В класс пришел ребёнок с ОВЗ.
материал
Идеи и приемы, как обучать, мотивировать детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
В класс пришел ребенок с ОВЗ и не один: шесть советов, семь идей и семь приемов
Одна из задач, стоящих перед нами, если в классе учится ребенок с особыми образовательными потребностями, - создать развивающую и поддерживающую среду, пространство эмоционального комфорта.
Шесть советов, как вести себя.
1.Отнеситесь к ребёнку спокойно и доброжелательно, так же, как и к другим детям в классе.
Они другие, не такие как мы... «Особые» У них страдает рассудок, но обостряется сердце, интуиция. Они мыслят не рассудком, а впечатлениями, иногда наивно, но очень чутко.
Небольшой 25-минутный фильм « О любви» режиссера Тофика Шахвердиева, который вышел на экраны в 2003 году. Его можно пересматривать бесконечно, находить множество разных нюансов. Он не потерял своей актуальности и спустя 17 лет. В классе есть мальчик и девочка, оба - Жени. Женя-мальчик с тяжелой инвалидностью, не может ходить, Женечка - девочка все делает ногами - пишет, умывается, ест, шьет, готовит, потому что у нее нет рук от рождения. В три года на осмотре у врача Женя попросил проверить, сколько у него сердец: «Вы меня хорошо смотрите? Проверьте, сколько у меня сердец. Мне кажется, что их несколько. Знаете, я такой любвеобильный...» В фильме нет комментариев, только в конце режиссер спрашивает у Женечки: «Скажи, а ты чем-то отличаешься от других девочек? Я думаю, что, кажется, отличаюсь… Глазами… У кого синие, у кого серые…»
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов и приемов работы на занятии.
3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4. Создавайте субективное переживание успеха. Это можно сделать используя такие фразы, как «ничего страшного», «у тебя получится», «сегодня ты хорошо рассказал/ответил».
5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Важно отмечать его достижения, а не неудачи, сделайте ошибки нормальным и нужным явлением, формируйте веру в успех, концентрируйте внимание на уже достинутых в прошлом успехах.
6. Дайте возможность ребенку делать выбор самостоятельно, позволяйте высказывать свою точку зрения.
Семь идей, как мотивировать
- Поэтапно разъясняйте задания и их последовательное выполнение. Не стоит в ограниченный промежуток времени давать детям с ОВЗ большой материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.
Н-р, При решении устного задания педагог выполняет с ребенком с ОВЗ следующий алгоритм: 1. Устно проговаривает задание
2. Ребенок еще раз проговаривает задание.
3. Учитель рассказывает алгоритм действий.
4. Ребенок проговаривает алгоритм действий.
5. Ребенок выполняет алгорим .
6. Ребенок оценивает свою работу.
7. При желании обучающий с ОВЗ получает подобное задание и по алгоритму пробует решить его самостоятельно.
При решении письменного задания педагог выполняет с ребенком с ОВЗ следующий алгоритм:
1. Учитель читает текстовое задание (задачу) и делает акцент на вопросе.
2. Ребенок читает текст задания самостоятельно.
3. Ребенок с ОВЗ выбирает нужную текстовую или визуальную инструкцию для решения данного задания.
2. Используйте листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. Тогда ребенку легче будет сосредоточиться на задании.
3. Предоставьте дополнительное время для сдачи домашнего задания. Часто ребенок с ОВЗ посещает занятия вне школы и не успевает выполнить домашнее задание в определенный срок.
4. Меняйте виды деятельности. Постарайтесь активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). На уроке дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
5. Чередуйте занятия и физкультурные паузы. Помните об особенностях развития детей с ОВЗ, давайте им кратковременную возможность для отдыха. Оптимальное включение в урок динамических пауз - равномерно через 10 минут. Это предупредит переутомление детей.
6. Разрешайте ребенку отвечать материал в любой удобной форме - письменной, устной или на компьютере.
7. Оценивайте ответы учащихся с ОВЗ индивидуально. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей. Например, нормотипичные дети могут оценить ответ ребенка с ОВЗ и наоборот. Но необходимо делать это очень тактично, используя игровые приемы.
Семь приемов, как обучать
1. Использование зрительных опор на уроке. Это могут быть картины, таблицы или схемы. Но не стоит ими слишком увлекаться, так как объём восприятия у детей с ОВЗ снижен.
2. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы для ее закрепления или подведения итогов.
4. Восприятие материала на определенном этапе с закрытыми глазами. Он хорош для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей или после выполнения задания повышенной трудности.
5. Физическая помощь в организации действия: учитель в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
Обучающемуся с ОВЗ в инклюзивном классе необходимо помочь организовать его работу и его рабочее место. Они не могут быстро сосредоточить внимание, бывают рассеяны, отвлекаются. Много времени у них уходит на организацию обучения (достать тетрадь, карандаши, открыть дневник, найти в учебнике страницу, абзац и т.д.). Вот несколько практических советов: – очень удобно, когда у обучающегося с ОВЗ вся индивидуализированная работа помещается в папку, которая в начале урока находится на рабочем месте и в конце урока, после выполнения заданий, помещается в «корзину для завершенных работ»; – процесс обучения письму педагогом показывается на увеличенном плакате (экране), который разбит на квадраты; – в тетради обучающегося с ОВЗ более крупная клетка, больше показов по контуру и используется не только линия, но и разбивка на квадраты и наклонные линии для улучшения ориентации на листе и для подражания; – на столе у обучающегося может находиться ламинированный лист с индивидуальным расписанием на день, куда после каждого завершенного занятия или урока ученик ставит галочку; – оценивание обучающегося с ОВЗ должно быть четким. Он должен знать, сколько и каких заданий нужно сделать для получения какой оценки (процесс должен быть индивидуализирован и открыт);
6. Концентрация внимания с помощью пауз или приемов неожиданности. Например, перед заданиями можно использовать хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик - любые неожиданности, концентрирующие внимание ребенка.
7. Активные методы рефлексии. Это может быть: рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся поняли содержание пройденного материала); рефлексия деятельности (осмысление учениками способов и приёмов своей работы). Например, при рефлексии настроения и эмоционального состояния могут использоваться карточки разных цветов. Ребенок показывает карточку в соответствии с настроением в начале и в конце занятия.
На уроках в начальной школе, когда в классе присутствует 25 учеников, нелегко уделить особое внимание ребенку с ОВЗ, отследить его деятельность и психологическое состояние. Часто бывает так, что какие-то важные и очень значимые для ребенка психологические моменты остаются незамеченными учителем.
Для того, чтобы уловить каждый, важный для ребенка момент можно использовать следующие сигнальные карточки
! У меня получается!
? Требуется помощь
В начале урока может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом.
Каждому учителю необходимо пройти обучение по работе с «особенными» детьми, независимо от того, есть в его классе ребенок с особенностями развития или нет. Это нужно прежде всего для самого себя. По ее словам, инклюзия меняет не мир, она меняет нас самих, открывая новые грани личности и новые возможности.
«Мы становимся другими, мы начинаем по-другому относиться не только к людям с особенностями, но и к обычным людям, понимая, что каждый из нас – личность, индивидуальная и неповторимая. Мы по-другому начинаем смотреть на себя, больше ценить свои сильные качества и развивать слабые».
Мы много говорим о том, что детей с особенностями развития нужно адаптировать в социуме, но часто забываем, что и обычных детей нужно учить пониманию, что все люди - разные.
Обычный вопрос «Как ты, как дела?» может стать праздником для особого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на родительском собрании в 1 классе "Ваш ребёнок стал школьником"
Советы родителям в первые школьные дни ребёнка....
Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Мой ребёнок становится трудным".
Цель собрания: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании детей.Форма проведения: дискуссионный клуб....
Конспект занятия по ПДД Тема: Беседа «Где можно играть?» класс "Особый ребёнок".
Цель занятия: Сформировать представление школьников о безопасности на улицах и дорогах....
Открытый урок по альтернативному чтению, 4 класс (класс "Особый ребёнок")
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащиеся с умеренной умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнёров, поэтому так важно научить их а...
Экономическая газета "Откуда стол к нам в класс пришел?"
Экономическая газета "Откуда стол к нам в класс пришел?" познакомит детей с этапами изготовления письменного стола и профессиями людей, принимающих участие в этом процессе....
Рабочие учебные программы специального (коррекционного) класса 8 вида, 1 класс "Особый ребёнок"
Рабочие учебные программы специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости "Особый ребёнок" для 1 класса по предметам : математика, письмо и обучение грамоте, ...
Родительское собрание. 1 класс. "Мой ребёнок будет отличником! Мой ребёнок будет отличником?"
Цель: познакомить родителей с факторами, которые влияют на успеваемость ребёнка в школе....