Мониторинг успешности учащихся
методическая разработка
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны. Нам и раньше все время приходилось накапливать информационный материал, а при анализе работы класса, начальной школы все время сравнивать результаты, полученные по классам с государственными стандартами программы. 20 лет назад, чертя графики, мы и не подозревали, что занимаемся мониторингом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_9.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень успешности учащихся,
организация и корректировка индивидуальной работы.
В качестве системной модели, включающей выделенные параметры выбрана «Оптимальная программа» изучения учебных возможностей школьника, разработанная под руководством Ю.К. Бабанского. В ней отражено единство внутренних и внешних условий, определяющих потенциал школьника в области учебной деятельности.
Измерение биологических особенностей:
а) физическое развитие – медработник;
б) анализ анамнеза по данным медицинской карты ребенка;
в) общий терапевтический осмотр – врачи;
г) оценка остроты зрения, слуха, речевого развития – логопед, медработник;
д) оценка физической работоспособности – учитель по методике Бурдона.
Измерение интеллектуальных особенностей (психолог по методике Л.А. Венгер).
Оценка навыков учебного труда (учитель по методике
В.Н. Зайцева).
Основные отношения (психолог по методике Н.Г. Лускановой «Отношение к школе» и социометрии Дж. Морено).
Бытовые влияния (учитель по методике А.К. Макаровой).
Некоторые морально-волевые качества оценивает учитель.
Так как мониторинг предполагает четко определенную по времени частоту измерений, остановились на 2 разовых замерах (ноябрь и конец апреля). Первые два учебных месяца дети адаптируются после отдыха, поэтому ноябрь – наиболее оптимальный месяц замера.
Количественные показатели для удобства фиксируются в таблицу.
Критерии | Количество учащихся по уровням | |||
высокий | средний | ниже средн. | низкий | |
I. Биологические особенности:
| 16 15 16 4 7 11,6 50,5 | 7 8 5 16 9 9,2 39,0 | - - 2 3 7 2,4 10,5 | - - - - - - - |
II. Интеллектуальные особенности:
Общая: % | - - - 10 10 - 9 1 2 3 4 5 4 3,7 16,0 | 9 12 9 7 7 14 10 10 12 10 9 8 9 10 42,0 | 9 9 14 5 5 7 4 11 9 10 10 10 10 8,3 37,8 | 5 2 - 1 1 2 - 1 - - - - - 1 4,3 |
III. Навыки учебного труда:
Общая: % | 3 5 5 10 8 9 5 6,4 28,0 | 20 14 11 11 10 8 10 12 52,2 | - 4 7 2 5 6 5 5 18,0 | - - - - - - 3 0,4 2,0 |
IV. Основные отношения:
Общая: % | 5 4 - 11 5 22,0 | 14 19 23 17 17 74,0 | 4 - - 1 1 4,3 | - - - - - - |
V. Бытовые условия:
Общая: % | 14 15 9 - 9,5 41,3 | 9 8 10 23 12,5 54,3 | - - 4 - 1 4,3 | - - - - - - |
VI. Некоторые морально-волевые качества:
Общая: % | 5 3 6 6 10 6 26,0 | 9 12 13 13 10 10,8 47,0 | 9 8 4 4 3 6 24,4 | - - - - - - - |
После количественного анализа каждый компонент оценивается качественно.
Зрение –Незначительные дефекты, корректируемые применением очков.
Слух –8 учащихся имеют незначительные дефекты, корригируемые изменением места в классе.
Дефекты речи –У 2 школьников имеющиеся дефекты речи снижают темп учебной работы.
Общее состояние здоровья –У 3 учащихся эпизодические заболевания ведут к снижению состояния.
Физическая работоспособность –У 7 учащихся – пониженная работоспособность, т.к. в классе учатся дети, имеющие средний и ниже среднего уровни развития, использование усложненных, насыщенных содержательной информацией программ малоэффективно. Такой коллектив нуждается в технологиях, направленных на общее развитие.
Обучение в таком классе строится в традиционной системе, при этом применяется технология В.Н. Зайцева и методика А.М. Кушнир (обучение чтению и письму).
По итогам диагностики определяется оптимальная тактика и стратегия работы учителя, намечаются коррекционные занятия с конкретными учащимися.
По итогам следующих замеров проводится сравнительный анализ результатов развития учащихся.
Если наблюдается положительная динамика, то образовательный процесс можно считать результативным. Если обнаруживаются негативные результаты, то проводится пристальное изучение факторов, влияющих на эти показатели. Этим занимается учитель и вся психологическая служба: психолог, логопед, социолог.
Программа действий мониторинга (алгоритм)
- Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося.
- Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).
- Реализация целей (для каждого ученика составляются указания, проводятся индивидуальные занятия).
- Промежуточный контроль. Результаты коррекции сопоставляются с нормами.
- Повторная коррекция.
- Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.).
- Результативность. Сравнение (требуемая степень достижения цели 85%).
- Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).
- Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны.
- Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется.
- Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна быть не ниже 85%).
- Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).
Мониторинг ЗУН на уроках русского языка, математики
Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.
Педагогический мониторинг – это поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.
Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. В данном случае – это русский язык, математика. Определяем периодичность проведения мониторинга. В данном случае отслеживалась каждая контрольная работа, контрольное списывание. Конечно, главными были вводные контрольные работы в сентябре, промежуточные – в декабре и итоговые – в мае. Но меня, как учителя, интересовали все контрольные работы, запланированные в практической части программы. Тексты проверочных и срезовых работ брались из методических разработок по предмету. Обращалось внимание на дифференцированный подход. Как минимум предлагалось 3-4 варианта.
Схема анализа включает 11 элементов по русскому языку и 12 элементов по математике. Заполняя схему таблицу, ставлю плюс против фамилии учащихся, не усвоивших данную тему и допустивших ошибку.
Это удобно, т.к. после коррекции знаний учащихся учитель может в этой же таблице поставить плюс другим цветом там, где устранен пробел.
Далее на основании полученных данных строится график, показывающий уровень усвоения материала учащимися.
Если при этом полученные результаты от 90 до 100% - тема усвоена на оптимальном уровне; от 80 до 90% - на достаточном; от 60 до 80% - критический уровень; ниже 60% - недопустимый уровень.
Готовясь к урокам, постоянно обращаюсь к результатам мониторинга. Составляю карточки для детей, которые допустили ошибки в последней работе, намечаю, с кем буду работать у доски, пока дети работают самостоятельно.
Корректировка знаний проводится ежедневно в течение года. Технологические карты выявления качества обучения по русскому, математике, чтению, природоведению используются на всех этапах обучения, они дают объективную оценку знаниям учащихся и работе учителя, направляют усилия учителя на корректировку и ликвидацию пробелов по «западающим» темам.
При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля необходим еще и инструмент отслеживания результатов. Таким инструментом являются технологические карты. Они позволяют сделать выводы о качестве ЗУН, обученности, о характере пробелов в знаниях учащихся.
Каждый учитель должен иметь комплекты технологических карт и тестов, состоящих из 2-х блоков:
- блока, отражающего содержание образовательного стандарта;
- блока, соответствующего программе углубленного изучения предмета.
Проблема быстрой проверки и оценки результатов проверочных работ - наиболее трудна в технологическом подходе к конструированию учебного процесса в целом и во внедрении мониторинга как составной части этого подхода в частности.
И тут на помощь приходят «учебные пакеты; которые представляют собой комплект дидактических материалов, рассчитанных на изучение конкретных разделов учебного материала.
«Учебные пакеты» состоят из:
- учебных разделов, тем как эталонов усвоения учебного материала всеми учениками в классе;
- системы проверочных работ (дидактических тестов) и их быстрой проверки;
- перфокарты;
- системы итоговых контрольных работ.
Коррекционная работа
Фрагмент системы работы над ошибками.
Одно дело выяснить, что ученик знает и умеет в рамках предмета и совершенно другое – выяснить, каким путем он этого достигает. Одно дело – оценить уровень новых достижений ученика в усвоении ЗУН, другое дело – установить уровень отношения к данному предмету. Поэтому контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин и затруднений детей. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки.
Таким образом, диагностика не может быть самоцелью в учебном процессе или быть связана с контролем, оценкой и коррекцией учебной деятельности учащихся.
Следовательно, диагностика включается непосредственно в систему педагогических действий учителя и направлена на коррекцию способов действий (отдельных операций, входящих в состав способа действия) учащегося.
К концу 4 класса учитель обязан передать учащимся инструмент самодиагностики.
Начиная с 1 класса, дети знакомятся с алгоритмом списывания. Именно он закладывает фундамент безошибочного списывания. Вот откуда ошибки на пропуск и замену букв. Этот алгоритм содержит 7 ступенек, пропуская одну из них, ребенок делает ошибку. Алгоритм списывания должен быть доведен до автоматизма. Учитель обязан обеспечить неукоснительную отработку этапов списывания (алгоритм списывания).
Умение списывать формируется как последовательность четко обозначенных операций списывать. По этому плану учитель учит только в классе, а когда навык сформирован – дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, социолога, логопеда.
Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.
Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.
Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:
- созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо: создать комфортные условия каждому ученику.
Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:
- способствует выявлению «западающих» тем;
- выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
- заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;
- повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
- повышает само качество ЗУН учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...
Уровень воспитанности учащихся. Социальное благополучие учащихся.
Уровень воспитанности учащихся. Социальное благополучие учащихся. Готовые таблицы для отчета....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся первой ступени образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМобъёма и оценки знаний умений и навыков учащихсяпри проверке письменных контрольных исамостоятельных работ учащихсяпервой ступени образования...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.
Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...
Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...
Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся
Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся...