Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Журавлёва Полина Альбертовна

Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_perspektiva_zhuravlyova.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в    Российской Федерации» (пункт 2.7, статья 32)  

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

4.Планируемых результатов начального общего образования;

5.Базисного учебного плана МАОУ СОШ № 38;

6.Устава МАОУ СОШ № 30

7.Примерной  образовательной программы «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицая М.Ю, УМК Перспектива.

Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  1. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  2. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

-уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

-понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

-модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и мира вокруг.

           Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. В связи с особенностями климата и процессом протекания осеннего периода на территории Калининградской области сначала изучается раздел «Осень», потом раздел «Вселенная, время, календарь». При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Программа реализуется в 3 классе «Д».

Программа рассчитана на 68 часов (34 недели по 2 урока).

Формами контроля являются практические работы и мониторинг по итогам полугодия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

обучения по курсу «Окружающий мир» 3 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

— овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

— проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

— представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

— доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

— целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

— представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

— представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

— внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

— мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

— интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

— готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;

— личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;

— эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

— понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;

— представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

— представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;

— потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

— соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

— установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

— понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

— сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

— планировать свои действия в течение урока;

— фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,

разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

— оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;

— соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

— контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся научится:

— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

— выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

— использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

— анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

— сравнивать объекты по различным признакам;

— осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

— моделировать различные ситуации и явления природы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

— включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

— проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

— признавать свои ошибки, озвучивать их;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

— готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

— составлять рассказ на заданную тему;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

— характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

— определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

— работать с планом местности и его видами, с масштабом;

— ориентироваться относительно сторон света;

— показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

— перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

— перечислять правила ответственного туризма;

— перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

— определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части;

— приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

— характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

— характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

— показывать на карте водные объекты;

— характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

— характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

— характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

— приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

— перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

— различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

— характеризовать природные сообщества на примере леса;

— характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

— характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

— определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

— перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

— определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учётом разных культурных традиций);

— перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

— определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

— определять значение своего имени;

— характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

— характеризовать основные правила гигиены;

— характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

— оказывать себе и другим людям первую помощь;

— перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

— определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

— толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

— узнавать на фотографии строения ансамбля Большого

Кремлёвского дворца;

— определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

— определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

— характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных городов и стран, узнавать их на фотографиях;

— составлять список Всемирных духовных сокровищ как

общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ   УЧЕБНОГО  КУРСА

3 класс (68 ч)

1. Радость познания (12 часов)

 Изучение окружающего мира. Изучение способов исследования окружающего мира. Освоение правил подготовки к путешествию. Изучение плана местности, географической и политической карты мира. Термины и понятия:Географическая карта мира, измерение, измерительные приборы и инструменты, карта мира, лабораторное оборудование, масштаб, моделирование, наблюдение, опыт, план местности, политическая карта мира, способы исследования, справочная литература: атлас, путеводитель, словарь, энциклопедия; увеличительные приборы.

Путешествуя, познаём мир Путешествие как средство познания окружающего мира. Изучение туризма и его видов. Изучение средств познания мира: транспорт, информация, связь. Термины и понятия:Путешествие, средства информации и связи, транспорт:  водный, воздушный, космический, сухопутный; туризм, виды туризма: экотуризм, путешествия с приключениями, культурный туризм, ответственный туризм, сельский туризм, спортивный туризм, экологически рациональный туризм.

2. Мир как дом (25 ч)

Мир неживой природы. Изучение природных объектов: твёрдые тела, жидкости, газы, их свойствах, классификация. Ознакомление с образом «мир как дом» в представлении древних людей. Изучение небесных тел, строения Солнечной системы. Изучение воздуха: состав, свойства; значение для людей, животных, растений. Изучение воды: свойства, значение для живых организмов. Освоение способов изображения природных стихий в народном творчестве. Изучение полезных ископаемых, использование их человеком. Термины и понятия: Азот, вещество, вода, воздух, газ, газообразное состояние, гранит, горные породы, жидкость, жидкое состояние, звёзды, карьер, кислород, круговорот воды в природе, месторождение, минералы, минеральные соли, перегной, планеты, плодородие, полезные ископаемые, почва, природный объект, скважина, смесь газов, Солнечная система, твёрдое состояние, твёрдое тело, углекислый газ, шахта.

Природные сообщества. Изучение природных объектов: твёрдые тела, жидкости, газы, их свойствах, классификация. Ознакомление с образом «мир как дом» в представлении древних людей. Изучение небесных тел, строения Солнечной системы. Изучение воздуха: состав, свойства; значение для людей, животных, растений. Изучение воды: свойства, значение для живых организмов. Освоение способов изображения природных стихий в народном творчестве. Изучение полезных ископаемых, использование их человеком. Термины и понятия:Азот, вещество, вода, воздух, газ, газообразное состояние, гранит, горные породы, жидкость, жидкое состояние, звёзды, карьер, кислород, круговорот воды в природе, месторождение, минералы, минеральные соли, перегной, планеты, плодородие, полезные ископаемые, почва, природный объект, скважина, смесь газов, Солнечная система, твёрдое состояние, твёрдое тело, углекислый газ, шахта.

Мир живой природы. Изучение разнообразия растений, их роли для жизни на Земле. Освоение способов символического изображения плодородной земли и растений в народном творчестве. Изучение разнообразия животных, необходимых условий для их жизни. Изучение способов размножения животных разных групп. Изучение цепи питания каждой группы животных.Термины и понятия: Водоросли, всеядные животные, головастики, детёныши, земноводные, иглокожие, кислород, мальки, мировое дерево, млекопитающие, моллюски, мхи, насекомоядные, невидимые нити, папоротники, паукообразные, пресмыкающиеся, птенцы, ракообразные, растительноядные, стихия, углекислый газ, хвойные растения, хищные животные, цветковые растения, цепи питания.

3. Дом как мир (22 ч)

Родной дом. Изучение устройства старинного дома. Изучение традиций гостеприимства, принятых в старину и в современном обществе. Термины и понятия:Гость, дымокур, землянка, изба, княжеское (княженецкое) место, красный угол, матица, мир, мирская сходка, опечек, Отчизна, отчий дом, печь, полати, порог, почётный гость, традиционное жилище, чум, шалаш, юрта, яранга.

Семья. Изучение традиционной терминологии родства и способов составления родословной. Изучение взаимоотношений в семье, традиций воспитания детей. Термины и понятия: Бракосочетание, брат, внук, двоюродный брат, деверь, дочь, дядя, жена, золовка, зять, изба, колыбель, кормилец семьи, муж, невестка, обряд, обычай, племянник, род, родословное древо, родство, рукобитье, свататься, сваты, свекровь, свёкор, свояченица, сноха, супруги, сын, тётя, тесть, тёща, упряжь, хозяйка семейства, шурин.

Домострой. Изучение традиций управления домашним хозяйством в старину. Изучение семейного бюджета. Термины и понятия:Банкноты, большак, большуха, бюджет, деньги, домоводство, домострой, копейка, монета, нумизматика, рубль, семья, семейный бюджет, семейный доход, семейный расход, упруг, чеканить монету, экономика.

Организм человека. Изучение строения человека (внешнее, внутреннее). Изучение строения и функций систем внутренних органов человека. Изучение основных правил гигиены. Изучение строения органов чувств и правил их гигиены. Изучение правил здорового образа жизни и правил оказания первой помощи себе и другим людям. Термины и понятия: Барабанная перепонка, бронхи, верхние и нижние конечности, вкусовые сосочки, внешнее и внутреннее строение тела, внутреннее ухо, выделительная система, газовая служба, гигиена, глаз, глазное яблоко, глотка, головной мозг, головокружение, градус, дисплей, дыхательная система, желудок, здоровье, здравствуйте, зрачок, зрительный нерв, йод, кишечник, кровеносная система, кровеносные сосуды, лёгкие, лечебная физкультура, мышцы, наружное ухо, наружный слуховой проход, нервная система, нервы, носовая полость, обморожение, обморок, обоняние, опорно-двигательная система, ожог, орган, осанка, осязание, перегревание, печень, пищеварительная система, пищевод, порез, правильное питание, пожарная охрана, пульс, режим питания, ротовая полость, ртуть, сердце, сетчатка, сигналы, система органов, скелет, скорая медицинская помощь, спинной мозг, среднее ухо, температура тела, термометр, травма, трахея, ухо, ушиб, ушная раковина, шкала.

4. В поисках Всемирного наследия(9 ч)

Всемирное наследие России. Введение понятия «Всемирное наследие». Изучение объектов Всемирного культурного и природного наследия России. Оформление и представление презентации объекта культурного (природного) наследия. Термины и понятия: Байкал, благословение, Всемирное наследие, Всемирное культурное наследие, Всемирное природное наследие,, духовный, историко-культурный памятник, кремль, кремлёвская стена, Московский Кремль, музей-заповедник, презентация, пресная вода, собор, целлюлозно-бумажный комбинат, шедевр.

Сокровищница Всемирного культурного наследия. Изучение объектов Всемирного культурного наследия Греции, Египта, Китая. Изучение духовного наследия Иерусалима. Изучение Всемирного духовного наследия. Термины и понятия: Акрополь, гробница, духовный, духовные сокровища, египетская пирамида, иероглиф, Иерусалим, мудрец, проект, скрижали, сокровище, сокровищница, фараон.

Контроль знаний:

Школьный мониторинг по итогам учебного года – 1

Практические работы - 13

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Радость познания (12 часов)

1

Свет знания.

2

ВПМ «Юный исследователь». Как изучаютокружающий мир

1 ч

3

 Книга — источник знаний. Экскурсия №1 в школьную библиотеку.

4

МПМ «Путешествие по родному краю» Отправимся на экскурсию

Экскурсия № 2.

1 ч

5

О чём расскажет план

1 ч

6

О чём расскажет план. Практическая работа № 1

7

Планета на листе бумаги.

1 ч

8

Планета на листе бумаги. Практическая работа №2

1 ч

9

Страны и народы на политической карте мира.

10

Путешествуя, познаём мир.

1 ч

11

ВПМ «Юный исследователь». Транспорт.

1 ч

12

Средства информации и связи.

Мир как дом (25 часов)

13

Мир природыв народном творчестве.

14

Из чего состоит всё.Практическая работа № 3

1 ч

15

Мир небесных тел.

16

Невидимое сокровище

1 ч

17

ВПМ «Юный исследователь». Свойства воздуха. Практическая работа № 4

1 ч

18

Самое главное вещество

1 ч

19

ВПМ «Юный исследователь» Свойства воды, Круговорот воды в природе. Практическая работа № 5

1 ч

20

Природные стихии в народном творчестве.

21

Кладовые Земли. ВПМ «Юный исследователь»

22

Чудо под ногами.Практическая работа № 6

23

Мир растений

1 ч

24

МПМ «Путешествие по родному краю» Мир растений. Экскурсия № 3

1 ч

25

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

26

Мир животных

1 ч

27

Мир животных.Практическая работа №7

1 ч

28

Образы животныхв народном творчестве.

29

Невидимые нитив живой природе.

30

Лес — волшебный дворец.

31

Лес — волшебный дворец. Практическая работа № 8

1 ч

32

Луг — царство цветови насекомых

33

Луг — царство цветови насекомых. Практическая работа № 9

34

Водоём — дом из воды.

35

Водоём — дом из воды. Практическая работа № 10

36

Как сохранитьбогатства природы.

37

Охрана природыв культуре народов России и мира.

Дом как мир (22 часа)

38

ВПМ «Юный исследователь». Родной дом — уголок отчизны.

39

Свой дом — свой простор.Экскурсия № 4.

1 ч

40

В красном углу сесть —великая честь.

41

Побываем в гостях.Экскурсия № 5.

42

На свет появился — с людьми породнился.

43

МПМ «Семейный альбом» Родословное древо.Практическая работа № 11.

44

Муж и жена — одна душа.

45

Святость отцовстваи материнства.

46

 Добрые дети — дому венец.

47

Детские игры —школа здоровья.Экскурсия № 6.

48

Строение тела человека.

49

ВПМ «Юный исследователь» Строение тела человека.

1 ч

50

Как работает наш организм.

51

ВПМ «Юный исследователь». Как работает наш организм. Практическая работа № 12.

52

Что такое гигиена.

53

Наши органы чувств. ВПМ «Юный исследователь»

54

Школа первой помощи. Экскурсия № 7 в медицинский кабинет.

55

Здоровью цены  нет.Практическая работа № 13

56

Дом  не велик,а стоять не велит.

57

Семейный бюджет.ВПМ «Юный исследователь»

58

МПМ «Семейный альбом» Мудрость старости.

59

Путешествиек А. С. Пушкину.Экскурсия № 8 в библиотеку.

В поисках Всемирного наследия (9 часов)

60

Всемирное наследие. Московский Кремль

1 ч

61

Школьный мониторинг по итогам учебного года

62

Озеро Байкал.

63

Путешествие в Египет.

64

Путешествие в Грецию.

65

Путешествие в Иерусалим.

66

Путешествие в Китай.

67

Всемирныедуховные сокровища.

68

Повторение. Закрепление изученного материала в 3 классе.

1 ч

Итого по программе,

в т.ч. ВПМ «Юный исследователь»

МПМ «Семейный альбом»

МПМ «Путешествие по родному краю»

68ч

12ч

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

Список   обязательной литературы:

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2014. – 127 с.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 4-е. М., «Просвещение», 2014. – 80 с.

Список   дополнительной литературы:

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Методическое пособие. 3 класс: пособие для учителя / Под.ред. А. А. Плешакова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

2. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.

3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2013. – 222 с.

4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...