«Родителям о проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы»
материал
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Родителям о проектно – исследовательской деятельности
учащихся начальной школы»
«Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь .»
А.Дистервег
Начальные классы занимают особое место в школьном образовании. В начальной школе ребенок открыт для формирования и развития эмоциональной культуры, воображения и образного мышления, способности к творчеству: «…младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно». (Ш.А.Амонашвили)
Проектная деятельность в рамках школы учит детей: (слайд 3)
- распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
- ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
- оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
- добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
- планировать свою работу;
- оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- выявлять и анализировать допущенные ошибки;
- публично представлять результаты исследования.
Цели проектно – исследовательской деятельности: (слайд 4)
- Развитие познавательных умений и навыков;
- Умения ориентироваться в информационном пространстве;
- Умения самостоятельно конструировать свои знания и интегрировать их из различных областей наук;
- Умения критически мыслить.
Как выбрать тему исследования? (слад 5)
- Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам расследования.
Необходимо выбрать тему, в которой ребёнок максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения, навыки.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целенаправленно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена.
Типы работ: (слайд 6)
Реферат – освещение выбранной темы в рамках одной или нескольких предметных областей основанное на работах различных авторов, может включать собственную точку зрения на выбранный вопрос.
Исследование – авторская работа, направленная на подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы в рамках удовлетворения собственного интереса или решения какой-либо научной или социально значимой проблемы с использованием выбранных научных методов.
Проект – авторская работа, направленная на выявление, описание и решение определенной проблемы в целом или по частям; в проектной работе должна быть описана оригинальная идея, способствующая решению определенной проблемы, улучшению сложившейся ситуации; проектная работа может содержать исследование, чертежи, технические описания, иллюстрации, макет и прочие материалы.
Изделие – авторский материальный продукт, изготовленный с использованием известных технологий или оригинальной технологии разработанной автором.
Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.
Традиционно выделяются три этапа проектной деятельности: (слайд 7)
- Подготовительный этап.
«Для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела» Бэкон Френсис.
На нём возникает идея, ставятся цели и задачи, составляется план работы, определяются способы её выполнения, подбирается необходимый материал.
Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию, какие источники могут быть использованы для этого.
Составим план: (слайд 8)
- Подумаем, что нам известно о……
- Посмотрим справочники и научно-популярную литературу…
- Посмотрим специальные видеоматериалы(телепередачи)…
- Обратимся к компьютеру…
- Понаблюдаем…
- Проведём эксперимент (опыт)…
- Исполнительский этап.
Здесь осуществляется создание проекта по заранее разработанному плану
(с корректировкой в процессе деятельности).
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно, а вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослых.
- Итоговый этап. (слайд 9,10) (приложение 1)
Проходит защита проекта или презентация, представляется изделие.
В зависимости от выбранного типа работы – аннотация имеет различную форму (состоит из различных частей). (слайд 11) (приложение 2)
Формы аннотации для 1-4 классов
Актуальность – необходимо описать, почему была выбрана данная тема, назначение (какие проблемы позволит решить проделанная работа и пр.)
Проблема – вопрос или задача, возникшие в ходе познавательной деятельности, и требующие решения путем исследования
Цель – предполагаемый результат исследовательской деятельности
Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения
Предмет – то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки
Задача – путь и способ достижения поставленной цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование
Этапы работы – описание последовательности проведенных этапов исследовательской деятельности
Сроки выполнения – временные границы выполнения проекта
Форма представления результатов – текстовая презентация и ее иллюстративное обеспечение
Библиография – основные источники информации в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и печатных изданий, ссылки на Интернет-ресурсы с указанием даты, когда была взята данная информация
На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. (приложение 3).
Что это даёт учащимся? (слайд 12)
- позволяет удовлетворить собственные интересы;
- позволяет решать значимые личностные проблемы;
- формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;
- способствует повышению мотивации к учению;
- способствует решению учебных затруднений;
- стимулирует личностный рост;
- способствует развитию индивидуальности.
Слайд 13-17 – информационные, об участниках и победителях конкурса проектно-исследовательских работ.
« Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества».
В.А.Сухомлинский
Желаю Вам добрых и творческих дел!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
из опыта работы начальной школы МОУ "МСОШ №2"...
Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленност...
Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленност...
Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленност...
Тематическое планирование проектной деятельности в начальной школе. Тема исследовательской работы "Удивительные числа. Нумерология."
Проект .Тема проектной работы во 2 классе "Нумерология . Удивительные числа"...
Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно - деятельностного подхода
В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуаль...