Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat.docx | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Хочу все знать»
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор"/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2010г. Данная образовательная программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2012 г.
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, для обучения решению различных задач творческого и поискового характера, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, а также позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, заинтересовывают детей.
При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности; расширить и углубить знания по математике и русскому языку.
Задачи программы:
-способствовать расширению кругозора;
-развивать мотивацию к познанию и творчеству;
-развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
-воспитывать чувства справедливости, ответственности;
-обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
-развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 9 - 10 лет.
Формы реализации программы
Основные виды деятельности:
-решение логических задач по разным отраслям знаний;
-работа с различными источниками информации;
-составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.
Формы проведения учебного занятия:
Комбинированный | Ознакомление с новым материалом |
Закрепление и повторение | Обобщение и систематизация полученных знаний |
Самостоятельная работа | Выполнение индивидуальных и групповых работ |
Формы работы с детьми
- беседы, игры;
- работа с информационными источниками;
- практическая работа
- тематические конкурсы
- организация выставок
Режим занятий
Сроки реализации программы – 34 недели.
Предполагаемый режим - одно занятие в 2 недели.
Продолжительность одного занятия 35 минут.
Предполагаемые результаты:
-повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
-развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий:
-выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
-подготовка и проведение детьми "Минуток смекалки" на уроках;
-участие в интеллектуальных играх.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов. |
1. | Вводное занятие. Набор детей в объединение. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1ч. |
2. | Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. | 3ч. |
3. | Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. | 6ч. |
4. | Занимательное словообразование. | 5ч. |
5. | Лексикология. | 2ч. |
Итого: | 17ч. |
Календарно-тематический план
№ занятия п/п | № занятия в разделе | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание | ||
Выявление уровня развития, восприятия, памяти и мышления. (1ч.) | ||||||||
1. | 1. | Введение в программу внеурочной деятельности. Набор детей в объединение. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения и мышления. | Внимательно слушать и понимать задание, ориентироваться на плоскости листа. Наблюдать и действовать по инструкции. | |||||
Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. (3ч.) | ||||||||
2 | 1 | Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения. Тренировка слуховой памяти. | Выделять закономерности, находить признаки чисел. Узнавать предметы по заданным признакам. Находить признаки слов, сравнивать слова. | |||||
3 | 2 | Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | Различать главное и существенное, преобразовывать, составлять фигуры. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | |||||
4 | 3 | Симметрия. Ось симметрии. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка зрительной памяти. "Превращения слов". | Определять на глаз размер предмета. Развивать мыслительные операции. Демонстрировать целенаправленное, осмысленное наблюдение. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. | |||||
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. (6ч.) | ||||||||
5 | 1 | Развитие логического мышления. Весёлые задачки. Графические диктанты. "Что лишнее?" "Отгадай шараду?" | Сформировать умение выбирать основание для классификации. Решать задачи, раскодировать слова. Выделять закономерность составления ряда и продолжить его, завершать схемы. Развивать логическое мышление. | |||||
6 | 2 | "Анаграмма". Конструируем фигуры. «Танграмм». | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. Объяснять значение слов и выражений. Совершенствовать воображение, сравнивать предметы, развивать мыслительные операции анализа и синтеза. | |||||
7 | 3 | Составление предложений. "Отгадай метаграммму". | Развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. | |||||
8 | 4 | Волшебный квадрат. Пифагорово путешествие. | Проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот. Находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой- второму множеству. | |||||
9 | 5 | Евклидовые вычисления. | Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. | |||||
10 | 6 | Аналогическая закономерность. Пословица недаром молвится. | Учиться находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы, располагать предметы в таблице, соблюдая закономерность. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | |||||
«Занимательное словообразование» (5ч). | ||||||||
11 | 1 | Занимательное словообразование. Путешествие в страну слов. | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Познакомиться с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывать загадки. Работать с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово» | |||||
12 | 2 | Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Найти неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». Познакомиться с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работать над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | |||||
13 | 3 | Слова- омонимы. Крылатые слова. | Омонимы в русском языке и их роль. Работать над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Читать рассказ Н. Сладкова «Овсянка». Беседовать о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подобрать «крылатые выражения» в названиях текста. Работать с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работать со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». | |||||
14 | 4 | Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы | Познакомиться с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работать с примерами (Милан - налим, актер- терка.) Познакомиться с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов Иллюстрировать слова - ответы. | |||||
15 | 5 | Откуда пришли наши имена. Занимательное словообразование. | Познакомиться с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | |||||
Лексикология. (2ч.) | ||||||||
16 | 1 | Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Итоговый контроль.
| Познакомиться с термином «лексика», и лексическим значением слов. Познакомиться с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Познакомиться с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнить роль энциклопедических и лингвистических словарей. Обучить умению пользоваться различными словарями. Беседовать по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работать с пословицами и поговорками. Работать со «Словарем антонимов русского языка». Изучить особенности фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседовать о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Находить фразеологизмы в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». | |||||
17 | 2 | Словарь языка Пушкина. Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь - грамотей. | Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Познакомиться с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. Познакомиться со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Познакомиться со словарной статьей орфографического словаря. Беседовать о значении орфографического словаря. Работать с орфографическим словарем. |
Содержание программы
Тема 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Тема 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи.
1. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения. Тренировка слуховой памяти.
2. Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
3. Симметрия. Ось симметрии. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие слуховой памяти.
Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти. "Превращения слов".
Тема 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
1. Развитие логического мышления. Весёлые задачки. Графические диктанты. "Что лишнее?" "Отгадай шараду?"
2. "Анаграмма".Конструируем фигуры. «Танграмм».
3. Составление предложений."Отгадай метаграммму".
4. Волшебный квадрат. Пифагорово путешествие.
5. Евклидовые вычисления.
6. Пословица недаром молвится. Игра "Самый умный".
Тема 4. Занимательное словообразование.
1. Занимательное словообразование. Путешествие в страну слов.
2. Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями.
3. Слова- омонимы. Крылатые слова.
4. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы.
5. Откуда пришли наши имена. Занимательное словообразование.
Тема 5. Лексикология.
1. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. Слова – антиподы. Фразеологические обороты.
7. Словарь языка Пушкина. Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь - грамотей.
Результаты освоения программы:
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
· формировать личностный смысл учения;
· формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
· осваивать способы решения проблем поискового характера;
· определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
· осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
· познавательные УУД;
· осознанно строить речевое высказывание;
· овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
· учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
· учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
· формировать мотивацию к работе на результат;
· учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
· определять виды отношений между понятиями;
· решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
· находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
· устанавливать ситуативную связь между понятиями;
· рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
· решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Материально-техническое обеспечение:
О.А. Холодова. "Умным умникам и умницам", Методическое пособие для учителя 1 -4 класс.- М.: РОСТ, 2012г. |
5. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 6. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г |
Технические средства обучения. Персональный компьютер с принтером Мультимедийный проектор. |
Экранно-звуковые пособия. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу знать" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Хочу знать" 2 класс...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность.Клуб "Хочу всё знать!"
Авторская программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность. Расчитанная на 4 года обучения. Особенно удачно подходит для тех, кто работает по программе Перспективная начальная шк...
программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
в программе содержится тематическое планирование проектной деятельности "Хочу все знать"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Хочу всё знать!» 3 класс
Рабочая программа для работы по ФГОС во внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....
Программа внеурочной деятельности "Хочу знать"
Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуального направления...