Родительское собрание
материал (4 класс)

               Технологическая карта родительского собрания по теме «Кризисы взросления младшего школьника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание 21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский  политехнический колледж им.А.К.Савина»

Технологическая карта родительского собрания

В 4 «а» классе

по теме «Кризисы взросления младшего школьника»

Студентки 41группы

Исаевой Анны Александровны

Руководитель практики: Обухова Елена Анатольевна

(Ф.И.О. преподавателя)

Оценка за разработку  технологической карты:________/___________

 (Подпись преподавателя)

Оценка за проведение  внеурочного мероприятия:_________/___________________

Форма проведения: родительский лекторий

Цели: формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста, обучение их приёмам общения с ребёнком в кризисный период.

Задачи: дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребёнка в кризисные периоды; проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми; найти пути преодоления проблем в общении с детьми.

Подготовительная работа: провести анкетирование учащихся (результат отразить в презентации)


Ход собрания:

Уважаемые родители! Этот учебный год для ваших детей – важная ступень в их школьной жизни. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. Они, с одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны, - страх перед переходом в среднюю школу.

Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребёнок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться» и т. д. В чём же причина такого поведения? Виноват сам ребёнок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты родители? Причина кроется совсем не во внешних факторах. Просто ребёнок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов психологи выделяют шесть:

Кризис 1 года

Кризис 3 лет

Кризис 6-7 лет

Кризис 12 лет

Кризис 15 лет

Кризис 17 лет

Все эти периоды характеризуются изменениями в отношении ребёнка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии. Меняется ведущая деятельность. Нельзя миновать эти кризисы, т.к. без них невозможно дальнейшее развитие личности.

На этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребёнка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведёт к ещё более сильному сопротивлению. Активный, эмоциональный ребёнок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый ребёнок уйдёт в себя, замкнётся.

Каковы же причины подросткового кризиса, в который вступают ваши дети? Если в младшем школьном возрасте ребёнок ориентировался на оценку взрослых (родителей, учителей), то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью стала не учёба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-2 классах ребёнок оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие оценки – это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.

Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить. Отношения в среде сверстников подростки строят по примеру взрослых. Внешними признаками этого, например, являются рукопожатия мальчиков, как у взрослых мужчин. Девочки начинают использовать косметику, ходить и одеваться как взрослые.

У подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми. Учебная деятельность отходит на задний план, поэтому возникают проблемы в учёбе. Мнение учителей перестаёт быть значимым для них.

Нарастанию тревожности ребёнка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме.

У подростка всё больше проявляется потребность во «взрослом» обращении.

Дети становятся очень чувствительны к внешним формам обращения к себе, как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Они овладевают в общении с взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий.

Противоречие между ощущением себя взрослым и реальным положением ребёнка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.

Противоречие в отношениях с взрослыми. Взрослые часто обращаются к подростку как к ребёнку, когда речь идёт о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время, как он сам предпочёл бы обратную картину.

Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие взрослые постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.

Общение детей в этом возрасте выходит за рамки учёбы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Одна из самых главных потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах сверстников.

Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих ролей:

«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей

«Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Но здесь и несколько подводных камней, о которые может разбиться этот благополучный статус. Во-первых, увлечение мужественными видами спорта может отрицательно сказаться на неокрепшем организме. Во-вторых, некоторые школьники используют своё физическое превосходство для грубого подчинения более слабых. В-третьих, сильное одностороннее увлечение спортом может погасить интерес к другим видам деятельности, в том числе учёбе.

«Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно, чтобы это не стало самоцелью, чтобы Ребёнок не создавал видимость деятельности, а действительно приносил пользу коллективу.

«Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идёт по пути развития творческих способностей. Одна из наиболее благополучных групп.

«Увлечённые» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования, меломании и т.п.

«Надёжный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верным неписаному «кодексу чести».

«Шут» С одной стороны, быть душой компании, остроумным человеком, уметь вызвать смех, поднять настроение окружающим – большой дар природы. Однако это нежелательный путь самоутверждения, который может создать ощущение успеха, но лишь временное.

Главное, чтобы ребёнок нашёл своё место в коллективе, которое удовлетворяло бы его потребностям в общении, чтобы он чувствовал ситуацию успеха. Если у ребёнка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе. Ребёнок тянется к старшим по возрасту ребятам, ищет поддержки во дворе. Бывает, ребёнок находит себя в какой-либо студии, секции, кружке.

Ещё одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к внутренним и внешним изменениям. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение сложнее намного. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях. Женщин большинство среди тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина – дедушка, дядя, старший брат, тренер.

Итак, сделаем выводы, какие важные изменения происходят в личности ребёнка в этом возрасте:

  • Всё более возрастает ценность общения со сверстниками
  • Ребёнок ищет своё место, свою роль в детском коллективе
  • Стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею
  • Развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка ещё не сформирована

Важные задачи взрослых в работе с детьми этого возраста:

Создание ситуации успеха

Формирование ценностных установок

Предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии

Сегодня мы рассмотрели, в чём причины кризисов взросления наших детей. Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период. Желаю вам успеха.

Анкета для учащихся

Если ты поздно приходишь с прогулки, то…

  • Твоё объяснение опоздания выслушают
  • На твоё опоздание не обратят внимания
  • Тебя отругают

Если ты совершил плохой поступок, то…

  • Сразу расскажешь об этом родителям
  • Расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты
  • Вообще не расскажешь

Если родители тебя ругают, то ты будешь…

  • Молчать
  • Доказывать свою правоту, даже если не прав
  • Оправдываться

Если тебя накажут несправедливо, ты…

  • Согласишься с этим
  • Промолчишь
  • Будешь доказывать свою правоту

Если тебя обидели сверстники, ты…

  • Простишь их, если они попросят прощения
  • Накажешь обидчиков при удобном случае
  • Молча проглотишь обиду

Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к…

  • Родителям
  • Друзьям
  • Посторонним людям

Если о тебе плохо говорят учителя, другие взрослые, то твои родители…

  • Соглашаются
  • Не обращают внимания
  • Не соглашаются

Ты себя лучше чувствуешь…

  • Дома
  • В школе
  • Среди друзей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...