Родительское собрание
материал (4 класс)
Технологическая карта родительского собрания по теме «Кризисы взросления младшего школьника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им.А.К.Савина»
Технологическая карта родительского собрания
В 4 «а» классе
по теме «Кризисы взросления младшего школьника»
Студентки 41группы
Исаевой Анны Александровны
Руководитель практики: Обухова Елена Анатольевна
(Ф.И.О. преподавателя)
Оценка за разработку технологической карты:________/___________
(Подпись преподавателя)
Оценка за проведение внеурочного мероприятия:_________/___________________
Форма проведения: родительский лекторий
Цели: формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста, обучение их приёмам общения с ребёнком в кризисный период.
Задачи: дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребёнка в кризисные периоды; проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми; найти пути преодоления проблем в общении с детьми.
Подготовительная работа: провести анкетирование учащихся (результат отразить в презентации)
Ход собрания:
Уважаемые родители! Этот учебный год для ваших детей – важная ступень в их школьной жизни. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. Они, с одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны, - страх перед переходом в среднюю школу.
Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребёнок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться» и т. д. В чём же причина такого поведения? Виноват сам ребёнок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты родители? Причина кроется совсем не во внешних факторах. Просто ребёнок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов психологи выделяют шесть:
Кризис 1 года
Кризис 3 лет
Кризис 6-7 лет
Кризис 12 лет
Кризис 15 лет
Кризис 17 лет
Все эти периоды характеризуются изменениями в отношении ребёнка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии. Меняется ведущая деятельность. Нельзя миновать эти кризисы, т.к. без них невозможно дальнейшее развитие личности.
На этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребёнка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведёт к ещё более сильному сопротивлению. Активный, эмоциональный ребёнок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый ребёнок уйдёт в себя, замкнётся.
Каковы же причины подросткового кризиса, в который вступают ваши дети? Если в младшем школьном возрасте ребёнок ориентировался на оценку взрослых (родителей, учителей), то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью стала не учёба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-2 классах ребёнок оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие оценки – это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.
Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить. Отношения в среде сверстников подростки строят по примеру взрослых. Внешними признаками этого, например, являются рукопожатия мальчиков, как у взрослых мужчин. Девочки начинают использовать косметику, ходить и одеваться как взрослые.
У подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми. Учебная деятельность отходит на задний план, поэтому возникают проблемы в учёбе. Мнение учителей перестаёт быть значимым для них.
Нарастанию тревожности ребёнка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме.
У подростка всё больше проявляется потребность во «взрослом» обращении.
Дети становятся очень чувствительны к внешним формам обращения к себе, как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Они овладевают в общении с взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий.
Противоречие между ощущением себя взрослым и реальным положением ребёнка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.
Противоречие в отношениях с взрослыми. Взрослые часто обращаются к подростку как к ребёнку, когда речь идёт о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время, как он сам предпочёл бы обратную картину.
Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие взрослые постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Общение детей в этом возрасте выходит за рамки учёбы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Одна из самых главных потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах сверстников.
Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих ролей:
«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей
«Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Но здесь и несколько подводных камней, о которые может разбиться этот благополучный статус. Во-первых, увлечение мужественными видами спорта может отрицательно сказаться на неокрепшем организме. Во-вторых, некоторые школьники используют своё физическое превосходство для грубого подчинения более слабых. В-третьих, сильное одностороннее увлечение спортом может погасить интерес к другим видам деятельности, в том числе учёбе.
«Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно, чтобы это не стало самоцелью, чтобы Ребёнок не создавал видимость деятельности, а действительно приносил пользу коллективу.
«Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идёт по пути развития творческих способностей. Одна из наиболее благополучных групп.
«Увлечённые» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования, меломании и т.п.
«Надёжный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верным неписаному «кодексу чести».
«Шут» С одной стороны, быть душой компании, остроумным человеком, уметь вызвать смех, поднять настроение окружающим – большой дар природы. Однако это нежелательный путь самоутверждения, который может создать ощущение успеха, но лишь временное.
Главное, чтобы ребёнок нашёл своё место в коллективе, которое удовлетворяло бы его потребностям в общении, чтобы он чувствовал ситуацию успеха. Если у ребёнка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе. Ребёнок тянется к старшим по возрасту ребятам, ищет поддержки во дворе. Бывает, ребёнок находит себя в какой-либо студии, секции, кружке.
Ещё одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к внутренним и внешним изменениям. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение сложнее намного. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях. Женщин большинство среди тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина – дедушка, дядя, старший брат, тренер.
Итак, сделаем выводы, какие важные изменения происходят в личности ребёнка в этом возрасте:
- Всё более возрастает ценность общения со сверстниками
- Ребёнок ищет своё место, свою роль в детском коллективе
- Стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею
- Развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка ещё не сформирована
Важные задачи взрослых в работе с детьми этого возраста:
Создание ситуации успеха
Формирование ценностных установок
Предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии
Сегодня мы рассмотрели, в чём причины кризисов взросления наших детей. Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период. Желаю вам успеха.
Анкета для учащихся
Если ты поздно приходишь с прогулки, то…
- Твоё объяснение опоздания выслушают
- На твоё опоздание не обратят внимания
- Тебя отругают
Если ты совершил плохой поступок, то…
- Сразу расскажешь об этом родителям
- Расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты
- Вообще не расскажешь
Если родители тебя ругают, то ты будешь…
- Молчать
- Доказывать свою правоту, даже если не прав
- Оправдываться
Если тебя накажут несправедливо, ты…
- Согласишься с этим
- Промолчишь
- Будешь доказывать свою правоту
Если тебя обидели сверстники, ты…
- Простишь их, если они попросят прощения
- Накажешь обидчиков при удобном случае
- Молча проглотишь обиду
Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к…
- Родителям
- Друзьям
- Посторонним людям
Если о тебе плохо говорят учителя, другие взрослые, то твои родители…
- Соглашаются
- Не обращают внимания
- Не соглашаются
Ты себя лучше чувствуешь…
- Дома
- В школе
- Среди друзей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...