Этика азбука добра
методическая разработка (3 класс)

Катаржина Ольга Валентиновна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_azbuka_dobra_3a.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Этика: азбука добра»

Необходимость нравственного образования в школе начиная с на-

чальных  классов основывается на потребности общества в нрав-

ственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме

нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои

действия и поступки

Общая характеристика факультатива. Нравственное разви-

тие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы пред-

полагает организацию нравственного образования младших школьников

как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,

«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов

России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива

«Этика: азбука добра».

Место факультатива в учебном плане. Факультатив «Этика:

азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной дея-

тельности, рассчитан на 34 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1 ч занятий в не-

делю. Общее количество часов — 136 ч.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива. 

            В процессе освоения материа-

лов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений

с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброже-

лательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчи-

вости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования

нравственного сознания младшего школьника.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,

синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, уста-

новление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах фа-

культатива содержатся упражнения, способствующие активизации

интеллектуальной деятельности учащихся.

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-

ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си-

туации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недоб-

рых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художе-

ственных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких

детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное

освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения

в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые

и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление

ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказы-

вания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

(в реальной жизни, героев произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положитель-

ный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, ра-

боты.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязан-

ность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные пред-

ставления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие

как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися

собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление

от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, де-

журства.

Универсальные учебные действия:

—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окру-

жающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-

ность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Тематическое планирование

3 класс

Школьный этикет

Взаимопомощь: учёба и труд.

Школьное имущество надо беречь.

Правила общения

Время надо беречь.

Слово лечит, слово ранит.

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

О трудолюбии

Труд кормит, а лень портит.

Как организовать свой труд.

Культура внешнего вида

Уход за своими вещами.

Одежда будничная и праздничная.

Внешкольный этикет

Разговор по телефону.

Поведение в гостях.

Я пишу письмо.

Поведение на природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Программа "Этика: азбука добра"

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...

Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век...

Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Этика: Азбука добра

Программа и тематическое планирование курса этикета....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...