Рабочая программа "География "5 класс
рабочая программа
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии в основной школе. За весьма непродолжительное время необходимо познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов - географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_2018-2019.docx | 37.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по географии
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образование 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов : 35
Примерная программа основного общего образования по географии 5-9 классы (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин : Москва, Дрофа, 2014 год
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
I.Пояснительная записка
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии в основной школе. За весьма непродолжительное время необходимо познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов - географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников.
Основными целями курса являются:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
предметный уровень
- пробудить интерес к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы;
- познакомить с таким важным источником географической информации, как карта;
- начать формирование картографической компетенции учащихся;
- формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.
метапредметный уровень
- научить планировать свою деятельность;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- участвовать в совместной деятельности;
- оценивать работу одноклассников.
личностный уровень
- продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.
УМК: Примерная программа основного общего образования по географии 5-9 классы (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин), авторская программа «География. Начальный курс. 5 класс» (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин).
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических универсальных учебных действий, их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные :
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные :
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные :
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные :
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ :
Обучающийся научится:
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
III. Содержание курса
Что изучает география. (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря».
Практическая работа. Нанесение на контурную карту путей следования 2 первооткрывателей (по выбору учащихся).
Практическая работа. Нанесение на контурную карту путей следования 2 русских исследователей (по выбору учащихся).
Земля во Вселенной (8 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (5 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практическая работа. Определение сторон горизонта на местности.
Практическая работа. Определение расстояний и направлений по плану местности.
Природа Земли (12 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Практическая работа. Описание элементов рельефа.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа. Описание реки.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
III. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол - во часов | Дата | |||
5А | 5Б | |||||
Раздел 1. Что изучает география (5 часов) | ||||||
1. | Мир, в котором мы живём | 1 | 04.09 | 07.09 | ||
2. | Науки о природе | 1 | 11.09 | 14.09 | ||
3. | География-наука о Земле. | 1 | 18.09 | 21.09 | ||
4. | Методы географических исследований | 1 | 25.09 | 28.09 | ||
5. | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | 1 | 02.10 | 05.10 | ||
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 часов) | ||||||
6. | Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа. Нанесение на контурную карту путей следования 2 первооткрывателей (по выбору учащихся). | 1 | 09.10 | 12.10 | ||
7. | Важнейшие географические открытия. | 1 | 16.10 | 19.10 | ||
8. | Открытия русских путешественников. Практическая работа. Нанесение на контурную карту путей следования 2 русских исследователей (по выбору учащихся). | 1 | 23.10 | 26.10 | ||
9 | Открытия русских путешественников. | 1 | 06.11 | 09.11 | ||
10. | Обобщение знаний по разделу « Как люди открывали Землю»
| 1 | 13.11 | 16.11 | ||
Раздел 3 Земля во Вселенной (8 часов) | ||||||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | 20.11 | 23.11 | ||
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 1 | 27.11 | 30.11 | ||
13 | Соседи Солнца. | 1 | 04.12 | 07.12 | ||
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | 1 | 11.12 | 14.12 | ||
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | 18.12 | 21.12 | ||
16 | Мир звезд | 1 | 25.12 | 28.12 | ||
17 | Уникальная планета- Земля. | 1 | 15.01 | 11.01 | ||
18 | Современные исследования космоса. | 1 | 22.01 | 18.01 | ||
Раздел 4. Виды изображения поверхности Земли (5 часа) | ||||||
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | 1 | 29.01 | 25.02 | ||
20. | Стороны горизонта. | 1 | 05.02 | 01.02 | ||
21 | Ориентирование. Практическая работа. Определение сторон горизонта на местности. | 1 | 12.02 | 08.02 | ||
22. | План местности и географическая карта. Практическая работа. Определение расстояний и направлений по плану местности. | 1 | 19.02 | 15.02 | ||
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | 26.02 | 22.02 | ||
Раздел 5 Природа Земли (12часов) | ||||||
24 | Как возникла Земля. | 1 | 05.03 | 01.03 | ||
25 | Внутреннее строение Земли. | 1 | 12.03 | 15.03 | ||
26 | Землетрясения и вулканы. | 1 | 19.03 | 22.03 | ||
27 | Путешествие по материкам. Практическая работа. Описание элементов рельефа. | 1 | 02.04 | 05.04 | ||
28 | Вода на Земле | 1 | 09.04 | 12.04 | ||
29 | Реки. Практическая работа. Описание реки. | 1 | 16.04 | 19.04 | ||
30 | Воздушная одежда Земли. | 1 | 23.04 | 26.04 | ||
31 | Живая оболочка Земли. | 1 | 30.04 | 03.05 | ||
32 | Почва — особое природное тело. | 1 | 07.05 | 10.05 | ||
33 | Человек и природа | 1 | 14.05 | 17.05 | ||
34 | Человек и природа. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | 1 | 21.05 | 24.05 | ||
35 | Человек и природа. Повторение | 1 | 28.05 | 31.05 |
Количество часов по плану
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | год | |
5А кл | 8 | 8 | 10 | 9 | 34 |
5Б кл | 8 | 8 | 10 | 9 | 35 |
Годовой календарно-тематический план по географии 5 класс
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Сроки | |
5А | 5Б | |||
1 | Что изучает география | 5 | 04.09-02.10 | 07.09-05.10 |
2 | Как люди открывали Землю | 5 | 09.10-13.11 | 12.10-16.11 |
3 | Земля во Вселенной | 8 | 20.11-22.01 | 23.11-18.01 |
4 | Виды изображения поверхности Земли | 5 | 29.01-26.02 | 25.02-22.02 |
5 | Природа Земли | 12 | 05.03-28.05 | 01.03-31.05 |
35 |
Согласовано Протокол заседания педагогического совета МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка от 29.08.2018 г. № 1 | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Т.В.Ковжогина (подпись) _______________ дата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...