экологический проект "безопасность ребенка в природе"
материал
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей.Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, я пришла к выводу, что дети недостаточно знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим я выбрала тему проекта «Безопасность в природе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический проект "безопасность ребенка в природе" | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Безопасность ребенка в природе».
Подготовил проект:
Федосеенкова
Анастасия Владимировна
воспитатель,
высшей
квалификационной категории
Вид проекта: Творческий.
По продолжительности: краткосрочный
Срок реализации: 24.09.2018 год - 28.09.2018 года.
Возраст детей: 6-7 лет
Цель проекта: познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
-Развивать познавательный интерес к природе.
-Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей и влияния человека на изменения в природе.
-Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
-Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникших при контакте с насекомыми, ядовитыми растениями, животными и правилах поведения при контакте с ними.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность:
Природа оставляет большой след в душе ребенка, своей яркостью, многообразием, динамичностью, воздействуя на все его чувства. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, услышать, увидеть, почувствовать. Как различить опасное и безопасное, полезное и вредное, лечебное и ядовитое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку, ради интереса взять в руки змею). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Тип проекта: краткосрочный
Длительность: 1 неделя
Участники проекта: педагоги, дети и их родители
Планируемый результат: дети, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения в природе, умеют действовать в различных ситуациях. Повышение уровня грамотности родителей в вопросе «Безопасность жизнедеятельности ребенка в природе».
1 Безопасность
2 Здоровье
3 Познание
4 Коммуникация
5 Социализация
6 Чтение художественной литературы
7 Художественное творчество
8 Труд
Основные формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов, иллюстраций, работа с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 Организационный
- Осознание проблемной ситуации, выбор темы
- Подбор методической литературы по теме
- Подбор художественной литературы по теме
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий (картины, иллюстрации, настольные игры)
- Составление плана-схемы проекта
2 Основной (практический)
Реализация проекта в образовательную деятельность (реализация запланированных мероприятий)
21 Беседы с детьми: «О правилах безопасности на прогулках в холодный период (одежда по сезону), «Безопасность во время зимних игр и забав», «Меры осторожности при гололеде и переходе дорог».
22 Использование художественного слова: пословицы, поговорки, загадки.
23 Работа с родителями
Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.
Взаимодействия с родителями:
1 Папка-передвижка «Азбука «АУ», «Как вести себя при встрече с животными», «Растения могут быть опасными», «Что делать при отравлении грибами», «Если ребенок потерялся в лесу».
2 Памятки для родителей «Как вести себя в природе».
3 Выставка рисунков: «Дети и природа», «Правила поведения в природе в знаках».
3 Заключительный
31 Открытый показ непосредственной образовательной деятельности
32 Выставка детских рисунков
33 Подведение итогов, анализ проделанной работы
Основные направления реализации проекта по образовательным областям в соответствии с ФГОС
Реализация проекта:
Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.
Каждый день имеет свою структуру: название, цель дня, в конце дня подводятся итоги.
Понедельник: «Природные явления» -Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей и влиянии человека на изменения в природе.
-Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
-Дети должны знать, что Земля-общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы.
Беседа: «Земля-наш общий дом»
Чтение и разучивание стихотворений: Б.М.Макарова «Я живу на красивой планете», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», Т.Собакин «Если я сорву цветок».
Отгадывание загадок о лесе и о его обитателях, природных явлениях.
Наблюдение за деревьями, птицами, растительностью на участке.
Рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Перед грозой».
Рассматривание альбома «Правила поведения в природе»
Подвижная игра: «Птички в гнездышках»
Продуктивная деятельность: «Лепим птиц» (пластилин или соленое тесто)
Вторник: «Будем беречь и сохранять природу» - формировать представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Природа родного края»
Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»
Рассматривание и изучение знаков «Что можно и чего нельзя делать в природе»
Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй лес дремучий лес» С. Погорельского.
Игровая ситуация: «Расскажи другу, как вести себя в лесу»
Беседа: «Мы юные друзья природы»
Дидактическая игра: «Живая природа»
Пальчиковая гимнастика: «Ветер северный подул»
Чтение художественной литературы: стихотворение Е. Карасева «На земле исчезают цветы»
Физминутка: «Вдруг закрыли небо тучи»
Художественно-эстетическое: слушание песни «Не рвите цветы» Ю. Антонова
Рассматривание знаков «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе»
Среда: Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Дети их должны уметь различать по внешнему виду, знать и правильно называть.
Беседа: «Лес-богатство нашей Родины»
Дидактические игры: «Что будет, если…», «Собери грибы в корзину»
Отгадывание загадок
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В Даля «Война грибов с ягодами»
Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами, ягодами или растениями?»
Рассматривание картинок: «Грибы в лесу», «Съедобные-несъедобные ягоды», «Опасные ядовитые растения и ягоды»
Подвижная игра: «У медведя во бору»
Четверг: «Правила поведения на улице во время прогулок зимой», «Правила
безопасного поведения на воде» (водоемы-летом, бассейн-зимой).
Цель: пополнить знания о правилах поведения.
Рассматривание схем «Правила поведения на воде»
Беседы: «Как я летом отдыхал у моря», «Какие неприятности могут случиться зимой на прогулке»
Игровая ситуация в сюжетной игре: «Семья на море», «Семья на прогулке зимой»
Наблюдение на прогулке: «Качество снега и льда» (белизна или серость снега, прозрачность льдинок, сравнение снега и льда на твердость, что опаснее?)
Труд в природе: уборка снега
Подвижные игры: «Снежки, катание на санках, с горки, лыжах»
Экспериментальная деятельность: «Воздействие тепла на свойства льда и снега», «Рассматривание через лупу структуру снежинок и льда»
Пятница: Домашние, дикие животные, насекомые (в зооцентрах, в лесу). Дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.
Цель: учить понимать состояние и поведение животных и насекомых, знать, как с ними обращаться
Беседы: «Все нужны на земле», «Не дразните собак»
Дидактическая игра: «Правильно-неправильно поступают люди»
Чтение художественной литературы: В. Танасийчук «В гостях у насекомых», Б. Житков «Беспризорная кошка»
Оформление памятки: «Как вести себя при встрече с животными»
Рассматривание энциклопедии: «Насекомые»
Проигрывание ситуации: «Осторожно, я кусаюсь»
Дидактическая игра: «Найди отличия»
Подвижная игра: «Лохматый пес»
Составление рассказа на тему: «Осторожно с собаками, кошками, пчелами, змеями, клещами»
Результаты проекта:
У детей сформировалось представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях и явлениях, которые встречаются в природе.
Литература:
-Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О.- Волгоград. Учитель, 2011.
-Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста-СПб, «Детство-ПРЕСС», 2011.
- Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста/М. Просвещение. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического телемоста "Мы - друзья природы"
Цель: Экологическое просвещение: · Углубление экологических, природоохранных знаний. ·...
Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована.Таким образом, целью и задачам...
Экологический праздник "Мы- друзья природы" в з классе
Экологический праздник "Мы- друзья природы" для формирования целестного взгляда на окружающий мир и бережного отношения к природе родного края....
Экологический праздник "Мы- друзья природы" в зклассе
Презентация к экологическому празднику , можно использовать на уроках окружающего мира...
экологическая игра "Удивительный мир природы"
Данное мероприятие проводилось в рамках "Недели экологии" в начальной школе. Принцип проведения игры напоминает правила "Своей игры". Класс делится на две команды. Каждая команда имеет право выбрать п...
Экологическая игра "Учебная тропа природы"
Воспитывать потребность в общении с природой, бережное к ней отношение, желание любоваться окружающим миром - главная цель данной разработки....
Экологическая конференция "Мы и природа"
О природе...