Программы внеурочной деятельности
рабочая программа
Программа Внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Функциональная грамотность" | 59.4 КБ |
Шахматный клуб "Белая ладья" | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6» города Когалыма
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуального направления
«Функциональная грамотность: учимся для жизни» (5-6 классы)
Уровень образования основное общее
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (5-9 классы. Основное общее образование), Москва, 2022, Министерство Просвещения Российской Федерации ФГБНУ Институт стратегии Российского образования Российской академии образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол 7/22 от 29.09.2022.
Класс | 5-6 |
Направление внеурочной деятельности | Общеинтеллектуальное |
Форма организации внеурочной деятельности | Факультативы, ролевые игры, квесты, проекты |
Количество часов в неделю | 5 класс - 2 6 класс - 2 |
Количество часов в год | 5 класс - 68 6 класс - 68 |
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями | Обновленные ФГОС ООО |
Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного
процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опроси изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей
степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой
целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих
разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмот- рении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста
и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить
и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления.
Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—6 КЛАССОВ
5 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» | |
1 | Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) |
2 | Работаем над проектом (Школьная жизнь) |
3 | Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) |
4 | По страницам биографий (Великие люди нашей страны) |
5 | Мир моего города (Человек и технический прогресс |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» | |
1 | Мои увлечения |
2 | Растения и животные в нашей жизни |
3 | Загадочные явления |
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» | |
1 | Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Зна- комство с содержательными и тематическими областями |
2 | Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые |
3 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи |
4 | От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания |
5 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» | |
1 | Путешествия и отдых |
2 | Транспорт |
3 | Здоровье |
4 | Домашнее хозяйство |
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» | |
1 | Собираемся за покупками: что важно знать |
2 | Делаем покупки: как правильно выбирать товары |
3 | Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем |
4 | Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика | |
1 | «Деньги – не щепки, счетом крепки» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» | |
1 | Мы умеем дружить |
2 | Общаемся с одноклассниками и живем интересно |
3 | Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? |
4 | Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки» |
6 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения | |
1 | Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле) |
2 | Открываем тайны планеты (Изучение планеты) |
3 | Открываем мир науки (Человек и природа) |
4 | По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны) |
5 | Наши поступки (межличностные взаимодействия) |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Учимся исследовать» | |
1 | Мои увлечения |
2 | Растения и животные в нашей жизни |
3 | Загадочные явления |
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» | |
1 | Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации. |
2 | Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гиб- кость и беглость мышления. Разные образы и ассоциации |
3 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригиналь- ность и проработанность Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи |
4 | От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта на основе комплексного задания |
5 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» | |
1 | Спорт |
2 | Геометрические формы вокруг нас |
3 | Здоровый образ жизни |
4 | В школе и после школы (или Общение) |
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» | |
1 | Семейный бюджет: по доходам — и расход |
2 | Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений |
3 | На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет |
4 | Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика | |
1 | «Копейка к копейке – проживет семейка» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу » | |
1 | Мы разные, но решаем общие задачи |
2-3 | Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении |
4 | Глобальные проблемы в нашей жизни |
5 | Заботимся о природе |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Ониформируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
- установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей;
- осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- осознание необходимости в формировании новых знаний, в томчисле формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
——овладение универсальными учебными познавательными действиями;
——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
——овладение универсальными регулятивными действиями.
- Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- владеть базовыми логическими операциями:
——сопоставления и сравнения,
——группировки, систематизации и классификации,
——анализа, синтеза, обобщения,
——выделения главного;
- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания
- для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать
- контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; извлечение
- информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:
- сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
- решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
- извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
- оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
- пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка;
- приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
- находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
- использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
- переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
- решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естествен-
но-научные предметы»:
- умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
- умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
- умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
- умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;
- умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
- сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
- умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
- умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
- освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;
- формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
- формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
- формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
- формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
- формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
- приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
- освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
- формирование предпосылок научного типа мышления;
- освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
- способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
- проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
- демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
- предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.
Предварительный просмотр:
Утверждено |
приказом директора |
МАОУ «Средняя школа № 6» |
№ ____ от ___________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Шахматный клуб «Белая ладья»
Составитель: учитель |
Танью О.В. |
г. Когалым
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса шахматный клуб «Белая ладья» предназначена для обучающихся среднего звена и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Программа курса шахматный клуб «Белая ладья» представляет систему занятий спортивно-оздоровительного направления для учащихся 5-6 классов, по 1 часу в неделю - 34 часа в год.
Цель программы:
Развитие мышления во всех его проявлениях — от нагляднообразного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- развитие внимания и мотивации школьника;
- развитие наглядно-образного мышления;
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
- целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Планируемые результаты внеурочной деятельности:
Личностная компетенция:
- Уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.
- Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
- Чётко выполнять игровые правила, приемы, команды.
- Оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении.
- Уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.
- Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. четко выполнять игровые правила, приемы, команды.
- Оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила.
Метапредметная компетенция:
- Находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила.
- Организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила.
Коммуникативная компетенция:
- Знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог.
- Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки.
- Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами. знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог.
В результате освоения программы «Шахматы» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
Содержание программы
Тематика курса 5 класс.
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».
Борьба за центр.
Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
Классификация дебютов.
Дидактические задания.
«Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
«Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
«Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
«Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
«Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
«Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
«Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
«Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
«Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
«Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
«Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
III. Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
Дидактические задания.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
IV. Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания.
«Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.
«Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.
«Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
«Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
«Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.
«Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.
«Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
«Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.
Тематика курса 6 класс.
I. Шахматная партия.
О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
Дидактические игры и игровые задания.
«Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
III. Шахматная комбинация.
Пути поиска комбинации.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Матовые комбинации на мат в три хода.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др..
Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
Тематическое планирование:
5 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
теория | практика | Всего часов | ||
I. | Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. | 5 ч. | 20 – 30 минут на каждом занятии | 5 ч |
II. | Основы дебюта. | 13 ч. | 13 ч. | |
III. | Основы миттельшпиля. | 5 ч. | 5 ч. | |
IV. | Основы эндшпиля. | 9 ч. | 9 ч. | |
V. | Обобщение. | - | 2ч. | 2 ч. |
6 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
теория | практика | Всего часов | ||
I. | Шахматная партия. | 3 ч. | 20 – 30 минут на каждом занятии | 3 ч |
II. | Анализ и оценка позиции. | 4 ч. | 4 ч. | |
III. | Шахматная комбинация. | 24 ч. | 24 ч. | |
IV. | Обобщение. | - | 3 ч. |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Теория | Практика | Планируемые результаты | ||
План | Факт | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||
Раздел I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч. | Метапредметная компетенция: Находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: Знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами. знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог. | Уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Чётко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. | |||||
Повторение пройденного материала. | Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. | Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. | |||||
Повторение пройденного материала. | |||||||
Повторение пройденного материала. | |||||||
Повторение пройденного материала. | |||||||
Три стадии шахматной партии. | |||||||
Раздел II. Основы дебюта. 13 ч. | |||||||
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. | Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Защита. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Общие советы о том, как изучать дебют. | Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии). Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата». Дидактические задания. Дидактические задания «Поставь мат в один ход «повторюшке», «Выиграй фигуру у «повторюшки». Дидактическое задание «Выведи фигуру». Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?». Дидактические задания «Захвати центр», «Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки». Выиграй фигуру» Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное развязывание», «Сдвой противнику пешки». Тренировка в разыгрывании дебюта. | |||||
Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | |||||||
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | |||||||
Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. | |||||||
Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка» | |||||||
Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. | |||||||
Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. | |||||||
Основы дебюта. Борьба за центр. | |||||||
Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки. | |||||||
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. | |||||||
Основы дебюта. Связка в дебюте. | |||||||
Основы дебюта. Классификация дебютов. | |||||||
Как изучать дебюты. | |||||||
Раздел III. Основы миттельшпиля. 5 ч. | |||||||
Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Тактические приемы. Двойной удар. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Классическое наследие. | Дидактическое задание «Выигрыш материала». Дидактическое задание «Выигрыш материала». Дидактическое задание «Выигрыш материала». «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия. | |||||
Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле. | |||||||
Основы миттельшпиля. Двойной удар. | |||||||
Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. | |||||||
Основы миттельшпиля. | |||||||
Раздел IV. Основы эндшпиля. 9 ч. | |||||||
Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. | Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода». Дидактическое задание «Квадра«Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».т». | |||||
Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона | |||||||
Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем. | |||||||
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». | |||||||
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешка. | |||||||
Основы эндшпиля. | |||||||
Основы эндшпиля. | |||||||
Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения. | |||||||
Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. | |||||||
Раздел V. Обобщение. 2 ч. | |||||||
Повторение программного материала. | Повторение основных вопросов курса. . | Практическая игра. | |||||
Повторение программного материала. |
6 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Теория | Практика | Планируемые результаты | ||
План | Факт | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||
Раздел I. Шахматная партия. 3 ч. | Метапредметная компетенция: Находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: Знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами. знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог. | Уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Чётко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. | |||||
Повторение пройденного материала. | О трех стадиях шахматной партии.. Материальное преимущество, преимущество в пространстве, преимущество во времени. Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных часах. Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по рациональному расходованию времени. |
Тренировочная партия. | |||||
Повторение пройденного материала. | |||||||
Повторение пройденного материала. | |||||||
Раздел II. Анализ и оценка позиции. 4 ч. | |||||||
Правила игры в миттельшпиле. | Четыре правила В.Стейница. Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
| Практическое занятие. Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!». Практическое занятие. Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!». | |||||
Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции. | |||||||
Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач | |||||||
Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. | |||||||
Раздел III. Шахматная комбинация. 24 ч. | |||||||
Понятие о шахматной комбинации. | Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации. Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив – тема – средства». Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Матовые комбинации. Тема завлечения. Матовые комбинации. Темаблокировки.
Матовые комбинации. Тема связки. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Матовые комбинации. Тема перекрытия. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.
Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. | |||||
Пути поиска комбинации. | |||||||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения. | |||||||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения. | |||||||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки. | |||||||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки. | |||||||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | |||||||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. | |||||||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия. | |||||||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты. | |||||||
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи». | |||||||
Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации. | |||||||
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах. | |||||||
Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. | |||||||
Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры). | |||||||
Раздел IV. Обобщение. 3 ч. | |||||||
Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи | Повторение основных вопросов курса. | Практическая игра. | |||||
Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона | |||||||
Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...