Причины неуважительного отношения учащихся младших школьников к сверстникам И
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интерактив
Предварительный просмотр:
Этапы | Содержание | ||
1.Подготовительный этап | –Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки, дедушки и все, кто пришел к нам сегодня на родительское собрание. Я рада приветствовать вас на нашей встрече. | ||
2. Проблема | –Во время обучения ребенка в школе мы (и дети, и учителя и родители) составляем единый треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является учащийся 2 класса. Его задача, познавая новое, открывать самого себя : что я могу, умею, на что я способен, что мне необходимо в себе изменить. А задача взрослых – сопровождать его в этом нелегком деле. –Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет! –А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”. –Исходя из этого, какой вывод можно сделать, уточняя, как необходимо сопровождать ребенка в учебной деятельности? (выслушиваю мнение родителей) –Вы абсолютно верно отметили, что сопровождение – это не замена действий самого ребенка, а оказание ему такой поддержки, чтобы повышалась самостоятельность ребенка. Ведь он должен быть субъектом учебной деятельности, т.е. постоянно проявлять активность. –Уважаемые участники родительского собрания, как вы уже, поняли, сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем сопровождения в обучении учащихся 2 класса. Суть этой проблемы мы выявим на основе просмотра видеоролика. (на экране) –Какая же проблема обозначена в видео-фрагменте? (Недостаточно выраженная ответственность у учащихся 2 класса при подготовке домашнего задания.) –Ваши предположения верны. Наша встреча будет посвящена данной проблеме. –Как вы считаете, актуальна ли данная проблема в воспитании школьника? Почему? –Уважаемые родители и гости, я очень рада, что вы работаете активно. | ||
Тема/Цель | –Определив проблему родительского собрания, мы можем предположить тему нашего родительского собрания: Как сформировать у ребенка 2 класса ответственность при выполнении домашних заданий ? (на экране) –Какую цель мы можем поставить? (чего мы должны достичь; к чему стремиться) (слушаю предложения участников родительского собрания) –Вы совершено верно сказали, я систематизировала все прозвучавшие предложения и получилась следующая цель.. (на экране) (определить причины возникновения затруднений при подготовке учащимся 2 класса домашних заданий и эффективные способы их решения для формирования у него ответственности) | ||
Причины | –Ваше участие в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для вас самих, уважаемые родители. –Скажите мне, пожалуйста, какой ваш ребенок? Назовите его отличительные качества, особенности. –Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас каждый мысленно представили своего ребенка. – На доске нарисован ученик 2 класса. Подумайте, с каким бы прилагательным вы бы его ассоциировали? – Напишите по одному прилагательному каждый вокруг изображения учащегося. – Я обращаю ваше внимание на то, что при работе со стилусом и доской работаем аккуратно. -Благодарю вас за вашу активность. – Посмотрите, я написала на доске различные причины. – Как вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? Воспользуемся методикой «ПОПС-Формула». –Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов: (слайд)
Подражание сверстникам в невыполнении домашнего задания. Максимальная включенность (гиперопека) родителей в выполнении ребенком домашнего задания. Отсутствие устойчивой системы работы в семье по подготовке ребенком домашних заданий. Неумение правильно распределять внеучебное время для успешного выполнения учебных заданий. Учащемуся тяжело усваивать данную программу | ||
Решение | –Подумайте, пожалуйста, как можно поступить учителю в данной ситуации на самом уроке? (мнение родителей) –Вы предположили правильные способы решения этой проблемы. Чтобы выявить иные варианты, необходимо определить причины. – Для решения этой проблемы, предлагаю вам в группах проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты ее решения упражнением «Сказка о воспитании». (родители в группах анализируют проблему и выделяют варианты решения) –У вас на столах лежит схема составления сказки. В течение … минут вы должны составить сказку, в которой находится разрешение нашей проблемы. -Приступаем.
–Посмотрим, что у вас получилось. 1ая группа, продемонстрируйте, пожалуйста, то, что у вас получилось. Выйдите и прочитайте свою сказку. Теперь приглашаю выступить представителя второй группы. –Спасибо вам, за вашу активную работу. –Эту сказку оставьте себе как памятку. Помните, что в любой ситуации необходимо выделить проблему, причины и решение.
| ||
Заключительная часть | –Давайте вспомним тему нашего родительского собрания.( Как сформировать у ребенка 2 класса ответственность при выполнении домашних заданий ?) –Можете ли вы сейчас с уверенностью ответить на этот вопрос? Какие из выявленных нами путей решения проблемы вы выберите для себя? (мнение родителей) –Какую цель мы ставили в нашем интерактивном общении? –Достигли ли мы ее? –Проанализируйте свои действия в ходе родительского собрания, ответив на следующие вопросы: –Что произвело на вас наибольшее впечатление? –Что вам помогало в процессе родительского собрания для выполнения задания, а что мешало? –Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе собрания? –Чем вы руководствовались в процессе принятия решения? –Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы? –Как вы оцениваете свои действия и действия группы? –У вас на столах лежат карточки, поднимите их те, кто считает, что наша встреча прошла не напрасно. Что вы узнали для себя новые способы воспитания, тема собрания была полезной для вас. –В завершении нашего родительского собрания я бы хотела посоветовать вам данную методическую литературу, которая поможет вам более глубоко понять вопросы воспитания младшего школьника. 1. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М. 1999 2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов. М., 2001. 3. Караковский В.А., Новиков Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. |
Слизнёва И.И.
Предварительный просмотр:
СИТУАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
В 4 А классе в I четверти МАОУ СОШ № 4 был принят учащийся – Бронислав Н.М. Его семья переехала из Украины для постоянного проживания в России. Учащиеся этого класса стали обращаться к нему не по имени, а придумывая различные обидные обращения, в том числе и связанные с его национальностью. Мальчик сильно переживал, что к нему так относятся сверстники. Начинающий учитель начальных классов стремилась объяснить им, что они поступают жестоко. Но учащиеся не изменяли свое отношение к Брониславу.
ИНТЕРАКТИВ
Этапы | Содержание | ||
Приветствие | – Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрании! –Спасибо, что вы отложили свои многочисленные дела и пришли сегодня в школу. | ||
Формулировка проблемы | –Во время обучения ребенка в школе мы (и дети, и учителя и родители) составляем единый треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является учащийся 4 класса. – А что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! –Уважаемые родители, сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в учебной деятельности учащихся 4 класса, которая произошла в нашей школе. А также постараемся выявить, как нам в семейном воспитании можно предотвратить проявление такого поведения у детей. –Суть этой проблемы мы определим на основе изучения ситуативной задачи, которую вы видите на доске (на экране). –Какая же проблема обозначена в данной ситуации? (неуважительные межличностные отношения учащихся 4 класса) –Вы уже увидели и обозначили проблему, попробуйте сформулировать ее полностью (предлагаю прочитать ее кому-либо из родителей): Неуважительное отношение учащихся 4 класса к сверстникам. – Межли́чностные отноше́ния (на основе анализа различных педагогических трудов Антона Семеновича Макаренко) – это совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в нашем случае, между учащимися класса. – Статистика подтверждает, что даже учащиеся 4 класса не всегда уважительно общаются друг с другом, они нередко проявляют склонность к оскорбительному лексикону и непринятию новых учащихся. | ||
Актуальность проблемы для участников интерактива | –Обращаю ваше внимание на то, что в этом возрасте часто усиливается конфликтность в действиях ребенка. Поэтому могут возникать различные нарушения общепринятых правил поведения, в том числе и при общении с одноклассниками. | ||
Целеполагание в ходе интерактива (тема, форма; цель) | –Вами определена проблема родительского собрания, и это позволяет предположить его тему (слушаю предложения участников родительского собрания). – Все ваши предложенные варианты темы родительского собрания позволяют ее представить в следующем виде (прошу прочитать родителя): Межличностные отношения учащихся в 4 классе (на экране) –Какую цель мы можем поставить? (какой результат достигнем в ходе совместной деятельности?) (слушаю предложения участников родительского собрания) –Используя предложенные вами формулировки цели, ее можно представить в следующем виде: определить причины возникновения недисциплинированности у учащихся 4 класса; выявить, почему они не всегда соблюдают правила поведения; определить эффективные способы решения этой проблемы. | ||
Определение возможных причин проблемы | – На доске нарисован ученик 4 класса. Давайте запишем, какие положительные поступки, по вашему мнению, должны учащиеся проявлять при общении друг с другом (постоянно использовать вежливые слова: «Спасибо», «Пожалуйста» и т.д.) –Благодарю за вашу активность! – А какие отрицательные поступки, к сожалению, совершают учащиеся 4 класса? (неуважительно относятся друг к другу и т.д.) –У нас получились абсолютно разные варианты отношения ученика 4 класса к соблюдению правил в школе, что является существенным противоречием. –На доске представлены различные причины. Но они не все подходят к проблеме несоблюдения правил межличностных отношений учащимися 4 класса. – Для повышения эффективности совместной работы мы сегодня с вами ознакомимся с новой методикой «ПОПС-Формула» и постараемся обосновать свое мнение, используя эту методику. – Она включает четыре элемента: (слайд)
–Итак, какие, по вашему мнению, причины подходят к рассматриваемой проблеме?
–Да, я согласна с вами. Такое поведение может стать причиной возникновения данной проблемы. | ||
Организация интерактивного взаимодействия | – Давайте еще раз обратимся к причинам и выберем одну, над которой сегодня и будем работать (неполное осознание учащимися 4 класса необходимости культурного и уважительного обращения при общении со сверстниками.) – Предлагаю вам в парах проанализировать проблему и на основе этой причины выделить варианты ее решения, используя прием «Денотатный граф». –Денотатный граф – это схема, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. Обратите внимание на доску, он выглядит следующим образом (слайд со схемой на доске). – Схема составления денотатного графа лежит у вас на столах. – Первая пара указывает пути ее решения со стороны родителя; вторая пара – со стороны учителя; третья пара – со стороны ученика. – В течение 2 минут вы можете работать в парах, заполняя схему.
–Напишите в чат +, кто готов высказать сове мнение. –Уважаемые родители! Выберите представителя от вашей пары и зачитайте то, что у вас получилось. Первая пара, представьте свои варианты решения данной проблемы. – Вторая пара, выскажите ваше мнение. –Эта схема (денотатный граф) будет служить вам помощником в воспитании устойчивой потребности у ребенка контролировать свое поведение в общении со сверстниками. Она еще не имеет полностью завершенный вид. Поэтому к ней мы будем возвращаться и на других родительских собраниях, что даст возможность завершить ее в полном виде. –У вас на столах лежат приемы формирования устойчивых межличностных отношений у ребенка.
| ||
Рефлексивный анализ | –Уважаемые родители, я думаю, что вы почувствовали, насколько эта проблема сложна, насколько глубоки причины ее возникновения. –Давайте вспомним тему нашего родительского собрания (Межличностные отношения учащихся в 4 классе) –Пожалуйста, продолжите фразы, которые вы видите на доске: 2. Я теперь могу … 3. В случае затруднений я могу ... | ||
Повышение педагогической культуры участников интерактива | –В завершение родительского собрания я бы хотела посоветовать вам литературу, которая поможет более глубоко понять основные вопросы воспитания младшего школьника: 1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы/Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 352 с. 2. «Большая книга про вас и вашего ребёнка» Людмила Петрановская – М: Издательство «Э», 2016. – 240с. 3. Литвак, М. 5 методов воспитания детей/ М. Литвак. – Москва, 2015. – 288 с. – Уважаемые родители! Дома вы можете посмотреть, какие рекомендации предлагает Людмила Петрановская. Как помочь ребёнку в сложный период взросления и как действовать в конфликтных ситуациях, что стоит за детскими капризами и как воспитать уверенного в себе человека — обо всём этом и о многом другом в этой многогранной и обширной работе. | ||
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (в настоящем времени и в перспективе) | –Для повышения вашей компетентности в вопросах регулирования межличностных отношений вашего ребенка я предлагаю вам критерии для самооценки своей успешности в решении возможных проблем в его общении: –родители знают особенности формирования уважительного отношения учащимися 4 класса и соблюдают требования, предъявляемые к общению с ребенком в подобных ситуациях; –учащиеся понимают важность уважительного отношения к сверстникам и стремятся работать в коллективе дружно; –родители как можно чаще для примера показывают необходимость уважительного отношения к окружающим с использованием таких слов, как «пожалуйста», «спасибо», «будьте любезны», и т.д. Если после родительского собрания и бесед с учащимися (индивидуальных и групповых) еще будут возникать подобные ситуации, то указанные варианты решения проблемы можно вновь проанализировать вместе с родителями и подумать, какие меры по повышению формирования уважительного отношения учащихся 4 класса к сверстникам еще можно предпринять. – Желаю успехов во взаимодействии с вашим ребенком в различных видах деятельности. – Спасибо Вам за активную работу на родительском собрании. До следующей встречи! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему " Причины нарушения осанки у младших школьников"
Вэтой работе раскрыты причины нарушения осанки у младших школьников и даны рекомендации детям , учителям и родителям , чтобы не допустить на рушения осанки....
"Причины трудностей в обучении младшего школьника"
Причины трудностей в обучении младшего школьника....
"Причины употребления наркотических средств младшими школьниками".
Материал поможет в проведении родительского собрания в начальной школе, посвященный проблеме раннего алкоголизма и наркомании....
Основные причины ошибок у учащихся младших классов в правописании безударных гласных.
В статье анализируются причины возникновения ошибок у младших школьников при написании слов с безударной гласной в корне, приводятся примеры ощибок....
Общение младших школьников со сверстниками
В выступлении представлены особенности общения младших школьников друг с другом, раскрыты проблемы общения и возможные пути их решения....
Особенности общения младших школьников со сверстниками.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группо...
Статья "Взаимодействие младших школьников со сверстниками"
С межличностными отношениями человек сталкивается на протяжении всей жизнь, начиная с момента рождения и до самой смерти. Они являются важнейшим элементом нашей жизни. Межличностные отношения – ...