Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
статья на тему

Развитие познавательных способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv._poz._spo.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развития познавательных способностей у обучающихся младшего  школьного возраста.

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации.  Для него открывается  мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.

При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирование творческого мышления учащихся и познавательной активности.

В своей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание  использованию различных методов и приёмов, которые могли бы увлечь детей, сделать  процесс обучения интересным, с целью повышения уровня общего развития детей. Практика показывает, что при работе с детьми младшего школьного возраста можно и нужно использовать занимательные упражнения, ставить проблемные ситуации,  использовать программированные задания. Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность.

Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание  учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое,  что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, обучающийся как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя текст, находят новые сведения из дополнительных источников. Эти сведения могут носить разный характер, так как дети используют различные литературные пособия. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Именно поэтому необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений  о мире -  на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

В своей работе я использую игровые технологии, ведущим методом которой является игра. Это и деловые игры, и ролевые, и игры – путешествия, дидактические игры, игры – экскурсии, игры – спектакли. Такие игры позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания и снять напряжение: (Например, «Урок – спектакль», «Игры с именем существительным», «Лесная прогулка в царство грибов», «В гостях у Золушки», «Урок – конкурс»). Самостоятельность, которую ребенок проявляет в игровой деятельности, в подготовке к игре, к уроку, преобразуется в учебную инициативность, самостоятельность суждений. Умение ребенка следовать по инструкции, по правилу формирует произвольные психические процессы, у него возникает инициативность в познавательной деятельности.

Развитие познавательной активности в самостоятельном добывании знаний требует создания особых психолого-педагогических условий и правильную организацию обучения. Использование мною коммуникативной технологии дает детям возможность работать в содружестве, как с товарищем, так и с учителем. Основными формами работы являются – работа в парах, в группах, учебный диалог, дискуссия. Например, предлагается ребятам составить задания друг для друга, обменяться ими, выполнить, обсудить в группах задания, найти способы решения задачи, обсудить интересные факты, составить рассказ, выбрать смешной отрывок, распределить роли, продумать иллюстрации к тексту и т. д. Большой эффект в формировании познавательной деятельности имеет такая форма работы как учебный диалог или дискуссия. Детям дается возможность высказаться, проявить себя, но для этого им приходится самим обратиться к дополнительным источникам (помощь взрослых, дополнительная литература, печать, телевидение).

Создание дружественной атмосферы, непринужденности, дисциплинированности, уважения учителя к ученику, увлеченности процессом познания – важное условие в развитии познавательной деятельности. Для достижения положительных результатов в воспитании личности и образования пришлось перейти на проведение личностно-ориентированных уроков. Чтобы вызвать интерес к познанию нового, практикую исследовательскую технологию, ведущим методом которой является проблемный метод. Тут урок приходится строить так, чтобы у детей возникла потребность в учении.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не «зубрить», самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".

Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...

Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста

Доклад на тему" Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста"...

Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находились в центре с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обуч...

Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности

Работа по самообразованию. Развитие познавательных  способностей у детей  младшего  школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности....

"Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования

quot;Развитие познавательных способностей у детей  младшего  школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования...

Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный ...