Программа индивидуального развития ребёнка
материал

Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим  учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.      Каждый педагог в своей работе уже встретился или в любой момент может встретиться с явно одаренными детьми – детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_odaryonnogo_rebyonka.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

индивидуального  развития ребёнка 

на период с 2013/14по 2015/16 учебные годы.

                                                 

Актуальность

          Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим  учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.      Каждый педагог в своей работе уже встретился или в любой момент может встретиться с явно одаренными детьми – детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.

 

Программа индивидуального развития  - помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.

 

Основание для составления индивидуальной программы.

(На примере индивидуального развития  

ученицы 2 класса Мальковой Анастасии)

Ребёнок, для которого составлялась индивидуальная программа развития, выбран неслучайно. Уже в 1-ом классе, наблюдая за ребёнком, можно было предположить, что девочка из категории одарённых  детей. С 1 класса в тесном сотрудничестве со школьным психологом решили с помощью диагностических процедур, бесед, наблюдений более тщательно изучить индивидуальные особенности ребёнка.  За период обучения ученица проявила способности к исследовательской деятельности. Девочку отличает интерес к чтению, математике,  сочинительству, декоративно-прикладному искусству. Её ответы всегда логичны и последовательны. Работая с ребёнком,  я старалась пробудить  в ней потребность  в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности. 

 Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в начальной школе для успешного развития индивидуальности  ребёнка.

Педагогические задачи:

         поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

         поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

         развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

         формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;

         содействовать индивидуализации  воспитания и образования школьников;

         закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностикиПри планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с  родителями и развивающая  работа.

 

Структура  индивидуальной программы

 

1.      Пояснительная записка.

2.      Цель и задачи.

3.      Сроки реализации программы.

4.      Содержание:

 

Основные направления развития учащегося

Формы, приёмы и методы работы

Предполагаемый результат

Сроки

5.       Промежуточные результаты.

Структура  индивидуальной программы

1.      Пояснительная записка.

Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого  ребёнка.  Вот тут-то и не обойтись без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей,  могут помочь ребёнку.

2.      Цель: создать  необходимые условия, для  развития детской одарённости.

3.      Задачи:

  • Развитие  быстроты реакции.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Привитие навыков этикета.
  • Развитие творческих способностей.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Содействие формированию уверенности в себе.
  • Развитие способностей к учебным предметам.

 

4.      Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на2013/14по 2015/16 учебные годы , чтобы подготовить  ребёнка для перехода в 5 класс.

5.   Промежуточные результаты.

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках.

 

I этап – диагностический

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Провести  психологическое обследование ребенка для  определения  его психологического развития

   Приоритетные направления:

               диагностика познавательной деятельности учащейся;

               исследования эмоционально-личностной сферы;

               диагностика межличностных отношений;

               диагностика психологического здоровья;                      

     2. Занести полученные результаты в базу данных.

По результатам работы составляется

Карта индивидуального психологического развития ребенка

1.Характеристика познавательных процессов.

         Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).

         Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)

         Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и прявления внимания).

          2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

          3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

          4. Выводы

II этап – коррекционно-развивающий

 

Цель данного этапа – разработка и  реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.

         Цели, поставленные на учебный год.

         Приемы и методы достижения поставленной цели

         Рефлексия

 

Сравнительный анализ результатов диагностики

 

Качества

Уровень сформированности

в I классе

Уровень сформированности в I полугодии 2 класса

Забота о своей школе

В делах класса участвует

Участвует в делах класса, привлекает к этому других

Любознательность

Сформирована не в полной мере 

 Сформирована  

Реализация своих интеллектуальных способностей

Хорошо учится,  при наличии контроля

Учится без контроля, стремится к знаниям

Организован-

ность в учении

На уроках внимательна

Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно

Саморазвитие

Во внеурочной деятельности  участвует

Участвует в конкурсах различного уровня

Трудолюбие

Старается  

Старается, привлекая своих одноклассников   

Самостоятельность в труде

Трудится при наличии контроля

Трудится без контроля со стороны взрослых

Уважительное отношение к старшим

 Уважает старших,  не допускает грубость

Уважает старших

Дружелюбное отношение к сверстникам

Доброжелательна

Отзывчива к друзьям, является примером

Самоподготовка

Средний уровень

Полностью сформирована

Самодисциплина

Сформирована не полностью

Сформирована  полностью 

Соблюдение правил культуры

Нормы и правила поведения соблюдает не в полной мере

Правила поведения соблюдает

Требова-тельность к себе

Проявляет себя  в хороших поступках

Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся

 

             III этап – саморазвитие

Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

•         развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•         формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;

•         развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

•         воспитывать ребёнка,  способного к сопереживанию;

•         формировать культуру межличностных отношений.

Психолого-педагогическая характеристика

 ученицы 2 класса МОУ «Пирочинская ООШ»

Мальковой Анастасии.

Забавная, весёлая, позитивная, интересная девочка. Очень рассудительная, имеет хороший словарный запас, знает много интересных фактов.     Артистичная, общительная. Уверенная в себе: выполняет задание без помощи учителя, самостоятельная (любит говорить "Я сама"), фантазёрка, ко всем  проблемам, требующим решений,  подходит творчески. На уроке активна, отвечает полными предложениями, как я требую. Хороший темп чтения. Читает осмысленно: может ответить на вопросы, пересказать. Проверочные работы выполняет грамотно, без моей помощи. 

          Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе её привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.

          Имеет отличные способности по всем предметам. Учится на «5». Она  четко может планировать свою работу, но при этом может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Стремится преодолевать трудности. Она  имеет отличные  результаты в учебе. В моменты вдохновения сочиняет прозу и стихи. Очень хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.

Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий.

      Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Своё поручение – работу  затейника – она выполняет с удовольствием.

     Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал.

Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию.

Положительно реагирует на похвалу, в вот порицания не очень любит. Может расплакаться.

              В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе  Настю ценят за  эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения.

       Состояние здоровья удовлетворительное. Часто болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает не очень охотно.

             Социально-бытовые условия жизни хорошие. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире, лето - в загородном доме .

 

               Классный руководитель Лизунова М.А.

Результаты работы (на уровне, района, региона, страны)

Сроки

Название

Уровень

Результат, основание

1

февраль

2013

Всероссийский молодёжный предметный чемпионат "Старт"

всероссийский

участие

сертификат участника

2

октябрь 2013

Конкурс детских рисунков "Конституция глазами ребёнка" Работа

муниципальный

1 место

грамота

3

январь

2014

Муниципальный этап конкурса "Права человека глазами ребёнка"

муниципальный

2 место

грамота

4

октябрь

2015

Международная олимпиада по литературному чтению проекта "Инфоурок"

международный

1 место

свидетельство

5

ноябрь

2015

Районная экологическая научно-практическая конференция мл. школьников "Путешествие в лесную аптеку"

муниципальный

победитель в номинации

"Лучший проект"

грамота

6

октябрь

2015

Международная дистанционная олимпиада проекта "Инфоурок" по окружающему миру

международный

участие

сертификат

7

апрель

2016

Муниципальный этап олимпиады для школьников по русскому языку

муниципальный

призёр 2 место

грамота

Выводы:

У ребёнка выявлены признаки  интеллектуальной одаренности.

Разработать основные направления развития ребёнка:

         Наблюдение

         Тесты

         Тренинги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровый ребёнок - хороший ученик"

Инновация направлена на создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формированию у него культуры здоровья, воспитание потребности ...

Презентация к уроку развития речи в 3 классе по программе "Особый ребёнок"

Данный урок -исследование практической направленности. Этому уроку предшествовали два урока по изучению признаков капусты и картофеля, а также их применения в пищу. Была проведена работа по повторению...

Индивидуальная программа обучения ребёнка, имеющего сложные и множественные нарушения развития

Программа составлена для ребёнка с диагнозом "тяжёлая умственная отсталость" на основе  программы ЦЛП г. Псков. Данная ИПО содержит общие сведения о ребёнке, характеристику, направления педагогич...

Урок математики в 3 классе по программе "Особый ребёнок"

На этом уроке дети закрепляют имеющиеся знания: сравнение и классификация предметов по форме и цвету. Учатся соотносить количество предметов с соответствующим числом. Урок тесно связан с реальной жизн...

Индивидуальная программа развития ребёнка, обучающегося по программе VII вида.

Представлена таблица индивидуального развития ребёнка, обучающегося по программе VII вида....

Урок письма в 4 классе по программе "Особый ребёнок"

Тема Урока: Списывание слов по слогам. Соотнесение количества слогов и гласных букв.Тема урока: Большая буква в названиях городов, сёл, деревень....

Индивидуальная образовательная программа одарённого ребёнка

Выявление одарённых детей должно начинаться в начальной школе. Одарённые дети - интеллектуальное богатство государства. Индивидуальная программа направлена на развитие интеллетуальных умений обучающих...