Методическая копилка
методическая разработка (3 класс)
Образовательный маршрут
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Социокультурные истоки»
Портфолио ученика
Работа с электронным журналом
Индивидуальный план саморазвития учителя начальных классов
Использование ИКТ на уроках
Лист самооценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovat_marshrut_alisy.docx | 355.77 КБ |
3e_istoki_-_3_klass.docx | 65.95 КБ |
portfolio_andreya_gotovoe_1_compressed.pdf | 2.82 МБ |
rabota_s_elektronnym_zhurnalom.pdf | 2.3 МБ |
individ_plan_prof_razvitiya.docx | 1.93 МБ |
ispolzovanie_ikt_na_urokah.pdf | 513.69 КБ |
list_samootsenki_i_vzaimootsenki_v_rabote_nad_proektom.docx | 553.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
одаренного ребёнка,
обучающейся 3 Е класса МБОУ СШ №42 г. Нижневартовска
Ш.Алисы,
часто пропускающей школьные занятия по причине участия в соревнованиях по художественной гимнастике в городе и за его пределами.
на 2019-2020 учебный год
Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Ш. Алиса Возраст: 9 лет.
Школа: МБОУ СШ № 42
Класс: 3 класс Е
Ф.И.О. родителей Алефтина Ж. и Андрей П.
Ф.И.О. классного руководителя: Ильина Лариса Филаретовна
Характеристика обучающегося
Ш.Алиса, 9 лет, обучается в 3 классе Е МБОУ СШ№42.
Алиса воспитывается в полной семье. Она самая старшая, в семье брат и младшая сестра. Отношения в семье гармоничные и доброжелательные. Жилищно-бытовые условия хорошие. Воспитанием ребёнка занимаются оба родителя. Все рекомендации педагогов и специалистов выполняют. Родители заинтересованы в развитии и качественном обучении Алисы и оказывают ей всестороннюю помощь в обучении и воспитании.
В социально-бытовой ориентировке ученица осведомлена полностью (знает свои Ф.И.О., родителей, дату рождения, адрес проживания, место работы родителей, ориентируется в явлениях и предметах окружающей жизни).
Алиса - любознательная, ответственная, дисциплинированная ученица, успешно справляется с основными требованиями программы, усваивает базовый уровень знаний, имеет отличные отметки по предметам. Уроки без уважительной причины не пропускает. В учебной деятельности всегда проявляет самостоятельность и решительность, к выполнению заданий приступает без помощи со стороны учителя и родителей, без алгоритма выполнения заданий. Она не нуждается как в стимуляции со стороны педагога, так и в частой смене деятельности. Но из-за систематических пропусков по причине участия в соревнованиях по художественной гимнастике в городе и за его пределами составлен индивидуальный маршрут обучения, чтобы избежать пробелов в изучении материалов школьной программы.
По характеру Алиса лидер, пользуется авторитетом в классе. Она с 5 лет занимается художественной гимнастикой, является членом команды Олимпийского резерва. Успешно выступает в соревнованиях на городских спортивных площадках, так и за пределами города и округа.
Целью индивидуального образовательного маршрута является совершенствование форм организации образовательного процесса обучения ученицы, часто пропускающей учебные занятия и развитие познавательных интересов и индивидуальных особенностей через создание условий для самовыражения и самореализации.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
- осуществлять образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
- использовать дифференцированные задания по предметам;
- формировать умения ставить цель, планировать и организовывать деятельность;
- обеспечивать участие Алисы в конкурсах, викторинах и олимпиадах;
- способствовать развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- поддерживать Алису в реализации ее интересов совместно с ее родителями.
Используемые технологии:
- отбор образовательных и воспитательных ресурсов для выполнения учебной задачи;
- поиск информации, получение и работа с ней;
- презентация результатов выполненных учебных задач;
- самооценка выполненных работ, оценка одноклассников и педагогов;
- самопрезентация (формы представления результатов через участие в олимпиадах и конкурсах школьных, городских и дистанционных.
Роль родителей:
- тесное сотрудничество с классным руководителем и педагогами;
- помощь при выполнении ребенком образовательных и творческих заданий;
- финансовые расходы на дистанционные конкурсы, викторины, олимпиады.
Этапы реализации
этап | сроки | направления | результаты |
1.Диагностический Цель:психолого-педагогическое изучение обучающейся, выявление индивидуальных особенностей | сентябрь - октябрь | входная диагностика (эмоционально- личностная сфера, диагностика психологического здоровья и межличностных отношений | создание карты способностей и интересов обучающейся, банка тестов. конкурсов, рекомендаций для работы с учеником |
2.Разработка маршрута (индивидуального плана, программы) Разработка программы проектной и исследовательской деятельности | Октябрь В течение года | прогнозирование, проектирование и конструирование, индивидуальные консультации индивидуальные консультации обучающегося и родителей, организация участий в олимпиадах и конкурсах | Создание индивидуального учебного плана Выбор проектов, согласование форм деятельности и критериев оценки, проведение конкурсов, проектных и исследовательских работ |
3.Способы оценки и самооценки успехов обучающегося. Итоговая диагностика. Рефлексия. Оценка. | 4 четверть | Презентация работ, отчет творческий, участие в олимпиадах, конкурсах, проверочные работы |
Родители _____________________ ознакомлены /__________________/
/___________________/
Классный руководитель Ильина Л.Ф. / ___________________/
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 42»
«Рассмотрено» на заседании методобъединения Руководитель МО ________/В.Н.Пукас / Протокол № 1от «28 » августа 2019 г. | «Согласовано» на заседании методического совета__________/И.И.Сергеева/ Протокол методического совета№1 от « 29 »августа 2019 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СШ № 42» ___________/Г.А. Гасымова/ Протокол педсовета №1 от «30» августа 2019 г. Приказ № 889 от «30» августа 2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно – нравственного направления
«Социокультурные истоки»
Класс 3е
Учебный год 2019 -2020
Учитель Ильина Л.Ф.
г. Нижневартовск,2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы заключается в том, что в наше время во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого, сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи является создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Истоки» в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).
Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:
- Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
- Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками процесса являются социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являются:
- развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,
- накопление социокультурного опыта,
- развитие навыков общения,
- управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия,
- обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
Управленческий – развитие управленческих способностей;
Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
Планируемые результаты освоения курса
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Содержание программы направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Личностные результаты.
Всфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
- основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- установки на здоровый образ жизни;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Всфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сферепознавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
- фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
- устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
- правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
- определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
- пересказывать текств разной форме, составлять письменные отзывы;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
- осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
- различать государственные и духовные праздники
- создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
- распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
- узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;
- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ,
Результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования представлен в личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), которые представлены в Стандарте:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Содержание программы
Программа курса «Истоки » охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.
3 класс, 34 часа
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 1и 2классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.
Главные цели курса
В 3 классе:
- освоение ребенком целостного и системного осознания внутреннего мира человека.
- актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и семьи.
- содействие развитию этнического самосознания, переживанию ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.
3 класс
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
Учебный курс «Истоки» в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываютсяценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника кистокам духовности, морали, нравственности и этикив том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 классе являются:
* дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
* посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
* продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте.
Разделы содержания
«Вера» (5 часа)
ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.
ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
«Надежда» (4 часа)
НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.
СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
«Любовь» (4 часа)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
«София» (4 часа)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ | По плану | Фактически | Тема урока | Содержание | Основные понятия | Активные формы обучения | ||||
1 | 02.09 | 02.09 | Вводный урок | Присоединение к курсу «Истоки-2». Введение в «Истоки-3». | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера, Надежда, Любовь, София. Истоки. | Ресурсный круг«Какие знания дает предмет "Истоки"?» | ||||
2 | 09.09 | 09.09 | Вера | Чему доверяет сердце? Как верит пытливый разум? | Вера. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность. | Работа в паре «Что объединяет Вера?» | ||||
3 | 16.09 | 16.09 | С верой приходит доброе дело | Душа верует. Вера – опора дела. Доверие опыту. | Православная вера. Заповеди. Опыт. | Работа в паре«Правила нравственности» | ||||
4 | 23.09 | 23.09 | Верность – знак веры | Вера и верность. Присяга и клятва. Знак верности. | Преданность. Надежность. Присяга. Клятва. | Ресурсный круг «Верность Родине» | ||||
5 | 30.09 | 30.09 | Верностьне знает мелочей | Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям. | Чувство долга. Долг памяти. Традиции. | Работа в паре «Что помогает хранить верность?» (оценивающий тренинг) | ||||
6 | 07.10 | 07.10 | Правда – путь к истине | Жить по правде. Сила правды. Правда в деле. Правда в слове. | Правда. Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово. | Работа в паре «Пословицы о правде» | ||||
7 | 14.10 | 14.10 | Правда – путь веры | Правда в образе. Правосудие. | Путеводный образ. Праведность. Справедливость. | Ресурсный круг«Какой образ является путеводным?» | ||||
8 | 21.10 | 21.10 | Честь | Воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости. Поклон преподобному. | Честь. Честность. Почести. | 1. Работа в паре «Честь» 2. Ресурсный круг «Береги честь смолоду» | ||||
9 | 11.11 | 11.11 | Обобщающий урок: Береги честь смолоду | Из малых дел складывается доброе имя. | Доброе имя. Заслуги. | Работа в паре «Честь по заслугам» (оценивающий тренинг) | ||||
Экскурсионный урок. | ||||||||||
II. Надежда | ||||||||||
10 | 18.11 | 18.11 | Надежда | Надежда на силы и опыт.Сила воли. | Отчаяние. Воля. Надежда. | Ресурсный круг «Как в жизни помогает надежда?» | ||||
11 | 25.11 | 25.11 | Тщетная и твердая надежда | Тщетная надежда. Надежда, которая не умирает. | Самонадеянность. Упование. Молитва. | Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» | ||||
12 | 02.12 | 02.12 | Согласие | Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего дела клад». | Согласие. Единодушие. | Ресурсный круг «Строительство моста» | ||||
13 | 09.12 | 09.12 | Согласие ума, сердца, души | Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию. | Единоверие. Единомыслие. Духовная красота. | Работа в четверке «Согласие в деле» | ||||
14 | 16.12 | 16.12 | Терпение и умение | Без терпения нет умения. Терпение – ключ к успеху. Терпение и надежда. | Терпение. Сострадание. | Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?» (оценивающий тренинг) | ||||
15 | 23.12 | 23.12 | Терпение и спасение | Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом. | Нетерпимость. Опыт терпения. | Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» | ||||
16 | 13.01 | 13.01 | Послушание опыту | Жизненный опыт и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи. | Послушание. Родительское наставление. | Работа в четверке «Послушание» | ||||
17 | 20.01 | 20.01 | Обобщающий урок: Послушание совести и закону | Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука. Жизненные правила и законы государства. | Совесть. Законопослушание. | Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг) | ||||
Экскурсионный урок. | ||||||||||
18 | 27.01 | 27.01 | Любовь – добро, единство – дружба | Любовь дружит с правдой и терпением. Любовь к ближнему. | Любовь. Дружба. Сердечная привязанность. | Работа в четверке «В чем проявляется любовь к ближнему?» | ||||
19 | 03.02 | 03.02 | Семейная любовь | Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь? | Лад. Взаимопонимание. Забота. | Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» | ||||
20 | 10.02 | 10.02 | Милосердие | Милосердие в слове. Милосердие в деле. | Милосердие. Сострадание. Равнодушие. | Работа в четверке "Милосердие" | ||||
21 | 17.02 | 17.02 | Где гнев – там и милость | Доброе дело – благо. Гнев и милость. | Благотворительность. | Работа в четверке «Слово о милосердном человеке». Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие?» | ||||
22 | 02.-03 | 02.-03 | Доброта | Доброе слово. Доброе дело. | Доброта. | Работа в четверке «Добрые дела» (оценивающий тренинг) | ||||
23 | 16.03 | 16.03 | Доброта и истинная, и ложная | Доброта бывает разная. | Доброжелательность. Истинная доброта. | Работа в четверке «Доброта истинная и доброта ложная». Ресурсный круг «Что такое делать добро?» | ||||
24 | 06.04 | 13.04 | Покаяние | Раскаяние и прощение. Покаяние в храме. | Раскаяние. Грех, стыд. Покаяние. Прощение. | Работа в четверке «Раскаяние» | ||||
25 | 13.04 | 20.04 | Покаяние и любовь | Почему покаяние и любовь неразлучны? | Исповедь. | Работа в четверке «На пути раскаяния» | ||||
26 | 20.04 | 27.04 | Обобщающий урок: Сад добродетелей | Как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние? | Любовь. | Работа в четверке «Сад добродетелей» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Почему любовь делает мир чище и лучше?» | ||||
Экскурсионный урок. | ||||||||||
IV. София | ||||||||||
27 | 27.04 | 30.04 | Ум да разум Интегр урок с МДП | «Ум без разума беда». Сердечный ум. Второе рождение человека. | Ум. Разум. Размышление. | Работа в четверке «Ум да разум» | ||||
28 | 18.05 | 07.05 | Ум да разум Интегр урок с МДП | Разум рассуждает, уму помогает. | Вразумление. | Ресурсный круг «Ум да разум» | ||||
29 | 25.05 | 14.05 | Истина Интегр урок с МДП | Истина в слове. Истина в образе. | Истина. Искренность. | Ресурсный круг «Истина в слове» | ||||
30 | Интегр | 18.05 | Истинный человек | Истина в деле. | Истовость. | Ресурсный круг «Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?» | ||||
31 | Интегр | 21.05 | Знания – плод учения. Интегр урок с МДП | Отрасли знания. | Знания. | Работа в четверке «Мудрые советы Владимира Мономаха» (оценивающий тренинг) | ||||
32 |
|
|
| Мудрость и мудрецы. Духовные книги. | Мудрость. Мудрецы. Праведность. | Ресурсный круг«Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?» | ||||
33 |
|
|
Интегр урок с Дружная семейка | София. | Премудрость. Истинное знание. | Работа в четверке «Истоки победителя» | ||||
34 | Интегр | 28.05 | Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды, Любви Интегр урок с МДП | Почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры? ЕдинениеВеры, Надежды, Любви, Софии. | Твердая вера.Истинная надежда. Созидательная любовь. | 1. Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету "Истоки"?»(итоговый тренинг) | ||||
Годовой заключительный экскурсионный урок. |
Видеоматериалы, рекомендуемые для просмотра на уроках:
К уроку № 2: «Ни-ни» (9 минут) – «Сказка перед сном» /1/, фильм 6.
К уроку № 7: «О солнышке» (8 минут) – «Сказка перед сном» /2/, фильм 2.
К уроку № 16: «О Рае» (17 минут) – «В гостях у батюшки» /2/, фильм 1.
К уроку № 19: «Царские письма» (13 минут) – «В гостях у батюшки» /1/, фильм 2.
К уроку № 32: «О горлице и змие» (10 минут) – «Сказка перед сном» /2/, фильм 4.
Материально-техническое и учебно - методическое обеспечение
рабочей программы
1.Методические пособия:
1.И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Т. 5. 2009, с. 13-32).
2.Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2009).
3.А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
4.А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2010).
5.А.В. Камкин Истоки Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки».
6.Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
7. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2010).
8. Бандяк О.A., Котельннкова Н. В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2010).
9. Котельннкова Н.В.. Твардовская Н. Ю. Истоки Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).
10. Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Части 1 и 2 . Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).
11.Азбука Истоков « Золотое сердечко». Методический комментарий. (Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2009, с. 35-56).
2.Интернет ресурсы:
- http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
- http://karmanform.ucoz.ru/index/0-25
- http://catalog.iot.ru
- http://www.school.edu.ru
- http://www.edu.ru
- http://ims.ocpi.ru
- http://method.samara.rcde.ru
- http://nsc.1september.ru.
- http://www.openworld.ru
- http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
- http://maro.newmail.ru
- http://www.ug.ru
- http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/1235-1.html
3.Мультимедийные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
4.Методическое обеспечение:
разработка занятий, художественные произведения, иллюстрации, рабочие тетради.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лист самооценки и взаимооценки
Примеры листов самооценки учащихся на уроке.
Лист самооценки
Ф.И. ученика _____________________________________
Продолжи предложение СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
я научился ...
было интересно…
было трудно ...
могу похвалить одноклассников за то, что ...
больше всего мне понравилось ...
особенно хорошо мне удалось...
свой результат могу оценить как...
Оценочный лист «Однокоренные слова».
Ф.И._____________________________________________
Критерии | Задание 1 | Задание 2 |
Умею подбирать однокоренные слова | ||
Умею находить корень в слове | ||
Умею определять значение слова | ||
Умею пользоваться алгоритмом | ||
Выбери и подчеркни нужный вариант: Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением |
Лист самооценки работы в паре
Утверждение | Согласен | Затрудняюсь ответить | |
Да | Нет | ||
В паре работать всегда интереснее, потому что можно: 1) разобраться с непонятным заданием; 2) найти и исправить ошибки | |||
Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе | |||
При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру | |||
Большинство решений предложено моим партнёром |
Лист самооценки и взаимооценки работы в группе
Самооценка | Баллы | Взаимооценка | Баллы |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). | Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары). | ||
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу | Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. | ||
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. | Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы | ||
Я подавал группе правильные ответы. | Он давал группе правильные ответы. | ||
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. | Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. | ||
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим. | Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим. | ||
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. | Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
Лист самооценки чтения стихотворения наизусть
Литература. Дата____________
Название стихотворения_____________________
Ф.И.______________________________________
Критерии | Я могу | Я достиг | Оценка учителя |
1. Назвать автора и произведение | 2б. | ||
2.Рассказывать выразительно | 2б. | ||
3. Рассказывать эмоционально | 2б. | ||
4. Рассказывать без ошибок | 2б. | ||
5. Рассказать самостоятельно | 2б. | ||
Итого | 10 б. -100% |
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий | Моя | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы |
|
| |
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения |
|
| |
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить примеры и убеждать |
|
| |
Я готов(а) принимать новые идеи, отличающиеся от моего мнения |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...
Методическая копилка
Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...
Методическая копилка
Развиваясь - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...
Методическая копилка
Материалы для учителей начальной школы...
Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка по теме Транспорт специального назначения в соответствии с планированием учителя
Методическая разработка по теме: "Транспорт специального назначения"....