Рабочая программа "Мы исследователи"
рабочая программа (4 класс)
Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
- развитие познавательных потребностей младших школьников.
- развитие познавательных способностей младших школьников.
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my-issledovateli_4kl_16-17.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Мы- исследователи»
4 класс
Содержание
№ | Раздел программы | стр. |
1 | Пояснительная записка | 1 |
2 | Результаты освоения учебного курса | 2 |
3 | Содержание учебного курса с указанием форм организации и видов деятельности | 2-4 |
4 | Тематическое планирование | 4 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Мы - исследователи» для 4 класса составлена на основании:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 );
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
4. Методическим рекомендациям Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.;
5. Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 2»г. Сафоново на 2016-2017 учебный год.
Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
- развитие познавательных потребностей младших школьников.
- развитие познавательных способностей младших школьников.
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново на 2016-2017 учебный год на изучение курса отводится 1 час в неделю.
Расхождений в распределении учебных часов по темам авторской и рабочей программ нет.
2. Результаты освоения курса
В результате изучения курса у учащихся начальной школы будут сформированы предметные знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Обучающиеся научатся:
- ставить вопросы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- делать умозаключения и выводы;
- объяснять свои идеи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- видеть проблемы;
- выдвигать гипотезы;
- проводить эксперименты;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- доказывать и защищать свои идеи. Создавать исследовательские проекты.
- Содержание учебного курса
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:
■ самостоятельная исследовательская практика;
■ тренинг исследовательских способностей;
■ мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
- Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
- Тренинг исследовательских способностей
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
К ним мы относим знания, умения и навыки:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения: исследование, оформление своих изысканий через творческие работы, проекты.З ащита проектов на разных уровнях: перед одноклассниками, родителями, обучающимися школы, города. Участие в конкурсах на разном уровне.
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.
Выбор темы, постановка цели и задач
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Выдвижение гипотез
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники: предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Сбор материала
Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.
Обработка информации
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Обобщение материала. Правила оформления материала
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Отчёт по собранному материалу
Обработка информации. Оформление информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Требования к оформлению работы. Повторение
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Оформление работы на компьютере
Правила работы за компьютером.
Подготовка текста защиты проекта
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.
Подготовка презентации
Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Защита проекта. Выступление
Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей.
4.Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) | 1 | 7.09 |
2. | Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы. | 1 | 14.09 |
3. | Выбор темы, постановка цели и задач. | 1 | 21.09 |
4. | Выбор путей решения. Составление плана работы. | 1 | 28.09 |
5. | Выдвижение гипотез. | 2 | 5.10 16.11 |
6. | Сбор материала. | 2 | 12.10 23.11 |
7. | Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа. | 3 | 19.10 30.11 7.12 |
8. | Обработка информации. | 2 | 26.10 9.11 |
9. | Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | 3 | 14.12 21.12 28.12 |
10. | Обобщение материала. Правила оформления материала. | 2 | 18.01 25.01 |
11. | Отчёт по собранному материалу | 2 | 1.02 8.02 |
12. | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 2 | 15.02 22.02 |
13. | Требования к оформлению работы. Повторение. | 1 | 2.03 |
14. | Оформление работы на компьютере. | 4 | 15.03 22.03 5.04 11.04 |
15. | Подготовка текста защиты проекта. | 2 | 18.04 25.04 |
16. | Подготовка презентации. | 2 | 3.05 10.05 |
17. | Защита проекта. Выступление. | 3 | 17.05 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
Рабочая программа "Исследователь"...