Конспект внеурочного занятия "И снова пословицы".
план-конспект занятия (2 класс)
В ходе занятия учащиеся пополнят свой активный словарный запас пословицами, уточнят их значение, научатся распределять пословицы по группам и темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_snova_poslovitsy.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
КОНСПЕКТ
ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА:
«И СНОВА ПОСЛОВИЦЫ»
Подготовила и провела
учитель высшей квалификационной категории
Новикова Анжелика Евгеньевна
12 марта 2019 года
Цели.
Образовательные:
- пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить их значение;
- научиться распределять пословицы по группам и по темам.
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся, мышление, речь;
- учить детей обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, доказывать.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к родному языку;
- учиться работать самостоятельно, в парах и группах.
Планируемые результаты.
Предметные: учащиеся приобретут элементарный опыт творческой деятельности, начальный уровень читательской компетентности.
Метапредметные результаты:
- учащиеся получат возможность формирования читательских умений: отработки навыка внимательного чтения текста;
- получат возможность для развития мышления, памяти, внимания, связной речи, интереса и любви к чтению, расширения читательского кругозора.
Личностные результаты:
- учащиеся приобретут навыки работы в парах и группе.
Используемые технологии, методы и приемы:
- мотивирующий прием создания проблемных ситуаций «яркое пятно» (технология деятельностного метода обучения);
- работа группах (активные методы обучения, организация учебного сотрудничества);
- технология видео, презентаций (иллюстрация и поддержка учебного материала); дискуссия (организация совместной деятельности учащихся).
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- карточки для самостоятельной работы;
- карточки для работы в группах;
- карточки для работы в парах.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Вы пришли сегодня в школу,
В наш любимый класс.
Много заданий интересных и новых
Ожидают вас.
2. Определение темы занятия. Работа по теме.
Учитель: Я приглашаю вас, ребята, в мир удивительных пословиц.
Учащиеся у доски рассказывают стихотворения:
1. Как не бывает худа без добра,
Так не бывает и добра без худа!
Нам на себя надеяться пора,
А мы, увы, надеемся на чудо!
2. Жил в гордом одиночестве сапог,
Был левым он, не радовали шутки и забавы,
Всю жизнь свою найти другой не мог,
Такой же точно, только – правый!
3. Рыбак! Придется потрудиться,
Простую истину скажу я наперед:
Коль будешь тунеядничать, лениться,
Сама ведь рыбка в невод не зайдет!
Учитель: С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " Мал золотник, да дорог", " Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках чтения мы узнали, что это называется...
Учащиеся: Пословицы и поговорки.
Учитель: Совершенно верно. И стали их широко использовать в нашей речи. Значит, сегодня на занятии мы будем говорить... (о пословицах).
Учитель: Посмотрите на доску. Объясните значение слов: ученье – неученье, свет – тьма. Составьте предложение.
(УЧЕНЬЕ – СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА).
Учитель: Что это? Объясните ее значение. Пусть эта пословица будет эпиграфом нашего занятия.
Трудно сказать, с каких времен среди народа ходили пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа.
Учитель: Ребята, скажите, пословицы легко запоминаются? (Да).
А почему? (т.к. в них есть рифма, созвучие и даже ритм).
Учитель: Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и другого способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения у них не было.
Учитель: Перейдем к первому заданию «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ И ОБЪЯСНИ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ» (работа в группах по 4 пословицы)
- Был бы обед,… а ложка сыщется.
- Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.
- Кто любит лгать, …того нельзя в друзья брать.
- Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.
- За много дел не берись, … а в одном отличись.
- Не нужен клад, … если в семье лад.
- Не говори – не умею, … а говори – научусь.
- Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.
- Глупая голова … ногам покою не дает.
- Без дела жить … только небо коптить.
- Готовь сани летом, … а телегу зимой.
- Где родился, … там и пригодился.
Пословицы можно разделить на три группы по их смыслу.
- Пословицы, которые не имеют переносного значения (употребляются в прямом смысле)
Пример:
«Век живи, век учись».
«Не хвали себя – есть умней тебя».
«Все за одного, а один за всех».
«Друзья познаются в беде».
«Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет».
- Пословицы, которые не употребляются в буквальном, прямом смысле (переносное значение)
Пример:
«С волками жить – по-волчьи выть».
«Пуганая ворона - и куста боится».
«Крепкую дружбу топором не разрубишь».
«Бархатный весь, а жальце есть».
- Пословицы, которые употребляются в двух значениях.
Пример:
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.
Учитель: вот и второе задание. Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах. Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов (работа на листочках 5-6 мин).
- Два сапога — тара.
- Ус хорошо, а два — лучше.
- Один в золе не воин.
- Трус своей лени боится.
- Толочь в ступе соду.
- Полк в овечьей шкуре.
- Мы сами с ушами.
- От бобра бобра не ищут.
- В здоровом теле здоровый пух.
- Крутиться как булка в колесе.
- На безрыбье и бак — рыба.
- Яйца куницу не учат.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: Пословицы мы используем в разных жизненных ситуациях, поэтому их еще можно распределить по темам. О чем они?
- О дружбе
- О труде
- О личностных качествах человека и т.д.
Учитель: Следующее задание: объедините данные пословицы по темам.
3. Работа в творческих группах.
(Детям раздаются карточки с заданием и отводится время на выполнение)
ИГРА: «СЛО-ГО-ВИ-ЦА».
Перед вами слоговица,
В ней пословица таится.
Отправляйся в путь- дорогу,
Делай шаг от слога к слогу.
Всю пословицу прочти,
Не запутайся в пути.
1. НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ (о дружбе)
2. НЕ МЕСТО КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК МЕСТО (о личностных качествах человека)
3. БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА (о труде)
Учитель: Следующее задание: «Подумаем вместе». Вспомните пословицу по двум словам. Объясните ее значение.
ДЕЛО – ПОТЕХА (Делу время - потехе час)
ПОСПЕШИШЬ — НАСМЕШИШЬ (Поспешишь — людей насмешишь)
ДЕЛО — СМЕЛО (Сделал дело — гуляй смело)
ТРУД — ПРУД (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
ТРУД — ЛЕНЬ (Труд человека кормит, а лень портит)
Учитель: Следующее задание сделайте самостоятельно.
Тест: «Вставь слово в пословицу».
- Ум хорошо, а … лучше.
1. много 2. два 3. десять
- За двумя … погонишься – ни одного не поймаешь.
1.волк 2.заяц 3.белка
- Человек без … что дерево без корней.
1.людей 2.вещей 3.друзей
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Ребята, наше мероприятие подошло к концу. Я предлагаю вам оценить свою работу самостоятельно (карточка с воздушными шариками)
Зеленый – я много узнал, активно работал, мне было легко выполнять все задания.
Красный – я хорошо работал, но не все задания давались легко.
Оранжевый – я очень старался, но задания оказались очень сложными.
Учитель: Молодцы! Мы справились со всеми заданиями. Есть пословица, которая поможет нам закончить наше занятие. Прочитаем хором.
КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...
Конспект внеклассного мероприятия - викторина "Пословицы и поговорки"
Данная викторина разработана для учеников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их двигательных и познавательных возможностей....
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
План-конспект внеклассного занятия "Мудрость пословиц и поговорок"
Внеклассное игровое занятие на знание детьми пословиц и поговорок....
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
Занятие по внеурочной деятельности : "Здравствуй , пословица!"
Материал подготовлен для занятия внеурочной деятельности для обучающихся 1-3 классов. Занятие даст возможность обучающемуся расширить и закрепить свои знания о пословице. В занятии ...