–7 лет педагогической деятельности голос учителя лишается многообразных оттенков, становится тусклым.

   Нет в работе учителя (исключая учителя физкультуры)  должной физической нагрузки. А для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, в том числе и от мышц.

   Сегодня мы говорим о здоровье учителя, имея в виду единство физического, психического и социального благополучия человека - принцип триединого представления о здоровье.

   Но чаще всего, здоровье педагогов, как и других профессиональных групп, изучается в основном под медицинским углом зрения, при котором анализируются медико-статистические показатели (число дней нетрудоспособности, статистика заболеваемости, результаты диспансеризации).

    Но проблема здоровья учителей имеет свою важную специфику. Следует помнить, что профессия педагога относится к профессиям типа "человек-человек”, а это связано с  высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических проблем. Психологический дискомфорт и состояние стресса возникают в связи с объективно и субъективно существующими причинами: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся; низкая оценка обществом учительского труда; возраст и стаж.

    Кроме того, современному педагогу необходимо успевать вести проектную и исследовательскую деятельность, постоянно работать над своим самообразованием и решать многие другие задачи, без которых немыслим сам образовательный процесс.

   Самому педагогу чаще всего не под силу справиться с накопившимися проблемами, возникает необходимость психологической помощи и поддержки учительства. И для решения этой проблемы необходима, в первую очередь, психологическая работа с учителем, которая заключалась бы в запуске механизмов по формированию способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

   Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

   Результаты исследований показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы педагогов.

   Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

- миопия (близорукость);

- ларингит;

- синдром хронической усталости;

- гиподинамия;

- остеохондроз.

Причины таких заболеваний возникают в:

- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

- сниженная двигательная активность;

- эмоциональная перенапряженность;  

- большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;

- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;

   Проведенный опрос учителей МБОУ – Большенырсинская средняя образовательная школа  показал, что:   41,5 % педагогов не уделяют внимания своему здоровью; 45,7% - стараются, но не получается. И только 12,8 %  учителей уделяют целенаправленное внимание своему здоровью.

   Поэтому в нашей школе организована работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья педагогов, которая предполагает:

- создание комплекса рекомендаций по проблеме сохранения здоровья педагога;

- формирование у педагогов потребность к здоровому образу жизни;

- помощь учителям в организации своей деятельности в рамках рабочего дня без нанесения ущерба своему здоровью.

Модель  здорового педагога

Здоровье учителя

Наша школа является  муниципальной инновационной площадкой,  «Школа здоровья».  В школе реализуется программа «Школа здоровья». Эта работа убедила нас, что здоровье детей во многом зависит от личного и профессионального здоровья педагога. Дети органически не приемлют фальши, с ними нельзя говорить на уровне призывов. И отношение учителя к собственному здоровью должно соответствовать требованиям, которые он предъявляет своим ученикам. Личность учителя, одухотворенная благородными мыслями и чувствами, ориентированная на общечеловеческие ценности, в том числе на ценности здорового образа жизни, - единственное средство убеждения детей и нейтрализации того негативного, что ребенок видит и слышит в окружающей его жизни.

    Разрабатываемый нами проект призван подчеркнуть неразрывную связь здоровья школьников и учителя, а также облегчить педагогам поиск полезной информации по этим актуальным вопросам и непосредственно использовать ее в своей профессиональной деятельности.


Актуальность проекта

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы в целом.

Цели и задачи проекта:

Цель:

- формирование качественно новой системы подхода к деятельности учителя, направленной на формирование ценностно-мотивационного отношения педагогов к личной физической культуре и здоровому образу жизни.

Основные задачи:

- создать систему информационной и психолого-педагогической поддержки педагогов, направленной на формирование здоровьесберегающего пространства школы, через организацию семинаров и психотренингом

- создать группы «Здоровья» для поддержания высокой работоспособности и сохранение здоровья

- развивать ценностную мотивацию по укреплению своего здоровья и соблюдению правил поведения, отвечающих принципам ЗОЖ;

- поддерживать благоприятный психологический климат в школе.

Сроки реализации проекта

2020-2021 гг.

Этапы разработки проекта.

1 этап – Определение проблемы, цели и задач, названия проекта.

2 этап - Определение механизмов, через которые будет происходить реализация проекта.

3 этап – Описание проекта.

4 этап - Оформление проекта.

5 этап - Защита проекта на педагогическом совете школы.

6 этап – Практическое внедрение проекта в деятельность школы.

Этапы работы по реализации проекта в школе.

I этап – подготовительный этап: выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучении информации о состоянии здоровья педагогов школы, составление плана реализации проекта.

II этап - этап практической реализации проекта.

III этап – обобщающий

При создании проекта мы опирались на следующие принципы:

  1. Здоровье - это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье - в твоих руках!


2. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.

3. Психологический комфорт, улыбка - факторы хорошего настроения.

Основные направления деятельности:

-включение в план работы профсоюзной организации школы мероприятий по здоровьесбережению для педагога;

-стимулирование учителей, пропагандирующих здоровый образ жизни;

-создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда.

-создание условий для занятий спортом педагогов школы

-организация работы комнаты психологической разгрузки и фитобара

Методы и формы работы:

Содержание

 Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда

Обеспечение материально-пространственной среды для организации учебно-воспитательно-оздоравливающей деятельности.

Соблюдение гигиенических норм и правил.

Оптимизация педагогической нагрузки.

Составление расписания с учетом всех требований санитарных

норм и правил, пожеланий педагогов

Встречи со специалистами медицинских учреждений

Организация встречи с фельдшером ФАП, со специалистами ЦРБ.

Семинар:

 «Здоровьесберегающее пространство школы, пути его формирования»

«Основы педагогической психогигиены и психотерапии»

 «Управление здоровьем»

Психофизиологические и гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса в школе. Рациональная организация и гигиена учебной и интеллектуально-творческой работы. Здоровье человека и его социальное окружение. Организация мероприятий, программ в поддержку идей здорового образа жизни.

Двигательная активность и гиподинамия. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Основы оздоровительной и лечебной физкультуры. Защитные системы организма. Иммунитет и его укрепление

Рациональное питание и здоровье. Современные системы оздоровительного питания. Проблема избыточного веса. Психология здоровья. Представления о стрессе и психосоматических заболеваниях

Круглый стол «Неблагополучие здоровья учителей и причины, его определяющие»

Учитель и стрессы. Возможности преодоления стрессов. Отпуск – время дополнительных возможностей. Как поддержать и укрепить свое здоровье. Тренинг личностного роста для педагогов.

Рациональное питание и здоровье. Современные системы оздоровительного питания. Проблема избыточного веса. Психология здоровья. Представления о стрессе и психосоматических заболеваниях.  

 

 Организация спортивных и оздоровительных мероприятий

- Соревнования, спортокиады

–Туристические походы

—Выезды на природу

- Лыжные походы

- День леса

–Группа здоровья

–Фитобар

–Психологическая разгрузка

Оздоровительная физкультура

Обучение упражнениям с дозированной физической нагрузкой, обучение правильному дыханию,  двигательная терапия.

Конкурсы

Проведение конкурсов «Лучший видеоролик «Лучший плакат», «Лучший сценарий агитвыступления», посвященных пропаганде здорового образа жизни.

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Кадровое

Высокий профессионализм учителей физкультуры, которые имеют высшую категорию, прошли соответствующую курсовую подготовку, имеют опыт участия и организации спортивных соревнований различного уровня.

Научно – методическое

Разработана программа группы здоровья. В педагогический процесс внедряются здоровосберегающие технологии.

Материально – техническое

Приобретение современного спортивного оборудования.

 Организационное

Составлено расписание занятий для учителей школы

Финансовое

Бюджетные средства, внебюджетные (средства спонсоров, самостоятельно заработанные). 

Ожидаемые конечные результаты проекта

-развитие потребности в профессиональном самообразовании,

саморазвитии, профессиональном самосовершенствовании, раскрытии

творческого потенциала;

- вооружение педагогов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья и здоровья учащихся;

- формирование профессионального здоровья учителя;

-повышение профессионального мастерства педагогов;

- улучшение психологического микроклимата в коллективе;

- укрепление здоровья педагогов, формированию ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный замысел команды ОУ по созданию «Школа- территория здоровья»

Проект команды ОУ по созданию "Школа-территория здоровья" предназначен для учащихся с 1-11 классы.Данный ресурс может быть полезен учителям и родителям учащихся школы.Целью проекта является разработка...

Акция "Летний лагерь - территория здоровья"

В данной работе представлены некоторые моменты работы в летнем оздоровительном лагере "Радуга" при нашей школе. Лагерь традиционно проводится каждое лето и пользуется большим спросом у ребят. Они с уд...

"Школа - территория здоровья"

Выступление по обмену опытом...

Проект "Территория здоровья"

Проект-презентация. Использование  здоровьесберегающих технологий в начальной школе....

Программа здоровьесбережения школьников 1-4 классов "Территория здоровья"

Программа поможет  создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникативной компетенции школьника, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в ин...

ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ – «ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически...

Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"

Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...