статья Развитие речи
материал (1 класс)

Батомункуева Лариса Михайловна
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый этап в развитии ребенка вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на дошкольный и школьный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья развитие речи

 Я  работаю над проблемой: "Развитие устной и письменной речи  в начальной школе".

    Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый  этап в развитии ребенка вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на  дошкольный и школьный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

     Принимая детей в 1 класс, мы сталкиваемся с проблемой общения, дети не умеют говорить, точно высказать свои мысли. И речевая среда, в которой растет ребенок, не всегда удовлетворяют школу. К моменту поступления в школу, дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речи все смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция часто является причиной ошибок при письме. Недостаток развития артикуляционного навыка учащихся проявляется в чрезмерном затруднении при произношении незнакомых слов, слов иноязычного происхождения. С недостаточным развитием речевого слуха чаще всего связаны и отклонения от орфоэпической нормы. Недостаточное развитие этого умения является одной из причин устойчивости орфографических ошибок, в постановке словесного ударения. С этим же связано недостаточное развитие чувства речевого ритма. Это проявляется, например, в неумении правильно читать стихи, воспроизводя их ритмично- мелодическую структуру.

  Требования к уровню развития речи младших школьников.

         Работая над развитием речи детей, я следую тому, что устная речь должна быть содержательной. Нельзя допускать, чтобы дети болтали, хорошо не зная того предмета, явления или события, о котором они говорят. За словами, которые дети употребляют в речи, должны стоять конкретные предметы, явления. Самыми отрицательными признаками устной речи являются: 1) бессодержательность, пустота мысли; 2) вербализм, т. е. употребления слов, предметного значения которых говорящий не знает.

         Также устная речь должна отличаться логичностью, которая проявляется в последовательном изложении мыслей. Последовательно изложить мысли – это прежде всего связно изложить по плану. Последовательно расположены и связно соединены должны быть отдельные предложения между собой. Важно, чтобы в устных ответах обучающихся не было пропусков существенно важных фактов, повторений, противоречий.

         И конечно же, устная речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. Ясность зависит от многих условий: насколько полно и последовательно изложены мысли, правильно построены предложения, в частности, насколько соответствует мысли порядок слов в предложении, правильно ли употреблены местоимения, предлоги, союзы и т. д.

        Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс. С целью активизации словарного запаса детей можно использовать целый ряд различных упражнений, в том числе знакомство учащихся с новыми для них словами и выяснение смысла непонятных слов; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова); подбор синонимов и антонимов и т. д. При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать, праздничный) и другие. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д. Выделяю такие виды конструктивных упражнений: – восстановление деформированного текста; – деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей.

 Что касается письма, то научить письму это совсем не значит научить письменной речи, письменному изложению своих мыслей. Научив запоминать и излагать чужие мысли, нельзя считать это полноценной подготовкой к сочинению. Учить письменной речи - значит раскрыть перед учеником всю палитру ее коммуникативных возможностей.

Едва ли правильно совершенно отдельно и бессвязно "работать над чтением" или "письмом", как и над устной речью и аудированием. В голове ученика они неразрывны и все равно соединятся, как бы мы их ни преподавали. Обучение чтению, письму, устной речи и аудированию может и должно вестись на всех уроках, вплоть до математики

    Таким образом, трудно переоценить значение комплексного обучения видам речевой деятельности в начальной школе для всей судьбы ребенка. Не формальная грамотность школьника является основной задачей начальной школы: здесь должны быть заложены основы его функциональной грамотности, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно - это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно-ценностное развитие.



Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как составная часть  полного физического, психологического и социального благополучия. Здоровьесберегающие технологии  - это соблюдение гигиенических норм в общеобразовательном процессе, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение динамических пауз, физкультминуток, бесед о правильном отношении к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребенку полюбить свое здоровье, себя самого и самому оценить проблемы собственного здоровья.

Определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949 году, звучит так: «здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия». В моём же понимании здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, стремится к самосовершенствованию, достигая внутренней красоты. Желание быть здоровым – это естественное стремление человека. Следовательно, для того, чтобы творить, созидать человеку необходимо здоровье, поэтому здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема.

В своей работе я большое значение придаю формированию у детей  установки на здоровый образ жизни, экологической гражданственности.

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:

-организация урока в условиях здоровье сберегающей  технологии;

-выполнение требований СанПиН;

-игровые оздоровительные технологии;

-веселые  физминутки на уроках в начальной школе;

-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;

-дыхательная гимнастика;

-игровой массаж;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни;

- взаимосвязь показателей заболеваемости обучающихся с организацией их учебной деятельности;

В сфере моей деятельности находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих  технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Важная составная часть здоровье сберегающей  работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических  условий проведения урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:

·         упражнения для формирования правильной  осанки;

·         упражнения для укрепления зрения;

·         упражнения для укрепления мышц кистей рук; 

             Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Подбираю и составляю презентации с музыкальным сопровождением.

Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Один из способов расширения зрительно-двигательной активности, который я применяю – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Подбираю таблицы.

Важным направлением здоровье сберегающей деятельности учителя я считаю  работу по формированию здорового   образа  жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровье сберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

         Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни

     (проведение тематических родительских собраний, в   том числе и с приглашением медицинского работника; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

2.    Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3.    Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4.    Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (проекты «Мой режим дня», «Как я отдыхаю на каникулах»)

5.    Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Скажем вредным привычкам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).

6.    Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования, эстафеты).

7.    Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).

 Убеждена, что необходимым условием здоровье сбережения  является творческий характер образовательного процесса. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.

Огромную роль для здоровья сбережения  играют и положительные эмоции, которые получают дети на уроке.

Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья  младших  школьников.

Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.

        Используя  Здоровьесберегающие  технологии, я могу с уверенностью утверждать, что здоровье сберегающее  обучение      направлено на

 - обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

-  приводит к повышению мотивации учебной деятельности;

- к предотвращению усталости и утомляемости;

- приросту учебных достижений; д

- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);

- создание благоприятного психологического фона на уроке;

-  использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

Батомункуева   Лариса Михайловна,

Февраль, 2020г



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»

Согласовано                                                                                                   Утверждаю

Протокол методического объединения                                      директор ГБОУ «РБНЛИ№1»

воспитателей   ГБОУ «РБНЛИ №1»                                         _________/ Б.Б Шойнжонов/

Рабочая программа

Духовно-нравственного развития,

воспитания обучающихся

1 «Б» класса

на 2018-2019 учебный год

 

Программу составили:                            Цыбенова Г.Д.

Батомункуева Л.М.            

Улан-Удэ

2019г

         Рабочая программа составлена на основе образовательной программы школы-интерната, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.  Данная программа разработана с учетом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся на формирование универсальных учебных действий.

       Рабочая программа обеспечивает разносторонне и развитие воспитанников по основным направлениям развития и образования: духовно-нравственному, обще интеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному, семейных ценностей, правовому.  Рабочая программ рассчитана на 1 год.

Пояснительная записка

       Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система. Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.

 Характеристика класса

      В 1 Б классе обучается 30 учащихся, из них 15 мальчиков и 15 девочек.  Все дети на момент поступления в школу достигли возраста 7 лет. Учащиеся были зачислены в класс в 2019 году на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. До поступления в школу посещали детский сад, проходили предшкольную подготовку. Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя и воспитателя с первого раза. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме.  Все дети вовлечены во внеурочное время к занятиям ДШИ, цирка, шахматы, борьба.

Цель программы:

Создание условий для активной жизнедеятельности воспитанников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном, и нравственном развитии.

Задачи:

- формирование у воспитанников способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала, укрепление нравственности, развитие трудолюбия, целеустремленности.

- формирование основ российской гражданской идентичности.

- воспитание ценностного от ношения к своему национальному языку и культуре.

- формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям,

 -  формирование представлений о семейных ценностях, уважения к ним.

Содержание программы

Направление 1. – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Направление 2. – воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Направление 3. – воспитание трудолюбия, творческого отношения к  учению, труду, жизни.

Направление 4. -  формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Направление 5. -  воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Направление 6. – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Направление 7. -   воспитание на традиции и обычаях семьи.

Тематический план

Сентябрь

Целевая программа

Содержание деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Здоровье

Режим дня

Организация дежурства  в игровой комнате и столовой. Акция  «Чистота залог здоровья»

Досуг

День здоровья

Подвижные игры

Правоведческое занятие

Беседа «Правила поведения в школе»

Учеба

Распределение обязанностей

Октябрь

Целевая программа

Содержание деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Здоровье

Беседа «Витамины и польза от них»

Досуг

Золотая осень

(конкурс поделок из природных материалов)

правовое

Правила дорожного движения

Правила хорошего  тона

Семья

Беседа «Я и моя семья»

Учеба

Шахматный час

Тестирование «Я школьник»

Нравственность

День пожилого человека

Экология

Экскурсия в осенний лес

Оформление игровой

Ноябрь

Целевая программа

Содержание деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Нравственность

Классный час «Учимся дружить»

Классный час «День матери»

Здоровье

Если хочешь быть здоров

Три кита правильного питания

Досуг

Экскурсия в Детскую

библиотеку

Правовое

Классный час «Мои права»

Правила хорошего тона

Экология

Конкурс рисунков

Эстетическое воспитание

Беседа «Кто такой лицеист?»

Учеба

Конкурс «Хочу все знать»

Декабрь

Целевая программа

Содержание деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учеба

Викторина по сказкам

Лестница успеха

Здоровье

Классный час «Я выбираю спорт»

Беседа «Простуда, как избежать »

Досуг

Выставка книг

Изготовление поделок к Новому году

Оформление игровой комнаты

правовое

Правила поведения в общественных местах

Техника безопасности в зимнее время

Январь

Целевая программа

Содержание деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Нравственность

Беседа «О честности»

Здоровье

Гигиена рук

Досуг

Оформление игровой комнаты

правовое

Правила дорожного движения

Техника безопасности в зимнее время

Трудолюбие

Конкурс Самый лучший

Экология

Прогулка в зимний парк

Феврарь

Целевая программа

Содержание деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учеба

Викторина

Узэглэлэй hайндэр

Здоровье

Беседа « лакомств много а жизнь одна»

Досуг

Турнир вежливости

правовое

Правила повседневной жизни

Семья

Семейные традиции

Нравственность

Сагаалган-2020

Оформление игровой комнаты

Март

Целевая программа

Содержание деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учеба

Мои достижения

Здоровье

Спортивный конкурс

Досуг

Выставка кгниг

правовое

пдд

Правила хорошего  тона

Эстетическое воспитание

Конкурс для девочек

Экскурсия

Семья

Мамы важные нужны, мамы разные нужны

Апрель  

Целевая программа

Содержание деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учеба

Викторина

Лучший читатель

Здоровье

Зубы и уход за ними

Досуг

Оформление игровой

Выставка книг

правовое

пдд

Вредные привычки

Эстетическое воспитание

Аппликация

Семья

Беседа Знаете ли вы своего ребенка

Май

Целевая программа

Содержание деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учеба

Итоги успеваемости

Здоровье

Я здоровье берегу,  сам себе я помогу

Досуг

Они сражались за наше счастье

правовое

Дорожное путешествие

пдд

Правила хорошего  тона

Что в имени твоем

Труд

Мир моих интересов

Нравственность

День победы

(конкурс рисунков)

Семья

Самый близкий и родной человек

Прогнозируемые результаты:

- успешная адаптация к школьной жизни;

- создание предпосылок для формирования   классного   коллектива;

- активное участие родителей в жизни класса, школы;

- проявление интеллектуальных способностей;

- приобретение воспитанниками социальных  знаний;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья . Развитие речи младших школьников.

Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями, умению пользоваться ими. Одним из условий, решающих эту задачу, является хорошо развитая речь. Развитие...

Статья "Развитие речи на уроках математики"

Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием реч...

Статья "Развитие речи как формирование мышления и воображения ребёнка"

В данной статье описываются основные функции речи. Разъясняется важность развития речи ребёнка для регуляции его поведения и всех видов деятельности....

Статья «Развитие речи в период обучения грамоте».

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовател...

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы".

В статье выделены 3 линии в развитии речи, направления в словарной работе, описаны группы упражнений, умения, относящиеся к связной речи, общие задачи учителя и требования к речи учащихся. В практичес...

Статья "Развитие речи учащихся начальных классов".

Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкол...

Статья "Развитие речи младших школьников"

Развитие речи младших школьников...