Заявка организации - соискателя в экспертный совет.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Заявка
организации – соискателя в экспертный Совет
для признания организации региональной инновационной площадкой
Наименование организации-соискателя: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
Тема инновационного проекта (программы): «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся»(как комплекс целевых проектов, основанных на федеральных проектах национального проекта «Образование»)
Направление деятельности (согласно приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.08.2018 № 1120 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.09.2015 №1296 «Об утверждении основных направлений деятельности региональных инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»):разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора.
Информационный раздел заявки | ||||
Полное название организации соискателя с указанием муниципального образования | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» города Нефтеюганска | |||
Место нахождения организации-соискателя (юридический адрес) | 628307, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск, 7-й микрорайон, здание 31 | |||
Место нахождения организации-соискателя (фактический адрес) | 628307, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск, 7-й микрорайон, здание 31 | |||
Адрес сайта организации-соискателя | Официальный сайт МБОУ «СОКШ №4»: | |||
Электронная почта организации-соискателя | ||||
ФИО руководителя организации-соискателя | Степкина Людмила Ивановна | |||
Электронная почта и контактные телефоны руководителя организации-соискателя | 8-3463-270-699 | |||
ФИО ответственного за заполнение заявки | Шевчук Светлана Борисовна | |||
Электронная почта и контактные телефоны ответственного за заполнение заявки | 89224164103 | |||
Согласие на осуществление кураторства (выбрать): | ||||
10.1 | АУ «Институт развития образования» | АУ «Институт развития образования». | ||
10.2 | БУ ВО СурГПУ | - | ||
10.3 | Не нуждаюсь в кураторстве | - | ||
Целевой раздел заявки | ||||
Цель (цели) предлагаемого проекта (программы) | Развитие социокультурной образовательной среды школы как интегрированной модели организации учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования, способствующей социализации, самоопределению и патриотическому воспитанию учащихся на основе самобытных духовно-нравственных, культурно-исторических и этнографических ценностей российского казачества и кадетского движения. | |||
Задачи предлагаемого проекта (программы) | Данная программа состоит из взаимосвязанных целевых проектов, основанных на федеральных проектах нацпроекта «Образование». Соответственно, задачи программы складываются из задач данных целевых проектов: | |||
1. «Культурно-исторические ценности российского казачества в учебной деятельности – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы» (в рамках федеральных проектов в области образования «Современная школа», «Цифровая образовательная среда») Куратор проекта: Шевчук С.Б. | А) Разработка модели организации информационно-насыщенной социокультурной среды, состоящей из трех секторов – образование (педагогическая среда), социум (пространство вне школы), культура (духовно-нравственные ценности). Б) Включение нового содержания образования (кадетский казачий компонент), его реализация на практике: корректировка содержания рабочих программ по учебным предметам, разработка программ спецкурсов и внеурочной деятельности. Разработка учебно-методического инструментария для их реализации (пособия, сборники, рабочие тетради, дневники). | |||
2.«Кадетский казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» (в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка») Куратор проекта: Коровина А.С. | А) Создание благоприятных возможностей для саморазвития, самосовершенствования и самореализации школьников, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей через разработку и реализацию программ дополнительного образования, направленных нарасширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества, на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (новые элементы содержания дополнительного образования). Б) Развитие системы внеучебных мероприятий событийного характера, направленных на развитие и сохранение самобытной культуры казачества и военно-патриотическое воспитание молодежи (система воспитания) | |||
3. «Использование духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (ФП «Современные родители») Кураторы проекта: Шевчук С.Б., Немальцева А.Н. | Использование традиций казачьей семейной педагогики в воспитании и становлении учащихся; преемственность и передача социально-культурного опыта в рамках национальных традиций в российской образовательной системе (система воспитания). | |||
4. «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся» Куратор проекта: Леухина Л.Е. | Использование потенциала школьного историко-краеведческого музея как составляющей социокультурной среды школы, как полигона информационно-культурной практики через реализацию проектов гражданско-патриотической направленности (в том числе виртуальных). | |||
5.«Социальное партнерство как эффективное средство повышения патриотического воспитания, самореализации и самоопределения учащихся» (ФП «Социальная активность») Куратор проекта: Леухина Л.Е., Соловьева И.К. | Разработка модели сетевого взаимодействия школы как координационного центра по созданию и развитию социокультурной образовательной среды; совершенствование форм и механизмов сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью социализации, самоопределения, популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области патриотического воспитания учащихся. | |||
6. «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения» (ФП «Социальная активность») Кураторы проекта: Леухина Л.Е., Соловьева И.К., Нагорных Е.М. | Создание условий для развития волонтерского движения и социальных практик (в том числе виртуальных) как эффективного инструмента социализации, патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся; реализация комплексных проектов Российского движения школьников. | |||
7.«Школа профессионального мастерства педагогов кадетских классов» (ФП «Учитель будущего») Куратор проекта: Шевчук С.Б. | Совершенствование системы научно-методического сопровождения педагогов, участвующих в реализации программы (апробация и внедрение современных методик, технологий патриотического воспитания с учетом этнокультурной среды для эффективной работы по реализации кадетского казачьего компонента содержания образования). | |||
Основная идея (идеи) предлагаемого проекта (программы) | Проектная идея раскрывается в миссии школы – создание и развитие социокультурной образовательной среды, способствующей возрождению патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности и обеспечивающего становление личности, готовой к государственной службе на военном и гражданском поприще на основе лучших традиций российского казачества и кадетского движения. Программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная компетентность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Базовым вектором программы является интеграция основного, дополнительного образования и институтов социализации как пространства для выстраивания индивидуальных траекторий развития культуры, духовных и нравственных основ личности современного школьника. К основополагающим идеям программы относятся:
Предполагается, что координация образовательных ресурсов российского казачества позволит повысить эффективность решения социально-педагогических проблем. Также к основополагающим идеям программы относится принцип ее построения как комплекса взаимосвязанных целевых проектов, основанных на федеральных проектах нацпроекта «Образование»: «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Социальная активность», «Учитель будущего». | |||
Обоснование его (ее) значимости для развития системы образования | Образование, культура и социум – это и есть среда для формирования духовно-нравственных основ гражданина и патриота России. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается: «...наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни». Настоящая программа разработана на основе анализа имеющейся ситуации (с учетом положительного опыта, достигнутого при реализации предыдущих программ, и проблем, возникших в связи с изменением внешней и внутренней среды образовательной организации). Кроме того, при разработке программы были учтены перспективные направления развития системы образования. В первую очередь, это утвержденные федеральные проекты. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204, национальный проект в сфере образования должен обеспечить «достижение глобальной конкурентоспособности российского образования» и «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Также были учтены мероприятия плана заседаний рабочей группы при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по делам казачества. Реализация программы осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении патриотического воспитания и социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта. Опыт инновационной деятельности по данному направлению возможно воспроизвести на любом уровне: школьном, муниципальном, региональном, всероссийском. Опыт, предъявленный в проекте, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных организациях (в том числе в школах, реализующих казачий кадетский компонент образования), в военно-спортивных клубах и секциях, а также в отделениях дополнительного образования. Проект является экономически эффективным, так как педагогическая отдача значительно выше затрат на его воспроизведение. | |||
Содержательный раздел заявки (инновационный проект (программа)) | ||||
Исходные теоретические положения проекта (программы) | Цель и задачи программысогласованы с задачами, определенными в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493; Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; подпрограммой «Развитие российского казачества» Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры 5.10.2018 №349-п. Проектная идея раскрывается в миссии школы – создание и развитие единого образовательного пространства (среды), способствующего социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию учащихся на основе духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей российского казачества и кадетского движения. Проблема заключается в том, что необходимо не просто поднять уровень информированности ребенка, но радикально изменить ценностные ориентиры, при которых каждый мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Разработана система мероприятий по реализации программы, определены ресурсное обоснование, основные образовательные технологии и мониторинг результатов. Глоссарий: Социокультурная образовательная среда– это значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, природными, предметными факторами, культурными ценностями; это система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; события. Социализация – процесс адаптации и интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, формами поведения, знаниями, навыками, позволяющими успешно (полноценно) функционировать в обществе (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина). Самоопределение личности – сложный и продолжительный процесс формирования индивидуальной идентичности, понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни, осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений, утверждение личностью своих позиций в разнообразных жизненных ситуациях. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Педагогика казачества – система казачьего воспитания, имеющая традиционные народные корни, основанные на ценностях свободного развития личности; духовно-историческая основа личностно-ориентированного воспитания (О.В. Михайловский). Педагогический потенциал культуры казачества – личностная направленность воспитания, приоритет нравственных и моральных установок, доминанта патриотизма и гражданственности, ориентация на семейные ценности. Базовые казачьи ценности –духовные идеалы, основные моральные нормы и установки, нравственные принципы, базирующиеся на культурно-исторических традициях казачества, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие возрождение казачества, его активное и успешное участие в модернизации современной России. Казачий кадетский компонент образования – содержательный компонент образования, отражающий культурно-исторический социокультурный опыт казачества, воплощенный в образовательные программы и учебно-методические комплексы, реализация которых обеспечивает удовлетворение образовательных запросов семьи, общества и государства. В ходе разработки программы использованы
Опираясь на данную теоретическую основу, авторы программы конкретизировали и наполнили практическим содержанием основные положения, изложенные в них, относительно духовно-нравственного воспитания на основе традиций сибирского казачества. Данная программа, не отрицая вклад аналоговых источников, во многом основываясь на них, представляет собой практическое пособие по созданию социокультурной образовательной среды как средства патриотического воспитания, социализации и самоопределения учащихся через культурно-исторические ценности российского казачества и кадетского движения. | |||
Этапы реализации проекта (программы) по учебным годам | 1 этап - проектировочный (2019-2020 учебный год) | |||
| ||||
2 этап - практический (2020-2021, 2021-2022 учебные годы) | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Содержание проекта (программы), (краткое описание) | Данная программа является организационной основой и управленческим инструментом перехода школы на новую модель организации образовательного процесса, построенную на основе интеграции системы обучения с открытым пространством дополнительного образования, реализующего цели военно-патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания молодежи на основе и традициях педагогики казачества. Программа определяет приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса, социальных партнеров и общественных объединений по наращиванию ресурсов, необходимых для реализации целей кадетского (казачьего) компонента образования, участия в разработке и реализации региональных компонентов национальных проектов в области образования. В программе разработана система мероприятий по реализации целевых проектов, определены ресурсное обоснование, основные образовательные технологии и мониторинг результатов. Программа состоит из взаимосвязанных целевых проектов, основанных на федеральных проектах нацпроекта «Образование», в которых регламентируются цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательной деятельности, технологии оценки качества подготовки выпускников. Таким образом, содержание программы складывается из содержания данных проектов: Проект «Культурно-исторические ценности российского казачества в учебной деятельности – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы» (в рамках ФП «Современная школа», «Цифровая образовательная среда») предполагает проектирование содержания образования с кадетским казачьим компонентом как совокупность взаимосвязанных этапов всех субъектов образовательной деятельности и обеспечивает оптимальное сочетание федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с дисциплинами, отражающими сущность культуры казачества; непрерывность и преемственность казачьего кадетского образования, включая изучение конкретных наук как специальных отраслей знания (пропедевтику) в начальной школе, предпрофильную подготовку в основной школе и профилизацию в старшей школе; определение воспитательного потенциала образовательных предметов с целью формирования у учащихся гражданско-патриотической компетентности; организацию информационно-насыщенной образовательной среды учреждения, ее наполнение учебно-методическими материалами. Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» (в рамках ФП в области образования «Успех каждого ребенка») предполагает создание доступных условия для воспитания гармонично-развитой и социально-активной личности. Содержание проекта предполагает реализацию программ дополнительного образования, направленных на расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества), на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (хореография, хоровое пение, вокал, игра на народных инструментах, декоративно-прикладное творчество), на развитие физической выносливости (кружки по военно-прикладным видам спорта). А также деятельность школы как центра внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, самоопределению и социализации учащихся. Содержание проекта «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (ФП «Современные родители») предполагает: повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся; вовлечение родителей в образовательный процесс, в реализацию совместных детско-взрослых проектов в области воспитания через поддержку традиционных казачьих устоев семьи. Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов» предполагает использование образовательного пространства (среды) музея для активного включения учащихся в поисково-исследовательскую и социально-значимую деятельность, основанную на использовании средств музейной педагогики; разработку и реализацию виртуальных проектов «Виртуальный музей истории казачества», «Мультимедийный парк истории» и пр. Проект «Социальное партнерство как эффективное средство повышения патриотического воспитания, самореализации и самоопределения учащихся» (ФП «Социальная активность») направлен на совершенствование форм и механизмов социального партнерства (в том числе с использованием интерактивных и сетевых форм взаимодействия) с целью приобретения опыта социально-значимой деятельности, формирования активной гражданской позиции учащихся. Проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения» (ФП «Социальная активность») предусматривает реализацию волонтерского движения в школе по нескольким направлениям: событийное, культурное, социальное, медиа-волонтерство. Проект «Школа профессионального мастерства педагогов кадетских классов» (ФП «Учитель будущего») предполагает создание системы научно-методического сопровождения педагогов, (апробация и внедрение современных методик, технологий патриотического воспитания с учетом этнокультурной среды для эффективной работы по реализации кадетского казачьего компонента содержания образования; совершенствование системы повышения квалификации педагогов в области патриотического воспитания). Содержание и организация образовательной деятельности при реализации программы регламентируется учебным планом школы с учетом кадетского казачьего компонента, учебным планом дополнительного образования, рабочими программами по отдельным предметам и дополнительными образовательными программами по спецкурсам, планами совместной деятельности с социальными партнерами, программой духовно-нравственного воспитания, а также учебно-методическими материалами. Содержание программы направлено на создание социокультурной образовательной среды через реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта (образование); формирование казачьего духа, казачьей доблести и таких личностных качеств, как гражданственность, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, профессиональное мастерство (патриотизм); воспитание ответственных, социально-активных граждан России, приверженных казачьему братству, способных к продуктивному взаимодействию с согражданами для решения общенациональных задач (социализация); подготовку к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории (самоопределение). | |||
Методы деятельности по реализации проекта (программы) | Методологические подходы:
Методы деятельности, используемы при реализации программы: проектирование, моделирование, прогнозирование, классификация, обобщение, методы статистики, рефлексивный анализ, технологии интерактивного взаимодействия педагогов и обучающихся, рефлексивного воздействия и проектного обучения. | |||
Прогнозируемые результаты по каждому этапу реализации проекта (программы) | Целевой проект программы | Прогнозируемый результат | ||
«Культурно-исторические ценности российского казачества в учебной деятельности – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы» (в рамках федеральных проектов в области образования «Современная школа», «Цифровая образовательная среда») | Разработка модели организации информационно-насыщенной социокультурной среды и наполнение содержанием всех ее кластеров. Включение нового содержания образования (кадетский казачий компонент) в 100% рабочих программ по учебным предметам, в 75% программ спецкурсов и внеурочной деятельности. Обеспечение программ современным учебно-методическим инструментарием (пособия, сборники, рабочие тетради, дневники – в электронной базе ЦОР) – не менее 75%. Расширение фонда авторских учебно-методических материалов из опыта работы педагогов школы; привлечение независимых экспертов для проведения качественной экспертной оценки и рецензирования материалов Улучшение материально-технической базы школы в области цифровизации (в соответствии с перспективным планом приобретений). | |||
«Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» (в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка») | Удовлетворение запросов семьи и ребенка в реализации своего творческого и интеллектуального потенциала через учебный план дополнительного образования (расширение спектра кружков) – 100% Включение кадетского казачьего компонента во все разделы учебного плана дополнительного образования с целью расширения возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества – 100% Включение не менее 80% учащихся в систему участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Увеличение сетевых партнеров и платформ – организаторов олимпиад, фестивалей, соревнований и пр. | |||
«Использование духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (ФП «Современные родители») | Создание и организация деятельности цифрового портала для родителей «Основы семейной казачьей педагогики» (обновление содержания – не менее 1 раза в месяц, увеличение количества рубрик); Включение не менее 50% родителей в реализацию проекта; увеличение участников детско-взрослых проектов. | |||
«Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов» | Увеличение экспозиций по истории и культуре казачества на 20%. Увеличение количества учащихся, включенных в активную деятельность в музее – на 25%. Реализация комплексных проектов «Виртуальный музей», «Информационно-аналитический медиа-центр «Кадетский (казачий) вестник». | |||
«Социальное партнерство как эффективное средство повышения патриотического воспитания, самореализации и самоопределения учащихся» | Внедрение модели сетевого взаимодействия школы как координационного центра по созданию и развитию социокультурной образовательной среды. Реализация планов совместной деятельности. Увеличение сетевых партнеров. | |||
«Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения» (ФП«Социальная активность») | Включение в волонтерское движение на постоянной основе не менее 60% учащихся кадетских казачьих классов, в социальные практики – не менее 100% учащихся. Привлечение к организации деятельности волонтерских площадок социальных партнеров. Участие в конкурсах, в конференциях волонтерского движения – не менее 25% учащихся. Участие в деятельности всероссийских добровольческих порталов – не менее 30% учащихся. | |||
«Школа профессионального мастерства воспитателей кадетских классов» (в рамках федерального проекта в области образования «Учитель будущего») | Заключение договоров на командное обучение сотрудников с сетевыми центрами повышения квалификации: образовательный медиа-центр «АКТИОН МЦФЭР», «Кластер непрерывного казачьего образования». Расширение партнерских организаций, оказывающих услуги по повышению квалификации по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания. Повышение квалификации работников по приоритетным направлениям реализации программы – 100% Предъявление опыта работы по реализации основных направлений программы – не менее 60% педагогов. Деятельность школы как консультационного центра по теме инновационной площадки (в том числе с применением интерактивных форм конференций, презентаций авторских методических разработок) Оборудование цифрового центра для проведения онлайн-консультаций, вебинаров и видеоконференций для педагогических работников школ региона, для социальных партнеров в области реализации задач духовно-нравственного воспитания; интерактивных площадок общения для учащихся кадетских казачьих классов. | |||
Необходимые условия организации работ по реализации проекта (программы) | Материально-технические и финансовые ресурсыВ школе 22 учебных кабинета, спортивный зал, актовый зал, мастерская, историко-краеведческий музей, библиотека, конференц-зал, музыкальная студия звукозаписи, кабинет хореографии, помещение для шахматного клуба, костюмерная, швейная мастерская для пошива национальных казачьих костюмов, кабинет технического моделирования. На территории школы построен Спортивный центр общей площадью 1 457,5 кв.м., состоящий из 2-х залов (площадь 1-го зала – 619,2 кв.м., площадь 2-го зала – 287,1 кв.м.). На территории школы оборудован плац - заасфальтированная площадка со стандартной разметкой и оборудованными стендами по строевой подготовке. Оборудована полоса препятствий для занятий военно-прикладными видами спорта (лабиринт, забор с наклонной доской, «разрушенный мост», «разрушенная лестница», стена с двумя проемами, стенд для метания ножей). Реконструирован актовый зал на 100 мест. Зал оснащен театральными креслами, мобильной театральной сценой, свето- и звуковая аппаратурой. Значительно обновлена база костюмов для проведения казачьих мероприятий. Модернизировано пространство школьного историко-краеведческого музея: приобретены система Видеоконференцсвязи AvayaSCOPIAXT4200 NE, жидкокристаллические панели Philips 48 BDL4830QL/00, интерактивная LED панель NewlineTruTouch TT-5515B для реализации виртуальных проектов, проведения вебинаров и конференций. Кроме того, значительно обновлено снаряжение для проведения туристических соревнований «Школа безопасности», «Казачий поход»; оснащение школьной музыкальной студии «Казачья песня». Информационно-методические ресурсыИнформационно-методическое обеспечение реализации проекта – это информационно-насыщенная образовательная среда, которая включает в себя:
Кадровые ресурсыВ реализации проекта принимают участие 57 педагогических работников школы (в соответствии со штатным расписанием), а также привлеченные сотрудники, реализующие задачи проекта: внешние совместители. 100% педагогических работников школы имеют высшее профессиональное образование. 77% тьюторов кадетских казачьих классов имеют первую или высшую квалификационные категории. На данный момент 100% педагогических работников прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования по современным образовательным технологиям. 100% педагогов участвуют в деятельности сетевых профессиональных сообществ, имеют собственные сайты и образовательные блоги. 62% педагогов имеют публикации методических материалов в области патриотического воспитания, социализации и самоопределения учащихся. Социальные партнеры (с указанием их функций в реализации программы:
| |||
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта (программы) | В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов:
| |||
Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы) | Методические разработки (проекты):
| |||
Календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам | Календарный план реализации программы по этапам представлен в приложении к заявке №1 Приложение 1 | |||
Перечень конечной продукции (результатов) |
| |||
Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы) | Необходимость разработки программы обусловлена концептуальными основами нормативных документов, регламентирующих деятельность современной образовательной организации:
Региональный уровень:
Методические материалы:
| |||
Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы) (выписка из Протокола органа государственно-общественного управления организацией-соискателем) | Заявка согласована с Управляющим советом, протокол № 5 от 24.05.2019 г. Выписка прилагается. | |||
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику |
| |||
Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения | Опыт, предъявленный в программе, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных организациях (в том числе в школах, реализующих казачий кадетский компонент образования), в военно-спортивных клубах и секциях, а также в учреждениях дополнительного образования. Устойчивость результатов инновационной деятельности обеспечивается научно-методическим сопровождением, разработкой методических рекомендаций, презентацией всех этапов реализации программы. Педагоги – участники программы в результате инновационной работы осваивают новые формы и методы организации образовательной деятельности, которые могут быть освоены педагогическими коллективами других школ. Для успешного перенесения опыта в учебные заведения необходимо учитывать, что проект может быть реализован в условиях благоприятного социального климата. Показатели устойчивости результатов заключаются в следующем: 1.Целостность системы патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций сибирского казачества, реализуемая через интеграцию учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования – как основы социокультурной образовательной среды. 2. Качественный уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, способных распространять свой опыт среди педагогов округа (в том числе через дистанционные формы взаимодействия). 3. Устойчивая востребованность в социуме: расширение границ сетевого взаимодействия для совместного решения задач по воспитанию, развитию и социализации школьников:
4. Устойчивая востребованность среди родительской общественности: по данным анкетирования, 82% родителей учащихся к положительным моментам реализации программы относят формирование навыков сознательной дисциплины и ответственности, 79% родителей заинтересованы в развитии организаторских способностей и лидерских качеств личности, 86% отмечают необходимость воспитания уважительного отношения к старшему поколению, к историческому прошлому и культурному наследию Родины. 5. Привлечение внебюджетных средств для совершенствования материально-технического и финансово-экономического обеспечения программы (участие в конкурсах программ, проектов, платные образовательные услуги, средства депутатов Думы округа и области, спонсорские средства). 6. Совершенствование предметно-пространственной среды школы с целью предоставления новых возможностей информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды. 7. Повышение социальной активности учащихся и родителей. | |||
Ссылка (актуальный режим доступа) на станицу официального сайта организации, открывающая утвержденный в соответствии с установленным порядком инновационный проект/программу | http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka http://soksh4ugansk.ru/storage/app/media/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka/razvitiya.pdf |
Приложение 1
Календарный план реализации программы с указанием сроков реализации по этапам(пункт №23 заявки)
1 этап - проектировочный (2019-2020 учебный год) | |
Сроки реализации | Содержание деятельности |
Сентябрь 2019 | Анализ эффективности сложившейся в школе системы патриотического воспитания и кадетского образования. Выявление актуальных проблем, обоснование путей решения. |
Август - сентябрь 2019 | Формирование рабочей группы по реализации инновационной программы. Рабочая группа:
|
Август - сентябрь 2019 | Разработка модели организации социокультурной среды, состоящей из трех секторов – образование (педагогическая среда), социум (пространство вне школы), культура (духовно-нравственные ценности). |
Сентябрь-октябрь 2019 | Детализация программы как комплекса целевых проектов, направленных социализацию, самоопределение и патриотическое воспитание учащихся через реализацию кадетского казачьего компонента (с учетом стратегических задач, изложенных в федеральных проектах в сфере образования «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность»). |
Август - сентябрь 2019 | Коррекция учебного плана школы, учебного плана дополнительного образования с учетом поставленных целей по реализации казачьего кадетского компонента. |
Сентябрь – октябрь 2019 | Организация событийного пространства - разработка системы внеучебных мероприятий событийного характера (в том числе с участием социальных партнеров в области социализации, самоопределения и патриотического воспитания). |
Октябрь-ноябрь 2019 | Корректировка модели сетевого взаимодействия МБОУ «СОКШ №4» как координационного центра по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся. |
Октябрь-декабрь 2019 | Разработка пакета документов (включающих договоры, соглашения и перспективные планы сотрудничества) по взаимодействию с социальными партнерами школы с целью популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области патриотического воспитания. |
Сентябрь – декабрь 2019 | Организация волонтерского движения в рамках регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»: регистрация на портале, создание официальной страницы школы на портале, решение организационно-правовых основ деятельности |
23-25 октября 2019 | Предъявление опыта работы на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современное казачество России и его роль в совершенствовании гражданско-патриотического, духовно-нравственного, культурно-исторического воспитания казаков и подрастающего поколения. Опыт, традиции в подготовке молодёжи к службе Отечеству» (Тюмень, ТГУ) |
Ноябрь 2019 | Выступления с предъявлением опыта на Епархиальных образовательных рождественских чтениях (Ханты-Мансийск, Нефтеюганск) |
1-е полугодие 2019-2020 учебного года | Составление перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования с учетом этнокультурной среды для эффективной работы по реализации программы. |
В течение учебного года | Разработка программ специальных курсов, программ внеурочной деятельности, реализуемых через учебный план МБОУ «СОКШ №4», учебный план дополнительного образования детей. |
В течение учебного года | Создание учебно-методических материалов к рабочим программам учебных предметов, программам дополнительного образования и внеучебной деятельности, реализующих кадетский казачий компонент содержания образования (наполнение фонда цифровой среды школы). |
Март – май 2020 | Экспертиза программ специальных курсов, направленных на формирование у учащихся представлений о ценностях культурно-исторического и историко-этнографического наследия России и сибирского казачества; на популяризацию военно-прикладных и технических видов спорта. |
В течение учебного года | Публикации учебно-методических материалов по теме инновационной деятельности в периодических изданиях, сборниках, на образовательных порталах. |
2 этап - практический (2020-2021 учебный год, 2021-2022 учебный год) | |
В течение 2020-2021, 2021-2022 учебного года (в соответствии с отдельными планами-графиками реализации по периодам) | Практическая реализация целевых проектов в рамках программы: |
Проект «Культурно-исторические ценности российского казачества в учебной деятельности – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы» | |
В течение всего практического этапа | Проектирование содержания образования с кадетским казачьим компонентом как совокупность взаимосвязанных этапов всех субъектов образовательной деятельности, которое обеспечит оптимальное сочетание федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с дисциплинами, отражающими сущность культуры казачества; включая изучение конкретных наук как специальных отраслей знания (пропедевтику) в начальной школе, предпрофильную подготовку в основной школе и профилизацию в старшей школе. |
В течение всего практического этапа | Организация информационно-насыщенной образовательной среды учреждения, наполнение учебно-методическими материалами всех ее кластеров |
Апрель-август 2020 | Включение нового содержания образования (кадетский казачий компонент) в 100% рабочих программ по учебным предметам, в 75% программ спецкурсов и внеурочной деятельности. Реализация данных программ. |
Разработка – апрель 2020 – декабрь 2020. Реализация – в течение 2-го полугодия 2020-2021, всего 2021-2022 учебного года (в соответствии с расписанием и учебным планом) | Разработка и внедрение программ специальных курсов, позволяющих учащимся осуществлять индивидуальный выбор в рамках предпрофильного и профильного обучения с учетом специфики кадетской школы (сектор «Самоопределение»):
|
В течение всего практического этапа | Обеспечение программ современным учебно-методическим инструментарием (пособия, сборники, рабочие тетради, дневники – в электронной базе ЦОР). Расширение фонда авторских учебно-методических материалов из опыта работы педагогов школы. |
В течение всего практического этапа | Улучшение материально-технической базы школы в области цифровизации (в соответствии с перспективным планом приобретений). |
Декабрь 2021 | Семинар «Воспитать гражданина» (обобщение опыта работы, проведение открытых уроков, внеурочных занятий и внеучебных мероприятий по реализации кадетского казачьего компонента как средства социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся). |
Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» | |
Апрель-август 2020 | Включение кадетского казачьего компонента во все разделы учебного плана дополнительного образования с целью расширения возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества. |
В течение всего практического этапа (в соответствии с учебным планом дополнительного образования и расписанием) | Реализация программ дополнительного образования, направленных на расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества), на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (хореография, хоровое пение, вокал, игра на народных инструментах, декоративно-прикладное творчество), на развитие физической выносливости (кружки по военно-прикладным видам спорта). |
В течение всего практического этапа (в соответствии с планом графиком событийных мероприятий) | Практическая реализация системы внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, самоопределению и социализации учащихся (план-график событийных мероприятий содержится в программе) |
В течение всего практического этапа (в соответствии с планом графиком конкурсов и олимпиад) | Организация конкурсов, соревнований, олимпиад (в том числе с использованием дистанционных форм и сетевых платформ) патриотической и духовно-нравственной направленности. |
Февраль 2021 | Проведение вебинара в рамках сетевой лаборатории М.Миркес «Метапредметные погружения как часть социокультурной образовательной среды кадетской школы» |
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» | |
Сентябрь-октябрь 2020 Обновление – ежемесячно. | Создание виртуальной страницы для психолого-педагогического просвещения родителей «Основы казачьей педагогики»:
|
Ежемесячно | Консультации для родителей по вопросам семейного воспитания: консультации психолога, социального педагога, представителей Прихода, общественных организаций и силовых структур города. Видеолекторий «Традиционные семейные ценности» |
В течение всего практического этапа | Реализация совместных детско-взрослых проектов в области воспитания через поддержку традиционных казачьих устоев семьи:
|
Май 2021 Май 2022 | Видеоконференция «Традиции казачьего семейного воспитания. Презентация семейных традиций» |
Регулярно (1 раз в полугодие) | Публикации в СМИ материалов из опыта семейного воспитания |
Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся» | |
Реализация виртуальных проектов:
| |
В соответствии с планом работы музея (регулярно) | Социальный проект «Я поведу тебя в музей» (организация игр по станциям, квестов в рамках шефской деятельности) |
Апрель 2021 | Вебинар для педагогов дополнительного образования округа «Виртуальный музей казачьей славы. Технология разработки и организация деятельности» |
Проект «Социальное партнерство как эффективное средство повышения патриотического воспитания, самореализации и самоопределения учащихся» | |
В течение всего практического этапа | Внедрение модели сетевого взаимодействия школы как координационного центра по созданию и развитию социокультурной образовательной среды. Реализация планов совместной деятельности. Увеличение сетевых партнеров. Апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями Уральского федерального округа. |
Проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения» (ФП «Социальная активность») | |
В течение всего практического этапа | Организация волонтерского движения в школе по нескольким направлениям: событийное, культурное, социальное, медиа-волонтерство. |
С сентября 2019 года - постоянно | Создание единого интернет-ресурса для освещения деятельности волонтеров – как раздел медиапроекта «Кадетский (казачий) вестник». |
Октябрь 2020 Октябрь 2021 | Предъявление опыта работы по организации волонтерского движения в рамках конференции «Школа волонтера» |
Реализация проекта «Школа профессионального мастерства педагогов кадетских классов» (в рамках федерального проекта в области образования «Учитель будущего») | |
В течение 2020-2021, 2021-2022 учебного года (по отдельным графикам) | Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов, участвующих в реализации программы, по освоению современных технологий воспитания и образования с учетом этнокультурной среды. Дистанционная методическая поддержка учителей (организация вебинаров, сетевых метапредметных лабораторий, дистанционных проектов, онлайн-школ и консультаций). |
Октябрь - ноябрь 2020 | Участие в реализации всероссийского проекта «Школы России – партнеры Москвы». Семинар в рамках реализации всероссийского проекта «Школы России – партнеры Москвы» по теме «Социокультурная образовательная среда кадетской школы средство социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» |
Заключение договоров – 1-полугодие 2020 Обучение – на протяжении всего этапа | Заключение договоров на командное обучение сотрудников с сетевыми центрами повышения квалификации: образовательный медиа-центр «АКТИОН МЦФЭР», «Кластер непрерывного казачьего образования». Расширение партнерских организаций, оказывающих услуги по повышению квалификации по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания. |
В течение 2020-2021, 2021-2022 учебного года (по отдельным графикам) | Расширение фонда авторских учебно-методических материалов из опыта работы педагогов школы по вопросам самореализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся на основе культурно-исторических ценностей российского казачества (перечень представлен в программе); |
В течение 2021-2022 учебного года. | Разработка и тиражирование для массового использования учебно-методических комплектов по программам с казачьим кадетским компонентом. |
Январь-октябрь 2020 | Оборудование цифрового центра для проведения онлайн-консультаций, вебинаров и видеоконференций для педагогических работников школ региона, для социальных партнеров в области реализации задач духовно-нравственного воспитания; интерактивных площадок общения для учащихся кадетских казачьих классов. |
В течение всего периода | Организация деятельности сетевых творческих групп педагогов по разработке и апробации эффективных форм урочной и внеурочной деятельности. |
Ноябрь 2020 Ноябрь 2021 | Выступления с предъявлением опыта на Епархиальных образовательных рождественских чтениях (Ханты-Мансийск, Нефтеюганск) |
Декабрь 2020 Декабрь 2021 | Выступления на межрегиональных педагогических чтениях «Реализация казачьего кадетского компонента в образовательной деятельности» (Екатеринбург, екатеринбургский кадетский корпус) Выступления на межрегиональных педагогических чтениях «Организация проектной деятельности в реализации стратегии воспитательной работы» (Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет) |
Постоянно | Публикации учебно-методических материалов по теме инновационной деятельности в периодических изданиях, сборниках, на образовательных порталах. |
Март 2022 года | Коррекция инструментария системы оценки качества личностных образовательных результатов, критериев эффективности инновационной деятельности в области социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся. |
3 этап - обобщающий (1-е полугодие 2022-2023 учебного года) | |
Февраль- апрель 2022 | Мониторинг эффективности реализации целевых проектов в рамках программы. Соотношение результатов с поставленными целями и задачами. Анализ результативности. |
Январь – апрель 2022 | Экспертиза методических разработок, направленных на реализацию казачьего кадетского компонента образования, на социализацию, самоопределение и патриотическое воспитание учащихся, а также рецензирование публикаций опыта в этой сфере. Научное сопровождение деятельности. |
Май 2022 | Презентация педагогической общественности цифровых методических ресурсов по реализации кадетского казачьего компонента как инструмента самореализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся. |
В течение всего периода реализации программы | Разработка методических рекомендаций по реализации целевых проектов. Проведение обучающих интернет-семинаров для педагогов школ с кадетской казачьейнаправленностью. |
1-е полугодие 2022-2023 | Организация дистанционных конкурсов и олимпиад по истории и культуре казачества для учащихся кадетских казачьих школ региона, РФ. |
1-е полугодие 2022-2023 | Организация деятельности школы как методического центра дистанционного образования, как точки доступа к лучшим образовательным практикам в сфере патриотического воспитания, социализации и самоопределения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).
Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...
Экспертная деятельность. Член экспертного совета дистанционного педагогического конкурса
Конкурс «Лучшая педагогическая разработка» проводится Первый интеллектуальным центром дистанционных технологий «Новое поколение»...
Жюри, экспертный совет, декада, городской семинар, ГМО, городской конкурс чтецов.
Деятельность педагога...
Приказ №2 о работе в экспертном совете.
Приказ №2 о назначении членом методического совета....
Свидетельство об участии в деятельности экспертного совета Всероссийского педагогического журнала «Познание».
Свидетельство № 860 от 17.09.19...