Занятие по внеурочной деятельности : "Здравствуй , пословица!"
план-конспект занятия по чтению (2, 3 класс)
Материал подготовлен для занятия внеурочной деятельности для обучающихся 1-3 классов. Занятие даст возможность обучающемуся расширить и закрепить свои знания о пословице. В занятии содержится как теоретическая , так и практическая часть (викторина). Рекомендую педагогам разделить материал на 2 урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezent._zdravstvuy_poslovitsa.pdf | 2.83 МБ |
zdravstvuy_poslovitsa.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: « Здравствуй, пословица !» | Внеурочная деятельность : «Школа грамотеев». | |||
Цель: расширить знания обучающихся о пословице. Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: - уметь определять пословицу исходя из её признаков; - владеют запасом пословиц, умеют их анализировать. - владеть навыками осознанного чтения ; - понимать о том, что пословица является одним из исторических источников и нравственных норм народа. | Метапредметные: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -обобщать получаемые знания -уметь слушать и понимать других; -строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Личностные: -развивать умение объяснять свои действия; - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы. | ||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем! Я надеюсь, что: Мы работать будем дружно, С делом справимся в пути! Чтобы, гости дорогие, Захотели вновь прийти! -Итак, у нас урок внеурочной деятельности « Школа грамотеев». -Как вы думаете , кто же такой « грамотей» ? Слайд №2 Давайте сверим ваши ответы с ответом Сергея Ожегова. Итак, посмотрим кто же такой « грамотный человек». Слайд №3 Вы узнали. Что грамотный человек умеет и читать и грамотно писать, а также имеет знания в разных областях. И вот сегодня мы будем увеличивать свои знания , а в какой области узнаем. Учитель акцентирует внимание обучающихся на доску . | Ответы детей. Обучающиеся читают информацию со слайда. | |||
Определение темы занятия. | ||||
Слайд № 4 (ребус с зашифрованным словом «Пословица») Запишите название темы в своих маршрутных листах. Работа по теме занятия. Эта тема для нас не новая. Поэтому, сегодня на уроке мы повторим знания о пословице и узнаем новые. Вспомним, что вы знаете об этом жанре ? Обобщение знаний (слайд № 5) А какой жанр устного народного творчества очень близок к пословице ? -Какое отличие пословицы от поговорки ? | Обучающиеся объявляют тему занятия : « Пословица». Записывают тему. Работают по карточкам, решают примеры. Ответы обучающихся. Поговорка. -поговорка не имеет поучительного смысла. | |||
Закрепление известных знаний | ||||
-На слайде представлены различные виды устного народного творчества. И , конечно, среди них есть и пословица. Прочитайте и определите какие виды устного народного творчества представлены, найдите пословицу .( Слайд № 6 ) Какие жанры вы ещё знаете ? - Какой поучительный смысл в нашей пословице ? - Обратите внимание в на то что в одном предложении народ ярко, точно подтверждает нам жизненный факт о том , что человека красит труд. Определение новых свойств изучаемого понятия. Обучающиеся каждого ряда получают листочки с пословицами объединённой одной темой. Прочитайте пословицы и определите, какой темой объеденены пословицы. Старый друг лучше новых двух. Нет друга - ищи, а нашёл- береги. Не имей сто рублей , а имей сто друзей. Болен- лечись, здоров- берегись ! (Слайд № 7) Здоровье сгубишь-новое не купишь. Быстрого и ловкого болезнь не догонит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Старого человека надо слушать, а молодого учить. (Слайд № 6) Кто родителей почитает, тот век счастливым живёт. Корми деда на печи- сам будешь там. Итак, мы поработали с пословицами о дружбе, о здоровье, об уважении к старшим,о трудолюбии. Какой вывод мы можем сделать ? (Слайд 8). У каждого на парте распечатаны темы пословиц над которыми вы поработали, приклейте их к своим маршрутным листам. дружба здоровье уважение к старшим трудолюбие -Закрасьте ту пословицу, . которая, на ваш взгляд, очень важна. Обращает внимание на то, что из 3-х пословиц 1 выделена пунктиром. Как вы думаете почему ? Чем эта пословица отличается от 2-х других ? -Итак , ещё одно открытие! Пословица может подтверждать какой-либо жизненный факт ( или норму поведения) Например, « Старый друг. Лучше новых двух». или рекомендовать (заставлять) поступать в том или ином случае так , а не иначе (действуй так, а не иначе) .» Хочешь есть калачи. Не сиди на печи».
Учитель просит обучающих каждой группы прочитать пословицу, которая побуждает к действию. Мы опять расширяем свои знания как настоящие грамотеи. Мы знали, что пословица поучает. А сегодня на уроке мы узнали, что пословица подсказывает, помогает выстроить своё поведение в соответствии с правилами поведения . -Читая пословицы, мы можем представить по каким правилам жил наш народ ? Мы можем представить какие качества осуждал народ. Кого уважал ? Обратите внимание на мудрость народа , ведь в одном предложении народ высказал своё отношение к какому -либо жизненному факту. Физкультурная минутка слайд (№ 9) Действительно, изучая пословицы, мы можем представить по каким правилам жил наш народ, какие качества характера ценил. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Слайд № 9 Посмотрите на слайд , посмотрите, какой исторический факт отображён на картине ? Собирать и записывать пословицы стали очень давно. Многие учёные понимали , что нужно не потерять мудрость народа. Учёные отправлялись в сёла и деревни. Спрашивали у простых людей пословицы, записывали их. Главная цель таких собирательств пословиц- не растерять мудрость народа. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). ( слайд № 10 )Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от простого народа. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. (слайд №11) Викторина « Грамотеи» -Сегодня и мы как Владимир Иванович Даль попробуем пособирать пословицы. Конечно, ездить по деревням и сёлам мы не будем. Наша задача найти потерявшуюся часть пословицы, проанализировать её. Слайд 11-17. Следующий тур грамотеев -нужно не собрать пословицу , а вспомнить и назвать(слайд №18-20) Из пословиц которые вы разгадали. Запишите ту , которая вам больше всего понравилась. А сейчас , рассмотрите выданные вам иллюстрации к пословицам и раскрасьте их и отгадайте какую пословицу зашифровал художник. | Называют виды устного народного творчества. Обучающиеся называют ещё жанр загадку, сказку. Находят пословицу. Пословица учит тому, что человека красит труд, его умение трудится . Обучающиеся 1-ого ряда : тема о дружбе. Обучающиеся 2-ого ряда : тема о важной роли здоровья для человека. Обучающиеся 3-ого ряда : тема о почитании старших. Обучающиеся 4-ого ряда : тема о почитании старших. Ответы обучающихся. -Пословица охватывает все стороны жизни человека. Обдумывают и закрашивают необходимую пословицу. Ответы обучающихся. Выполняют физкультминутку. Ответы обучающихся. Сравнивают выражения у доски. Дополняют , вспоминают пословицы. Раскрывают смысл. Записывают понравившуюся пословицу. | |||
Подведение итогов | ||||
− С какой темой сегодня на уроке мы работали? (Слайд 13) -Что узнали на занятии ?
| Отвечают по каким признакам можно определить жанр устного народного творчества - пословицу. Называют собирателя пословиц- В. И. Даля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»
Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...
Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания и развития патриотизма с младшего школьного возраста....
Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, дорога!».
Данная программа представляет собой интегрированный курс по ПДД и краеведению....
Занятие по внеурочной деятельности "Здравствуй, зимушка-зима"
Методическая разработка содержит материал для занятий внеурочной деятельностью с детьми начальной школы....
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здравствуй, сказка» (общекультурное развитие)
Русские народные сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, и выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стре...