Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы»
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы», начальные классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» | 39.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Ковернинская средняя школа №1»
Принята на заседании методического (педагогического) совета От «__»___________20___г. Протокол №____________ | Утверждаю: Директор «__»___________ 20___г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 9 – 11 лет
Год обучения: 1 год обучения
Автор-составитель:
Бобылева Ирина Игоревна, педагог
дополнительного образования
п. Ковернино 2018 год
Пояснительная записка
Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.
Данная программа разработана для детей 9 – 11 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Занятия по программе проводятся 1 час в неделю, что составляет 38 часов в год год. Наполняемость группы составляет 12 -15 человек.
В творческом объединении «Шахматы» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.
Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала.
Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа в год, 1 час в неделю. Для занятий в объединение приглашаются учащиеся 9 - 11 лет. Возможен приём детей разных возрастов, начиная с 8 лет, в зависимости от желания ребенка.
Форма организации занятия - групповая, формы проведения занятия - беседа, практическое занятие, соревнование, турнир.
Занятия проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия - 45 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование образованной культурной личности средством шахматной игры.
Задачи программы
Образовательные:
- Научить играть в шахматы;
- Ознакомить детей со специальными шахматными терминами, применять их на практике;
- Развивать умственные способности.
Развивающие:
1. Развивать желание трудиться над созданием технических объектов и стремление разобраться в их конструкции;
2. Развивать образное мышление и умение выразить свои замыслы на плоскости;
3. Развивать смекалку детей, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, организованность, самостоятельность, инициативу;
- Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре;
- Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- Формирование и развитие коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
Содержание программы
Программа представлена следующими разделами:
Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.
Шахматная теория (11ч.) – знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.
Повторение и закрепление (7 ч.) – повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях, участие в соревнованиях разного уровня.
Практическая работа (14ч.) – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.
Итоговая аттестация (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов, шахматный турнир.
Ожидаемые результаты
- Личностные планируемые результаты. У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;
- нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации театральной деятельности)
- толерантность (разновозрастное сотрудничество, умения быть соперником).
- Метапредметные планируемые результаты:
Регулятивные УУД. У учащихся будут сформированы следующие умения:
- планировать свои действия на отдельных этапах выполнения работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД. У учащихся будут сформированы следующие умения:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в паре, управлять поведением партнера;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение выражать разнообразные эмоциональные состояния.
- Предметные результаты.
При прохождении курса учащиеся узнают:
- Правила игры, названия фигур и их игровые возможности;
- Основные шахматные термины;
- Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.
При прохождении курса учащиеся научатся:
- Играть в шахматы, соблюдая правила;
- Пользоваться шахматными часами;
- Понимать и применять игровые шахматные термины.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа |
2 | Шахматная теория | 11 | 11 | - | Тестирование |
3 | Повторение и закрепление | 7 | 5 | 2 | Тестирование, шахматный турнир |
4 | Практическая работа | 14 | - | 14 | Шахматный турнир |
5 | Итоговая аттестация | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование, шахматный турнир |
Итого | 34 | 17,5 | 16,5 |
Продолжительность занятия 45 минут.
Программа «Шахматы» рассчитана на 34 занятия.
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | 03.09 | Теоретическое | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на занятиях. В стране шахматного короля. | Беседа |
2 | 10.09 | Теоретическое | 1 | Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр. Горизонталь, вертикаль, диагональ. | Беседа |
3 | 17.09 | Теоретическое | 1 | Волшебная доска. Цифры и буквы. | Беседа |
4 | 24.09 | Практическое | 1 | Практическая работа. | Практические задания |
5 | 01.10 | Теоретическое | 1 | Шахматные фигуры. Начальная расстановка. | Беседа, практическое задание |
6 | 08.10 | Теоретическое | 1 | Шахматная фигура Ладья. Шахматная фигура Слон. | Практические задания |
7 | 15.10 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Ладья против слона. Практическая работа. | Практические задания |
8 | 22.10 | Теоретическое | 1 | Шахматная фигура Ферзь. Решение задач. | Беседа, практическое задание |
9 | 05.11 | Практическое | 1 | Шахматная фигура Конь. Практическая работа. | Практические задания |
10 | 12.11 | Теоретическое Практическое | 1 | Пешка. Практическая работа. | Наблюдение Тест |
11 | 19.11 | Теоретическое | 1 | Шахматная фигура Король. | Беседа |
12 | 26.11 | Практическое | 1 | Шах и мат. Практическая работа. | Практические задания |
13 | 03.12 | Теоретическое | 1 | Мат в один ход. | Беседа |
14 | 10.12 | Практическое | 1 | Ничья и пат. Практическая работа. | Практические задания |
15 | 17.12 | Теоретическое | 1 | Рокировка. | Беседа |
16 | 24.12 | Теоретическое | 1 | Шахматная партия. | Беседа |
17 | 14.01 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
18 | 21.01 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
19 | 28.01 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
20 | 04.02 | Теоретическое | 1 | Как начинать шахматную партию. Начало шахматной партии. | Беседа, практическое задание |
21 | 11.02 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
22 | 18.02 | Теоретическое | 1 | Как записывать шахматную партию. | Беседа, тест |
23 | 25.02 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
24 | 04.03 | Теоретическое | 1 | Хосе Рауль Капабланка. Основные законы дебюта. Ловушки. «Детский мат». | Беседа |
25 | 11.03 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
26 | 18.03 | Теоретическое | 1 | Кто сколько стоит (ценность фигур). | Беседа |
27 | 01.04 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
28 | 08.04 | Теоретическое | 1 | Решение задач на постановку шаха, мата и пата. | Тест, практическое задание |
29 | 15.04 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
30 | 22.04 | Теоретическое | 1 | Махгилис (Макс) Эйве. Мат одинокому королю. Линейный мат. Мат двумя ладьями. | Тест |
31 | 06.05 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
32 | 13.05 | Практическое | 1 | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания |
33 | 20.05 | Практическое | Практическое занятие по игре в шахматы. | Практические задания | |
34 | 27.05 | ТеоретическоеПрактическое | Итоговая аттестация: тестирование, шахматный турнир. | Тестирование Шахматный турнир | |
Форма подведения итогов
Методы отслеживания результативности:
1. Педагогическое наблюдение;
2. Педагогический анализ результатов тестирования, активности учащихся на занятиях и т.п.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – шахматные турниры, выполнение практических заданий, итоговая аттестации. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы.
Литература
- «Внешкольник» №8/2004 г., с. 2 – 4 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».
- Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».
- Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».
- Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».
Рекомендуемая литература для обучающихся
1.Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».
4.Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».
5.Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».
6.Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».
Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы для начинающих»
В программе изложены основы по обучению учеников начальных классов игре в шахматы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы для детей".
Данная программа имеет ознакомительный уровень. Возраст учащихся 6-10 лет (1-4 кл.). Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы"
Программа школьного кружка "Щахматы"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа "Шахматы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы » разработана и реализуется в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной шко...