Программа внеурочной деятельности "Мир чтения" 3класс
рабочая программа (4 класс)
программа внеурочной деятельности "Мир чтения" 3класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_chteniya_3a.docx | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сальский район село Шаблиевка
(территориальный,административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №86 с. Шаблиевка
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ 86 с. Шаблиевка
Приказ от 29.08.2019 г. №164
Подпись руководителя
____________ Д.Э.Жордочкин
Печать
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Мир чтения»
(указать учебный предмет, курс)
Начальное общее образование 3 Акласс
Уровень общего образования (класс)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов - 68
Учитель Потапова Ирина Вячеславовна
(ФИО)
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы / («Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы») под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
«Мир чтения» 3 класс
внеурочная обще-интеллектуальная деятельность
Актуальность внеурочной деятельности по программе “Мир чтения” состоит в решении читательской проблемы. Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Цели и задачи:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.
Список литературы
Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО»,2005
Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы у учащихся формируются читательские умения, соответствующие требованиям ФГОС
Предметные умения.
Учащиеся научатся: - самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Регулятивные умения:
Учащиеся научатся:
- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- самостоятельно работать с учебным произведением;
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Учащиеся получат возможность определить свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения.
Учащиеся научатся:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- оставлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Учащиеся получат возможность научиться пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения.
Учащиеся научатся:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Учащиеся получат возможность участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков, в художественной самодеятельности.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении прочитанного, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Методическое обеспечение: книги, плакаты, сюжетные и тематические картинки, Интернет ресурсы
Оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, телевизор, принтер, плакаты; бумага для акварели, цветная бумага, картон, фломастеры, краски, цветные карандаши, ножницы, раскраски.
Содержание программы:
Здравствуй, книга!
Из истории создания книг. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Писатели о родной природе.
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги. В.Бианки “Синичкин календарь ”, Е.Чарушин.
Писатели - детям
Книги детских писателей-классиков. Л.Н.Толстой “Рассказы для детей”, “Познавательные рассказы”, А.П.Чехов “Ванька”.
Книги советских писателей – А.П.Гайдар “Горячий камень”.
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Народная мудрость
Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).Жанр “Былины” (история создания, особенности) Творческая работа “Придумай былину”.
По страницам произведений Р.Киплинга
Биография Р.Киплинга. Сказка “Рикки-Тикки-Тави”.
Русские народные сказки
Происхождение сказок. Книги-сборники “Русские народные сказки”. Группы сказок (волшебные, о животных, бытовые). КВН “Народные сказки”.
Сказки народов мира
Сказки ближнего зарубежья. Сказки дальнего зарубежья.
Игра “Что? Где? Когда?”.
Советские поэты - детям
В.Маяковский – детям, “Конь-огонь”. Д.Хармс. Выставка книг. Конкурс рисунков. Конкурс чтецов.
Русские поэты о любви к Родине
Стихотворения Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина о судьбе России, о природе России.
Выставки рисунков. Конкурс чтецов.
Юмор в литературе для детей
Рассказы М.Зощенко для детей. Герои книг М.Зощенко – Лёля и Минька. В.Драгунский “Денискины рассказы”.
Авторские сказки зарубежных писателей
Книги сказок: Г.-Х.Андерсен, братья Гримм.
Книги-сборники стихотворений для детей
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники: А.Барто, С.Михалков.
Конкурс чтецов стихотворений “Детям – о детях”.
Дети – герои книг
В.Катаев “Цветик-Семицветик”. В. Осеева “Печенье”.
Книги о животных
Произведения Г.Скребицкого. Рассказ“Лесное эхо”. Произведения Н.Сладкого. Сказка “Бюро лесных услуг”. Конкурс рисунков “Жизнь природы.
Писатели и поэты – детям о Великой Отечественной войне
Писатели о войне и поэты о войне. День Победы.
Детская периодическая печать
Из истории создания детских периодических изданий. Современные журналы. Стиль, тематика, разделы.
Детские энциклопедии
Что такое энциклопедия? Создание собственной мини-энциклопедии.
Обобщение изученного
Викторина “Книга – мой друг”.
Место занятий в учебном плане:
В 3 классе занятия проводятся 2 раз в неделю, 34 учебных недели
Формы организации занятий:
- Чтение произведение, обсуждение прочитанного
- Литературные игры
- Конкурсы-кроссворды
- Библиотечные уроки
- Путешествия по страницам книг
- Встречи с библиотекарем
- Уроки-спектакли
Формы проведения занятий: беседа, сценка, викторина, игра, проблемная ситуаци
Методы обучения:
Словесные: чтение, рассказ, беседа, слушание, обсуждение, работа с печатным источником
Практические: рисунки, раскраски, поделки, инсценирование, конкурсные выступления.
Наглядные: показ иллюстраций, фото и видеоматериалов
Исследовательские: поиск и отбор материала
Календарно-тематический план “Мир чтения” 3 А класс
№ п/п | Названия темы занятия | Количество часов | Дата. |
1.Здравствуй, книга! | |||
1 | Из истории создания книг. Правила работы с книгой. | 1 | 04.09 |
2. Писатели о родной природе. | |||
2 | В.Бианки “Синичкин календарь” | 1 | 06.09 |
3 | Е.Чарушин – писатель и художник. | 1 | 11.09 |
3. Писатели - детям | |||
4 5 | Л.Н.Толстой “Рассказы для детей”, “Познавательные рассказы”. | 2 | 13.09 18.09 |
6 | А.П.Гайдар “Горячий камень”. | 1 | 20.09 |
7 8 | А.П.Чехов “Ванька”. | 2 | 25.09 27.09 |
4. Народная мудрость | |||
9 10 | Былины. | 2 | 02.10 04.10 |
11 | Творческая работа “Сочини былину”. | 1 | 09.10 |
5.По страницам произведений Р.Киплинга | |||
12 | Сказка “Рикки-Тикки-Тави” | 1 | 11.10 |
6. Русские народные сказки | |||
13 14 15 | Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.. | 3 | 16.10 18.10 23.10 |
16 | КВН “Русские народные сказки”. | 1 | 25.10 |
7. Сказки народов мира | |||
17 18 | Сказки ближнего зарубежья. | 2 | 06.11 08.11 |
19 20 | Сказки дальнего зарубежья. | 2 | 13.11 15.11 |
8. Мы любим сказки! | |||
21 | Игра “Что? Где? Когда?”. | 1 | 20.11 |
9. Советские поэты – детям | |||
22 | В.Маяковский “Конь-огонь”. | 1 | 22.11 |
23 | Д.Хармс – необычное в обычном. | 1 | 27.11 |
10. Русские поэты о любви к Родине | |||
24 25 | Ф.И.Тютчев о судьбе России. | 2 | 29.11 04.12 |
26 27 | С.А.Есенин о русской природе. | 2 | 06.12 11.12 |
11. Юмор в литературе для детей | |||
28 | М.Зощенко. Сборник “Лёля и Минька”. | 1 | 13.12 |
29 | В.Драгунский “Денискины рассказы”. | 1 | 18.12 |
12. Авторские сказки зарубежных писателей | |||
30 | Г.-Х.Андерсен “Ромашка” | 1 | 20.12 |
31 32 | Братья Гримм “Сказки”. | 2 | 25.12 27.12 |
13.Книги-сборники стихотворений для детей | |||
34 35 36 37 | Авторы: А.Барто, С.Михалков. | 5 | 10.01 15.01 17.01 22.01 |
38 | Конкурс чтецов стихотворений “Детям – о детях” | 1 | 24.01 |
14. Дети – герои книг | |||
39 40 | В.Катаев “Цветик-Семицветик” | 2 | 29.01 31.01 |
41 42 | В.Осеева “Печенье”. | 2 | 05.02 07.02 |
15. Книги о животных | |||
43 44 | Г.Скребицкий “Лесное эхо” | 2 | 12.02 14.02 |
45 46 | Н.Сладков “Бюро лесных услуг” | 2 | 19.02 21.02 |
16.Писатели и поэты – детям о Великой Отечественной войне. | |||
47 48 | Писатели и поэты о Великой Отечественной войне. | 3 | 26.02 28.02 |
49 | День Победы (конкурсы стихов и рисунков). | 1 | 04.03 |
17. Детская периодическая печать | |||
50 51 52 | “Детские журналы вчера, сегодня, завтра” | 4 | 06.03 11.03 13.03 18.03 |
18. Детские энциклопедии | |||
53 | Что такое энциклопедия? | 1 | 20.03 |
54 55 56 | Составление и оформление своей мини-энциклопедии. | 3 | 01.04 03.04 08.04 |
19.Мир волшебных звуков. Поэзия | |||
57 | С.Маршак «Пожелания друзьям» | 1 | 10.04 |
58 | В.Хотомская «Два гнома» | 1 | 15.04 |
59 | О.Высотская «Весенние рубашки» | 1 | 17.04 |
60 | Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли» | 1 | 22.04 |
61 | С.Черный «Зеленые стихи» | 1 | 24.04 |
62 | А.Блок» На лугу» | 1 | 29.04 |
19. Обобщение изученного | |||
63 64 65 66 67 | Свободное чтение. Чтение по выбору | 5 | 06.05 08.05 13.05 15.05 20.05 |
68 | Викторина “Книга – мой друг” | 1 | 22.05 |
Всего: | 68 |
Согласовано:
Протокол заседания педагогического совета МБОУ СОШ №86 с. Шаблиевка от 29.08.2019 г. № 1
| Согласовано: Заместитель директора по УВР ____________Т.В.Ковжогина (подпись) 29.08. 2019 г дата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...