Проектно-исследовательская работа
проект (4 класс)
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская работа
«Пыль-загадочная штука»
Подготовил ученик
Класса 4.2
Фатькин Александр
МАОУ «СОШ «Аврора»
Руководитель :
Лаштур Евгения Степановна
2020 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 4 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 9 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ | 10 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай её, она всё равно накапливается. Во время уборки своей комнаты, вытирая пыль на полках и подоконнике, мне стало любопытно, из чего она состоит, почему появляется, можно ли от нее избавиться насовсем.
Необходимость изучения пыли для меня определяется тем, что она находится повсюду и отрицательно влияет на здоровье человека.
Проблема:
1. Почему пыль вредна?
2. Насколько чист воздух в квартире и на улице?
3. Что нужно сделать, чтобы воздух стал чище?
Тип проекта: исследовательский монопроект в парном исполнении.
Объект исследования: пыль
Цель: оценить степень запыленности воздуха в квартире и на улице, исследовать влияние пыли на живые организмы.
Задачи:
1. Выявить самые запыленные места в квартире и определить частоту проведения уборки.
2 Сравнить степень запыленности воздуха в различных местах своего района.
3. Оценить роль комнатных растений в очистке воздуха от пыли.
4. Изучить избыточное влияние пыли на живые организмы (на примере кресс-салата).
Рабочая гипотеза: пыль вредна, с ней надо бороться!
Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ.
Практическая значимость: результаты моих исследований позволят мне расширить знания об окружающей среде и о здоровье человека.
Форма продукта проектной деятельности: мультимедийная презентация.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Пыль - это множество мелких твердых частиц, которые содержатся в газовой среде. Пыль может быть видима невооруженным глазом или быть микроскопической. Пылинки могут быть какими угодно по форме. Пыль бывает домашней, атмосферной и искусственной.
Домашняя пыль состоит из частичек песка, кожи, шерсти домашних питомцев, собственных волос, насекомых и их остатков.
Источниками атмосферной или природной пыли являются:
- почва (выветривания почвы);
- океан (океанская пыль – это мелкие кристаллики солей, выбрасываемые морями в воздух и переносимые облаками);
- вулканы и большие лесные пожары;
- космическая пыль;
- цветочная пыльца, шерсть животных.
- пустыни.
Источниками искусственной пыли являются производственная деятельность человека и коммунально-бытовые отходы.
Главная проблема, вызываемая большими скоплениями пыли, это причина серьезных заболеваний - аллергии, проявляющейся в виде бронхиальной астмы, ринита, конъюктивита и других проблем со здоровьем.
Задача №1. Выявить самые запыленные места в квартире и определить частоту проведения уборки.
Описание выполненной работы:
- Определили помещения и контролируемые в них места;
- С помощью клейкой ленты (скотча) обклеили поверхности контролируемых мест и перенесли скотч на лист белой бумаги.
- Визуально оценили степень запыленности (чисто, пыльно, очень пыльно).
- Провели сухую и влажную уборки, проветривание помещений.
- Повторили п. 2, 3.
- Спустя 7 дней снова повторили п. 2, 3.
В таблице 1 представлены результаты исследований.
Таблица 1 – Результаты исследований помещений квартиры на запыленность
№п/п | Название помещения | Название контролируемого места | Оценка запыленности | ||
Перед уборкой | После уборки | Спустя 7 дней после уборки | |||
1 | Детская комната | Открытая полка | пыльно | чисто | чисто |
2 | Полы (открытая поверхность) | очень пыльно | чисто | пыльно | |
3 | Подоконник (при закрытом окне) | пыльно | чисто | чисто | |
4 | Полы под кроватью | очень пыльно | чисто | очень пыльно | |
5 | Стенка шкафа (вертикальная поверхность) | чисто | чисто | чисто | |
6 | Прихожая | Полы | очень пыльно | чисто (незначительные загрязнения) | пыльно |
7 | Поверхность комода | пыльно | чисто | чисто | |
8 | Поверхность шкафа | очень пыльно | чисто | чисто | |
9 | Коврик у входной двери | очень пыльно | чисто (ворс коврика) | очень пыльно |
Вывод:
Детская комната. Самые запыленные места – горизонтальные поверхности, особенно полы (открытая поверхность) и полы под кроватью, требующие тщательной уборки с периодичностью чаще, чем один раз в неделю. Вертикальные поверхности загрязняются реже горизонтальных и протирать пыль с них мы будем один раз в две недели.
Прихожая. Кроме домашней пыли здесь наблюдается атмосферная и искусственная пыль (песок, мелкие камушки, частички бытового мусора), которая приносится в квартиру на обуви и верхней одежде. Отсюда следует, что уличную обувь и верхнюю одежду обязательно снимаем при входе в квартиру (в прихожей), а уборка требуется ежедневно.
Задача №2. Сравнить степень запыленности воздуха в различных местах своего района.
Описание выполненной работы:
- Определили контролируемые места – у проезжей части дороги, во дворе жилого дома, в парке (в отдаленной от транспорта месте).
- Из белой клеёнки вырезали кусочки в форме листьев, на одну сторону нанесли вазелин.
- Развесили «листья» в местах, согласно п. 1.
- Спустя 7 дней провели визуальную оценку степени загрязнения «листьев» (чисто, пыльно, очень пыльно).
В таблице 2 отражены результаты исследований.
Таблица 2 – Результаты исследований уличного воздуха на запыленность
№п/п | Название контролируемого места | Результаты исследований |
1 | у проезжей части дороги (ул. им. П.Ф. Батавина возле дома 12) | Пыльно |
2 | Во дворе жилого дома (по адресу ул. им. П.Ф. Батавина, д. 12) | Очень пыльно |
3 | Парк «Солнечный» | Пыльно |
Вывод: В результате проведенной работы мы убедились, что воздух нашего района достаточно загрязнен. Основным источникам пыли у проезжей части дороги является автотранспорт. Подсчитали загруженность улицы автотранспортом в выходной день, она составила 432 автомобиля за 1 час. Учитывая зимний сезон, предполагаем, что пыль в воздухе появляется также вместе с осадками в виде снега. К сожалению, воздух в парковой зоне тоже оказался загрязненным. На «листьях» были отмечены частицы сажи, которые, возможно, «прилетели» из гаражных застроек.
Задача №3. Оценить роль комнатных растений в очистке воздуха от пыли.
Описание выполненной работы:
- Выбрали образцы листьев разных комнатных растений, разложили их на белом листе бумаги;
- Рассмотрели с помощью увеличительного стекла поверхность листьев.
- Распределили над листьями пыль, собранную пылесосом.
- С помощью мерного стакана отмерили 100 мл питьевой воды и промыли лист растения.
- Полученный смыв пропустили через бумажный фильтр.
- После того, как провели операции по п. 4, 5 с каждым образцом и высушили фильтры, приступили к оценке степени загрязнения фильтра
В таблице 3 представлен список растений, используемых в работе.
Таблица 3 – Список растений, используемых в работе.
№п/п | Название контролируемого места |
1 | Каланхоэ |
2 | Фикус Бенджамина |
3 | Герань |
4 | Филодендрон |
5 | Гибискус |
6 | Хлорофитум |
7 | Толстянка |
Вывод: Все образцы растений, выбранных нами для исследования, в большей или меньшей степени обладают пылеулавливающей способностью, но с разной интенсивностью. Мы отметили, что одни растения имеют гладкую поверхность листьев, другие шершавую, что позволяет им задержать большее количество пыли. Размер листьев также играет роль в определении «лидера» по сбору пыли. Таким образом, делаем вывод, что для поддержания чистоты воздуха в помещениях немаловажная роль принадлежит и комнатным растениям: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, листья задерживают частицы пыли. Отметим, чтобы наши комнатные цветы не стали дополнительным источником пыли, за растениями тоже нужно ухаживать – протирать или смывать пыль с листьев.
Задача №4. Изучить избыточное влияние пыли на живые организмы (на примере кресс-салата).
Кресс-салат – однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению почвы тяжёлыми металлами, а также загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта. Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей.
Описание выполненной работы:
- Посадили семена кресс-салата.
- Через одну недели после посадки, оценили всхожесть семян.
- Образец А продолжили поливать и выращивать в обычных условиях.
- На образец Б распылили домашнюю пыль (повторили 1 раз в сутки на протяжении 1 недели).
- Через две недели после всходов семян для образца Б добавили воздействие сигаретного дыма.
- Провели оценку состояния растений образцов А и Б.
- Посадили семена кресс-салата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы провел исследование воздуха на предмет запыленности. Выявили самые запыленные места в квартире и провели наблюдение за накоплением пыли в этих местах. Определили частоту и способ уборки в квартире.
Нами была проведена работа по изучению степени запыленности воздуха в микрорайоне «Солнечный-2» по улице им. П. Ф. Батавина в зимний период. Мы оценили загруженность улицы автотранспортом, убедились в неоценимой роли «зеленых» насаждений, которых не хватает в нашем районе.
По результатам проведенного эксперимента с кресс-салатом, можно сделать вывод: что избыточное количество пыли приводит если не к гибели, то точно к угнетению живого организма. Пыль – вредна и с ней надо бороться!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
- Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом. Начальная школа. – 2005.
- Дюбченко Н. Ю. . Практикум по экологии: Учебно-методическое пособие/Сергиевский губернский техникум – Сергиевск, 2013 г.
- https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-pil-737365.html
- http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn-p1ai/load/issledovanie_vozdukha_na_soderzhanie_tvjordykh_primesej/54-1-0-8659
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы
Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...
Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»
Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...
Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...
Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".
Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»
На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...