Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
учебно-методический материал
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_sotsiokulturnye_istoki.docx | 45.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Социокультурные истоки» для учащихся 1-4 классов (в условиях реализации ФГОС)
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, направленной на реализацию духовно-нравственного развития учащихся. Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога, задача которого научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической сферах и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Социокультурные истоки».
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы «Истоки» 1-4 кл., И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, А.В. Камкина профессора Вологодского государственного педагогического Университета, доктора исторических наук.
Программа педагогически целесообразна, так как позволяет объединить содержание обучения и воспитания в единый образовательный процесс, создавая условия для гармоничного развития личности ребенка, формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества, обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей, развивать целостное восприятие мира внешнего и мира внутреннего, познакомить с лучшими образцами духовной культуры. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей социокультурного развития личности – приобщение к Истокам.
Программа учитывает концептуальные основы нормативных документов федерального уровня:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской -Федерации»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2017 №1245, от 20.11.2018 №1391);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министра Образования и науки Российской Федерацииот 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010 года, от 22 сентября 2011 года, от 18 декабря 2012 года, от 29 декабря 2014 года, от18 мая 2015 года, от 31 декабря 2015 года)
- Письмо Министерства Образования и науки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»
- «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» (приложение к письму №03-296)
Учет основных требований ФГОС НОО.
Программа содержит основные требования ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373) в части организации внеурочной деятельности. В частности, она направлена на «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, позволяет объединить содержание обучения и воспитания в единый образовательный процесс, создавая условия для гармоничного развития личности как ребенка, так его родителей и педагогов.
В соответствии с ФГОС НОО в методологическую основу программы внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» легли фундаментальные исследования концепции деятельностного подхода к пониманию развития личности, которые обеспечивают формирование готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению, активную созидательную деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.), а также конструктивная концепция патриотически-ориентированного образования (О.П. Киреев, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, В.В. Пионтковский и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует нас на формирование социально компетентной личности как представителя определенной культуры, способной адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации. Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» способствует решению таких ключевых задач ФГОС НОО, как формирование ценностных ориентаций, освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок, личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовным ценностям своего народа, к православной культуре, развитие мотивации к саморазвитию.
Учет основных задач образования в регионе:
Программа разработана с учетом основных задач образования в ХМАО-Югре, изложенных в следующих нормативных документах:
- Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», где обозначена цель по развитию «вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, в том числе повышение роли школы в воспитании детей».
- Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где отмечено, что особое значение в системе образования должно уделяться внеаудиторной занятости учащихся.
- Концепция развития воспитания в системе общего образования ХМАО – Югры, где есть отдельное направление «Совершенствование духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся».
- Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан ХМАО – Югры (с изменениями на 27.11.2017), где поставлена задача формирования у детей и молодежи «основных качеств и компетентностей, позволяющих реализовать патриотические ценности и установки в повседневном поведении и в практической деятельности».
Учет основных требований образовательной программы МБОУ «СОКШ №4»
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 31.08.2018 года № 408, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы. Содержание программы внеурочной деятельности отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями. Специфика кадетской школы отражена в реализации социальных практик, в презентации индивидуальных проектов на базе школьного историко-краеведческого музея, в участии в региональных и всероссийских конкурсах исследовательских работ проектов (очных и дистанционных).
Ценностно-смысловым ядром программы внеурочной деятельности (как составляющей образовательной программы школы) является формирование ценностных ориентаций, развитие навыков исследовательской деятельности, коммуникативных компетенций, поддержка творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Место программы внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в основной образовательной программе МБОУ СОКШ №4» (организационный раздел, подраздел «План внеурочной деятельности»):программарассчитана на 4 года (1 час в неделю), всего 135 часов. Курс предназначен для преподавания в 1 -4 классах начальной школы.
1 класс – 33 часа | 2 класс- 34 часа | 3 класс- 34 час | 4 класс – 34 часа |
Основной формой организации деятельности в рамках данной программы являются игровые ситуации, тренинги, составление психологических портретов, чтение и обсуждение рассказов нравственного характера, поиск и отбор информации о своей семье, родословной, инсценирование сказок, рассказов, притч, создание собственных творческих продуктов.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности «Театр в начальной школе» (в соответствии с требованиями основной образовательной программы НОО МБОУ «СОКШ №4»):
Цель: создание условий для освоения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы духовно-нравственных ценностей, воспитание грамотного, творчески активного обучающегося, ориентированного на духовное и нравственное развитие учащихся кадетских и казачьих классов.
Задачи:
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
- Формировать навыки продуктивной коммуникации в рамках детско-взрослой общности, разновозрастных объединений.
Учет особенностей уровня образования (ранее – ступени), для которого разработана программа
Программа «Социокультурные истоки» учитывает психолого-возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста, в основе лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе, что отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На практике эта идея активного образования воплощается с помощью активных форм обучения.
Программа отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности и предрасположенности к коллективной деятельности. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов и элементов театрализации. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, тренинги, беседы, исследовательская, проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, кинолекторий, творческие лаборатории, мастерские, конференции, творческие проекты.
Организация самостоятельной деятельности учащихся
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, так как только в процессе самостоятельной работы учащиеся способны осознать трудности, которые возникают у них при достижении цели, определиться с планом по преодолению и коррекции проблем. Самостоятельная деятельность учащихся организована через взаимодействие в малых группах, проектные задачи, тренинги, беседы, творческие мастерские. Продукты самостоятельной деятельности предъявляются через публичную защиту проектов, сочинений, театрализованные постановки, выставки, экскурсии. Роль педагога в самостоятельной деятельности школьников – консультант, наставник. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип сотрудничества, обратной связи. Также при организации самостоятельной деятельности активно используется взаимообучение – обучение с позиции «равный – равному» (опыт шефской деятельности, разновозрастных групп, родителей).
Использование современных образовательных технологий
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» основана на использовании технологии игровой деятельности. Педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. В результате использования игровых форм обучения повышается темп работы на занятиях, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи в какой-либо игровой ситуации, развивать в ребенке коммуникацию, прививать контроль над своим поведением. Учащиеся индивидуально или в группах за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую работу на заданную тему: составление плана сбора материала родословной, изготовление макета генеологического древа, подготовка материала, используемого при проведении ролевых игр, тренингов, бесед. Это делает процесс личностно-значимым для ребёнка, вызывая его активную работу.
Также для достижения метапредметных результатов предполагается использование технологии драматизации и сценирования: сюжетно-ролевые и дидактические игры, миниспектакли, комплекс различных видов деятельности - рисование, лепка, пластика, слушание музыки, танец, движение, речь). Тем самым, учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией, проявлять настойчивость в достижении цели.
Программа предусматривает использование следующих современных форм проведения занятий: эвристическая беседа, дискуссия, драматизация, иллюстрирование по прочитанному произведению, инсценирование прочитанного произведения, посещение спектакля, работа в малых группах, конференция, творческая презентация, конкурсы, , кинолекторий, творческие лаборатории, мастерские, творческие проекты и пр.
Использование современных учебных материалов:
- Интерактивный каталог учебных материалов (слайд-презентации, аудиокниги, ридеры, фильмотека, медиатека, интернет-ресурсы).
- Сетевая картотека приемов технологии драматизации (подборка сценариев детских спектаклей, дисков).
- Интерактивные форумы для обсуждения произведений нравственной направленности, проведение опросов в социальной сети класса «Дневник.ру».
- Система видеоконференцсвязи, позволяющая проводить телекоммуникационные проекты, акции с участием других территорий, учебных заведений.
- Система интерактивного голосования «Вотум» (для проведения диспутов, оценивания и рейтингования творческих проектов).
- Аудиохрестоматия «Возвращение к истокам»
- Видеотека материалов духовно-нравственной тематики
- Интерактивная игра-квест «Истоки»
Использование современных оценочных средств
Деятельность учащихся оценивается при помощи современных оценочных средств. Задания носят посильный развивающий характер. Главным критерием результативности программы является индивидуальное продвижение каждого ученика. Использую следующие оценочные средства:
- Метапредметные комплексные работы по внеурочной деятельности «Учусь принимать решения» (Н.Н. Титаренко, С.В.Пинженина), «Учусь понимать других» (М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова).основанные на комплексном анализе текста (уровень сформированностиметапредметных и личностных результатов).
- Опросник «Ценностные ориентации» (оценка сформированности духовно-нравственных основ личности).
- Педагогический анализ продуктов творческой самостоятельной деятельности;
- Педагогическое наблюдение в ситуации создания специальных ситуаций (событийных мероприятий) с использованием матрицы наблюдения за сформированностьюличностных УУД младшего школьника.
- Публичная защита с проекта или социально-значимого дела (в том числе в виртуальной сети).
Привлечение социальных партнеров
С целью расширения рамок взаимодействия школы, семьи и социума для консолидации усилий в области духовно-нравственного воспитания и развития творческого потенциала учащихся к реализации программы внеурочной деятельности «Театр в начальной школе» привлекаются социальные партнеры:
- МРО «Приход храма Святого Духа» (экскурсии в Храм, цикл бесед «Размышления о главном», совместные конкурсы духовно-нравственной тематики и пр.).
- МБУК «Городская библиотека» (литературно-музыкальные композиции, виртуальные экскурсии, тематические вечера, обзор литературы, викторины, конференции).
- Городской театр кукол «Волшебная флейта» (посещение и анализ спектаклей).
- Городской совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил (уроки живых свидетелей истории, акции «Милосердие»).
- Дом детского творчества (совместное творчество «Выставка рисунков»).
- Социальная сеть «Дневник.ру» ( организация форумов нравственного характера).
- Актив родительской общественности, Совет отцов (совместные семейные творческие проекты, презентации и пр.).
Создание образовательной развивающей среды школы
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» способствует созданию образовательной развивающей среды школы, которая направлена на удовлетворение культурно-образовательных, социальных и творческих потребностей младших школьников. Развивающая среда при реализации данной программы включает в себя информационно-методическое пространство (интерактивные форумы, цифровые образовательные материалы), пространство для детского творчества и совместной творческой деятельности детей и родителей, пространство для организации проектной деятельности и метапредметного погружения.
Кроме того, программа данного курса способствует наполнению духовно-нравственного сегмента информационно-насыщенной образовательной среды школы собственными цифровыми образовательными ресурсами (методическими разработками, технологическими картами, контрольно-оценочными материалами, сценариями диспутов, конференций, квестов, проектами и пр.).
Содержание программы внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» (для одного года обучения – пример)
Первый год обучения
Содержание первого года обучения в основном сосредоточено на понимании сути Истоков. Система духовно – нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном). Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
Календарно-тематическое планирование для 1-го года обучения
№ | Тема занятия | Содержание | Основные понятия |
Раздел «Мир» | |||
1 | Введение в предмет. Солнышко, мама и папа | Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы. | Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность. |
2 | Мир и лад (Поле, школа и семья) | Смысл и значение слова. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв? | Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. |
3 | Истоки и школа | Что обозначает слово? (Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.) | Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа. |
4 | Дар (Рождество) | Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. | Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник. |
5 | Истоки и радуга | Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.) | Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние истоков. |
6 | Сказки А.С. Пушкина | Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной? | Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. |
6 | Родной край | Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий. | Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня. |
7 | Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец) | Героические слова. Слова верности. Слово-действие. (Глаголы – без терминологии.) Что значит «Ищи мира»? Как это делать? | Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. |
9 | Святыни России. Илья Муромец | Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем? | Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир. |
10 | (Память) | Что более всего запомнилось из пройденного содержания? | Добрая память. Долгая память. Память сердца. |
Раздел «Слово» | |||
11 | Слово | Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией. | Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело. |
12 | Весна и слово | Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.) Метафоры. С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения. | Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение. |
13 | Золотое сердечко | Пять талантов Золотого сердечка. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения. | Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. |
14 | Серебряное копытце | Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. | Добро. Доброе слово. Доброе дело. |
15 | Честное слово. Добрыня Никитич | Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать. | Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. |
16 | Слово о родителях | Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений. | Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. |
17 | Святое слово. Алеша Попович | Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух. | Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. |
18 | Чаша жизни | Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы. | Жизнь. Любовь. Добрые дела. |
19 | Обобщающее занятие (Внимание) | Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир. | Внимание. Умение слушать и слышать. Любознательность. Усердие в учебе. Заботливость. Сердечное внимание. |
20 | Экскурсионно-тематическое занятие в театре кукол «Волшебна флейта» | Совместное мероприятие. Инсценированиепритч. | Слово - образ |
Раздел «Образ» | |||
21 | Родник | Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли. | Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. |
22 | Образ Родины | Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов. | Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. |
23 | Образ защитника Отечества | Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения на подбор слова в правильной форме. | Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Подвиг. |
24 | Образ праздника (День Победы) | Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача – предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры. | Образ праздника. Великая Победа. Святая память. |
25 | Обобщающее занятие (Мышление) | Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»? | Мысль и слово. Мысль и образ. Образная мысль. Образ мыслей. Чистые мысли. |
26 | Экскурсионно-тематическое занятие в Храм | Знакомство с храмовым комплексом города | Образ. Вера. Святыни. |
Раздел «Книга» | |||
27 | Книга | Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п. | Книга – живое существо. Добро и красота. Творец. |
28 | Книга книг | Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. | Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки. Связь поколений. |
29 | Живое слово книги | Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран. | Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. |
30 | Первая книга. Мир книги | Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге. | Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки. |
31 | Годовое обобщающее занятие (Речь) | Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка. Что значит «говорить от чистого сердца»? | Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово. |
32-33 | Экскурсионно-тематическое занятие в МБУК «Городская библиотека» | Знакомство с устройством библиотеки, с ее фондами. Совместное мероприятие | Книга – добродетель мыслей. |
Результаты освоения программы «Социокультурные истоки»
Личностные результаты:
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Преобразовывать информацию из.
Коммуникативные УУД
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-выражение своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Список литературы
- И. А. Кузьмин, , А.В. Камкин.. Учебно-методическое пособие «Истоки» 1-4 кл. 2017г.
- Н.Н. Титаренко, С.В. Пинженина «Учусь принимать решения», «ЦРМ», Екатеринбург, 2019
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета , кроме черного» «Учусь понимать других», «Просвещение», 2019
- Л.В.Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе», «Академия развития», 2018
- Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008
- Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006
________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс 32 часа
духовно-нравственное направление...
Программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс
Программа "Истоки" составлена на основе авторской программы И Кузьмина, А. Камкина.Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нр...
Программа внеурочной деятельности "Истоки" 2 класс
Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы - 34 часа из расчета 1 час в неделю. Данный к...
Программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса
Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...
Рабочая программа внеурочного курса "Истоки"
Рабочая программа внеурочного курса духовно-нравственной направленности "Истоки" для 3 класса...