Интеллектуальный марафон
олимпиадные задания (4 класс)

Сапичева Ольга Юрьевна

Цель  марафона: выявление детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи марафона: развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых сфер личности, развитие сферы социальных навыков личности; формирование стремления к самореализации, раскрытие многогранности интересов, развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей «Серпухов»

Интеллектуальный марафон

 4 класс

Цель  марафона: выявление детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи марафона: развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых сфер личности, развитие сферы социальных навыков личности; формирование стремления к самореализации, раскрытие многогранности интересов, развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

 Описание работы: круг вопросов по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру повышенной сложности, задания на смекалку и логику. Есть ключ для учителя.

Ход мероприятия.

(Звучат фанфары)

Внимание, школа!
Внимание, город!
Внимание, целый народ!
Праздник великих наук 
В нашем лицее - 
сегодня  идёт!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальном марафоне «Знай-ка». Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности. Кто они,  главные герои нашего праздника,   вы мне назовете сами, отгадав загадки.

Плюсы и минусы, знаки деления,
Равенства знаки и умножения,
Всяких примеров, задач задается.
Как же наука такая зовется?
                                                             Математика

На каком уроке мы пишем сочинение?

На каком уроке мы готовим изложение?

На этом уроке изучаем орфограммы.

Выполняем разные задания?                 Русский язык


Чтоб нести в народ культуру

Надо знать ……..                                      Литературу

Книги мудрые читать

Мир духовный развивать!

Учит нас любить свой край,

Наблюдать природу,

Как всех зверей оберегать,

Беречь и лес, и воду.                                 Окружающий мир

Ведущий: Молодцы! Мы вспомнили  основных виновников нашего торжества, Интеллектуального марафона. Но путешествие в мир наук, невозможно без верных, надежных наставников. Кто же они? Правильно, ваши  учителя.

(представляю учителей 4-х классов)

Ваши учителя будут и членами жюри, которое  оценит каждое конкурсное задание, и выставит баллы. Подсчитав общее количество баллов, оно назовет победителя Интеллектуального марафона.

Но, чтобы марафону зажечь зелёный свет,

Нужно всем вам дать совет.
Свой совет даст завуч школы,
Выслушать его мы все готовы.

(выступление завуча)

К интеллектуальным конкурсам готовы!

Вперед, друзья! К победам новым!

Итак, Интеллектуальный марафон начинается!

На работу  45 минут.

РУССКИЙ ЯЗЫК

  1. вариант

1.Мальчик каждую букву своего имени заменил  порядковым номером этой буквы в  русском алфавите. Получилось число 5 10 14 1.    Как звали мальчика?

2. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Звездный, песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь

3. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Пятлая куш…

Бурявый папалош…

Мяувыая дуч…

4. В языке “крокс” есть слово ТАМУЛЮШКА.

Известно, что:  

  • слово ТАМУЛЮШКА изменяется так: ТАМУЛЮШКИ, ТАМУЛЮШКЕ;  
  • у этого слова есть родственные слова: ТАМУЛЮШИТЬ, МУЛЮША, МУЛЮШОК;
  • в “словах” ТАМУЛЮШКА, ТАМЯКА, ТАФУЧКА одинаковая приставка;
  • в “словах” ТАМУЛЮШКА, ЖУКОЧКА, СЮМЯРКА одинаковый суффикс.

Разбери слово ТАМУЛЮШКА по составу.  

5. Замени фразеологический оборот одним словом.

Намозолить глаза.

Жить душа в душу.

6) Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.

Жар солнца - жар чувств; каменное здание - каменное сердце.

7. Какое из четырех слов относится к устаревшим?

А) плотник      Б) стражник      В) охранник       Г) именинник

  1. вариант

1.Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось          

  1. 1 13 1. Запишите название этого города. __________________________

2.В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Якорь, лазурь, звездный, яблоко, стая, песня, польют.

3. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Дормый делаж…

Вылюный вагач…

Желомная беч…

4. В языке КРОКС есть слово РАШМЁНКА.
Известно что:
а) слово РАШМЁНКА изменяется так: РАШМЁНКА, РАШМЁНКИ, РАШМЁНКЕ.
б) у этого слова есть родственные слова: РАШМЁНИТЬ, ШМЁНА, ШМЁНИК, ЗАШМЁН.
в) в словах РАШМЁНКА, ГУКОЧКА, ДЮЖАРКА одинаковый суффикс.
г) в словах РАШМЁНКА, РАВУКА. РАЛИЧКА одинаковая приставка.

Разбери слово РАШМЁНКА по составу.  

5. Замени фразеологический оборот одним словом.

На ночь глядя.

В час по чайной ложке.

6) Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.

Строить планы - строить мост,  золотые руки – золотые серьги.

7. Какое из четырех слов относится к устаревшим?

1) парусник      2) стражник      З) рубеж      4) дозор

МАТЕМАТИКА

1 вариант

1. Никита выписал числа от 1 до 31. На сколько больше он написал единиц, чем троек?

(A) 8          (Б) 9            (В) 10                 (Г) 11                (Д) 13

2.Улитке нужно было проползти 12 метров. Утром до обеда она про-

ползла 12 дм, а после обеда устала и проползла только 12 см. Ка-

кое расстояние ей осталось проползти?

(А) 1028 см      (Б) 1068 см       (В) 102 дм      (Г) 10 м      (Д) 11 м

3. У Маши 28 открыток. Сначала она подарила несколько открыток Ане. потом 4 открытки Гале. После этого у нее осталась половина того, что было сначала. Сколько открыток подарила Маша Ане?

(A) 18               (Б) 10               (В) 5                      (Г) 24               (Д) 12

4. В комнате 12 щенков, каждый из них шумный или кусачий. Кусачих щенков 8, а шумных - 9. Сколько среди них шумных и кусачих одновременно?

(А)3               (Б)4              (В)5             (Г)6              (Д)8

5. За 4 часа ученик изготовил 128 деталей. Сколько времени работал мастер, если он делал на 9 деталей больше, чем ученик, и изготовил на 118 деталей больше, чем ученик? Запиши решение.

2 вариант

1. Аня хочет вставить цифру 3 в число 2014 так, чтобы получившееся пятизначное число было как можно меньше. Где она должна написать цифру 3?

(A) перед цифрой 2

(Б) между цифрами 2 и 0

(В) между цифрами 0 и 1

(Г) между цифрами 1 и 4

(Д) после цифры 4

2. Во дворе гуляют несколько собак. У этих собак лап на 18 больше,

чем носов. Сколько собак во дворе?

(A) 4      (Б) 5        (В) 6       (Г) 8      (Д) 9

3. На планете Кенгуру один год состоит из 20 месяцев, а каждый месяц — из 6 недель. Четверть года у кенгурят каникулы. Сколько недель продолжаются каникулы?

(A) 5               (Б) 6                 (В) 10                       (Г) 24               (Д) 30

4. В классе 5 человек изучают китайский язык и 6 человек - японский. Всего в классе изучают эти языки 8 человек. Сколько человек изучает оба эти языка?

(А) 5                (Б) 4               (В) 3                (Г) 2                    (Д)1

5. По плану рабочий должен был сделать 120 деталей за 5 часов. Но он в час делал на 8 деталей больше нормы. Сколько деталей рабочий изготовил за это время?

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 ВАРИАНТ

1.С востока Азию омывает … океан

А) Атлантический; Б) Индийский; В) Северный Ледовитый;

Г) Тихий; Д) Южный.

2. Какое утверждение верно?

А) Экватор делит Азию на две равные части.

 Б) Азия расположена полностью в Северном полушарии.

В) Большая часть Азии расположена в Северном полушарии.

Г) Азия расположена полностью в Южном полушарии.

Д) Большая часть Азии расположена в Южном полушарии.

3.Эта зерновая культура, большая часть которой выращивается в Азии, является основой для питания у многих народов мира.

А) овёс; Б) рис; В) киноа; Г) кукуруза; Д) рожь

4. В старину Русь торговала со многими странами «мягкой рухлядью», большая часть которой поступала из Сибири. Это – …

А) валенки; Б) пушнина; В) золото; Г) чёрная икра; Д) шерсть.

5. Во многих районах Китая тысячелетиями разводят тутовые деревья, в основном, для …

А) заготовки дров; Б) выращивания гусениц; В) производства варенья из ягод; Г) откорма скота;  Д) использования в живых изгородях.

2 ВАРИАНТ

1. Самая высокая горная система в западной Европе называется …

А) Апеннины; Б) Альпы; В) Карпаты; Г) Пиренеи; Д) Хибины.

2.Лисенок, готовясь к путешествию по Европе, узнал о ней много нового, но нашёл и ошибочное утверждение. Какое?

А) Европа – омывается морями двух океанов.

Б) Часть территории Европы располагается за Северным полярным кругом.

В) Европу пересекает экватор.

Г) Европу и Америку разделяет Атлантический океан.

Д) Европа и Азия располагаются на одном материке.

3. Многие славянские народы любят пшённую кашу. Крупу для неё делают из …

А) пшеницы; Б) кукурузы; В) картофеля; Г) ячменя; Д) проса.

4. Как называется плод клёна?

А) крылатка; Б) шишка; В) орешек; Г) зерно; Д) семянка

5. Испанцы после завоевания империи ацтеков вывозили в Европу не только золото, но и многие виды растений. Сейчас плоды одного из них в некоторых европейских странах называют «золотыми яблоками». Это …

А) картофель; Б) кукуруза; В) слива; Г) томат; Д) лук.

ЛИТЕРАТУРА

1 вариант

  1. Английский математик Чарльз Доджсон часто придумывал сказки для маленькой дочурки своего друга по имени Алиса.

    Под какими названиями были изданы эти сказки и под каким  псевдонимом?

  1. Как звали помощницу злой ткачихи и коварной повару из сказки А. Пушкина?
  2. Кто из героев книги «Приключения Буратино» А. Толстого носил серебряные часы?
  3. В какой сказке есть страна жевунов? Запиши название и автора этой сказки.
  4. Какая путешественница отправилась вместе с утками на юг?

2 вариант

1. В какой сказке под снежной периной девочка увидела зеленую травку? Кто автор сказки?

2. Как звали девочку из сказа П. Бажова, которая видела Серебряное копытце?

3. Кем по профессии был Дуремар из сказки А. Толстого «Золотой ключик»?

4. Кого не могли поймать ни молодец Гаврила, ни молодец Данила, а Иван, хоть и сел задом наперед, но поймал. Запиши название и автора этой сказки.

5. Какую вещь Герды оставила себе маленькая разбойница из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»?



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ  

 1 вариант

РУССКИЙ ЯЗЫК

Ответы

Баллы

1

Дима    

1

2

Песня, польют, якорь.

3

3

Пятлая кушь, бурявый папалош,  мяувыая дучь.

3

4

ТА- МУЛЮШ- К- А

2

5

Надоесть. Дружно, согласно, любовно.

2

6

Жар чувств, каменное сердце.

2

7

Стражник

1

14 баллов

МАТЕМАТИКА

Ответы

Баллы

1

Б (9)

3

2

(Б) 1068 см      

4

3

(Б) 10              

4

4

(В)5            

4

5

Решение:

1) 128 : 4 = 32 (детали в час) — делал ученик.

2) 32 + 9 = 41 (деталь в час) — делал мастер.

3)128 + 118 = 246 (деталей) - изготовил мастер.

       4) 246:41 =6 (ч). Ответ: 6 часов.

2

17 баллов

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Ответы

Баллы

1

Г) Тихий

3

2

В) Большая часть Азии расположена в Северном полушарии

3

3

Б) рис

4

4

Б) пушнина

4

5

Б) выращивания гусениц

4

18 баллов

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Баллы

Ответы

1

«Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»  Л. Кэрролла.

2

2

Баба Бабариха

1

3

Пудель Артемон

1

4

«Волшебник Изумрудного города» А. Волкова.

2

5

Лягушка

1

7 баллов

Всего 56 баллов.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальный марафон.

ОТВЕТЫ  

 2 вариант

РУССКИЙ ЯЗЫК

Ответы

Баллы

1

Тула  

1

2

Песня, польют, якорь.

3

3

Дормый делаж, вылюный вагач,  желомная бечь.

3

4

РА-ШМЁН-К-А

2

5

Уходить, пойти, собраться, поздно. Медленно, долго.

2

6

Строить планы, золотые руки.

2

7

Дозор

1

14 баллов

МАТЕМАТИКА

Ответы

Баллы

1

(Г) между цифрами 1 и 4

3

2

(В) 6      

4

3

(Д) 30

4

4

(В) 3                

4

5

  1. 120:5=24 (д) – за 1 час должен делать рабочий.
  2. 24+8=32 (д) – делал за 1 час рабочий.
  3. 32*5= 160 (д)

 Ответ: 160 деталей

2

17 баллов

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Ответы

Баллы

1

Б) Альпы

3

2

В) Европу пересекает экватор

3

3

Д) проса

4

4

А) крылатка

4

5

Г) томат

4

18 баллов

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Баллы

Ответы

1

«Мороз Иванович» В. Одоевский

2

2

Дарёнка

1

3

Аптекарем.

1

4

Кобылицу. «Конек-Горбунок» П. Ершова

2

5

Муфту.

1

7 баллов

Всего 56 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по окружающему миру

Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....

Интеллектуальный марафон "Эрудит"

Внеклассное мероприятие проводится проводится в 3 классе на Дне Науки. Весь класс делится на 2 команды. Данное мероприятие воспитывает умение работать сообща, согласовывать свои действия....

Интеллектуальный марафон 1 класс

Список вопросов и ответов 1 тура  "Интеллектуального марафона" в 1 классе...

Материалы для проведения интеллектуального марафона

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру....

Задания для проведения интеллектуального марафона в начальных классах.

Интеллектуальный марафон. 3 класс.Подготовила Сорокина Людмила Васильевна,учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 21г. Белорецк.В представленных материалах тематически охвачены  основные дисциплины...

Интеллектуальный марафон

Интеллектуальный марафон  представляет собой форму внеурочной учебно-воспитательной деятельности, в которой проверяется не только мастерство, но и выносливость.Цели проведения марафона след...

Родительское собрание в 4 классе " Интеллектуальный марафон"

Родительское собрание рекомендовано для проведения в 4 классе...