ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Цуцман Татьяна Борисовна

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

    Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила эффективного взаимодействия

классного руководителя с семьями учащихся

● Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете - создайте необходимые условия для общения с вами!

● Не беседуйте с ними второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другое время!

● Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь поучать и назидать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

● Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

● Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

● То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!

● Если есть профессиональная необходимость поделиться информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!

● Каждая встреча с родителями ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

● Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

● Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Взаимодействие школы и семьи»

  1. Важно чаще посещать школу, узнавать об успехах и поведении своих детей, советоваться с классными руководителями об их воспитании.
  2. Аккуратно посещать родительские собрания, исправно участвовать в обсуждаемых вопросах.
  3. Регулярно просматривать дневник с записями заданий к следующему уроку и следить за тем, чтобы дети самостоятельно и ежедневно готовились к урокам.
  4. Следите за чистотой и опрятностью ребенка, за аккуратным содержание тетрадей и учебников.
  5. Не наказывайте детей за учебу. Оказывайте им регулярную помощь, чтобы дети ходили в школу со спокойным, ровным настроением.
  6. Внушать ребенку мысль о том, что их учеба в школе – это долг перед нашей Родиной, в которой открыты все возможности для их будущего.
  7. Запомнить – хулиганами, «трудными» детьми не рождаются, ими становятся, идя от проступка к проступку, от проступка к преступлению.
  8. Знать, с кем дружит и проводит свободное время ваш ребенок, кто его товарищи, как они ведут себя на улице и в общественных местах.
  9. Быть для детей примером во всем и, следовательно, следить за своим поведением, быть всегда на высоте: не лгать, выполнять свои обещания.
  10. Не ссориться, не быть грубым в присутствии детей, требовать от них вежливого отношения к старшим и товарищам
  11. Не критиковать учителей в присутствии  детей, прививать им уважение школе и учителям.
  12. Участвовать во всех классных и общешкольных массовых мероприятиях.
  13. Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и деньгам. Контролировать трату денег.
  14. Выделить родительский час, в который помогать в подготовке уроков своим детям, устраивать совместные  чтения книг, журналов и газет, просмотр телепередач и слушание радиопередач. Использовать рационально выходной день для воспитания детей.
  15. Приучать детей бережно относиться к вещам в школе и дома.



Предварительный просмотр:

Памятки для родителей

1.Принципы отношений родителей с детьми

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.

Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.

Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

2.Родителям первоклассника

Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.

Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

3.Правила общения

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.

Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.

Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.

Сохраняйте дружелюбный тон!

4.Как поддержать самоценность ребенка

Безусловно принимайте ребенка.

Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.

Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.)

Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.

Помогайте, когда он просит.

Поддерживайте каждый успех.

Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.

Конструктивно решайте конфликты.

Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.

Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.

5.Как научить детей общаться

Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных навыков.

Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения - обширная и многообразная практика.

Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

6.Как помочь детям с нарушениями в общении

Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.

Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.

Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.

Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

Истерические проявления. Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.

Надоедливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ему понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и желания.

Непослушные дети. Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.

7.Психотерапия неуспеваемости

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачамиНе надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

8.Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.

При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).

Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.

6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

9.Родителям о наказаниях

Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.

Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.

Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.

Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.

Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.

Чем заменить наказания?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

10.Как привить интерес к чтению?

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.

На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

В доме должна быть детская библиотечка.

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

11.Чему необходимо научить ребенка?

Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»

Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?»...

Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

Понuмать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧАСТВУЕТ В СОЗДАНИИ ПРОЕКТА, КАКОВА ВАША РОЛЬ?»

Современные федеральные образовательные стандарты предусматривают наличие в программе школьного обучения такой обязательный элемент, как написание учениками проекта.

К этой работе школьников начинают привлекать уже в начальных классах. Они разрабатывают проект, выполняют его и публично презентуют. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей - сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком.

 Как же помочь ребенку написать школьный проект?

 Участие в проектной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

 Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое метод проектов?
  2.  Каковы этапы выполнения учебного проекта?
  3.  Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

1. Что такое метод проектов?

(совсем немного теории)

Метод проектов - совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, использование разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов, а также различных областей науки, и, технологии, творчества.

 Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка; конкретный результат, готовый к внедрению.

Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

  1. Каковы этапы выполнения учебного проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:  

  • выбор темы и задачи проекта;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности;
  • непосредственную реализацию проекта;
  • оценку и самооценку проекта;
  • презентацию проекта.
  1. Какова возможная роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

Этапы и подэтапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор

Выбирается и формулируется тема проектной работы

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор

Формулируется задача проекта

Может потребоваться помощь в правильной формулировке  

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта

Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка  

Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности

Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта

Прикиньте возможные выходы с ребенком

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения

Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой

Составляется программа и календарный план выполнения работ

Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана

Распределяются конретные задания между участниками проектной группы

Может потребоваться разъяснение обязанностей

Изучаютсяя источники и литература по теме проекта

Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта

Собирается и обррабатывается информация по проблеме

Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет

Готовятся выводы, которые сопоставляются с заданиями по теме пректа

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль

Оформляются результаты работы и готовится отчёт

Подскажите основные правила подготовки документов

Проект готовится к презентации

При подготовке доклада, выступления на конференции родитель может отрепетировать с ребенком его выступление, потренировать его в ответах на возможно поставленные при защите вопросы, снять волнение ребенка перед выступлением, подготовить презентацию

Проводися публичная презентация проектной работы

Присутствуйте на защите. Поддержите ребёнка у вас есть повод гордиться им

Анализируется работа проведённая в течении проектного периода

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому

Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника в частности

Обсудите итоги работы, определите, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметьте положительные результаты, проанализируйте недостатки. Целесообразно также оценить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. Обсудите с ребёнком то, что он мог бы уже сделать без помощи родителей

4.Заключение

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

  • консультирует;
  • отслеживает выполнение плана;
  • решает оперативные вопросы;
  • помогает в предварительной оценке проекта;
  • участвует в подготовке презентации;
  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

При этом во время совместной работы с ребенком над школьным проектом родители не должны слишком увлекаться и забывать о двух очень важных правилах:

 1. Родители должны именно помогать ребенку, а не делать проект за него (как и в случае с выполнением ежедневных домашних заданий).

2. Сами взрослые, опирающиеся на свои знания и жизненный опыт, могут выступать одним из важнейших источников информации по теме проекта.

То есть, помогая ребенку писать школьный проект, родители могут выступать в качестве консультанта наравне с учителем, помочь решить оперативные вопросы по сбору информации (помочь с походом в библиотеку, например), составить план действий, поучаствовать в подготовке презентации.

 Ну, а самой главной задачей родителей является оказание моральной дружеской поддержки ребенку, выказывание своей заинтересованности его работой и готовности в любой момент прийти на помощь.




Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему «Умеете ли вы хвалитьсвоих детей»

Форма проведения: круглый стол.

Цели: формирование доброжелательного отношения к своему ребенку; педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методов поощрения и наказания.

Задача:

1.Дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.

2.Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

3. объяснить необходимость соблюдения баланса между поощрением  и наказанием

План проведения:

  1. Вступительное слово  – актуальность вопроса.
  2. Этап социологического исследования.
  3. Круглый стол.
  4.  «Острое блюдо».
  5. Заключительное слово. Чаепитие.

                                                Подготовительный этап

1.Оформление плакатов с высказываниями известных людей на тему поощрения и наказания.

2. Изготовление приглашений каждой семье с текстом следующего содержания: «Уважаемые... (имена, отчество), если вы хотите услышать ответы на вопросы: «Как и когда поощрять ребенка? Нужно ли наказывать ребенка? Каким быть наказанию и поощрению?»; если вас волнуют проблемы воспитания, примите наше приглашение на встречу за круглым столом 11.05.2020 г. в 14 часов.

3. Подготовка анкет для родителей и детей.

4. Анкетирование родителей.
5. Запись ответов детей.
6. Подготовка вопросов «Острого блюда»

7. Оформление памятки «Если ребёнок провинился»

8. Предложить детям на занятиях сделать рисунок «Моя семья».

2. Организационный этап

Парты по рядам сдвигаем так, чтобы у нас получилось три команды родителей, на каждый ряд столов ставим номер называем – Любовь, Доверие, Понимание. На столах находятся памятки, бейджики с именами и отчествами родителей, карточки с пословицами, карандаши, можно также поставить на стол цветы для красоты и создания менее формальной обстановки . В классе нужно развесить плакаты с высказываниями:

«Воспитывать лаской, а не таской». (Русская народная пословица)

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним» ( И. Песталоцци)

«Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием – непрочно, неверно и ненадежно». (Я. Корчак)

Должны быть подготовлены детские рисунки на тему «Моя семья».

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово (введение в проблему).

Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада, что Вы нашли время, чтобы посетить наш классный час на тему «Умеете ли вы хвалить своих детей».

- Как вы думаете, кому живётся труднее ребёнку или взрослому?

(заслушивается ответы родителей)

- Так вот на самом деле, ребенку живется труднее, чем взрослому, потому что его постоянно оценивают, чтобы он ни сделал; хорошо – хороший мальчик; плохо – плохой мальчик. Попробуйте примерить такую жизнь на себя, выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям? Они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть.

 Нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор о том, как сделать, чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы не были вечными экзаменаторами.

Даже в течение одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. Как избежать ошибок, найти меру? Ваше участие, примеры из жизни обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет нам в решении вопроса о наказании.

2.Этап социологического исследования

Учитель: «Сегодня мы будем говорить об очень важных категориях: поощрении и наказании. Для того чтобы вы смогли взглянуть на тему наказаний и поощрений через призму своей семьи, предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. А потом мы вместе проанализируем ответы ваших детей».

                           Анкета для родителей

1.Какие методы воспитания вы используете чаще всего?

  • требование
  • убеждение
  • наказание
  • поощрение

2.Соблюдаются ли в вашей семье единство требований к ребёнку?

  • Да
  • Нет
  • Иногда

3.Какие виды поощрения вы используете?

4.Какие виды наказаний применяете вы? За что?

5.Наказываете ли вы ребёнка физически?

  • Да
  • Нет
  • Иногда

6.Доверяет ли вам ребёнок, делится ли своими секретами7

7.Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка?

  • Да
  • Нет
  • Иногда

8.Надо ли наказывать за плохую оценку? Если надо, то как?

              Анкета для детей

1.За что вас наказывают родители?

2.Как наказывают?

3.За что вас хвалят родители?

4.Как хвалят? Какие виды поощрений используют?

5.Наказывают ли вас физически?

6.Доверяете ли вы родителям, делитесь ли своими секретами?

7. Если бы вы были мамой и папой, вы бы еаказывали своих детей?

         Примечание: Анкеты, заполненные родителями, остаются у них на руках, чтобы они ориентируясь на свои и ответы и лекциоееый материал могли бы самостоятельно сделать выводы о правильности своего воспитания, принимаемых в семье мерах поощрения и наказания.

        Выводы по результатам анализа детских анкет зачитываются в виде обощённого анализа без названия имен и фамилий, сохраняя конфиденциальность. При наличии анкет, в которых  можно заметить чрезмерно жестокое наказание детей или насилие, обязательно предпринять меры по работе с семьёй в виде бесед, консультаций с узкими специалистами и уполномоченными органами.

Учитель.  Можно ли вырастить ребёнка без наказаний?

(Заслушиваем обоснованные ответы родителей. Как правило, большинство родителей уверены в том, что без наказаний не обойтись.)

Учитель: Вопрос о наказании детей стар как мир. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного малыша. Можно
        Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судьи, редко удается быть справедливыми вполне, и мы отталкиваем от себя детей. А наказания, между тем, часто пораждают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство.

  1. Этап проведения круглого стола.

3.1 Определения наказания

- Прежде чем продолжать разговор давайте дадим определение наказанию (ответы родителей фиксируется на доске)

Когда начинают разговор о наказании в голове сразу возникает воспоминание о полученных в детстве нескольких затрещинах или домашнем аресте за небрежно нацарапанное домашнее задание либо за шалость. Но наверняка вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая «домашняя тюрьма» не могла заставить их аккуратнее писать.

        Ибо наказание – это вовсе не действие со стороны наказующего, а то, что происходит в наказываемом ребёнке.

        То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда не переживать.

 Чтобы наказание возымело действие, ребёнок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание – всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребёнке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так «хлоднокровно» наказывает, воспитатель оказывается в роли надсмотрищика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.

        Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во – первых, оно должно исправить вред, причинённый дурным поведением. И ребёнок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причинённого кому – либо ущерба. Во – вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чём мы уже говорили. Но третье и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину». Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виновный признаёт и принимает.

        Из этого следует, что если мы наказываем ребёнка из – за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то своё самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребёнок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятиях о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

3.2 Знакомство с педагогическим опытом семьи Никитиных.

Учитель: Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо: если провинился – просто огорчиться, расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок – порадоваться за него. Каждый может проверить это на себе: если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, чувство достоинства, готовы «горы свернуть». В то же время испытываете чувство благодарности к тому, кто искренне рад вашей радости.

А если за вас огорчаются, что вы испытываете? Стыд, раскаяние – очищающие, возвышающие человека чувства. У жалеющих вас появляется сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.

-      Давайте обсудим: согласны ли вы с мнением Никитиных или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку? ( Родители дискутируют.)
     Учитель. Кажется, без этого не обойтись. С детства – «нельзя», «не тронь» и т. д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Самое дорогое для нас  – дети. Давайте будем терпимы по отношению к ним. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

Учитель: Еще один непростой вопрос: бывает, наказали ребенка, а оказалось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях? (Родители дискутируют.)
        В вашей анкете был такой вопрос: « Какие поощрения и наказания вы применяли к ребенку в течение двух последних недель?» Как правило, на него дают такие ответы: ремень, ставили в угол, не разговаривали с ребенком в течение 15 минут. Я не буду спрашивать, какой именно ответ дали вы, но уверена, что среди нас есть те, кто использует физическое наказание ребёнка. Оправдано ли это?

      3.3  Поговорим о физическом наказании. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы те самым воспитываете испорченного человека. Холодные люди жестоко наказывают ребенка по любому поводу, редко ласкают или целуют из боязни испортить его; никогда не отступятся от своего решения; никогда не признаются в своей ошибке или слабости; не поделятся воспоминаниями о своем детстве.

- А вы какого мнения придерживаетесь?

(Ответы родителей.)

Учитель: «Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что жестокость вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие. Родители прибегают к строгости, и кажется, что это мгновение решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказание.

На ваших столах лежат памятки. Конечно, эти советы не могут быть приняты всеми как руководство к действию. Сначала я предлагаю вам ознакомиться с памяткой (вопросы к памятке выводятся на экран телевизора).

« Если ребенок провинился» и высказать свое мнение:

- Каких правил вы придерживаетесь?

- С какими вы не согласны?

- Какое из правил вызывает у вас протест, почему?

- Какое из правил вы узнали впервые? Будете ли применять его?

- Ваши дополнения, советы. (Обсуждение памятки.)
     Сейчас вам предстоит вспомнить и проанализировать случаи, когда приходилось наказывать ребенка. Пусть памятка « Наказывая ребенка, нужно помнить» поможет вам в этом. Прочитав ее, отметьте, пожалуйста, знаком « +» те пункты, которые выполняются вами, знаком «-» те пункты, которые не выполняются. Если правила выполняются только одним членом семьи, а другими игнорируются, то, конечно, успехов быть не может. Мы надеемся, что вы обязательно обсудите эти вопросы в семейном кругу.

(Идет работа с памятками).

        Учитель. (раздавая родителям рисунки их детей) Мы с ребятами тоже готовились к этому собранию и нарисовали рисунки «Моя семья», некоторые психологи субъективно относятся к этому тесту, но есть много свидетельств подтверждающих его эффективность.(Объяснение родителямтого, на что следует обратить внимание при анализе рисунка в:ажна последовательность изображения родных, положение ребёнка по отношению к близким, нажим на карандаш,соотношение рисунка к размеру листа, используемые цвета).

        Теперь у вас в руках, достаточно информации, чтобы судить о том, как ваш ребёнок чувствует себя в семье. Делайте выводы.

3.4. Что такое поощрние?

- А что же такое поощрение? (Заслушиваются ответы родителей)

Действительно, это очень широкое понятие. И для каждого ребёнка, более ценна какая-то определённая награда.  Поощрение может быть моральным и материальным. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные: сам факт эффективности – это уже свидетельство довольно высокого уровня воспитанности.

Награда – это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребёнком как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворённость делом, за которое похвалили дорогие нам люди, удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать в будущем.

        Итак, на вопрос, как правильно распределить наказание и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько затрещин и сколько конфет должно приходиться на каждого ребёнка. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребёнка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребёнка, в нём сфокусировано всё, что их связывает и сближает.

Хочется продолжить наш разговор словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: « Любить –значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок»
Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скорее всего, мы боимся за него, но страх – не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже не похоже на любовь.

     Откажемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без недостатков; откажемся от мысли доводить его до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем, он сопротивляется каждому нашему слову, каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приводят.

    Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и навечно виноваты перед родителями. С ними не разговаривают. « Какие могут быть разговоры? Он меня покоя лишил, а я с ним разговаривать должен?» Придет час и ребенок скажет Вам: «Я с тобой не хочу разговаривать».

     Обычно мы отказываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного любят все, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании. (Родители обсуждают услышанное).

  1. Разговор о поощрении и похвале

Учитель: А сейчас я предлагаю продолжить разговор о поощрении детей. Давайте обсудим следующие вопросы: 

- За что нужно благодарить, хвалить ребенка?

- «Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах», - согласны ли вы с этим утверждением?

- Чего надо бояться во время похвалы? (Каждый стол составляет ответы на эти вопросы согласно номеру стола. Ответы заслушиваются,при необходимости дополняются другими столами, формируется общая точка зрения)

Учитель. А теперь немного о другом. Поощрение и наказание – основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определённых воспитательных целей. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого – прощение!

        Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это, по сути, примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребёнок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые проступки, стремясь исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

        Но и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать обозначает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогическое поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребёнком. Но всегда с готовностью прощать всё – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребёнка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребёнка нам служит лучшим ориентиром.

Учитель: В заключении нашей беседы, предлагаю вам рассмотреть три ситуации, прозвучавшие на консультации детских психологов (ситуации распределены между столами), и обсудить основные ошибки родителей, предпроложить возможные последствия такого поведения, составить рекомендации для родителя.

1 ситуация

2 ситуация

3 ситуация

«Я знаю, что детей бить нельзя и телесные наказания – не дело. Да я ведь его и пальцем не трогаю. Знаете, что я делаю? Он страшно боится темноты – так я его запираю в подвал, выключаю свет и оставляю там. Посмотрели бы вы, какой он потом шёлковый становится!» - это рассказ отца, который привёл на обследование шестилетнего мальчика с сильным неврозом.

«Не верьте вы ему! Уж я его насквозь вижу, притворщика. Нарочно медленно отстёгиваю ремень – ещё и не коснусь, а он уже орёт, зовёт маму на защиту», - так говорит  отец, огорчённый плохой успеваемостью сына – третьеклассника.

«У меня есть принцип: ничего не хвалить, пока сын не достигнет совершенства. А он никогда не достигает. Я просто добиваюсь, чтобы у него было чувство ответственность, - а его нет!» - подобным заявлением начинает свой длинный рассказ отец, сильно озабоченный поведением одиннадцатилетнего сына: он страшный лентяй, лгун, замалчивает плохие отметки, никакие наказания не помогают.

(На подготовку выводов по ситуациям группам даётся по 7 минут, выступать начинают по готовности)

(Заслушиваются выступления родителей)

        Вы прослушали высказывания троих мужчин, но это не значит, что ошибки и перегибы в воспитании – удел только отцов. Жестокости, подобно той, какая исходит от первого приведённого примера, непонимания, о котором свидетельствует второй пример, нелепых принципов, на которых основано воспитание в третьем случае, - всего этого в избытке, к сожалению, и у мам,  бабушек, дедушек, дядюшек, тётушек и других воспитателей.

        Задумаемся глубже над третьим случаем. Он совсем не редкость, и многие родители узнают себя. Уже этого вполне достаточно для более тщательного разбора.

        Отец утверждает, что наказание не помогает, и он пришёл посоветоваться, есть ли такое наказание, которое воздействует на сына. От матери и самого мальчика мы узнали, что отец действительно никогда не поступается своими принципами. Никаких одобрений и похвал. Отец полагает, что мальчик «обязан всё уметь», и нечего ждать от отца помощи и совета. Отец педантично контролирует выполнение домашних заданий и поручений, которые даёт он сам; беда, если обнаружится ошибка. Мальчик избегает этого контроля, как только может. Тем самым он пропускает уроки, школьные оценки ухудшаются. Соответственно повышаются отцовские требования, отец всё строже, неистовее в своём контроле – и вот готова разразиться семейная драма. Притом нет сомнений, что намерения у отца благие, мальчиком он дорожит и хотел бы воспитать его как можно лучше.

        Оценка педагогических ситуаций.

Ситуация 1.Отцу того непослушного мальчика, по поводу которого мы начали эти размышления, мы не можем посоветовать, какое избрать наказание, но настоятельно попросим его пересмотреть свои «принципы». Они у него нежизненны, недейственны, антипедагогичны. Мальчик лишь утверждается в своём упрямом сопротивлении. Принципы эти в конечном счёте пагубны и для воспитателя: они, с одной стороны, лишают отца возможности оказывать положительное влияние на сына, а с другой, не позволяют ощутить радость воспитания.

Ситуация 2. В этой ситуации мы видим, что за проблеме в учёбе ребёнка наказывают ремнём. Поэтому только при том, как отец начинает растёгивать ремень, ребёнок поднимает крик: это его защитная реакция. Вместо того, чтобы больше времени уделить своему ребёнку, помочь в выполнении домашних заданий, обсудить с классным руководителем или учителем предметником причины отставания,отец всю вину перекладывает на сына.

Ситуация 3. В этой ситуации родитель не предпринимает открытого наказания и физически не наказывает ребёнка, но он не хвалит своего сына.В этой ситуации отец никогда не поступатся соими принципами. Никаких одобрений и похвал. Отец полагает, что мальчик «обязан всё уметь», и нечего ждать от отца помощи и совета. Отец педантично контролирует выполнение домашних заданий и поручений, которые даёт он сам; беда, если обнаружится ошибка. Рано или поздно, мальчик начнёт избегать этого контроля, как только может. Возможно он начнёт пропускать уроки, школьные оценки ухудшатся. Соответственно повысятся отцовские требования, отец будет всё строже, неистовее в своём контроле – и вот готова разразиться семейная драма. Притом нет сомнений, что намерения у отца благие, мальчиком он дорожит и хотел бы воспитать его как можно лучше.

4. Продолжение круглого стола.

      Учитель.  А теперь « Острое блюдо». Вопросы написаны на листе бумаги. Если вы не хотите отвечать на вопрос, передавайте его дальше по кругу.
(Родители зачитывают вопросы, отвечают.)

«Острое блюдо».

а) Ваша реакция на плохое поведение ребенка за столом?

б) Когда прощение во благо?

в) Всегда ли нужно наказывать ребенка сразу после проступка?
г) Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Ваши действия?
д) С чего вы начнете разговор с ребенком о его плохом поступке?

Следующая наша работа – составление свода правил для взрослых о том, как поощрять и наказывать детей. Представьте, что нам предложили составить свой свод правил.

(Родители по очереди говорят правила, передавая друг другу игрушку)

5.Заключение.

Вывод: Конечно, чтобы вырастить уверенную, самодостаточную личность ребёнка нужно хвалить. Ребёнка слабого в учёбе хвалить за малейший успех, даже за старание и желание что-либо сделать, желание больше сделать, хвалить даже инициативу, но не перехзваливать. Ребёнок должен знать, что вы любите таким, какой он есть, независмо от его успехов в учёбе. Никакая даже самая дорогая ваша ваза или детская вдруг испорченная одежда не стоит детьских слёз. Старайтесь находить баланс между поощрением и наказанием. Прежде чем наказывать, старайтесь взять себя в руки, задержать дыхание, сосчитайте  про себя до 10, а лучше до 30, а можно просто начать читать наизусть ваше любимое стихотворение, но не впадайте в бешенство. Вы всегда сильнее своего ребёнка. Не унижайте его. Чаще обнимайте и целуйте своего ребёнка, ему очень важно чувствовать, что рядом с ним, и вы поддерживаете его. Помните, ВЫ – пример для подражания. Не забывайте, что именно у вас ребёнок учиться больше всего.

Поощрение, одобрение – мажорный, светлый метод: он порождает стремление жить, учиться, работать ещё лучше. Поэтому это всегда - профилактика против проступков.

Уважаемые родители, большое Вам спасибо за участие в нашем интерактиве. Надеюсь, информация нашего собрания была для вас полезной и имеет практическую ценность. Для каждого из вас у нас готовы памятки, вы можете взять их домой.

Чаепитие.

Литература:

1.Брюхова В. М. Школа и семья: от диалога к партнёрству//  Классный руководитель - № 7 – М., 2007, с.113 – 129.

2.Буленкова Н. Семья – это любовь//Воспитание школьников - №1 – М.,                         2003, с.42 – 44.

3.Корецкая М. Л. Воспитание без насилия// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 учебного года, диск №1.
4.Литарова Н., Аксюченко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения//Воспитание школьников - №1 – М,,2003, с.16-17.
5.Сергеева Л. И. Что такое педагогический такт и в чём он должен проявляться у родителей//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 учебный год, диск №2.
6.Ступакова Н. Когда ребёнок провинился//Воспитание школьников - № 9 – М., 2004, с.43 – 44 .
7.Тархова Л. А. Педагогика понимания//ПедСовет - №  8 – М .,2001, с.3 – 4 .  
Файнберг С. Смысл наказания//Семья и школа - № 11 – 12 – М.,1997, с.85 – 86.
8.Ханхасаева И. Как растить ребёнка//Воспитание школьников - № 1 – М. 1993, с.26 – 29.
9.Шарапова Е. П. У хороших родителей – счастливые дети.// Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» 2006-2007 учебный год, диск № 2.
Шуман С. Г. Родительские тревоги – М..»Педагогика», 1989, с.38-45.

                          Памятка для родителей  «Если ребенок провинился...»


1. Не начинайте разговор с ребенком если вы в плохом настроении.

2. Сразу дайте оценку проступку, ошибке; узнайте, что ребенок думает по этому поводу.

3. Не унижайте ребенка. 

4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ни чего не значат.

5. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вместо «Ты плохой».

6. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы

ему сочувствуете, верите в него.

Наказывая ребенка, нужно помнить... 

1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка.

2. Наказание должно быть не нормой, а исключением.

3. Наказывайте за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.

4. Не читайте длинных нотаций.

5. Не напоминайте о проступке.

6. Ведите разговор о проступке наедине с сыном (дочерью)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

    Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно,...

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями.Памятка "Уч...

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.Конспект обучающего интерактива с родителями....

ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Методический материал (памятки, беседы, консультации)  для взаимодействия  с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями....