Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа кружка "Умники и умницы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umniki_i_umnitsydocx.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности в 4 классе
«Умники и умницы»
Янчиной Т. Ю.
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №2»
г. Сафоново Смоленской области
2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
4 класс
Содержание
№ | Раздел программы | стр. |
1 | Пояснительная записка | 1 |
2 | Результаты освоения курса | 2 |
3 | Содержание курса | 2 |
4 | Тематическое планирование | 5 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа МБОУ «СОШ №2» г. Сафоново по внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 4 классов составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
- Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново на 2018-2019 учебный год.
- Авторской программы «Юным умникам и умницам» О. Холодовой 1-4 годы обучения. Основное пособие: Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради в 2-х частях. – М.: Издательство «Рост». – 2017.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 2 года обучения. В 4 классе 34 часа.
2. Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- учащиеся овладевают нормами нравственных межличностных отношений.
-формируется уважительное отношения к иному мнению.
Метапредметные результаты:
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков: учащиеся учатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать предметы, явления;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род - вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
- развитие речи.
- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- развитие сенсорной сферы.
- развитие двигательной сферы.
Предметные результаты:
- формирование умения решать логические задачи
3. Содержание курса
Все задания пособия условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Материал каждого занятия рассчитан на 45минут. Модель занятия
такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (3-5 минут)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (5 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-7 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся.
4. Тематическое планирование
№ занятий | Кол-во часов | Развиваемые способности | Дата |
1 | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | |
2 | 1 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |
3 | 1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
4 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
5 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
6 | 1 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |
7 | 1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
8 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант | |
9 | 1 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
10 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
11 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
12 | 1 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |
13 | 1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
14 | 1 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления. Графический диктант | |
15 | 1 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
16 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
17 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
18 | 1 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |
19 | 1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
20 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |
21 | 1 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |
22 | 1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
23 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
24 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
25 | 1 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |
26 | 1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
27 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |
28 | 1 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |
29 | 1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
30 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
31 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
32 | 1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
33-34 | 2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)
Цель занятий кружка «Умники и умницы»: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....