Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
рабочая программа (3 класс)

Иркабаева Елена Александровна

Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации. Решение таких заданий способствует формирова­нию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности и любознательности.

       Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах, участвуя в математических олимпиадах различного уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnikinitsy.docx48 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

«СОГЛАСОВАНО»

председатель ПС

протокол № ____

«___» _________ 2019г.

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

по школе № ____

«___» ________ 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Умники и умницы» (стартовый уровень)

Возраст учащихся: 9-10л.

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Иркабаева Е.А.

учитель начальных классов

Калининград,

2019 год

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:  социально-педагогическая.

2.Актуальность программы –соответствие потребностям времени.Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера происходит успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

3. Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решение таких заданий способствует формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности и любознательности.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность всвоих силах, участвуя в математических олимпиадах различного уровня.

4. Адресат программы –3 класс (9-10 лет).

5. Объем и срок освоения программы – 1 год, 34 часа (1 ч в неделю).

6. Формы обучения – очная.

7. Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с учетом психофизических возможностей младших школьников с элементами игры и сменой видов деятельности. Материал располагается от простого к сложному. Занятия включают «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы, творческие задания. Материал постепенно усложняется.

8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – 1 раз в неделю с продолжительностью занятия 40 минут:

- количество часов в год – 34 ч;

- количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю;

- периодичность и продолжительность занятий  - 1 раз в неделю, 40 минут.

9. Цельпрограммы: развитие математических способностей учащихся через формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.

Основные задачи:

  • обучающие - развитие познавательного интереса к математике,

включение в познавательную деятельность;

  • учить основным приемам мыслительной  деятельности:   анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, умению выделять главное, доказывать, опровергать, делать несложные выводы.
  • формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям.
  • развивающие - развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии;
  • развивать психические познавтельные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия ,воображения.
  •         развив  языковую культуру, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.
  •         формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе школьных дисциплин и в практической деятельности.
  • воспитывающие - формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

        

         

                            10. Содержание программы.

Учебный план:

п/п

Название  раздела

Название темы

Количество часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

практика

1

Тренировка психических процессов

Вводное занятие

Тестирование

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

1

2

      1

        1

         1

1

1

1

2

1

1

Тест

Контрольное задание

2

Задачи геометрического характера

Уникурсальные кривые.

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра»

Построение геометрических фигур из конструктора

1

        3

       3

1

         1

          1

2

2

Практическая работа

3

Нестандартные задачи алгебраического характера

Магические фигуры

Ребусы

Арифметические лабиринты

Математические фокусы

      2

        3

         2

         2

        1

1

            3

2

2

2

Практическая работа

4

Нестандартные задачи логического характера

Логические задачи

Задачи с альтернативным условием

Комбинаторные задачи

3

        3

        2

3

3

2

Практическая работа

5

Игры и праздники

Игры  А.З. Зака «Просветы», «Муха»

Праздники

2

        2

        2

2

2

2

Творческая работа

Тест

Всего часов

34

5

29

Тема № 1«Тренеровка психических процессов» (6 ч).

Теория.Понятия: внимание, память, воображение, мышление. Виды памяти, мышления, внимания.

Практика:На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Используемые задания не только  способствуют развитию столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы  и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все  задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию, от года к году.

Упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление организуются в подготовительной части каждого занятия. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам".

На каждом занятии этого блока предусматривается выполнение практической работы и использование следующих видов деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения

Тема № 2 «Задачи геометрического характера» (7 ч).

Теория.Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, овал,треугольник, трапеция. Штриховка. Трафарет. Моделирование

Практика. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество

Тема№ 3«Нестандартные задачи алгебраического характера» (9 ч).

Теория. Понятия: логика, ребус, шифр, магический квадрат, лабиринт.

Практика. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

Тема № 4. « Нестандартные задачи логического характера» (8 ч).

Теория.Понятия: логическая задача, провоцирующая задача, комбинаторная задача, анаграмма

Практика.Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.

Тема № 5 «Игры и праздники» (6 ч).

Теория. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

Практика. При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, выполняются практические работы: КТД.

11. Планируемые результаты.

Планируемые результаты

освоения программы «Умники и умницы»

Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Результаты обучения (предметные результаты): по окончании второггода обучения учащиеся будут

- уметь делать анализ задач по наводящим вопросам учителя;

- стремиться найти способ решения задачи;

- приобретут первичные умениярешения задач в области математики и информатики.

Результат воспитывающей деятельности:будет сформирована устойчивая потребность к познавательной деятельности, будут воспитываться морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция.

Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)будут формироваться:

регулятивными универсальные учебные действия:

- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- контролировать точность выполнения действий, делать проверку;

познавательные универсальные учебные действия:

- - преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- анализировать предлагаемую задачу, отличать новое от уже известного;

- делать выводы о результате собственной работы;

коммуникативные универсальные учебные действия

- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;

- умение выступать перед одноклассниками.

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

1. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Чис

ло

Время прове

Форма занятия

Ко-во ч.

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

09.

03

17.10

очная

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ: ИПБ №1,ИПДД №1,2, ИОТ № 009,010, 011,012, 039,040.  Правила внутреннего распорядка

К. 218

Контрольное задание

2

09

,10

17.10

очная

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант

К. 218

Тест

3

09

17

17.10

очная

1

Логические задачи

К. 218

Контрольное задание

4

09

24

17.10

очная

1

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра»

К. 218

Контрольное задание

5

10

01

17.10

очная

1

Задачи с альтернативным условием

К. 218

Контрольное задание

6

10

08

17.10

очная

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

К. 218

Контрольное задание

7

10

15

17.10

очная

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

К. 218

Контрольное задание

8

10

22

17.10

очная

1

Задачи с альтернативным условием

К. 218

Контрольное задание

9

10

29

17.10

очная

1

Магические фигуры

К. 218

Контрольное задание

10

11

12

17.10

очная

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты

К. 218

Контрольное задание

11

11

19

17.10

очная

1

Задачи с альтернативным условием

К. 218

Контрольное задание

12

11

26

17.10

очная

1

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм».

К. 218

Контрольное задание

13

12

03

17.10

очная

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

К. 218

Контрольное задание

14

12

10

17.10

очная

1

Логические задачи

К. 218

Контрольное задание

15

12

17

17.10

очная

1

Арифметические лабиринты

К. 218

Практическая работа

16

12

24

17.10

очная

1

Игра «Танграм»

К. 218

Творческое задание

17

01

14

17.10

очная

1

Игра «Просветы»

К. 218

Творческое задание

18

01

21

17.10

очная

Комбинаторные задачи

К. 218

Контрольное задание

19

01

28

17.10

очная

1

Игра  А.З. Зака «Просветы»

К. 218

Контрольное задание

20

02

04

17.10

очная

1

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

К. 218

Контрольное задание

21

02

11

17.10

очная

1

Игра  А.З. Зака «Просветы»

К. 218

Контрольное задание

22

02

18

17.10

очная

1

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

К. 218

Контрольное задание

23

02

25

17.10

очная

1

Задачи с альтернативным условием

К. 218

Контрольное задание

24

03

03

17.10

очная

1

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра

К. 218

Практическая работа

25

03

10

17.10

очная

1

Игра «Танграм»

К. 218

Творческое задание

26

03

17

17.10

очная

1

Логические задачи

К. 218

Контрольное задание

27

04

07

17.10

очная

1

Развитие концентрации внимания

К. 218

Контрольное задание

28

04

14

17.10

очная

1

Уникурсальные кривые.

К. 218

Контрольное задание

29

04

21

17.10

очная

1

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм».

К. 218

Контрольное задание

30

04

28

17.10

очная

1

Математические фокусы

К. 218

Контрольное задание

31

05

05

17.10

очная

1

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра»

К. 218

Контрольное задание

32

05

12

17.10

очная

1

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра»

К. 218

Контрольное задание

33

05

19

17.10

очная

1

Задачи с альтернативным условием

К. 218

Контрольное задание

34

05

26

17.10

очная

1

Игра-праздник «Умники и умницы»

К. 218

По итогу игр

2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

  • перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафыдля хранения раздаточного материала;
  • перечень технических средств обучения: АРМ учителя, экран, , проектор;
  • компьютерная локальная сеть, выход в Интернет.

Методическое обеспечение:

обеспечение программы методическими видами продукции:

- варианты задач и их решения, тренировочные упражнения;

- методические рекомендации для учителя.

Кадровое обеспечение:

Большакова Т.Н. - учитель  первой категории. Стаж работы учителем начальных классов – 40лет.

Формы аттестации:

Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме математических олимпиад, проводимых в конце каждой четверти и года на основе материала, пройденного за этот период.

заданий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: результативность участия в математических конкурсах.

Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося: тетради с текущими рабочими записями, результаты олимпиад, грамоты.

Оценочные материалы:олимпиадные задачи, участие в математических конкурсах, в том числе дистанционных.

Список литературы:

  1. Белицкая, Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы / Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
  2. Вахновецкий, Б. А. Логическая математика для младших школьников/ Б.А.Вахновецкий. – М.: Новый учебник, 2004. - 64 с.

  1. Винокурова, Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся/ Н.К.Винокурова. - M.: OOO «Центральное издательство», 2005. – 130с.
  2. Винокурова, Н. К. "Развитие познавательных способностей"/ Н. К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 1999.
  3. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н.Волкова. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», 2008. – 240 с.
  4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.  
  5. тДик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.

8.        Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2011. -  №6. - С. 30.

9.        Зак,  А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет / А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996.

10.        Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010

11.        Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года, №1726-р// Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html

12.        Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе /  Г.Г. Левитас. - М.:  Илекса, 2005.

13.         Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

14.        Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова,  М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

15.        Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100».)

16.        Холодова, О.А.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы / О.А.Холодова.- М.: РОСТ книга, 2005.

17.         Язвенко, О.А. Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий// Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516109/

18.        Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

19.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.// Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Интернет ресурсы:

o        http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fschool-collection.edu.ru%2Fcatalog%2Fpupil

o        https://pedsovet.su

Литература, рекомендованная для учащихся:

1.        Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.

2.        Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.

3.        Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.

4.        Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Дополнительная общеобразовательная программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 3 класс

Цель. Развитие мотивации, активности и самостоятельности обучающихся в познавательной сфереЗадачи. 1. Мотивационные:• создавать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности и с...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"

Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содерж...

Дополнительная общеобразовательная программа " Умники и умницы" 1 класс

Программа по логической математике для развивающего занятия " Умники и умницы" составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, ко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы».

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограмме «Умники и умницы»Направленность: общеинтеллектуальноеУровень: базовыйВозраст обучающихся: 7- 10 летСрок реализации: ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"

Направление: социально-гуманитарное.Срок реализации: 1 модуль / 1 год. Для детей 6-7 лет...