Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
рабочая программа (3 класс)
Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решение таких заданий способствует формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности и любознательности.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах, участвуя в математических олимпиадах различного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnikinitsy.docx | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол № ____ «___» _________ 2019г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № ____ «___» ________ 2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Умники и умницы» (стартовый уровень)
Возраст учащихся: 9-10л.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Иркабаева Е.А.
учитель начальных классов
Калининград,
2019 год
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.
2.Актуальность программы –соответствие потребностям времени.Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера происходит успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решение таких заданий способствует формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности и любознательности.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность всвоих силах, участвуя в математических олимпиадах различного уровня.
4. Адресат программы –3 класс (9-10 лет).
5. Объем и срок освоения программы – 1 год, 34 часа (1 ч в неделю).
6. Формы обучения – очная.
7. Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с учетом психофизических возможностей младших школьников с элементами игры и сменой видов деятельности. Материал располагается от простого к сложному. Занятия включают «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы, творческие задания. Материал постепенно усложняется.
8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – 1 раз в неделю с продолжительностью занятия 40 минут:
- количество часов в год – 34 ч;
- количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю;
- периодичность и продолжительность занятий - 1 раз в неделю, 40 минут.
9. Цельпрограммы: развитие математических способностей учащихся через формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.
Основные задачи:
- обучающие - развитие познавательного интереса к математике,
включение в познавательную деятельность;
- учить основным приемам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, умению выделять главное, доказывать, опровергать, делать несложные выводы.
- формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям.
- развивающие - развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии;
- развивать психические познавтельные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия ,воображения.
- развив языковую культуру, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.
- формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе школьных дисциплин и в практической деятельности.
- воспитывающие - формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
10. Содержание программы.
Учебный план:
№ п/п | Название раздела | Название темы | Количество часов | Формы аттестации контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Тренировка психических процессов | Вводное занятие Тестирование Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти | 1 2 1 1 1 | 1 | 1 1 2 1 1 | Тест Контрольное задание |
2 | Задачи геометрического характера | Уникурсальные кривые. Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» Построение геометрических фигур из конструктора | 1 3 3 | 1 1 1 | 2 2 | Практическая работа |
3 | Нестандартные задачи алгебраического характера | Магические фигуры Ребусы Арифметические лабиринты Математические фокусы | 2 3 2 2 | 1 | 1 3 2 2 2 | Практическая работа |
4 | Нестандартные задачи логического характера | Логические задачи Задачи с альтернативным условием Комбинаторные задачи | 3 3 2 | 3 3 2 | Практическая работа | |
5 | Игры и праздники | Игры А.З. Зака «Просветы», «Муха» Праздники | 2 2 2 | 2 2 2 | Творческая работа Тест | |
Всего часов | 34 | 5 | 29 |
Тема № 1«Тренеровка психических процессов» (6 ч).
Теория.Понятия: внимание, память, воображение, мышление. Виды памяти, мышления, внимания.
Практика:На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Используемые задания не только способствуют развитию столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию, от года к году.
Упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление организуются в подготовительной части каждого занятия. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам".
На каждом занятии этого блока предусматривается выполнение практической работы и использование следующих видов деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения
Тема № 2 «Задачи геометрического характера» (7 ч).
Теория.Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, овал,треугольник, трапеция. Штриховка. Трафарет. Моделирование
Практика. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество
Тема№ 3«Нестандартные задачи алгебраического характера» (9 ч).
Теория. Понятия: логика, ребус, шифр, магический квадрат, лабиринт.
Практика. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
Тема № 4. « Нестандартные задачи логического характера» (8 ч).
Теория.Понятия: логическая задача, провоцирующая задача, комбинаторная задача, анаграмма
Практика.Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.
Тема № 5 «Игры и праздники» (6 ч).
Теория. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Практика. При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, выполняются практические работы: КТД.
11. Планируемые результаты.
Планируемые результаты
освоения программы «Умники и умницы»
Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Результаты обучения (предметные результаты): по окончании второггода обучения учащиеся будут
- уметь делать анализ задач по наводящим вопросам учителя;
- стремиться найти способ решения задачи;
- приобретут первичные умениярешения задач в области математики и информатики.
Результат воспитывающей деятельности:будет сформирована устойчивая потребность к познавательной деятельности, будут воспитываться морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция.
Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)будут формироваться:
регулятивными универсальные учебные действия:
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- контролировать точность выполнения действий, делать проверку;
познавательные универсальные учебные действия:
- - преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- анализировать предлагаемую задачу, отличать новое от уже известного;
- делать выводы о результате собственной работы;
коммуникативные универсальные учебные действия
- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
- умение выступать перед одноклассниками.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Чис ло | Время прове | Форма занятия | Ко-во ч. | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
09. | 03 | 17.10 | очная | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ: ИПБ №1,ИПДД №1,2, ИОТ № 009,010, 011,012, 039,040. Правила внутреннего распорядка | К. 218 | Контрольное задание | |
2 | 09 | ,10 | 17.10 | очная | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант | К. 218 | Тест |
3 | 09 | 17 | 17.10 | очная | 1 | Логические задачи | К. 218 | Контрольное задание |
4 | 09 | 24 | 17.10 | очная | 1 | Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» | К. 218 | Контрольное задание |
5 | 10 | 01 | 17.10 | очная | 1 | Задачи с альтернативным условием | К. 218 | Контрольное задание |
6 | 10 | 08 | 17.10 | очная | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | К. 218 | Контрольное задание |
7 | 10 | 15 | 17.10 | очная | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | К. 218 | Контрольное задание |
8 | 10 | 22 | 17.10 | очная | 1 | Задачи с альтернативным условием | К. 218 | Контрольное задание |
9 | 10 | 29 | 17.10 | очная | 1 | Магические фигуры | К. 218 | Контрольное задание |
10 | 11 | 12 | 17.10 | очная | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | К. 218 | Контрольное задание |
11 | 11 | 19 | 17.10 | очная | 1 | Задачи с альтернативным условием | К. 218 | Контрольное задание |
12 | 11 | 26 | 17.10 | очная | 1 | Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм». | К. 218 | Контрольное задание |
13 | 12 | 03 | 17.10 | очная | 1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | К. 218 | Контрольное задание |
14 | 12 | 10 | 17.10 | очная | 1 | Логические задачи | К. 218 | Контрольное задание |
15 | 12 | 17 | 17.10 | очная | 1 | Арифметические лабиринты | К. 218 | Практическая работа |
16 | 12 | 24 | 17.10 | очная | 1 | Игра «Танграм» | К. 218 | Творческое задание |
17 | 01 | 14 | 17.10 | очная | 1 | Игра «Просветы» | К. 218 | Творческое задание |
18 | 01 | 21 | 17.10 | очная | Комбинаторные задачи | К. 218 | Контрольное задание | |
19 | 01 | 28 | 17.10 | очная | 1 | Игра А.З. Зака «Просветы» | К. 218 | Контрольное задание |
20 | 02 | 04 | 17.10 | очная | 1 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | К. 218 | Контрольное задание |
21 | 02 | 11 | 17.10 | очная | 1 | Игра А.З. Зака «Просветы» | К. 218 | Контрольное задание |
22 | 02 | 18 | 17.10 | очная | 1 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | К. 218 | Контрольное задание |
23 | 02 | 25 | 17.10 | очная | 1 | Задачи с альтернативным условием | К. 218 | Контрольное задание |
24 | 03 | 03 | 17.10 | очная | 1 | Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра | К. 218 | Практическая работа |
25 | 03 | 10 | 17.10 | очная | 1 | Игра «Танграм» | К. 218 | Творческое задание |
26 | 03 | 17 | 17.10 | очная | 1 | Логические задачи | К. 218 | Контрольное задание |
27 | 04 | 07 | 17.10 | очная | 1 | Развитие концентрации внимания | К. 218 | Контрольное задание |
28 | 04 | 14 | 17.10 | очная | 1 | Уникурсальные кривые. | К. 218 | Контрольное задание |
29 | 04 | 21 | 17.10 | очная | 1 | Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм». | К. 218 | Контрольное задание |
30 | 04 | 28 | 17.10 | очная | 1 | Математические фокусы | К. 218 | Контрольное задание |
31 | 05 | 05 | 17.10 | очная | 1 | Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» | К. 218 | Контрольное задание |
32 | 05 | 12 | 17.10 | очная | 1 | Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» | К. 218 | Контрольное задание |
33 | 05 | 19 | 17.10 | очная | 1 | Задачи с альтернативным условием | К. 218 | Контрольное задание |
34 | 05 | 26 | 17.10 | очная | 1 | Игра-праздник «Умники и умницы» | К. 218 | По итогу игр |
2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
- перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафыдля хранения раздаточного материала;
- перечень технических средств обучения: АРМ учителя, экран, , проектор;
- компьютерная локальная сеть, выход в Интернет.
Методическое обеспечение:
обеспечение программы методическими видами продукции:
- варианты задач и их решения, тренировочные упражнения;
- методические рекомендации для учителя.
Кадровое обеспечение:
Большакова Т.Н. - учитель первой категории. Стаж работы учителем начальных классов – 40лет.
Формы аттестации:
Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме математических олимпиад, проводимых в конце каждой четверти и года на основе материала, пройденного за этот период.
заданий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: результативность участия в математических конкурсах.
Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося: тетради с текущими рабочими записями, результаты олимпиад, грамоты.
Оценочные материалы:олимпиадные задачи, участие в математических конкурсах, в том числе дистанционных.
Список литературы:
- Белицкая, Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы / Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
- Вахновецкий, Б. А. Логическая математика для младших школьников/ Б.А.Вахновецкий. – М.: Новый учебник, 2004. - 64 с.
- Винокурова, Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся/ Н.К.Винокурова. - M.: OOO «Центральное издательство», 2005. – 130с.
- Винокурова, Н. К. "Развитие познавательных способностей"/ Н. К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 1999.
- Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н.Волкова. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», 2008. – 240 с.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- тДик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.
8. Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2011. - №6. - С. 30.
9. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет / А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010
11. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года, №1726-р// Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html
12. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе / Г.Г. Левитас. - М.: Илекса, 2005.
13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
14. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
15. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100».)
16. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы / О.А.Холодова.- М.: РОСТ книга, 2005.
17. Язвенко, О.А. Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий// Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516109/
18. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.// Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Интернет ресурсы:
o http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fschool-collection.edu.ru%2Fcatalog%2Fpupil
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.
2. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.
3. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
4. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».
Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
Дополнительная общеобразовательная программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 3 класс
Цель. Развитие мотивации, активности и самостоятельности обучающихся в познавательной сфереЗадачи. 1. Мотивационные:• создавать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности и с...
Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содерж...
Дополнительная общеобразовательная программа " Умники и умницы" 1 класс
Программа по логической математике для развивающего занятия " Умники и умницы" составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, ко...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы».
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограмме «Умники и умницы»Направленность: общеинтеллектуальноеУровень: базовыйВозраст обучающихся: 7- 10 летСрок реализации: ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
Направление: социально-гуманитарное.Срок реализации: 1 модуль / 1 год. Для детей 6-7 лет...