Представление собственного инновационного педагогического опыта
статья

Юлия Введенская

Представление опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

 учителя начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» г.о.Саранск

Введенской Юлии Сергеевны

    В 2010 году закончила Мордовский Государственный Педагогический Институт имени М.Е.Евсевьева по специальности: «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специализацией: «Основы детского творчества в начальной школе». После чего, сразу же начала работать в МОУ «ООШ №15» учителем начальных классов. С 2019 года работаю в МАОУ «СОШ №10».

 Педагогическая проблема над которой я работаю: Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

1. Актуальность и перспективность опыта 

     Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста составляет основу процесса обучения, является «постоянной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

    Поэтому развитие и воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из   главных целей системы образования.  

          И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.

2. Концептуальность опыта

      Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей у младших школьников, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми, помогать друг другу, уметь принимать решения и формулировать интересы и осознавать возможности.

      Главная цель развития творческих способностей подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить разные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

    Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес как к учебной деятельности, так и внеурочной .

3 . Наличие теоретической   базы опыта.

   Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Большинство авторов великих изобретений выделили две стадии творческого процесса: 1) длительное размышление; 2) короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».

Во второй половине двадцатого века исследование творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучать процесс творчества детей и подростков. Разрабатывались первые программы формирования творческих способностей. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

      Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.  

      С 2012 года   я работаю по УМК  «Школа России». Хочется сказать, что содержание материал, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса.

       Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:

Способность удивляться и видеть проблемы.

Любопытство и любознательность.

Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).

Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4. Ведущая педагогическая идея.

   

        Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школь-ника , формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ученика.  Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.

          Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами   является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение   справедливости и добру.

5. Оптимальность и эффективность средств.

      В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

         И с первых дней обучения   мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания.  Сколько таких интересных творческих заданий для первоклассников предлагает автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А.А.: подготовить фоторассказ  о своём посёлке, придумай сказочную  историю  о диком или домашнем животном, которое тебе нравится, нарисуйте  словесный портрет  своего домашнего питомца, найти  в дополнительной литературе интересный факт о кошках, составить свою Красную книгу, изобразить производственные цепочки с помощью моделей, составить правила друзей природы  и т.д.

          Необходимость решать   проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Сколько интересных проектов предлагается детям УМК «Школа России»!   Это и ««Красная книга, или «Возьмем под защиту», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Профессии». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

           Активно включаются в урок сообщения детей, приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной литературы. Дети составляют кроссворды, загадки, живые цепочки связей, существующих в природе; работают над исследовательскими работами на темы: «Картофель-второй хлеб», «Фастфуды», «Как сохранить леса нашего края», «Чистые руки - залог здоровья». Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

        Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, мышления и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.  На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время (различные мероприятия, классные часы, факультативы...) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.  Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!

Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.  

     В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Веселые старты» (любимое детьми мероприятие, оно проводится совместно с родителями).

            Особое место в учебном процессе отвожу детским творческим работам, особенно сочинению, так как считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.    

          Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

        Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня сложности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

 Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.

     Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.  Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок.  

   Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.

       Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей последних.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

   

      Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы и города– кружки, секции, музыкальную и художественную школы.

          Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.  

Результаты внеурочной деятельности учащихся по предметам

Ф.И.О. ученика

Класс

Наименование мероприятия

Уровень

Результаты

Матвеев Александр

2

Школьный патент-шаг в будущее

Республиканский

Гран При

Матвеев Александр

2

От первых открытий к вершинам побед

Всероссийский

Победитель

Назарова Анастасия

2

От первых открытий к вершинам побед

Всероссийский

Призер

Назарова Анастасия

3

Наше наследие

Муниципальный

1 место

Ростомян Сара

3

2 место

Шалаева Екатерина

3

2 место

Чапаев Тамерлан

3

3 место

Назарова Анастасия

3

V Республиканская НПК школьников «Первые шаги в науку»

Республиканский

Призер

Лобашова Алиса

3

Экономь электроэнергию и воду-помоги сохранить природу

Муниципальный

1 место

Четверов Кирилл

3

2 место

Назарова Анастасия

3

3 место

Бояркин Ярослав

3

Зимние фантазии

Муниципальный

Гран При

Бельбакова Ульяна

3

Гран При

Бабиков Михаил

3

Гран При

Назарова Анастасия

3

Юный исседователь-2021

Всероссийский

призер

Четверов Кирилл

3

Вспоминая учителя

Всероссийский

Призер

Бояркин Ярослав

4

Призер

7. Возможность тиражирования

 

       В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования и запросам  образовательной среды и запросам моих учеников.

В заключение

       Есть великая «формула» приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

       Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство.     Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

8.Список использованной литературы.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 2013.

Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности// Начальная школа. - 2014. - №11. - С.22-24.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 2019г.

Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60.

Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1 - 4 класс.

А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2012.

Степановская В. М. Воспитание творчеством//Журнал «Начальная школа». 2018 № 6, с. 60-62.

Приложение

 

  Примеры  творческих заданий для детей.

 1..

 Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло. 



Второй вариант этого типа заданий:

Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

 

Следующий тип заданий:

 "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

 

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
 

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.В статье рассматриваются технологии использования в обучении игровых методов, а кон...