Памятка для педагогов по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ
методическая разработка

Адиатулина Юлия Юрьевна

 

Представленный материал ориентирован на учителей, работающих с детьми с ОВЗ, поскольку при проведении урока часто возникают трудности в организации дистанционной работы, особенно если учитель работает с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _pamyatka_po_organizatsii_uroka_s_detmi_s_ovz.docx104.97 КБ

Предварительный просмотр:

Успехов в работе!

d5cba3741d68ed943877ccf0464_26365_p0.jpg

МКОУ «Специальная школа № 53»

Памятка для педагогов

по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ

15151.jpg

                                                                                 Составитель: Адиатулина Ю.Ю.

Новокузнецк, 2016 г.

При проведении урока учитель часто сталкивается с трудностями в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особенно если работает с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, напрямую связанные с  психофизическими особенностями развития детей с ДЦП.

В начале урока необходимо проследить за правильной посадкой ребенка и за тем, чтобы он принял оптимальную позу на специальном ортопедическом стуле (кресле) со спинкой. При необходимости следует зафиксировать положение тела с учетом положения головы.  Ведущая рука должна быть свободна в действиях, другую руку фиксируют. Дети с гиперкинетической формой ДЦП нуждаются в дополнительных средствах оборудования для снижения противодействия гиперкинезов. Для этого ведущая рука и голова должны быть зафиксированы во время письма, на противоположную руку надет утяжеленный браслет.

Процесс подготовки  к проведению урока с ребенком с ДЦП имеет ряд  особенностей:

  • подбирать наглядность с учетом зрительного дефекта ребенка;
  • изображения должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями; четко выделен общий контур изображения;
  • уменьшение количества второстепенных деталей; в сюжетных многоплановых изображениях  -  выделение переднего, среднего и задних планов;
  • материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть  оптимальных размеров: 10х10, 20х30;
  • строго ограничивать количество наглядности на уроке, так как с каждым из подобранных видов наглядности должна быть проведена соответствующая работа;
  • всю подобранную наглядность необходимо демонстрировать последовательно, в соответствии с ходом урока;
  • демонстрируемая наглядность должна быть хорошо видна, изображения не должны быть мелкими, рекомендуется оформлять изображение, с которым нужна работать, в рамку красного, желтого или оранжевого цветов;
  • наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с четкими и понятными надписями, располагающимися желательно под изображением, либо в левом нижнем углу;
  • если учитель сталкивается с проблемой самостоятельного оречевления ребенком того, что он делает, необходимо выстроить последовательную работу: 1 этап. Оречевление педагогом тех действий, которые выполняет ребенок; 2 этап. Сопряженная (совместная) речь учителя и ребенка; 3 этап. Отраженная речь — ребенок повторяет за учителем, который, минимизируя свое участие, постепенно подводит ребенка к самостоятельным высказываниям и рассуждениям;
  • при объяснении нового сведений, материал, подобранный для объяснения, должен быть доступен детям;
  • объяснение может сопровождаться демонстрацией наглядности, показом способов и приемов работы, практическими действиями учеников;
  • во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого;
  • недопустимо использование сдвоенных вопросов, рассеивающих внимание и затрудняющих понимание смысла. Также нежелательно задавать вопросы, требующие однозначного ответа. Вопросы должны быть четкими, короткими, доступными по содержанию, учитывать знания и опыт школьников. Обязателен учет типологических особенностей ребенка. Заранее предвидя индивидуальные трудности и этапы их возникновения, учитель должен разработать ряд дополнительных вопросов;
  • количество новых сведений должно быть ограничено, а  новые слова и термины разбираются предварительно;
  • на уроке учителю необходимо варьировать различные виды деятельности для поддержания активности ребенка и предупреждения физического переутомления в середине урока (взгляд в сторону, быстрые и необдуманные ответы, принятие ребенком определенной позы), необходимо соблюдать охранительный режим, что выражается в проведении зрительных, дыхательных, пальчиковых гимнастик. Предъявляемые задания должны соответствовать возможностям ребенка, в противном случае возможны реакции беспокойства и отказа от выполнения задания. Чувство страха во время урока усиливает спастичность мышц, затрудняя произвольные движения. Длительность выполнения упражнений – не больше 3 минут. Важно подбирать гимнастики таким образом, чтобы не спровоцировать чрезмерное напряжение мышц, парезы, судороги;
  • инструкции, предъявляемые ребенку, должны быть простыми и последовательными, содержать знакомые для ребенка слова;
  • каждый учитель использует определенные «опорные слова», «слова-сигналы» для привлечения или активизации внимания ребенка, для предупреждения совершения ребенком ошибок, для стимуляции и поддержания интереса к теме урока. Важно всем педагогам, работающим с ребенком с ДЦП соблюдать единство требований, сигнальных слов, единообразие в подаче инструкций;
  • по характеру оказываемой ребенку помощи от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, может включать смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование специализированной техники для дистанционного обучения детей, организация онлайн занятий.

Использование специализированной техники для дистанционного обучения детей, организация онлайн занятий....

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...

Памятка "Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка на дому"

Домашнее (дистанционное) обучение – это не тотальный контроль, а работа над самостоятельностью школьника. Поддержите его! Для ребенка – это большой стресс, поэтому нужно ему помочь в перех...

Рекомендации родителям и детям по организации дистанционного обучения.

Рекомендации родителям и детям по организации дистанционного обучения....

Организация дистанционного обучения. Памятка для педагога.

В данной работе указан алгоритм проведения цикла занятий педагогов с использованием дистаннционных образовательных технологий....

Рекомендации родителям и детям по организации дистанционного обучения

Рекомендации родителям и детям по организации дистанционного обучения...