Формирование нравственного воспитания – одна из важнейших сторон развития личности учащихся
статья

Матвеева Светлана Александровна

Формирование нравственного воспитания – одна из важнейших сторон развития личности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nravstvennogo_vospitaniya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственного воспитания – одна из важнейших сторон развития личности учащихся

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх.

В условиях обновляющихся социальных отношений демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Существенной частью нравственного воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения  к  родине  , другим нациям и народам. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень его готовности к нравственному саморегулированию.

Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей.

Первый этап охватывает младенчество и раннее детство -- этап приспособительно- реактивного поведения.

Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить "надо" выше "хочу"

Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.

У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.

Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями.

Мораль подростка в ее развитых формах качественно очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.

Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления.

Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты "детскости", приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.

Учащиеся старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника.

У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания когда-то бездумно воспринятого.

Таким образом, фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущую подростковому возрасту, в юношеском возрасте сменяет всеохватывающая самодеятельность, что позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить как период глобальной нравственной самодеятельности.

Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжиться всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо принципиально новых образований, а происходит лишь укрепление, развертывание и совершенствование появившихся ранее. В общественном плане нравственная модель старшеклассника представляет ту нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, без скидок на возраст может быть признан высоконравственным.

Нравственное развитие подрастающей личности -- это процесс обретения его все большей и большей моральной свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.

Решающими для перехода воспитанника от одной возрастной моральной ступени к другой, более высокой, являются новообразования, возникающие в процессе развития в его интеллектуальной,  потребностной и нравственно-волевой сферах.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское «тогез» — нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей

внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Рассматривая систему нравственного воспитания, различают несколько аспектов:  Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса — единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические воздействие.

Влияние родителей на нравственное воспитание 

Родители имеют огромное влияние на жизнь ребенка. Дети узнают, что хорошо, а что плохо, от своих родителей. Интересно, что наказание за непослушание создает только часть моральных суждений детей. На самом деле дети учатся на примерах, и атмосфера в доме, где они живут, сформирует их систему принятия нравственных решений.

Когда дети получают опыт общения в доме, где они чувствуют себя в безопасности и комфорте, и где нет места злости и жестокости, они развивают сильное чувство собственного достоинства, которое становится их нравственной основой. Если они встречают проявления насилия, которые препятствуют их нормальному образу жизни, то они на уровне инстинктов понимают, что это неправильно. Родители, которые уделяют время обсуждению основ своих моральных принципов и требуют от ребенка соответствия этим принципам, обычно более успешно справляются с поддержанием такого уровня нравственного развития и у своих детей.

 Влияние образцов для подражания на нравственное воспитание 

Помимо родителей, учителей и других примеров для подражания, школы также играют ключевую роль в формировании нравственного облика следующего поколения. Школа придает особую ценность таким понятиям, как честность, порядочность и сочувствие, а учителя, которые сами проявляют данные качества, будут развивать их у окружающих. Как говорил Авраам Линкольн: «То, что делаешь, звучит громче того, что ты говоришь». Непоследовательность и лицемерие со стороны учителей и родителей может нанести реальный вред нравственному развитию ребенка. Некоторые модели поведения могут навредить ребенку неосознанно. Среда обитания создает прямую, но не всегда точную связь между детьми и их примерами для подражания. Часто образец для подражания разговаривает или ведет себя неподобающим образом, но ребенок может воспринимать эти слова и действия как приемлемые, просто потому что их позволяет себе тот, на кого он ориентируется. Детям необходима помощь в выборе подходящего образца для подражания.

 

Социальное взаимодействие 

Чтобы развиться в полноценного взрослого человека, детям необходимы различные виды социального взаимодействия: общение с другими взрослыми, членами семьи, сверстниками, а также детьми других возрастов. Каждый вид общения усилит или ослабит сформировавшиеся представления ребенка о том, что допустимо с точки зрения нравственности. Многие дети хотят испытывать чувство сопричастности и быстро обучаются общественному договору, что поможет им стать членами общества. Для общения с другими людьми дети методом проб и ошибок учатся совершать нужные поступки в определенный момент. Необходимо помнить, что необходимо время для полноценного развития нравственного облика.

 Нравственное воспитание школьников. Какова его роль?

 Нравственное воспитание детей традиционно начинается дома в семье, затем продолжается в стенах детского сада и школы. Например, еще в дошкольном возрасте дети учатся быть благодарными, говоря «спасибо» в случаях, когда люди что-то им дают.

 Уверенность в себе 

Одной из миссий игр, направленных на нравственное воспитание школьников, является формирование в детях уверенности в себе. Например, учителя имеют возможность провести занятия, которые помогут указать школьникам на их сильные стороны, и как эти качества могут поспособствовать им стать успешными в жизни.

 Уважение к другим людям 

Дети должны научиться уважать других. Например, когда преподаватель делает замечание ученику, который громко разговаривает в то время, пока другой ученик дает устный ответ, это влияет на характер непослушного учащегося. 

Умение брать на себя ответственность 

Нравственное воспитание школьников также происходит, когда педагоги детей учат брать на себя ответственность за свои поступки и признавать свои ошибки. Если ребенок толкает своего одноклассника, сидящего рядом, преподаватель обязан подчеркнуть то, что такие действия не правильны, и провинившийся обязан признать свою ошибку и принести извинения. 

Великодушие 

Нравственное воспитание школьников также подразумевает под собой взращивание у детей такой черты, как великодушие. Например, если у кого-то из учащихся сгорит дом, было бы правильным для одноклассников собрать деньги или пожертвовать свои вещи, чтобы помочь ему и его семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речи младших школьников - важное условие развития личности

Дидактический материал, который можно использовать при формировании правильной речи у детей....

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

«Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию обучения и воспитания»

Содержание. Предисловие ……………………………………………………………. стр. 3Пояснительная записка ……………………………………………… стр. 4Глава 1. Направление реализации программы 1.1....

Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...

Почетная грамота школы "За многолетний добросовестный труд, личный вклад в дело обучения, воспитания и развития личности учащихся"

Почетная грамота школы "За многолетний добросовестный труд, личный вклад в дело обучения, воспитания и развития личности учащихся"...

Нравственно – эстетическое воспитание – важнейшая сторона развития личности школьника

Учитель в школе располагает большими возможностями для разностороннего развития детей в процессе их эстетического и нравственного воспитания.      Нравственное воспитание явля...

Формирование детского коллектива как важнейшее условие развитие личности ребёнка.

В настоящее время гуру педагогической науки изобрели множество терминов, характеризующих процесс воспитания и образования в школе. Мне сегодня хочется отойти от этих, на мой взгляд, чересчур научных с...