Программа межпредметного образовательного модуля «Азбука общения» 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа курса "Азбука общения" для 1 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 273 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе Примерной программы начального общего образования (Стандарты 2 –го поколения – М., Просвещение, 2009 ), на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования, учебного пособия Е.И.Николаевой «Воспитание толерантности. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе» -М.: «Мой учебник», 2007
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год, по 1 часу в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._azbuka_obshcheniya.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса "Азбука общения" для 1 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 273 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе Примерной программы начального общего образования (Стандарты 2 –го поколения – М., Просвещение, 2009 ), на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования, учебного пособия Е.И.Николаевой «Воспитание толерантности. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе» -М.: «Мой учебник», 2007
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В итоге реализации программы курса ожидается, что учащиеся смогут
- отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами,
- управлять своими эмоциями,
- определять эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать,
- ответственно поступать в ситуациях нравственного выбора,
- толерантно относить к окружающим и проявлениям в их поведении,
- принимать себя,
- анализировать собственные переживания,
- определять свои способности к творчеству и к признанию заслуг другого,
- уметь отстаивать свою позицию,
- понимать и принимать другого,
- противостоять не толерантным отношениям,
- использовать приобретенные навыки общения во взаимоотношениях с окружающими,
- демонстрировать культуру поведения,
- быть ориентированными на общечеловеческие ценности,
- проявлять эмоциональный интеллект,
- успешно взаимодействовать в коллективе,
- быть готовыми к активному сотрудничеству с другими людьми,
- быть социально-адаптированным.
Содержание учебного курса «Азбука общения»
Программа "Азбука общения" предназначена для реализации в 1 классах в форме межпредметного модуля и предусматривает следующие направления обучения толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получаютосновы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Название раздела | Планируемые результаты | Кол-во часов |
"Я - Человек!" | Воспринимать себя и изменений в собственном теле. Принятие собственного имени. Самопринятие. Адекватная самооценка. | 2 |
Чувства человека | Умение определять чувства других людей. Адекватно реагировать на чувства и переживания. Идентифицировать эмоциональные состояния других людей и осознавать свое собственное. Сочувствие и понимание состояние людей. Анализировать состояния, в которых люди плачут. Овладение навыками саморегуляции. Обдуманное отношение к действиям и их последствиям. | 6 |
Человек среди людей | Умение ценить вежливое поведение людей как проявление доброй воли. Проявление сочувствия к другим и определение подобного поведения у окружающих. Человек должен выбирать между желаемым и доступным. Видеть достоинства одноклассников и уважительно говорить о них. Трепетно относиться к собственной жизни и жизни другого. Обозначение грани между возможностью проявления собственных желаний и действий и требованием общества не нарушать права других людей Обсудить с детьми поведение в сложных ситуациях, где Адекватно реагировать в сложных ситуациях для сохранения жизни ребенка. | 16 |
"Я и мир вокруг меня" | Понимание образа культурного человека. Обозначение ценностей. Уважительное отношение к законам и показать. Понимание того, что права человека неразрывно связаны с обязанностями. Творчество - это проявление индивидуальности человека. Чувство любви к Родине. | 7 |
"Дружная страна" | Коммуникативная компетенция учащихся начальной школы. Толерантное отношение к сверстникам. Добрые взаимоотношения между учениками. Чувство единства и сплоченности. Чувство принадлежности к коллективу. | 2 |
Тематическое планирование
№ | Название темы | Цели | Дата |
"Я - Человек!" | |||
Душа человека | Направить внимание ребенка во внутрь, что позволит научить воспринимать изменения в собственном теле, рефлексировать, описывать словами. Слово «душа» дети слышали многократно, но вряд ли связывали со своими ощущениями. | ||
Имя | Определить отношение детей к собственному имени. Способствовать самопринятию и формированию адекватной самооценки. | ||
Чувства человека | |||
Радость | Научиться определять радость у других детей, адекватно реагировать на нее, связывать собственные положительные переживания с соответствующими словами.Обучение детей идентифицировать эмоциональные состояния других людей и осознавать свое собственное на примере грусти. | ||
Грусть | Обучить детей идентифицировать эмоциональное состояние других людей и осознавать свое собственное на примере грусти. | ||
Слезы | Развивать сочувствие и понимание состояние людей. Анализировать состояния, в которых люди плачут. | ||
Любовь | Определить поведение, которое называется словом «любовь», показать, что любви нужно учиться, что она проявляется не столько в словах, сколько в ответственных поступках. | ||
Свершение. Завершенность. | Научить детей завершать начатое дело, разбудить желание увидеть нечто запланированное в законченном виде. | ||
Гнев | Научить ребенка владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на чужой гнев. | ||
Человек среди людей | |||
Ложь. Правда | Цель заключается не в том, чтобы обличать нравственный аспект лживого поведения, а в том, чтобы показать его неэффективность и возможный вред для формирования зрелой личности. | ||
Похвала. Лесть. | Подчеркнуть необходимость видеть в людях хорошие черты, научиться говорить об этом с искренним восхищением, отличать похвалу от лести. | ||
Наказание | Показать, что при наказании осуждается не личность ребенка, а его поступки. | ||
Страх | Снятие внешнего страха и обучение ребенка работать со своим страхом, а не подавлять его или скрывать. | ||
Ответственность | Разговор на тему осознанности, обдуманности или необдуманности действий и их последствий. | ||
Искусство дарить и получать подарки | Научить детей получать удовольствие от процесса дарения, а не только от получения подарков; задумываться о том, какой подарок можно подарить человеку, как принимать подарки, чтобы не обидеть дарителя. | ||
Вежливость и благодарность | Научить детей рассматривать вежливое поведение других людей по отношению к ним не как должное, а как проявление доброй воли, которая заслуживает благодарности. | ||
Сочувствие | Обучить детей проявлять сочувствие к другим и определять подобное поведение у окружающих. | ||
Зависть | Научить детей достойно относиться к различию в возможностях, которые имеют их семьи; научить понимать, что всегда существуют ограничения в потребительских возможностях человека и он должен выбирать между желаемым и доступным. | ||
Уважение. Достоинство | Научить детей видеть достоинства одноклассников и уважительно говорить о них, дать почувствовать каждому ученику, как он воспринимается со стороны | ||
Ценность человеческой жизни | Показать детям ценность человеческой жизни, научить их трепетному отношению к собственной жизни и жизни другого | ||
Рождение и смерть | Дать возможность детям по говорить о столь болезненных явлениях, как смерть и жизнь, тем самым снизить напряжение детей. | ||
Свобода и ответственность | Обозначение грани между возможностью проявления собственных желаний и действий и требованием общества не нарушать права других людей | ||
Что такое хорошо и что такое плохо? | Показать многогранность и относительность понятий «хороший» и «плохой», размытость границ между ними | ||
Обида. Месть. Прощение | Подчеркнуть неэффективность обиды в общении, разрушительность мести, которая всегда имеет два острия направленности – на обидчика и на того человека, который эту месть осуществляет | ||
Неожиданные ситуации | Обсудить с детьми поведение в сложных ситуациях, где адекватная реакция сохранит жизнь ребенку. а не верное решение приведет к трагическим последствиям. | ||
"Я и мир вокруг меня" | |||
Культурный человек | Создать у детей образ культурного человека, обозначить ценности. знание которых необходимы культурному человеку. | ||
Закон. Права и обязанности | Создать у детей уважительное отношение к законам и показать, что права человека неразрывно связаны с обязанностями. | ||
Фантазия и обман | Активизация фантазии и усилий. направленных на выполнение желаний. | ||
Творчество | Показать детям. что в творчестве с наибольшей силой проявляется индивидуального человека, его свобода, тогда как вся остальная деятельность в значительной мере ограничена рамками общественных правил, стандартов. | ||
Соревнование и сравнение | Обсудить с детьми неоднозначность таких понятий, как "соревнование" и "сравнение". И соревнование и сравнение оказывают положительное действие на человека. когда он использует их для того, чтобы совершенствоваться, но мешают человеку в межличностном общении. | ||
Вера и знание | Показать детям, что есть целый пласт человеческой жизни, где люди основываются в своих поступках не на размышлениях, а на представлениях, не зависимо от фактов. | ||
Отечество | Воспитание в ребенке чувства любви к Родине, поскольку человеку легче уважать себя, если он ценит то место, где родился и вырос. | ||
"Дружная страна" | |||
Большая психологическая игра "Дружная страна" | Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы, способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации, способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися, развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу. | ||
Большая психологическая игра "Дружная страна" | Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы, развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения, воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам, воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартовый образовательный модуль "Первый раз в первый класс." Адаптационный период 1 класс.
Образовательный модуль «Первый раз в первый класс» рассчитан на 9 недель (17 часов в неделю) – 143 часа в первой половине дня. Из них 7 часов образовательного модуля пр...
Развивающее занятие для учащихся 4-х классов "Азбука общения".
Этот час отнесен к категории психологических, потому что его задача – привлечь внимание детей к проблеме общения. По утверждению психологов главной и определяющей деятельностью для младших подростков ...
Методическая разработка мероприятия для учащихся 6-7 классов по теме «Азбука общения»
Оптимальный уровень конфликтности является отличительной чертой подростка со сформированной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука общения" 1-4 класс
При изучении данного курса на ступени начального общего образования у обучающихся формируются навыки общения и культуры поведения в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных...
Рабочая программа образовательного модуля «Первый раз в первый класс» (стартовый образовательный модуль в первом классе (сентябрь – октябрь), организация образовательного процесса в адаптационный период (переход от дошкольного к школьному обучению)
Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того у...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-4 классов "Азбука общения"
Предлагаемая программа занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука общения"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозм...