Дополнительная общеобразовательная программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Цель. Развитие мотивации, активности и самостоятельности обучающихся в познавательной сфере
Задачи. 1. Мотивационные:
• создавать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для каждого ребёнка;
• создавать ситуацию успеха.
2. Обучающие
• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
• освоение эвристических приёмов рассуждений;
• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
• формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
• формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
• привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
3. Развивающие:
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
• развивать аналитическое мышление и самоанализ;
• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
• развивать творческое мышление, воображение, фантазию;
4.Воспитательные:
• формировать творческое мышление,
• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umniki_i_umnitsy_kozlova_3klass.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Срок реализации программы:1 год
Возрастной диапазон 3 класс
Составители:
Педагоги дополнительного образования
Козлова Жанна Владимировна
2018 г
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Перечень нормативных документов,
используемых при составлении программы 6
3. Требования к уровню подготовки обучающихся 7
4. Содержание программы 8
5. Тематическое планирование 9
6. Учебно – методическое и материально –
техническое обеспечение учебного процесса 12
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Программа имеет по содержанию научно-техническую направленность, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по уровню освоения – ознакомительная.
Актуальность и педагогическая целесообразность. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Умники и умницы», расширяющий кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития познавательных способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Умники и умницы» направлено на воспитание интереса к обучению, развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Цель.
Развитие мотивации, активности и самостоятельности обучающихся в познавательной сфере.
Задачи.
1. Мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу
доброжелательности и сотрудничества для каждого ребёнка;
- создавать ситуацию успеха.
- Обучающие
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
3. Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать творческое мышление, воображение, фантазию;
4.Воспитательные:
- формировать творческое мышление,
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Отличительные особенности программы от уже существующих.
Особенностью программы является то, что имея учебно-познавательную направленность, она выполняет частично и функцию досуговую. Все задания имеют познавательный характер, но представлены в виде игр, соревнований , настольных, словесных игр. И дают детям опыт проведения интеллектуального досуга.
Возраст детей, участвующих в программе.
Учащиеся третьего класса.
Сроки реализации программы (продолжительность, этапы).
Срок реализации 1 год.
Формы и режим занятий .
Программа рассчитана на 72 часа с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
По окнчанию программы учащиеся будут
знать:
по русскому языку:
- определения ребусов, шарад, анаграмм, метаграмм, каламбуров, загадок, , кроссвордов, лабиринтов;
- виды ребусов, анаграмм, загадок, кроссвордов.
по математике:
- Иметь пространственные представления о геометрических пропорциях
по экологии:
- Знать основные проблемы экологии
уметь
по русскому языку:
- применять приемы разгадывания ребусов, шарад, анаграмм, кроссвордов на практике;
- применять приемы составления своих ребусов, шарад, анаграмм, метаграмм, логогрифов, словесных пирамид, арифмогрифов (криптограмм), кроссвордов, лабиринтов.
по математике:
- Решать нестандартные олимпиадные задачи.
- Решать задачи по занимательной геометрии
по экологии:
- Решать экологические задачи
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения кроссвордов, головоломок; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- воспринимать на слух и понимать информационный текст;
- сравнивать толкование слова в различных словарях;
Способы определения результативности и успешности овладения учащимися содержанием программы:
Предполагается использование следующих методов отслеживания результативности:
— Педагогическое наблюдение.
— Педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
— Мониторинг. Для отслеживания результативности предполагается использовать:
Педагогический мониторинг
Мониторинг образовательной деятельности детей
контрольные задания и тесты
диагностика личностного роста и продвижения
педагогические отзывы
введение оценочной системы
оформление фотоотчётов
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
При реализации данной программы будут использоваться следующие формы подведения итогов:
Опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа, конкурс, соревнование, игра-испытание.
Документальные формы подведения итогов реализации образовательной программы : дневники достижений, дневники педагогических наблюдений.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
1 | Раздел 1. «Удивительный русский язык» | 3 | 22 | 25 |
1.1 | Знакомство с пословицами. | 5 | 5 | |
1.2 | Фразеологизмы. Профессия, связанная с языками | 2 | 8 | 10 |
1.3 |
| 1 | 9 | 10 |
2 | Раздел 2. «Занимательная математика» | 2 | 18 | 20 |
2.1 | Раздел 1. Геометрия вокруг нас | 2 | 8 | 10 |
2.2 | Раздел 2. Решения олимпиадных задач. Великие математики | 10 | 10 | |
3 |
| 3 | 25 | 25 |
3.1 |
| 1 | 4 | 5 |
3.2 |
| 2 | 8 | 10 |
3.3 | Экологическая работа | 10 | 10 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 8 | 64 | 72 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. (1 час )Правила кружка. Знакомство с содержанием работы кружка.
- Раздел 1. Удивительный русский язык
- Тема 1.1 Пословицы.(7 часов)
Содержание материала.
Знакомство учащихся с малоизвестными пословицами. Скороговорки. Пословицы и поговорки. Из значение. Употребление в речи.
Формы занятий: игровая, соревнование. Групповые и индивидуальные
- Тема 1.2 Фразеологизмы.(10 часов)
Содержание материала.
Изучение следующих связей: слова, фразеологизмы и вещный мир (предметы, признаки, действия, количества); слова, фразеологизмы и их связи друг с другом; носители языка и их отношение к словам и фразеологизмам; слова, фразеологизмы и контекст; слова, фразеологизмы и время их жизни в языке. Также раскрываются различные виды межсловных ассоциативных отношений, создающих семантические поля слов и фразеологизмов. Словарь языка в результате их раскрытия предстанет перед учениками в виде стройной системы. Изучается жизнь слов и фразеологизмов во времени, изменение их значений, исчезновение из повседневного обихода. Особое внимание обращается на сочетаемость слов и фразеологизмов и на условия их выбора в процессе коммуникации. Лексические загадки. Словесный конструктор.
Занимательная грамматика.
Формы занятий: игровая, соревнование (групповые и индивидуальные). Предполагается проведение конкурсов и брейн-ринга
- Тема 1.3 Анаграммы, ребусы, кроссворды.(10 часов)
Содержание материала.
Ознакомление с определениями, видами, приемами разгадывания тех или иных головоломок - разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов. Обучение составлению метаграмм, анаграмм, кроссвордов, ребусов. Решение и составление ребусов. Головоломки.
Формы занятий: игровая, соревнование (групповые и индивидуальные). Предполагается проведение конкурсов и брейн-ринга, а также оформление стен-газеты.
- Раздел 2. Занимательная математика
- Тема 2.1 Геометрия вокруг нас (10 часов)
Содержание материала.
Геометрические образы: точка, линии:прямые, кривые; отрезок; угол; прямой угол; многоугольники: треугольник, прямоугольник, квадрат; вершины и стороны многоугольника; окружность и круг; куб; шар; измерение длины; измерение площади; вычисление площади прямоугольника. Решение геометрических задач. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля. Объёмные фигуры. Пространственные представления. Маршрут передвижения. Графические диктанты.
Формы занятий: игровое, соревнование (индивидуальное, групповые), конкурсы, брейн-ринги и т.д.).
- Тема 2.2 Решение олимпиадных задач (10 часов)
Содержание материала: Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Занимательные задания с римскими цифрами.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Нестандартные задачи. Задачи, решаемые способом перебора.
Формы занятий: (игровое, соревнование (индивидуальное, групповые), конкурсы и т.д.).
- Раздел 3. Такая важная экология
- Тема 3.1. Мир космоса.
- Содержание материала: Знакомство обучающихся с миром планет и звезд.
Формы занятий: (игровое, соревнование (индивидуальное, групповые), Игра «Моя планета» (5 часов).
- Тема 3.2. Наша планета Земля.
- Содержание материала: Изучение природного богатства нашей природы. Изучение проблем экологии. Решение экологических задач.
Формы занятий: (игровое, соревнование (индивидуальное, групповые) (10 часов).
Тема 3.3 Экологическая работа (10 часов).
«Сбережем все живое» -1 час
«Как беречь воду» – 2 часа
«Чем мы дышим?» Воздух на улице и в помещении – 2 часа
Решение экологических ситуаций и задач - 5 часов
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные факты, способные дать простор воображению
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Методическое обеспечение.
Программа «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ. Курс “Умники и умницы» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в содержание курса включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. «Центры» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, интерактивные тренажёры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько обучающихся. После 7-8 мин занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
2. Интернет-ресурсы.
1. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». (www. school2100.ru)
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (www. school-collection.edu.ru)
3. «Открытый класс» (www.openclass.ru)
4. «Сеть творческих учителей» (www. It-n.ru)
5. «Единая образовательная информационная среда» (www.eois.mskobr.ru)
6. «ИнтерГУ.ru» (www.intergu.ru)
7. «ПроШколу.ru» (www.proshkolu.ru)
8. «Образование для детей» (www. edukids.ru)
9. «ЗАВУЧ.инфо» (www. zavuchinfo.ru)
10. «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru)
3. Технические средства обучения.
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Айзек Г. «Проверьте свои способности», СПб., 1996.
2. ВинокуроваН.Г. «Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания», Москва, «РОСТ», 1999.
3. Семченко П. «399 задач для развития ребёнка», Москва, «ОЛМИ – ПРЕСС», 1999.
4. Бесова М. «Познавательные игры для младших школьников», Ярославль,2004.
5. Жикалкина Т. «Игровые и занимательные задания по математике», Москва, 1989.
6. Мищенкова Л. «25 развивающих занятий с первоклассниками», Ярославль, 2005.
7. Чилингирова Л., Спиридонова Б. «Играя, учимся математике», М., 1993.
8. Ефремушкина О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
9. Быкова Т.П. «Нестандартные задачи по математике», М., «Экзамен», 2010.
10. Русанов В.Н. «Математические олимпиады для младших школьников», Москва, «Просвещение», 1990.
11. Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай», СПб., «Лань», 1997.
12. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика», Москва, «РОСТкнига», 2010.
13. Жикалкина Т.К. «Система игр на уроках математики», Москва, «Новая школа», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для 3 класса «Читалочка»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина.О...
Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содерж...
Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содерж...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» 1 класс
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа «Робототехника» имеет техническую направленность.Программа направлена на развитие креативного творчества, техн...
Дополнительная общеобразовательная программа " Умники и умницы" 1 класс
Программа по логической математике для развивающего занятия " Умники и умницы" составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, ко...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы».
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограмме «Умники и умницы»Направленность: общеинтеллектуальноеУровень: базовыйВозраст обучающихся: 7- 10 летСрок реализации: ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
Направление: социально-гуманитарное.Срок реализации: 1 модуль / 1 год. Для детей 6-7 лет...