Внеурочный курс «Краеведение»
рабочая программа (3 класс)
Главной целью краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочному курсу: «Краеведение»
3 «Б» класс
Учитель: Хабибуллина Л.Ф.
Рассчитана на 34 часа по учебному плану в год (1 час в неделю)
Пермь, 2019
Содержания учебного курса
Результат первого уровня: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Результат второго уровня: развитие ценностных отношений к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
Результат третьего уровня: приобретение школьником самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействие с одноклассниками и взрослыми, посещение культурно - образовательных учреждений, сбора и обработки историко - географической краеведческой информации.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме: различных выставок, научно - практических конференций, фестивалей и народных праздников.
Результаты обучения курса
Учащиеся научатся:
- внимательно слушать экскурсовода,
- задавать вопросы и отвечать на них,
- оформлять итог своей работы на бумаге или презентации,
- вести летопись своих дел, составлять родословную семьи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- проводить анкетирование, интервьюирования;
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
- оценивать их возможное влияние на будущее;
- к способности самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
- учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
- высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем; технология оценивания коммуникативных достижений.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
- делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других людей.
- вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Отслеживание результатов по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в научно-практических конференциях.
Разделы:
- Природа Прикамья.
- Население Прикамья.
- По родному Прикамью. Путешествие по карте.
- Народное искусство Прикамья.
- Пермские писатели.
- Замечательные люди Прикамья.
- Солдатская судьба.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Часы | Основные понятия |
1 | Наш край. | 1 | От Перми Великой до Пермского края. Географическое положение Пермского края. Соседи. природа Прикамья. Летописец С, Ф. Николаев. Значение слов «вепсы», «летописец». |
2 | Заповедные места Прикамья. | 1 | Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы Пермского края. Вишерский заповедник, Басеги. |
3 | Голубые дороги края. | 1 | Реки, речки и озёра, рукотворные моря края. Топонимика. В. Радкевич о Каме. |
4 | Родники моей Родины. | 1 | Край тысячи родников. Значение родников. «Три родника» В. Михайлюк. |
5 | На запад. | 1 | Путешествие по карте Пермского края-запад. Районы края. Города и посёлки западного направления: Нытва, Очёр, Верещагино. Их особенности. История и современность. |
6 | Верхнекамье. | 1 | Чердынь, Соликамск, Усолье, Березники. История и современность, особенности. |
7 | Стольный город Кунгур. | 1 | История и современность, особенности. Понятие слова «благотворительность». Храмы Кунгура. |
8 | На юг. | 1 | Путешествие по карте Пермского края-юг. Районы края. Города и посёлки южного направления: Суксун, Оса, Чайковский. Их особенности. История и современность. П. И. Чайковский. Е. Пугачёв. |
9 | По Горнозаводской дороге. | 1 | Горнозаводская железная дорога. Города и посёлки горно-заводского направления: Калинино, Лысьва, Чусовой, Горнозаводск. Их особенности. История и современность. Понятие слов «этнопарк», «народный музей». |
10 | Народы Прикамья-одна семья. | 1 | Народы Прикамья. Национальный состав края. Дружба народов Прикамья. Народный костюм. |
11 | Русские. | 1 | История и культура, особенности народа. Книги по топонимике. Значения слов «изба», «утварь», «полати» и др. |
12 | Русский фольклор. | 1 | Понятие слова «фольклор». Пословицы, поговорки, напутствия. Значение. |
13 | Русские сказки и легенды Прикамья. | 1 | Понятие слов «сказки», «легенды», «сказы». Собиратель русского фольклора В. Сребренников. А. Н. Спешилов «Сказки Прикамья». |
14 | Татары и башкиры. | 1 | История и культура, особенности народа. Народные праздники: Сабантуй. Значение слов «саман», «юрта», «нары» и др. Заповеди и присловья. |
15 | Фольклор татар и башкир. | 1 | Пословицы, загадки, потешки, народные песни открывают самобытность народа. Легенды о происхождении народов. Сказ о богатыре Урале. |
16 | Коми-пермяки. | 1 | Коми-пермяки от древности до современности: история, культура, национальный костюм. Значение слова «орнамент». Орнамент как символ. Значение орнаментов-символов. |
17 | Фольклор коми-пермяцкого народа. | 1 | Пословицы, считалки. Дразнилки. Древний календарь коми-пермяков. |
18 | Сказки и легенды коми-пермяцкого народа. | 1 | Сказки и легенды о Каме, Полюде, Пере-охотнике. Легенда о богатыре Кудым-Оше. Значение слов «чудины», «пам», «увтыр», «парма» и др. |
19 | Художественные ценности края. | 1 | Народное искусство Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермская деревянная скульптура. Иконы строгановской школы. |
20 | Каменные сказы. | 1 | Мастера-камнерезы. Кунгурские камнерезы. Творчество художника-анималиста Анатолия Овчинникова. Значение слов «артель», «камнерез», «селенит», «сказы», «анималист». |
21 | Пермская роспись по дереву. | 1 | Пермские орнаменты. Стили. Обвинская роспись. Значение слов «промысел», «художественный промысел». |
22 | Деревянная архитектура Прикамья. | 1 | Деревянные сооружения: церкви и избы. Особенности деревянной архитектуры Прикамья: детали построек. Музей деревянного зодчества Хохловка. Значение слов «зодчество», «голбец», «фронтон», «чело» и др. |
23 | Наши славные земляки. | 1 | Замечательные люди Прикамья: профессии, достижения. Мечта пермяков-книга о замечательных людях Прикамья. Значение слова «меценат». Замечательные люди твоего рода. |
24 | Ирина Христолюбова. | 1 | Жизнь и творчество. Сказка «Топало». |
25 | Аркадий Гайдар. | 1 | Жизнь и творчество писателя. Пермский период. Произведения А. Гайдара. Рассказ «Горячий камень». Значение слова «псевдоним». |
26 | Александр и Фёдор Теплоуховы. | 1 | Жизнь и деятельность Теплоуховых. Хранители пермских лесов. Парк «Кузьминка» в посёлке Ильинском. Значение слов «коллекция», «лесничий». |
27 | Иван Свиязев. | 1 | Талантливый пермский архитектор. Жизнь и деятельность. Пермский период. Значение слов «архитектор», «ротонда», «рельеф», «балюстрада». |
28 | Алексей Раменский. | 1 | Учительская династия Раменских. Проект А. Раменского о народном образовании в Пермском крае. Роль Раменского в открытии педагогических курсов, классов, педагогической семинарии. |
29 | Фёдор Граль. | 1 | Жизнь и деятельность врача. Борец с эпидемиями. |
30 | Братья Васнецовы. | 1 | Семья Васнецовых. Жизнь и творчество художников В. М. Васнецова и А. М. Васнецова. Мир пермского края в картинах. |
31 | Сергей Дягилев. | 1 | Жизнь и деятельность. Пермский период. Дягилевские сезоны в Париже. Гимназия Дягилева в Перми и её роль в культуре города. |
32 | Александр Покрышкин. | 1 | Солдатская судьба. Покоритель неба. Пермский период в жизни трижды героя Советского Союза. |
33 | Пермские поэты о войне. | 1 | Жизнь и деятельность поэтов Н. Домовитова В. Радкевича, А. Решетова. Военная тематика их творчества. |
34 | Военные повести Олега Селянкина. Отзыв читателя. | 1 | Жизнь и деятельность писателя. Повесть «Есть так держать!» Рефлексивная деятельность по итогам работы над учебным пособием «Маленький пермяк. Книга для чтения.3 класс.» Значение слова «отзыв». |
Список используемых источников
- Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь: Пушка, 2002.
- Князева Н.А. Маленький пермяк. Книга для чтения. 3класс. М. Планета.2018.
- Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. /Пермь: Книжный мир, 2003.
- Боровская Л.А., Жесткова Н.С., Быховская М.А. Наш Пермский край: учебное пособие для начальной школы. Пермь, ПГПУ.2010.
- Князева Н.А. Правильская М. В. Маленький пермяк. Программа внеурочной деятельности.-М., Планета.2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....
Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс
Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....
« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»
В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...
Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс
К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...
Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...
Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс
Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...
рабочая программа по краеведению
при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...