Рабочая программа "Математика 21 век", 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Цели рабочей программы:
1) обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование
основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
2) предоставление основ начальных математических знаний и формирование
соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
3) умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений;
узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
4) воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять
интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika_4_klass_21_vek_2020-2021.docx | 57.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании ПС приказом директора
протокол №__ по школе № ___
от__.__.2020г. от __.__. 2020г.
Рабочая программа
по математике
4-А класс
Учителя: Иркабаева Елена Александровна
Калининград
2020
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Примерные программы начального общего образования. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010
3. Образовательная система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». / Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана – Граф», 2010
4. Авторская программа В. Н. Рудницкой «Математика», являющаяся составной частью системы "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта Н. Ф. Виноградова). М.: Вентана – Граф, 2012
Цели рабочей программы:
1) обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование
основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
2) предоставление основ начальных математических знаний и формирование
соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
3) умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений;
узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
4) воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять
интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Задачи рабочей программы:
1) создать благоприятных условий для полноценного математического развития
каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе;
2) развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
3) сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений,
развить вычислительную культуру;
4) развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения,
проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
В соответствие с требованиями ФГОС НОО с целью формирования и развития универсальных учебных действий, метапредметных компетентностей учащихся, в программу включены внутрипредметный и метапредметный модули:
- внутрипредметный модуль "Решение нестандартных задач" – 24 часа,
- метапредметный модуль "Иллюстрирование и моделирование текстов" – 4 часа,
- метапредметный модуль " Проектно-практические задачи " – 1 час,
- метапредметный модуль "Предметная неделя" – 2 часа.
Содержание межпредметного и внутрипредметных модулей направлено на повышение уровня математической грамотности, расширение представлений учащихся о связях математики с другими областями знаний, формирование практический умений.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), из них 6 часов для проведения контрольных уроков.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Всероссийская проверочная работа
административный контроль: входная контрольная работа, мониторинг за I полугодие, промежуточная аттестация по итогам учебного года;
текущий контроль: контрольная работа за 1 четверть, контрольная работа за 3 четверть.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика. Учебник. 4 класс. В 2-х частях.– М.: Вентана-Граф, 2017.
2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях.– М.: Вентана-Граф, 2017.
3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Проверочные и контрольные работы. 1-4 классы.– М.: Вентана-Граф, 2016.
4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Методика обучения. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
Обучающиеся 4 класса научатся:
называть любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
выделять классы и разряды многозначного числа;
сравнивать многозначные числа и единицы величин, выраженных в одинаковых единицах: длины, массы, скорости, времени;
упорядочивать многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать и называть пространственную фигуру, изображённую на чертеже или представленную в виде модели: многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр;
читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить устные приёмы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
выполнять вычисления, используя письменные алгоритмы арифметических действий с многозначными числами;
вычислять неизвестные компоненты арифметических действий через знание способов вычисления слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя;
уметь построить отрезок, прямоугольник, равный данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
анализировать структуру составного числового выражения; характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать алгоритм решения составной арифметической задачи;
строить высказывания с помощью логических связок «и», «или», «если…, то…», «неверно, что…»;
контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы;
решать учебные и практические задачи: записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов; вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях.
Обучающиеся 4 класса получат возможность научиться:
называть координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать величины, выраженные в разных единицах;
различать числовое и буквенное равенства; виды углов и виды треугольников; понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» задачи;
воспроизводить способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
оценивать точность измерений;
исследовать задачу на наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений;
читать информацию, представленную на графике;
решать учебные и практические задачи: вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры; исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур; прогнозировать результаты вычислений; читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
измерять длину, массу, площадь с указанной точностью; сравнивать углы способом наложения и используя модели.
Личностные результаты:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- способность к самоорганизованности.
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
-понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
- ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию, обобщение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Предметные результаты:
Ученик научится:
- использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- основам логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов;
- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи;
- действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
- работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями;
- измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.
Ученик получит возможность научиться:
- применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- строить простейшие алгоритмы;
- представлять, анализировать и интерпретировать полученные в практической работе данные.
Содержание учебного курса
Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения.
Элементы арифметики.
Множество целых неотрицательных чисел. Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись.
Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, X, L, C, D, M; запись дат римскими цифрами.
Свойства арифметических действий. Арифметические действия с многозначными числами.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3 – 4 вычислений.
Величины и их измерение.
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1т = 10 ц, 1т = 1000 кг,
1 ц = 100 кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.
Логико-математические понятия.
Высказывания. Высказывание и его значение (истина, ложь). Составление высказываний и нахождение их значений. Решение задач на перебор вариантов.
Алгебраическая пропедевтика. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы. Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Элементы геометрии.
Многогранник. Вершины, рёбра и грани многогранника. Построение прямоугольников.
Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остро-, прямо-, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы.
Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, рёбер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их развёрткам. Сопоставление фигур и развёрток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развёртку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Раздел I. Множество целых неотрицательных чисел (6 ч) | ||
1 | Десятичная система счисления | 1 |
2 | Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел | 1 |
3 | Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда | 1 |
4 | Способ чтения многозначного числа | 1 |
5 | Запись многозначного числа | 1 |
6 | Входная контрольная работа | 1 |
Раздел II. Арифметические действия с многозначными числами (51 ч) | ||
7 | Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел | 1 |
8 | Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда | 4 |
9 | Сравнение многозначных чисел в пределах миллиарда | 3 |
10 | Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда | 5 |
11 | Сложение и вычитание многозначных чисел | 2 |
12 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 |
13 | Распределительные свойства умножения | 2 |
14 | Умножение на 1000, 10000 | 2 |
15 | Письменный алгоритм умножения | 2 |
16 | Умножение многозначного числа на двузначное | 4 |
17 | Умножение многозначного числа на трехзначное | 5 |
18 | Деление суммы на число. | 3 |
19 | Деление на 1000, 10000, … | 2 |
20 | Деление многозначного числа на однозначное | 3 |
21 | Деление многозначных чисел на двузначное число. | 7 |
22 | Способы проверки правильности результатов вычислений | 2 |
23 | Деление многозначных чисел на трехзначное число. | 3 |
Раздел III. Величины и их измерение (7 ч) | ||
24 | Скорость. Нахождение скорости | 1 |
25 | Простые задачи на движение | 2 |
26 | Составные задачи на движение | 2 |
27 | Тонна. Центнер | 1 |
28 | Мониторинг за полугодие | 1 |
Раздел IV. Алгебраическая пропедевтика (17 ч) | ||
29 | Графики. Таблицы. Диаграммы | 2 |
30 | Выражения с переменными. | 2 |
31 | Выражения с двумя и более переменными | 2 |
32 | Равенство, содержащее букву. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 5, х – 5 = 7, х : 5 = 15 | 3 |
33 | Составление буквенных равенств. | 2 |
34 | Решение задач, содержащих в условии буквенные данные. | 2 |
35 | Решение задач алгебраическим способом | 3 |
36 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 |
Раздел V. Геометрические понятия (18 ч) | ||
37 | Построение точки с указанными координатами | 1 |
38 | Многогранник | 1 |
39 | Цилиндр. | 1 |
40 | Практическая работа. Сопоставление фигур и развёрток. | 1 |
41 | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. | 2 |
42 | Угол и его обозначение. | 1 |
43 | Виды углов. | 2 |
44 | Практическая работа. Сравнение углов наложением. | 1 |
45 | Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные), от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние). | 3 |
46 | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). | 2 |
47 | Масштабы географических карт. Решение задач. | 2 |
48 | Всероссийская проверочная работа | 1 |
Раздел VI. Высказывания (6 ч) | ||
49 | Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказывания | 1 |
50 | Высказывания со словами «неверно, что…» | 1 |
51 | Промежуточная аттестация | 1 |
52 | Составные высказывания | 1 |
53 | Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или» и их истинность. | 1 |
54 | Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «если..., то...» и их истинность. | 1 |
Образовательные модули | ||
1 | Внутрипредметный модуль «Решение нестандартных задач» | 24 |
2 | Метапредметные модули: «Иллюстрирование и моделирование текстов», «Проектно-практические задачи» «Предметная неделя» | 4 1 2 |
ИТОГО | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...