экологический проект "безопасность ребенка в природе"
материал

Федосеенкова Анастасия Владимировна

Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей.Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, я пришла к выводу, что дети недостаточно знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим я выбрала тему проекта «Безопасность в природе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Безопасность ребенка в природе».

Подготовил проект:

Федосеенкова

 Анастасия Владимировна

воспитатель,

высшей

квалификационной категории

Вид проекта: Творческий.

По продолжительности: краткосрочный

Срок реализации: 24.09.2018 год - 28.09.2018 года.

Возраст детей: 6-7 лет


Цель проекта: познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

-Развивать познавательный интерес к природе.

-Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей и влияния человека на изменения в природе.

-Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.

-Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникших при контакте с насекомыми, ядовитыми растениями, животными и правилах поведения при контакте с ними.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

Актуальность:

Природа оставляет большой след в душе ребенка, своей яркостью, многообразием, динамичностью, воздействуя на все его чувства. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, услышать, увидеть, почувствовать. Как различить опасное и безопасное, полезное и вредное, лечебное и ядовитое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку, ради интереса взять в руки змею). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

Тип проекта: краткосрочный

Длительность: 1 неделя

Участники проекта: педагоги, дети и их родители

Планируемый результат: дети, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения в природе, умеют действовать в различных ситуациях. Повышение уровня грамотности родителей в вопросе «Безопасность жизнедеятельности ребенка в природе».

1 Безопасность

2 Здоровье

3 Познание

4 Коммуникация

5 Социализация

6 Чтение художественной литературы

7 Художественное творчество

8 Труд

Основные формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов, иллюстраций, работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

1 Организационный

  1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы
  2. Подбор методической литературы по теме
  3. Подбор художественной литературы по теме
  4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (картины, иллюстрации, настольные игры)
  5. Составление плана-схемы проекта

2 Основной (практический)

Реализация проекта в образовательную деятельность (реализация запланированных мероприятий)

21 Беседы с детьми: «О правилах безопасности на прогулках в холодный период (одежда по сезону), «Безопасность во время зимних игр и забав», «Меры осторожности при гололеде и переходе дорог».

22 Использование художественного слова: пословицы, поговорки, загадки.

23 Работа с родителями

Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.

Взаимодействия с родителями:

1 Папка-передвижка «Азбука «АУ», «Как вести себя при встрече с животными», «Растения могут быть опасными», «Что делать при отравлении грибами», «Если ребенок потерялся в лесу».

2 Памятки для родителей «Как вести себя в природе».

3 Выставка рисунков: «Дети и природа», «Правила поведения в природе в знаках».

3 Заключительный

31 Открытый показ непосредственной образовательной деятельности

32 Выставка детских рисунков

33 Подведение итогов, анализ проделанной работы

Основные направления реализации проекта по образовательным областям в соответствии с ФГОС

Реализация проекта:

Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.

Каждый день имеет свою структуру: название, цель дня, в конце дня подводятся итоги.

Понедельник: «Природные явления» -Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей и влиянии человека на изменения в природе.

-Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.

-Дети должны знать, что Земля-общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы.

Беседа: «Земля-наш общий дом»

Чтение и разучивание стихотворений: Б.М.Макарова «Я живу на красивой планете», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», Т.Собакин «Если я сорву цветок».

Отгадывание загадок о лесе и о его обитателях, природных явлениях.

Наблюдение за деревьями, птицами, растительностью на участке.

Рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Перед грозой».

Рассматривание альбома «Правила поведения в природе»

Подвижная игра: «Птички в гнездышках»

Продуктивная деятельность: «Лепим птиц» (пластилин или соленое тесто)

Вторник: «Будем беречь и сохранять природу» - формировать представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Природа родного края»

Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»

Рассматривание и изучение знаков «Что можно и чего нельзя делать в природе»

Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй лес дремучий лес» С. Погорельского.

Игровая ситуация: «Расскажи другу, как вести себя в лесу»

Беседа: «Мы юные друзья природы»

Дидактическая игра: «Живая природа»

Пальчиковая гимнастика: «Ветер северный подул»

Чтение художественной литературы: стихотворение Е. Карасева «На земле исчезают цветы»

Физминутка: «Вдруг закрыли небо тучи»

Художественно-эстетическое: слушание песни «Не рвите цветы» Ю. Антонова

Рассматривание знаков «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе»

Среда: Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Дети их должны уметь различать по внешнему виду, знать и правильно называть.

Беседа: «Лес-богатство нашей Родины»

Дидактические игры: «Что будет, если…», «Собери грибы в корзину»

Отгадывание загадок

Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В Даля «Война грибов с ягодами»

Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами, ягодами или растениями?»

Рассматривание картинок: «Грибы в лесу», «Съедобные-несъедобные ягоды», «Опасные ядовитые растения и ягоды»

Подвижная игра: «У медведя во бору»

Четверг: «Правила поведения на улице во время прогулок зимой», «Правила

безопасного поведения на воде» (водоемы-летом, бассейн-зимой).

Цель: пополнить знания о правилах поведения.

Рассматривание схем «Правила поведения на воде»

Беседы: «Как я летом отдыхал у моря», «Какие неприятности могут случиться зимой на прогулке»

Игровая ситуация в сюжетной игре: «Семья на море», «Семья на прогулке зимой»

Наблюдение на прогулке: «Качество снега и льда» (белизна или серость снега, прозрачность льдинок, сравнение снега и льда на твердость, что опаснее?)

Труд в природе: уборка снега

Подвижные игры: «Снежки, катание на санках, с горки, лыжах»

Экспериментальная деятельность: «Воздействие тепла на свойства льда и снега», «Рассматривание через лупу структуру снежинок и льда»

Пятница: Домашние, дикие животные, насекомые (в зооцентрах, в лесу). Дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.

Цель: учить понимать состояние и поведение животных и насекомых, знать, как с ними обращаться

Беседы: «Все нужны на земле», «Не дразните собак»

Дидактическая игра: «Правильно-неправильно поступают люди»

Чтение художественной литературы: В. Танасийчук «В гостях у насекомых», Б. Житков «Беспризорная кошка»

Оформление памятки: «Как вести себя при встрече с животными»

Рассматривание энциклопедии: «Насекомые»

Проигрывание ситуации: «Осторожно, я кусаюсь»

Дидактическая игра: «Найди отличия»

Подвижная игра: «Лохматый пес»

Составление рассказа на тему: «Осторожно с собаками, кошками, пчелами, змеями, клещами»

Результаты проекта:

У детей сформировалось представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях и явлениях, которые встречаются в природе.


Литература:

-Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О.- Волгоград. Учитель, 2011.

-Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста-СПб, «Детство-ПРЕСС», 2011.

- Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста/М. Просвещение. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического телемоста "Мы - друзья природы"

Цель: Экологическое просвещение: ·                   Углубление экологических, природоохранных знаний. ·...

Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована.Таким образом, целью и задачам...

Экологический праздник "Мы- друзья природы" в з классе

Экологический праздник "Мы- друзья природы" для формирования целестного взгляда на окружающий мир и бережного отношения к природе родного края....

Экологический праздник "Мы- друзья природы" в зклассе

Презентация  к экологическому празднику , можно использовать на уроках окружающего мира...

экологическая игра "Удивительный мир природы"

Данное мероприятие проводилось в рамках "Недели экологии" в начальной школе. Принцип проведения игры напоминает правила "Своей игры". Класс делится на две команды. Каждая команда имеет право выбрать п...

Экологическая игра "Учебная тропа природы"

Воспитывать потребность в общении с природой, бережное к ней отношение, желание любоваться окружающим миром - главная цель данной разработки....