статья Развитие речи
материал (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи младших школьников | 16.54 КБ |
здороьесберегающие технологии в начальной школе | 19.46 КБ |
план воспитательной работы в 1 классе | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья развитие речи
Я работаю над проблемой: "Развитие устной и письменной речи в начальной школе".
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый этап в развитии ребенка вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на дошкольный и школьный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Принимая детей в 1 класс, мы сталкиваемся с проблемой общения, дети не умеют говорить, точно высказать свои мысли. И речевая среда, в которой растет ребенок, не всегда удовлетворяют школу. К моменту поступления в школу, дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речи все смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция часто является причиной ошибок при письме. Недостаток развития артикуляционного навыка учащихся проявляется в чрезмерном затруднении при произношении незнакомых слов, слов иноязычного происхождения. С недостаточным развитием речевого слуха чаще всего связаны и отклонения от орфоэпической нормы. Недостаточное развитие этого умения является одной из причин устойчивости орфографических ошибок, в постановке словесного ударения. С этим же связано недостаточное развитие чувства речевого ритма. Это проявляется, например, в неумении правильно читать стихи, воспроизводя их ритмично- мелодическую структуру.
Требования к уровню развития речи младших школьников.
Работая над развитием речи детей, я следую тому, что устная речь должна быть содержательной. Нельзя допускать, чтобы дети болтали, хорошо не зная того предмета, явления или события, о котором они говорят. За словами, которые дети употребляют в речи, должны стоять конкретные предметы, явления. Самыми отрицательными признаками устной речи являются: 1) бессодержательность, пустота мысли; 2) вербализм, т. е. употребления слов, предметного значения которых говорящий не знает.
Также устная речь должна отличаться логичностью, которая проявляется в последовательном изложении мыслей. Последовательно изложить мысли – это прежде всего связно изложить по плану. Последовательно расположены и связно соединены должны быть отдельные предложения между собой. Важно, чтобы в устных ответах обучающихся не было пропусков существенно важных фактов, повторений, противоречий.
И конечно же, устная речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. Ясность зависит от многих условий: насколько полно и последовательно изложены мысли, правильно построены предложения, в частности, насколько соответствует мысли порядок слов в предложении, правильно ли употреблены местоимения, предлоги, союзы и т. д.
Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс. С целью активизации словарного запаса детей можно использовать целый ряд различных упражнений, в том числе знакомство учащихся с новыми для них словами и выяснение смысла непонятных слов; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова); подбор синонимов и антонимов и т. д. При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать, праздничный) и другие. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д. Выделяю такие виды конструктивных упражнений: – восстановление деформированного текста; – деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей.
Что касается письма, то научить письму это совсем не значит научить письменной речи, письменному изложению своих мыслей. Научив запоминать и излагать чужие мысли, нельзя считать это полноценной подготовкой к сочинению. Учить письменной речи - значит раскрыть перед учеником всю палитру ее коммуникативных возможностей.
Едва ли правильно совершенно отдельно и бессвязно "работать над чтением" или "письмом", как и над устной речью и аудированием. В голове ученика они неразрывны и все равно соединятся, как бы мы их ни преподавали. Обучение чтению, письму, устной речи и аудированию может и должно вестись на всех уроках, вплоть до математики
Таким образом, трудно переоценить значение комплексного обучения видам речевой деятельности в начальной школе для всей судьбы ребенка. Не формальная грамотность школьника является основной задачей начальной школы: здесь должны быть заложены основы его функциональной грамотности, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно - это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно-ценностное развитие.
Предварительный просмотр:
ТЕМА:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как составная часть полного физического, психологического и социального благополучия. Здоровьесберегающие технологии - это соблюдение гигиенических норм в общеобразовательном процессе, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение динамических пауз, физкультминуток, бесед о правильном отношении к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребенку полюбить свое здоровье, себя самого и самому оценить проблемы собственного здоровья.
Определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949 году, звучит так: «здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия». В моём же понимании здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, стремится к самосовершенствованию, достигая внутренней красоты. Желание быть здоровым – это естественное стремление человека. Следовательно, для того, чтобы творить, созидать человеку необходимо здоровье, поэтому здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема.
В своей работе я большое значение придаю формированию у детей установки на здоровый образ жизни, экологической гражданственности.
Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:
-организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии;
-выполнение требований СанПиН;
-игровые оздоровительные технологии;
-веселые физминутки на уроках в начальной школе;
-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;
-дыхательная гимнастика;
-игровой массаж;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни;
- взаимосвязь показателей заболеваемости обучающихся с организацией их учебной деятельности;
В сфере моей деятельности находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.
Важная составная часть здоровье сберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
· упражнения для формирования правильной осанки;
· упражнения для укрепления зрения;
· упражнения для укрепления мышц кистей рук;
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Подбираю и составляю презентации с музыкальным сопровождением.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Один из способов расширения зрительно-двигательной активности, который я применяю – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Подбираю таблицы.
Важным направлением здоровье сберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровье сберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни
(проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением медицинского работника; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).
2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (проекты «Мой режим дня», «Как я отдыхаю на каникулах»)
5. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Скажем вредным привычкам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
6. Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования, эстафеты).
7. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
Убеждена, что необходимым условием здоровье сбережения является творческий характер образовательного процесса. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.
Огромную роль для здоровья сбережения играют и положительные эмоции, которые получают дети на уроке.
Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.
Используя Здоровьесберегающие технологии, я могу с уверенностью утверждать, что здоровье сберегающее обучение направлено на
- обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
- приводит к повышению мотивации учебной деятельности;
- к предотвращению усталости и утомляемости;
- приросту учебных достижений; д
- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);
- создание благоприятного психологического фона на уроке;
- использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Батомункуева Лариса Михайловна,
Февраль, 2020г
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»
Согласовано Утверждаю
Протокол методического объединения директор ГБОУ «РБНЛИ№1»
воспитателей ГБОУ «РБНЛИ №1» _________/ Б.Б Шойнжонов/
Рабочая программа
Духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся
1 «Б» класса
на 2018-2019 учебный год
Программу составили: Цыбенова Г.Д.
Батомункуева Л.М.
Улан-Удэ
2019г
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы школы-интерната, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Данная программа разработана с учетом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся на формирование универсальных учебных действий.
Рабочая программа обеспечивает разносторонне и развитие воспитанников по основным направлениям развития и образования: духовно-нравственному, обще интеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному, семейных ценностей, правовому. Рабочая программ рассчитана на 1 год.
Пояснительная записка
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система. Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.
Характеристика класса
В 1 Б классе обучается 30 учащихся, из них 15 мальчиков и 15 девочек. Все дети на момент поступления в школу достигли возраста 7 лет. Учащиеся были зачислены в класс в 2019 году на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. До поступления в школу посещали детский сад, проходили предшкольную подготовку. Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя и воспитателя с первого раза. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме. Все дети вовлечены во внеурочное время к занятиям ДШИ, цирка, шахматы, борьба.
Цель программы:
Создание условий для активной жизнедеятельности воспитанников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном, и нравственном развитии.
Задачи:
- формирование у воспитанников способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала, укрепление нравственности, развитие трудолюбия, целеустремленности.
- формирование основ российской гражданской идентичности.
- воспитание ценностного от ношения к своему национальному языку и культуре.
- формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям,
- формирование представлений о семейных ценностях, уважения к ним.
Содержание программы
Направление 1. – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. – воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Направление 3. – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление 4. - формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Направление 5. - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Направление 6. – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Направление 7. - воспитание на традиции и обычаях семьи.
Тематический план
Сентябрь
Целевая программа | Содержание деятельности | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Здоровье | Режим дня | Организация дежурства в игровой комнате и столовой. Акция «Чистота залог здоровья» | ||
Досуг | День здоровья | Подвижные игры | ||
Правоведческое занятие | Беседа «Правила поведения в школе» | |||
Учеба | Распределение обязанностей |
Октябрь
Целевая программа | Содержание деятельности | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Здоровье | Беседа «Витамины и польза от них» | |||
Досуг | Золотая осень (конкурс поделок из природных материалов) | |||
правовое | Правила дорожного движения | Правила хорошего тона | ||
Семья | Беседа «Я и моя семья» | |||
Учеба | Шахматный час | Тестирование «Я школьник» | ||
Нравственность | День пожилого человека | |||
Экология | Экскурсия в осенний лес | Оформление игровой |
Ноябрь
Целевая программа | Содержание деятельности | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Нравственность | Классный час «Учимся дружить» | Классный час «День матери» | ||
Здоровье | Если хочешь быть здоров | Три кита правильного питания | ||
Досуг | Экскурсия в Детскую библиотеку | |||
Правовое | Классный час «Мои права» | Правила хорошего тона | ||
Экология | Конкурс рисунков | |||
Эстетическое воспитание | Беседа «Кто такой лицеист?» | |||
Учеба | Конкурс «Хочу все знать» |
Декабрь
Целевая программа | Содержание деятельности | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Учеба | Викторина по сказкам | Лестница успеха | ||
Здоровье | Классный час «Я выбираю спорт» | Беседа «Простуда, как избежать » | ||
Досуг | Выставка книг | Изготовление поделок к Новому году | Оформление игровой комнаты | |
правовое | Правила поведения в общественных местах | Техника безопасности в зимнее время |
Январь
Целевая программа | Содержание деятельности | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Нравственность | Беседа «О честности» | |||
Здоровье | Гигиена рук | |||
Досуг | Оформление игровой комнаты | |||
правовое | Правила дорожного движения | Техника безопасности в зимнее время | ||
Трудолюбие | Конкурс Самый лучший | |||
Экология | Прогулка в зимний парк |
Феврарь
Целевая программа | Содержание деятельности | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Учеба | Викторина | Узэглэлэй hайндэр | ||
Здоровье | Беседа « лакомств много а жизнь одна» | |||
Досуг | Турнир вежливости | |||
правовое | Правила повседневной жизни | |||
Семья | Семейные традиции | |||
Нравственность | Сагаалган-2020 | Оформление игровой комнаты |
Март
Целевая программа | Содержание деятельности | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Учеба | Мои достижения | |||
Здоровье | Спортивный конкурс | |||
Досуг | Выставка кгниг | |||
правовое | пдд | Правила хорошего тона | ||
Эстетическое воспитание | Конкурс для девочек | Экскурсия | ||
Семья | Мамы важные нужны, мамы разные нужны |
Апрель
Целевая программа | Содержание деятельности | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Учеба | Викторина | Лучший читатель | ||
Здоровье | Зубы и уход за ними | |||
Досуг | Оформление игровой | Выставка книг | ||
правовое | пдд | Вредные привычки | ||
Эстетическое воспитание | Аппликация | |||
Семья | Беседа Знаете ли вы своего ребенка |
Май
Целевая программа | Содержание деятельности | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Учеба | Итоги успеваемости | |||
Здоровье | Я здоровье берегу, сам себе я помогу | |||
Досуг | Они сражались за наше счастье | |||
правовое | Дорожное путешествие | пдд | Правила хорошего тона | |
Что в имени твоем | ||||
Труд | Мир моих интересов | |||
Нравственность | День победы (конкурс рисунков) | |||
Семья | Самый близкий и родной человек |
Прогнозируемые результаты:
- успешная адаптация к школьной жизни;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы;
- проявление интеллектуальных способностей;
- приобретение воспитанниками социальных знаний;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья . Развитие речи младших школьников.
Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями, умению пользоваться ими. Одним из условий, решающих эту задачу, является хорошо развитая речь. Развитие...
Статья "Развитие речи на уроках математики"
Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием реч...
Статья "Развитие речи как формирование мышления и воображения ребёнка"
В данной статье описываются основные функции речи. Разъясняется важность развития речи ребёнка для регуляции его поведения и всех видов деятельности....
Статья «Развитие речи в период обучения грамоте».
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовател...
Статья "Развитие речи учащихся начальной школы".
В статье выделены 3 линии в развитии речи, направления в словарной работе, описаны группы упражнений, умения, относящиеся к связной речи, общие задачи учителя и требования к речи учащихся. В практичес...
Статья "Развитие речи учащихся начальных классов".
Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкол...
Статья "Развитие речи младших школьников"
Развитие речи младших школьников...