Внеурочный курс «Краеведение»
рабочая программа (3 класс)

Главной целью краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа22.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочному  курсу: «Краеведение»

3 «Б» класс

Учитель: Хабибуллина Л.Ф.

Рассчитана на 34 часа по учебному плану в год (1 час в неделю)

           

Пермь, 2019

Содержания учебного курса

Результат первого уровня: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и  школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать  целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Результат второго уровня: развитие ценностных отношений к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

Результат третьего  уровня: приобретение школьником самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействие с одноклассниками и взрослыми, посещение культурно - образовательных учреждений, сбора и обработки историко - географической  краеведческой информации.

        Итоги реализации данной программы подводятся в форме: различных выставок, научно - практических конференций, фестивалей и народных праздников.

Результаты обучения курса

Учащиеся научатся: 

  • внимательно слушать экскурсовода,
  • задавать вопросы и отвечать на них,
  •  оформлять итог своей работы на бумаге или презентации,
  • вести летопись своих дел, составлять родословную семьи.

Учащиеся получат возможность научиться: 

  • проводить  анкетирование, интервьюирования;
  • ориентироваться в важнейших для региона событиях  и фактах прошлого и настоящего;
  • оценивать их возможное влияние на будущее;
  • к способности самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД: 

  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
  • учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
  • высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем;   технология оценивания коммуникативных достижений.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
  • делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • слушать и понимать речь других людей.
  • вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Отслеживание результатов по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в научно-практических конференциях.

Разделы:

  1. Природа Прикамья.
  2. Население Прикамья.
  3. По родному Прикамью. Путешествие по карте.
  4. Народное искусство Прикамья.
  5. Пермские писатели.
  6. Замечательные люди Прикамья.
  7. Солдатская судьба.

 Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Часы

Основные понятия

1

Наш край.

1

От Перми Великой до Пермского края. Географическое положение Пермского края. Соседи. природа Прикамья. Летописец С, Ф. Николаев. Значение слов «вепсы», «летописец».

2

Заповедные места Прикамья.

1

Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы Пермского края. Вишерский заповедник, Басеги.

3

Голубые дороги края.

1

Реки, речки и озёра, рукотворные моря края. Топонимика. В. Радкевич о Каме.

4

Родники моей Родины.

1

Край тысячи родников. Значение родников. «Три родника» В. Михайлюк.

5

На запад.

1

Путешествие по карте Пермского края-запад. Районы края. Города и посёлки западного направления: Нытва,  Очёр, Верещагино. Их особенности. История и современность.

6

Верхнекамье.

1

Чердынь, Соликамск, Усолье, Березники. История и современность, особенности.

7

Стольный город Кунгур.

1

История и современность, особенности. Понятие слова «благотворительность». Храмы Кунгура.

8

На юг.

1

Путешествие по карте Пермского края-юг. Районы края. Города и посёлки южного направления: Суксун, Оса, Чайковский. Их особенности. История и современность. П. И. Чайковский. Е. Пугачёв.

9

По Горнозаводской дороге.

1

Горнозаводская железная дорога. Города и посёлки горно-заводского направления: Калинино, Лысьва, Чусовой, Горнозаводск. Их особенности. История и современность. Понятие слов «этнопарк», «народный музей».

10

Народы Прикамья-одна семья.

1

Народы Прикамья. Национальный состав края. Дружба народов Прикамья. Народный костюм.

11

Русские.

1

История и культура, особенности народа. Книги по топонимике. Значения слов «изба», «утварь», «полати» и др.

12

Русский фольклор.

1

Понятие слова «фольклор». Пословицы, поговорки, напутствия. Значение.

13

Русские сказки и легенды Прикамья.

1

Понятие слов «сказки», «легенды», «сказы». Собиратель русского фольклора В. Сребренников. А. Н. Спешилов «Сказки Прикамья».

14

Татары и башкиры.

1

История и культура, особенности народа. Народные праздники: Сабантуй. Значение слов «саман», «юрта», «нары» и др. Заповеди и присловья.

15

Фольклор татар и башкир.

1

Пословицы, загадки, потешки, народные песни открывают самобытность народа. Легенды о происхождении народов. Сказ о богатыре Урале.

16

Коми-пермяки.

1

Коми-пермяки от древности до современности: история, культура, национальный костюм. Значение слова «орнамент». Орнамент как символ. Значение орнаментов-символов.

17

Фольклор коми-пермяцкого народа.

1

Пословицы, считалки. Дразнилки. Древний календарь коми-пермяков.

18

Сказки и легенды коми-пермяцкого народа.

1

Сказки и легенды о Каме, Полюде, Пере-охотнике. Легенда о богатыре Кудым-Оше. Значение слов «чудины», «пам», «увтыр», «парма» и др.

19

Художественные ценности края.

1

Народное искусство Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермская деревянная скульптура. Иконы строгановской школы.

20

Каменные сказы.

1

Мастера-камнерезы. Кунгурские камнерезы. Творчество художника-анималиста Анатолия Овчинникова. Значение слов «артель», «камнерез», «селенит», «сказы», «анималист».

21

Пермская роспись по дереву.

1

Пермские орнаменты. Стили. Обвинская роспись. Значение слов «промысел», «художественный промысел».

22

Деревянная архитектура Прикамья.

1

Деревянные сооружения: церкви и избы. Особенности деревянной архитектуры Прикамья: детали построек. Музей деревянного зодчества Хохловка. Значение слов «зодчество», «голбец», «фронтон», «чело» и др.

23

Наши славные земляки.

1

Замечательные люди Прикамья: профессии, достижения. Мечта пермяков-книга о замечательных людях Прикамья. Значение слова «меценат». Замечательные люди твоего рода.

24

Ирина Христолюбова.

1

Жизнь и творчество. Сказка «Топало».

25

Аркадий Гайдар.

1

Жизнь и творчество писателя. Пермский период. Произведения А. Гайдара. Рассказ «Горячий камень». Значение слова «псевдоним».

26

Александр и Фёдор Теплоуховы.

1

Жизнь и деятельность Теплоуховых. Хранители пермских лесов. Парк «Кузьминка» в посёлке Ильинском. Значение слов «коллекция», «лесничий».

27

Иван Свиязев.

1

Талантливый пермский архитектор. Жизнь и деятельность. Пермский период. Значение слов «архитектор», «ротонда», «рельеф», «балюстрада».

28

 Алексей Раменский.

1

Учительская династия Раменских. Проект А. Раменского о народном образовании в Пермском крае. Роль Раменского в открытии педагогических курсов, классов, педагогической семинарии.

29

Фёдор Граль.

1

Жизнь и деятельность врача. Борец с эпидемиями.

30

Братья Васнецовы.

1

 Семья Васнецовых. Жизнь и творчество художников В. М. Васнецова и А. М. Васнецова. Мир пермского края в картинах.

31

Сергей Дягилев.

1

Жизнь и деятельность. Пермский период. Дягилевские сезоны в Париже. Гимназия Дягилева в Перми и её роль в культуре города.

32

Александр Покрышкин.

1

Солдатская судьба. Покоритель неба. Пермский период в жизни трижды героя Советского Союза.

33

Пермские поэты о войне.

1

Жизнь и деятельность поэтов Н. Домовитова В. Радкевича, А. Решетова. Военная тематика их творчества.

34

Военные повести Олега Селянкина. Отзыв читателя.

1

Жизнь и деятельность писателя. Повесть «Есть так держать!» Рефлексивная деятельность по итогам работы над учебным пособием «Маленький пермяк. Книга для чтения.3 класс.» Значение слова «отзыв».

Список используемых источников

  1. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь: Пушка, 2002.
  2. Князева Н.А. Маленький пермяк. Книга для чтения. 3класс. М. Планета.2018.
  3. Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. /Пермь: Книжный мир, 2003.
  4. Боровская Л.А., Жесткова Н.С., Быховская М.А. Наш Пермский край: учебное пособие для начальной школы. Пермь, ПГПУ.2010.
  5.   Князева Н.А. Правильская М. В. Маленький пермяк. Программа внеурочной деятельности.-М., Планета.2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс

Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...