Доклад: ”Использование ИКТ на уроках начальной школы в рамках ФГОС”
статья

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Исходя  из  того,  что «информационные  и  коммуникационные технологии –  это  совокупность  методов,  устройств  и  производственных процессов,  используемых  обществом  для  сбора,  хранения,  обработки  и распространения  информации»,  главным  в  практической  деятельности учителя  становится  понимание  роли  применения  ИКТ  в  учебной деятельности.

Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

       Перед учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, а также находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях различного подхода в обучении, в том числе с использованием ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад 34.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад:

”Использование ИКТ на уроках  начальной школы в рамках ФГОС”

Автор :Смирнова Марина Сергеевна

              учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г.Волгоград

2020 г.

”Использование ИКТ на уроках  начальной школы в рамках ФГОС”

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Исходя  из  того,  что «информационные  и  коммуникационные технологии –  это  совокупность  методов,  устройств  и  производственных процессов,  используемых  обществом  для  сбора,  хранения,  обработки  и распространения  информации»,  главным  в  практической  деятельности учителя  становится  понимание  роли  применения  ИКТ  в  учебной деятельности.

Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

       Перед учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, а также находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях различного подхода в обучении, в том числе с использованием ИКТ.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

  • создание презентаций к уроку;
  • работа с ресурсами Интернета;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ

Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые  неизведанные ранее просторы. Подчеркну, что  простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение  уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их.

О Цифровых образовательных ресурсах из опыта работы.

  1. Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать всем нам известное создание мультимедийных презентаций. Это мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий.

Я практикую создание самими учащимися тренажёров по разным предметам, которые мы также применяем для проверки знаний)

  1. Использование электронных образовательных ресурсов:

(СЛ.9)На своих уроках использую готовые программные продукты на дисках. Среди мультимедийных дисков в первую очередь хочу отметить серию  электронных учебных пособий «Уроки Кирилла и Мефодия»  по трем учебным областям матем., русс.яз.,окр.мир. для 1-4 классов, которые разработаны в соответствии с ФГОС и сочетаются с учебниками из Федерального перечня. Это увлекательные путешествия в мир знаний, представленные в виде анимированных  интерактивных заданий в игровой форме.

(СЛ.10)Так же в своей работе использую следующие готовые программные продукты (тренажеры):

  1. «Математика. Устный счет.»  
  2. «Русский язык. Универсальный тренажер»
  3. «Окружающий мир. База дифференцированных заданий»
  4.  (СЛ.12)Известная во всем мире программа для детей по изучению тела человека.

 (СЛ.13)Помимо тренажеров  использую для подготовки к урокам Электронные приложения к учебникам.

  1. Использование интернет-ресурсов

(СЛ.14)Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

На экране представлены наиболее часто посещаемые сайты. (СЛ.15)Кроме того, у многих педагогов есть персональные сайты, на которых они делятся своим опытом работы. У меня есть так же свой сайт, скриншот на экране, а также свои странички на некоторых  порталах.

(СЛ.16)Главным условием реализации ФГОС является  системно – деятельностный  подход  -это не готовая предоставленная информация учителя, а посредством диалога учителя и учеников шаг за шагом учащиеся сами определяют тему урока, цель и задачи, т.е. дети выполняют своего рода исследовательскую работу. А проектно-исследовательская деятельность является средством формирования УУД в рамках ФГОС и прописана в стандарте образования.

Сейчас проектная деятельность достаточно актуальна в современной педагогике.

И в своей практике  часто использую уроки-проекты. А их трудно представить без ИКТ. Подготовка проектов стимулирует детей к поиску информации, созданию презентаций, таблиц, диаграмм, роликов.

(СЛ.17)Например, урок окр. мира по теме «Насекомые». Дети делились на группы, готовились, добывали информацию из книг, сети интернет, оформляли и презентовали свои проектно-исследовательские работы.

(СЛ.18)Здесь ребята защищали проекты по теме «Достопримечательности Волгограда».

(СЛ.19)На уроке лит.чт. юные исследователи, ученики 3 кл. защищают проекты по теме «Великие люди России».

(СЛ.20)Уроки-проекты по технологии.

Не так давно предоставилась возможность узнать и поработать с новым компьютерным оборудованием, которое дает новые возможности. Так, например,

Документ-камера

(СЛ.21)Документ-камеры - это особый класс устройств, предназначенных для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов или даже с микроскопа на телевизор, монитор.

Ведь довольно  типичная ситуация: обычно учитель показывает что-то на рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко учащиеся не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, педагог может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь.

(СЛ.22)Самая простая функция документ-камеры – демонстрация стационарных изображений и объектов. Помогает транслировать изображения плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения.

(СЛ.23)К одной из эффективных технических характеристик документ-камеры можно отнести способность увеличивать демонстрируемый объект.

(СЛ.24)Одно из свойств документ-камеры приближает её к видеокамере, работающей в режиме реального времени. Примером реализации этой функции документ-камеры может служить обзор объёмного текстового материала. Перелистывание страниц под объективом документ-камеры –более быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.

(СЛ.25)Кроме того, документ-камера позволяет учителю демонстрировать сложные учебные действия, состоящие из нескольких этапов или операций. Особенно это необходимо, когда работа происходит с опорой на сложную форму учебного материала, представленного в «бумажной» форме (иллюстрацию, текст, упражнение) , (СЛ.26) выполнение изделий, вышивать, накладывать штриховку, рисовать сложные узоры и пр.

(СЛ.27)При обучении сложным учебным действиям может быть пример выполнения письменного задания, (СЛ.28)а так же показ учителя).Различного рода задания можно делать не только с помощью реального карандаша, но и с помощью электронных карандашей и маркеров разного цвета, входящих в «электронную комплектацию» документ-камеры.

Функция записи стационарных и динамических объектов, которой обладает документ-камера, позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи в виде файлов с целью их последующей демонстрации.

(СЛ.29)Каковы же основные достоинства документ-камеры?

Во-первых, она позволяет «оживить» процесс преподавания.

Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом.

В-третьих,  устройство реально и существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока.

Конечно, все бы это было невозможно без интерактивной доски, которая дает возможность моделировать различные процессы с помощью инструментария.

ИКТ помогают учителю не только представить интересный урок, но и является мощным средством контроля знаний учащихся.

С введением контрольно-измерительных материалов  в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе.Это является в значительной степени результативной подготовкой к ГИА и ЕГЭ.

(СЛ.30)Так, в контрольно-оценочной деятельности я  использовала  беспроводную  систему интерактивного голосования МimioVote. Система МimioVote предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Она представляет собой установленное на компьютер программное обеспечение, 32 беспроводных пульта,  беспроводной приемник-концентратор и зарядное устройство.(СЛ.31)Тесты для опроса готовит и вносит в компьютер учитель. А проверяет и оценивает работу компьютер.(СЛ.32)Систему голосования  используется для проверки домашнего задания, блиц-опросов учащихся по пройденной теме, промежуточных срезов и проверочных работ,при контроле отдельных этапов урока.

Заключение

(СЛ.33)Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого.

Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1и во 2 классе ощутимая. Им интересно! А интерес – двигатель познания.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. (СЛ.34)Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.

(СЛ.35)Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)

В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения....

Использование ИКТ в начальной школе в рамках ФГОС

В данной статье говорится о значении ИКТ на этапах урока в начальной школе....

Статья по теме:"Использование ИКТ в начальной школе в рамках реализации ФГОС."

Данная статья вышла в сборнике "Реализация ФГОС в начальном образовании: достижения , проблемы" . Материалы всероссийской научно- методической коференции,2015 год....

статья выступления на педсовете ГБОУ школа № 695 "Радуга" "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС."

laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Актуальность Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образ...

Использование ИКТ на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Использование ИКТ на уроках в начальной школе в рамках ФГОС...

Доклад " Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО".

Тема   доклада: Проектная  деятельность  в   начальной  школе   в рамках реализации ФГОС НОО....