Инклюзивное образование. Ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе.
статья

Список кключевых слов: инклюзивное образование,обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), аутизм, расствойство аутистического спектра, адаптированная программа.

Краткая аннотация: В статье анализируются  теоритические основы образования и социальзации детей  с расстройством аутистического спектра в уславиях образовательной школы,раскрываются особенности псхологического и социального развития при расстройствах аутистического спектра их особые образовательные потребности. Рассматриваются трудности. с которыми сталкивается учитель при обучении детей с РАС в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование. Ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе.

Список ключевых слов: инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), аутизм, расстройство аутистического спектра, адаптированная программа.

 Краткая аннотация: В статье анализируются теоретические основы образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы, раскрываются особенности психического и социального развития при расстройствах аутистического спектра их особые образовательные потребности. Рассматриваются трудности, с которыми сталкивается учитель при обучении детей с РАС в общеобразовательной школе.

      Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты. Они должны были обеспечивать и обучение, и воспитание, и лечение, способствуя дальнейшей интеграции в общество. В отличие от обычных школ, в таких учреждениях к работе подключается целый штат специалистов — дефектологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. Они могли оказывать помощь детям по разным направлениям.

      Главным минусом такого формата обучения эксперты называют изолированность, которая не позволяет ребенку оценивать свои возможности, сравнивать себя со здоровыми сверстниками. В качестве решения проблемы предлагается инклюзивное обучение, которое подразумевает создание без барьерной образовательной среды и активное вовлечение инвалидов в жизнь общества. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

          Право на совместное обучение детей с нормальным развитием и с особенностями закреплено законом: в 2016 году начал действовать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт был введен по приказу Министерства образования и науки в 2014 году и положил начало постепенному внедрению инклюзивного образования. Этот документ вместе с законом об образовании обеспечивает детям с особенностями развития право на качественное образование — они могут быть полностью интегрированы в обычные школы либо могут получать образование в специализированных учебных заведениях.

        Набирая первый класс, я узнала, что у меня будет учиться ребенок с РАС. В школе работаю давно, но опыта работы с такими детьми нет. Появились сомнения и волнение. Конечно, учитель проходит курсы по работе с детьми с ОВЗ, но они скорее рассказывают о проблемах, чем, как работать с таким ребенком в обычной школе.

       Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ.  Говоря о детях с расстройствами аутистического спектра имеется ввиду нарушения аффективно-эмоциональной сферы, приводящее к искажению всех пропорций психического развития. В психологии эти варианты нарушений относятся к различным вариантам искаженного развития. Выделяются три варианта искаженного развития: искажение преимущественно аффективно, эмоциональной сферы (ранний детский аутизм); искажение преимущественно когнитивной сферы (атипичный аутизм); смешанный вариант искаженного развития. [3, с.16]

      Сейчас по закону любая школа должна создать условия для обучения детей с особенностями развития. Прежде всего школы обеспечивают доступную среду: устанавливают специальные пандусы, широкие двери для инвалидов-колясочников, тактильные указатели для слабовидящих. Основными условиями для включения детей с расстройствами аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (т.к. эта категория детей нуждается в специальных методах и приемах как организации процесса обучения, так и адаптации программного материала).

Как взять такого ребенка в класс и учить? На деле всё складывается не так легко. 

       Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.

      Ребенку с ментальной инвалидностью показаны особое обучение, специально разработанные способы подачи учебного материала. Притом для каждого типа нарушения методы свои. Это и подобранная визуализация, и частая повторяемость, и постепенность нагрузки. Программа обучения аутичного ребенка должна быть разработана индивидуально и должна строиться на основе его избирательных интересов и способностей, такой ребенок должен сопровождаться тьютором ( в моём классе у ребенка был тьютор, мне повезло, иначе учебный процесс был бы не возможен), наполняемость класса должна быть небольшой.  Наполняемость класса в общеобразовательной школе 25 человек и более. Может ли учитель в классе работать сразу по двум программам? Одно дело написать программы, а другое работать.  Это первая проблема. Специалистов, которые знают, как работать с такими детьми, в обычных школах нет.

       Помимо родителей детей с особенностями развития, процесс инклюзии сильно зависит от родителей обычных детей. Они тоже имеют свою точку зрения. Обычным детям, которые встречают особенного ребенка в классе, тоже приходится сложно. Такой ребенок, например, может вести себя как совсем маленький — с трудом сидеть некоторое время за партой, вставать, ходить по классу во время урока, издавать разные звуки. Иногда поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытается сообщить о своих неприятных ощущениях, например — из-за слишком громких звуков или сильных запахов.  Некоторые родители утверждают, что такой ребенок отвлекает от работы в классе других детей. Страдают все участники образовательного процесса.  Это еще одна проблема. 

 Когда ребенок с РАС приходит в школу, его окружает большое количество новых людей — детей и взрослых. Хорошо, если в классе уже есть знакомые дети — например те, с которыми ребенок обучался ранее. Если таких детей нет, важной задачей тьютора, психолога, учителя становится включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками. Чаще всего, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе поиграть. В случае с «особым» ребенком, инициатором общения детей часто становится взрослый — учитель, тьютор. Всем детям класса необходимо объяснить, почему их одноклассник так отличается от них — плохо говорит, странно себя ведет. Рассказать, что ему трудно и объяснить, чем мы можем помочь. Часто им хочется позаботиться о таком человеке, но не все дети готовы эту заботу принимать. Для некоторых людей излишнее внимание — это большой стресс. Особенному ребенку, который приходит в класс, тоже может быть некомфортно. Он тоже может чего-то бояться и не быть готовым к какому-то диалогу, к конструктивным действиям, что может негативно сказаться на его поведении. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. И — кроме того — мы знаем, что отношение к тому или иному ученику класса у его одноклассников очень сильно зависит от отношения, демонстрируемого взрослым. Если учитель показывает положительное отношение к «особому» ребенку, не стараясь выделить его из всех детей, включает в урок, организует взаимодействие на уроке и перемене, в классе формируются отношения доброжелательности, сотрудничества и взаимопомощи и тогда процесс  адаптации ребенка  с РАС в классе будет успешным.

Итак, сам процесс включения детей с РАС в общеобразовательную школу оказывается достаточно сложным. Помимо организации сопровождения и создания дружелюбной атмосферы, для нормального обучения ребенка с ментальными нарушениями нужно менять и сам подход к образованию. Необходима разработка педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Литература:

1. Захаренко А.С., Рокицкая Ю.А., Шепель Т.А., Гагина И.П., Платонова А.В., Полякова Г.С., Тряскина И.П., Шкилонцева О.В. Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. —  Челябинск, 2016

2.Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей /О.С. Никольская // Дефектология. — 1995. — № 2.

 3.Семаго Н.Я. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина //. Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Доклад на районом методическом объединении учителей начальных классов...

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»

ОГЛАВЛЕНИЕ№Разделы основной программыСтраницыI.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка.3-8 стр.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начальног...

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»

ОГЛАВЛЕНИЕ№Разделы основной программыСтраницыI.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка.3-8 стр.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начальног...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Сотрудничество семьи и образовательной организации в решении проблем инклюзивного образования ребёнка с ОВЗ

Сотрудничество семьии образовательной организациив решении проблеминклюзивного образованияребёнка с ОВЗ...

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...

Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

На современном этапе развития общества наблюдается тенденция снижения состояния здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями. Одним из важнейших направлений го...