Использование специализированной техники для дистанционного обучения детей, организация онлайн занятий.
консультация на тему
Использование специализированной техники для дистанционного обучения детей, организация онлайн занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_roditeley_vnov_pribyvshih_detey.docx | 907.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для родителей вновь прибывших детей: «Использование специализированной техники для дистанционного обучения детей, организация онлайн занятий».
Технические устройства используются в деятельности как
непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).
В условиях всесторонней информатизации всех сфер развития общества качество жизни и социальный статус человека с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется степенью его интеграции в информационное поле, возможностью участия в информационном обмене. Для него, как и для любого другого человека, должен быть обеспечен оперативный доступ к необходимой информации, ее обработки, а также возможность представления результатов своей информационной деятельности. В первую очередь это относится к детям. Ведь на степень социальной интегрированности инвалида решающее воздействие оказывает комплекс социальных факторов (воспитание, образование, социальная, медицинская и психологическая поддержка и т.п.), под влиянием которых состояние человека может варьироваться от почти полной бытовой беспомощности до максимально возможной самостоятельности, профессиональной
и социальной активности. Государство, следуя букве Конституции, обязано предоставить всем детям равные возможности в получении качественного образования. Именно, поэтому в Национальный проект «Образование» была включена программа поддержки образования тех детей, кто не может по состоянию здоровья посещать образовательные учреждения. Данная программа предоставляет возможность реализовать права таких детей на образование, путем внедрения информационн-коммуникационных
образовательных технологий.
К сожалению, не все дети в силу серьезных физических ограничений смогут
пользоваться стандартными инструментами компьютерного ввода и управления. В этих случаях необходимо адаптировать рабочее место ребенка с помощью специальных программно аппаратных средств, позволяющих обеспечить ему максимально комфортную работу на компьютере.
Аппаратные и программные средства, обеспечивающие взаимодействие незрячего пользователя с компьютером.
МОНИТОРЫ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА
Компьютерные рабочие места для таких детей необходимо оборудовать мониторами высокого качества, так как некачественное изображение повышает утомляемость глаз и снижает зрительную и общую работоспособность.
При настройке параметров экранного изображения должны учитываться различные характеристики зрительного дефекта: острота и поле зрения, особенности свето и цветовосприятия. За основу при подборе оптимальных параметров компьютерного изображения для конкретного ребенка должны быть взяты разработанные в дефектологии рекомендации по подбору параметров изображения, обеспечивающих наилучшее
восприятие, в зависимости от заболевания глаз, включающие требования к величине, контрастности, общей цветовой гамме, сочетанию цвета и фона и т.д.
ВСТРОЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Для большинства достаточными оказываются встроенные возможности операционных
систем — увеличение размера шрифта, применение различных цветовых гамм и сочетаний цветов, шрифта и фона, программа типа «Электронная лупа», входящая в «специальные возможности» и позволяющая увеличивать наиболее значимую
часть изображения, например, область экрана в районе указателя мыши. Кроме того, существуют более функциональные специализированные программы, увеличивающие изображение от 1,5 до 16 крат
ПРОГРАММЫ ГОЛОСОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Для тех, кому недостаточно 5-6тикратного увеличения изображения, целесообразнее работать с программами голосового сопровождения. Использование звуковых средств компьютерного доступа полезно для слабовидящих пользователей даже с довольно значительным остаточным зрением, особенно при чтении информации большого объема.
Сочетание визуального доступа с использованием сохранных анализаторов является общим правилом повышения эффективности восприятия слабовидящих, так как помогает значительно снизить зрительные нагрузки.
КЛАВИАТУРЫ С УКРУПНЕННЫМИ КЛАВИШАМИ
И УВЕЛИЧЕННЫМ РАЗМЕРОМ ШРИФТА
Для начинающих пользователей и всех тех, кто еще не освоил десятипальцевый «слепой» метод набора текста, незаменимыми являются клавиатуры с укрупненными клавишами и, соответственно, увеличенным размером шрифта. На некоторых специальных клавиатурах группы клавиш, несущих одинаковую функциональную нагрузку (например, буквенные изображения, цифровые изображения, элементы управления и навигации), окрашены в один и тот же цвет. Это помогает слабовидящему ребенку лучше ориентироваться при использовании клавиатуры.
Как видно на Рис., габаритные размеры стандартной и специальной клавиатур соизмеримы, а размер клавиш и шрифта существенно различается. Удобным дополнением может служить специальная накладка на клавиатуру, разделяющая клавиши и препятствующая нажатию нежелательных клавиш.
Аппаратные и программные средства, обеспечивающие взаимодействие пользователя с тяжелыми нарушениями моторики рук с компьютером
Серьезные ограничения, связанные с нарушениями моторики рук, бывают вызваны врожденными аномалиями, состояниями после травм, болезнями суставов, но наиболее часто — последствиями детского церебрального паралича (ДЦП).
Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности, особенно подвергается поражению мышечная сфера — происходит нарушение координации движений. Церебральные параличи могут выражаться увеличением мышечного тонуса (гипертонией или спастикой) или его уменьшением (гипотонией мышц), неконтролируемыми спонтанными движениями (гиперкинезами), нарушениями равновесия, координации, удерживанием позы тела, которое ухудшает овладение языком, ходьбой, и многими другими функциями.
При подборе и оснащении средствами ИКТ рабочего места ученика с физическими ограничениями важно помнить, что должна быть организо6вана регулярная профессиональная (врачами по профилю заболевания, дефектологами, психологами и др.) оценка их текущего психофизического состояния и потребности в специальном оборудовании для обеспечения максимально комфортных условий работы на компьютере. Должна быть предусмотрена процедура текущего подбора и, при необходимости, замены одних устройств на другие.
Надо отметить, что процесс создания специальных условий состоит из нескольких шагов и сугубо индивидуален, т.е. процесс должен осуществляться исходя из потребностей конкретного человека с инвалидностью. На первой стадии этого процесса необходимо как можно четче и подробнее определить исходные условия. Необходимо определить конкретные индивидуальные навыки, возможности и ограничения и сопоставить их с необходимыми условиями успешной и эффективной работы. Нужно обязательно учесть, что этот процесс должен проходить при непосредственном участии самого ребенка.
Ниже приведен список наиболее универсальных и наиболее часто используемых компьютерных средств, позволяющих компенсировать ограничения моторики рук:
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КЛАВИАТУРЫ
Альтернативным решением для детей, которые не могут пользоваться стандартной клавиатурой, может стать выбор одного из альтернативных вариантов: клавиатуры, имеющей увеличенный размер клавиш; клавиатуры с сенсорными клавишами, требующей для нажатия минимальных физических усилий; виртуальные клавиатуры и т.д.
Клавиатура с большими клавишами и сенсорными клавишами
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАКЛАДКИ НА КЛАВИАТУРУ
Специальные накладки на клавиатуру, предотвращающие случайное нажатие на клавиши и снижающие вероятность нажатия более чем на одну клавишу одновременно.
Ребенок, имеющий проблемы с координацией рук, порой не имеет возможности держать пальцы над клавиатурой, перемещать их на весу при выборе нужной клавиши. Использование специальной накладки позволяет ему положить руки на клавиатуру и перемещать их по поверхности без риска нажатия на случайные клавиши. Этому препятствуют перегородки между отдельными кнопками. При выборе нужной клавиши также исключается случайное попадание на соседнюю.
ТРЕКБОЛЫ (РОЛЛЕРЫ) И ДЖОЙСТИКИ,
ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАМЕНИТЬ СТАНДАРТНУЮ КОМПЬЮТЕРНУЮ МЫШЬ
.
Детям, имеющим проблемы с захватом и управлением стандартной компьютерной мышью, подбирают альтернативные устройства управления указателем мыши и передачи команд на компьютер. К таким устройствам относятся специальные джойстики и роллеры, или трекболы.
Джойстик предназначен для пользователей, которым могут осуществить хват или толчок ручки для управления курсором. Это устройство обычно поставляется в комплекте с разными насадками для индивидуального подбора ребенку наиболее подходящей его возможности хвата ручки. На верхней панели джойстика встроены кнопки, соответствующие кнопкам стандартной компьютерной мыши.
Для тех, кому трудно использовать встроенные кнопки, подключают кнопки выносные. Роллер или трекбол больше подойдет пользователям, которым удобно прокатывать шар роллера, такие движения можно производить тыльной стороной кисти, локтем, ногой и т.д. Поэтому такие устройства незаменимы для людей с тяжелой спастикой рук, при некоторых сочетаниях гиперкинезов и спастики. Также как и в случае с джойстиком имеется возможность подключения выносных компьютерных кнопок, заменяющих
кнопки стандартной компьютерной мыши.
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ
(ИЛИ ВЫНОСНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ КНОПКИ).
Выносные компьютерные кнопки обеспечивают возможность работы на компьютере детям, нарушения моторики рук которых не позволяют им выполнять точные целенаправленные движения для набора текста на клавиатуре и управление
компьютером с использованием стандартной компьютерной мыши.
Кнопки могут подключаться к компьютеру через специальные устройства, например, некоторые модели клавиатур, джойстиков или роллеров, головных мышей предусматривают такую возможность.
В случае подключения к джойстикам или роллерам, заменяющим собой стандартную компьютерную мышь, выносные кнопки работают как кнопки мыши: левая, правая, а также кнопка выделения и перетаскивания объекта.
В случае подключения к устройству «Головная мышь» кнопка работает как клавиша ввода. При работе с виртуальной компьютерной клавиатурой одной кнопки бывает достаточно и для набора текста, и для управления компьютером. Программа сканирует поле виртуальной клавиатуры, при этом происходит последовательное выделение
символов. В момент выделения нужного ребенку символа он нажимает на кнопку и, таким образом, вводит его.
Нажатие на кнопку может осуществляться любой частью тела, сохранившей остаточные движения. Это может быть кисть, локоть колено, плечо, ступня и т.д. Ребенку устанавливают кнопку в удобном для него положении.
СЕНСОРЫ
В некоторых случаях для передачи команд на компьютер могут использоваться специальные сенсорные устройства. Они работают также как компьютерные кнопки, только вместо импульса механического нажатия различные сенсоры преобразуют и передают системе другие импульсы, которые может производить пользователь. Это
могут быть: сверхчувствительные сенсоры, фиксирующие движения отдельного мускула, моргание глаз, выдувания воздуха ртом; бесконтактные сенсоры, реагирующие на приближение объекта на определенное расстояние; сенсоры, реагирующие на звук и т.д.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЯТЬ КУРСОРОМ МЫШИ ДВИЖЕНИЯМИ ГОЛОВЫ.
Специальные устройства, позволяющие управлять указателем мыши движениями головы, называют головными мышами. Различные модификации таких устройств используют разные технологии передачи сигнала. Наиболее удобным для пользователей вариантом является головная мышь, которая не предполагает необходимости фиксации на голове ребенка какого-либо прибора передатчика сигнала. На лоб ребенка фиксируется лишь небольшой светоотражающий элемент, как правило, на бумажной или полимерной основе, с клейкой стороной. Этот элемент отражает световой световой сигнал из устройства, закрепленного в верхней части монитора. Наклоны и повороты головы приводят к перемещению курсора на экране компьютера.
В сочетании с виртуальной клавиатурой и выносной компьютерной кнопкой это устройство доступ к компьютеру детей, у которых отсутствует возможность работы руками даже с использованием специальных клавиатур.
ПРОГРАММНЫЕ (ВИРТУАЛЬНЫЕ) КЛАВИАТУРЫ
Программные (виртуальные) клавиатуры позволяют эмулировать нажатие клавиш на клавиатуре с помощью движения мыши или альтернативного устройства.
В настоящее время разработано множество вариантов виртуальных клавиатур, от самых простых, отображающих только буквенные клавиши, до специальных, обладающих многими функциями, позволяющие максимально обеспечить доступ к компьютеру людям со специальными потребностями.
В зависимости от степени и сложности ограничений пользователя выбирают или виртуальную клавиатуру, встроенную в операционную систему компьютера, или устанавливают многофункциональные программные клавиатуры. Среди дополнительных функциональных возможностей можно выделить следующие:
—Возможность управления компьютером при помощи блока клавиш, управляющих движениями курсора по экрану с разной скоростью и во всех направлениях, эмулирующих нажатие кнопок мыши в любой их комбинации;
— Возможность управления компьютером без использования мыши или другого альтернативного устройства, перемещающего курсор в нужное место экрана. При автоматическом сканировании и последовательном выделении символов виртуальной клавиатуры пользователю остается лишь остановить этот процесс в момент достижения
нужной клавиши нажатием на выносную компьютерную кнопку.
ВСТРОЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Современные операционные системы имеют встроенный программный блок, позволяющий максимально адаптировать компьютер для работы пользователя со специальными потребностями.
Специальные возможности для платформы MAC
УМЕНЬШЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ КУРСОРА
(при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики)
В случае, когда затруднено прослеживание за указателем мыши, нужно уменьшить скорость его движения.
Для этого выбираем следующие команды:
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —КЛАВИАТУРА И МЫШЬ — МЫШЬ (ИЛИ ТРЕКПАД) :
Меняем скорость перемещения курсора. Затем окно нужно закрыть, скорость перемещения курсора сохраняется.
УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА КУРСОРА
(при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики)
Если ребёнок плохо видит указатель мыши, нужно увеличить его размер.
Для этого выбираем следующие команды:
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОСТУП — МЫШЬ И ТРЕКПАД :
Размер курсора сделать большим:
ЗАЛИПАНИЕ КЛАВИШ
(при грубом нарушении мелкой моторики)
Если ребёнок не может одновременно нажать несколько клавиш на клавиатуре, нужно включить функцию «залипания» клавиш.
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —КЛАВИАТУРЫ — ВКЛЮЧИТЬ ЗАЛИПАНИЕ КЛАВИШ
Ставим «галочки» в пунктах:
Включать/выключать залипание при пятикратном нажатии Shift;
Воспроизводить звук при нажатии клавиши —модификатора; нажатую клавишу — модификатор на экране.
Пример: Когда нужно поменять раскладку клавиатуры с русской на латинскую, требуется одновременное нажатие клавиш «Яблоко» и «Пробел».
При включённой опции «Залипание клавиш», нажимаем сначала клавишу «Яблоко», раздается звук-щелчок и на экране появляется значок клавиши-модификатора.
Далее нажимаем клавишу «Пробел» и происходит смена раскладки.
ОТКЛЮЧЕНИЕ АВТОПОВТОРА
(при грубом нарушении мелкой моторики)
Если ребёнок не может сразу оторвать палец от клавиши, нужно отключить автоповтор следующим образом. В меню выбираем вкладки:
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —КЛАВИАТУРА И МЫШЬ — КЛАВИАТУРА
Поставить «Задержку» в позицию «Выключено» и «Автоповтор» в позицию «Медленно».
Закрыть окно нажатием на красный крестик.
ВЫВОД НА ЭКРАН ВИРТУАЛЬНОЙ КЛАВИАТУРЫ
(при грубом нарушении мелкой моторики)
Если ребёнку сложно нажимать на клавиши стандартной или специальной клавиатуры, но он может пользоваться специальной мышью и выносными кнопками, можно вывести на экран виртуальную клавиатуру.
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —ЯЗЫКИ (ИЛИ РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАСТРОЙКИ) —МЕНЮ КЛАВИАТУР
Поставить «галочку» в графе «Клавиатура».
Закрыть окно. Виртуальная клавиатура выводится на экран следующим образом:
Нажать на флажок в правом верхнем углу экрана, в открывшемся меню выбрать «Показать панель клавиатура».
Клавиатуру можно увеличить, нажав на «+».
УМЕНЬШЕНИЕ СКОРОСТИ ДВОЙНОГО ЩЕЛЧКА
(при грубом нарушении мелкой моторики)
Если ребёнок затрудняется производить двойной щелчок кнопкой мыши, нужно максимально уменьшить скорость двойного щелчка.
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —КЛАВИАТУРА И МЫШЬ — МЫШЬ (ИЛИ ТРЕКПАД)
Скорость двойного нажатия мыши (щелчка) ставим в позицию «медленно»
.
УВЕЛИЧЕНИЕ ЭКРАНА В ОБЛАСТИ ПРОСМОТРА
(при нарушении зрения)
Чтобы включить функцию «Увеличение экрана», нужно нажать:
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОСТУП — ЗРЕНИЕ
Выбрать «включить» в графе Увеличение (Масштаб).
При нажатии трёх клавиш «Яблоко» «alt» «=» область просмотра будет увеличиваться, при нажатии «Яблоко» «alt» «—» — уменьшаться.
ВКЛЮЧЕНИЕ ФУНКЦИИ «БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ»
(при грубом нарушении зрения)
Если зрение нарушено значительно, можно включить функцию «Белое на чёрном». Люди с тяжёлым нарушением зрения лучше воспринимают текст, написанный белым шрифтом на чёрном фоне.
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОСТУП — ЗРЕНИЕ
Выбрать: «Экран» — «Белое на чёрном». Закрыть окно.
ВКЛЮЧЕНИЕ ФУНКЦИИ «ВСПЫШКА»
(при нарушении слуха)
Для детей со сниженным слухом нужно включить функцию «Вспышка при звуке предупреждения».
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОСТУП — СЛУХ
Поставить «галочку» в графе «Вспышка при звуке предупреждения».
В случае, когда компьютер издаёт звук предупреждения, будет мигать экран.
НАСТРОЙКА ДИНАМИКА НА ВЕДУЩЕЕ УХО,
УВЕЛИЧЕНИЕ ГРОМКОСТИ
(при нарушении слуха)
Если у ребёнка слышит только одно ухо, нужно
настроить под него соответствующий динамик.
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —ЗВУК — ВЫХОД
Поставить «Громкость» на «Максимум» и «Баланс» на ведущее ухо (слева или справа).
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МИКРОФОНА
(при нарушении голоса)
Если у ребёнка слабый (тихий, хриплый) голос, необходимо максимально увеличить чувствительность микрофона для работы в чате.
ЯБЛОКО — СИСТЕМНЫЕ НАСТРОЙКИ —ЗВУК — ВХОД
Чувствительность микрофона поставить на максимум (передвинуть рычажок вправо до
конца).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование учебных видеофильмов в дистанционном обучении детей-инвалидов
В данной статье предлагаю коллегам познакомиться с разработанными мною требованиями к созданию и использованию учебных видеофильмов в дистанционном обучении детей-инвалидов. Сч...
Итоговый проект на тему : «Как я реализую обучение ученицы 2 "Б" класса в рамках проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов».
Здесь представлен проект по материалам моей работы с ученицей 2ого класса. На момент написания проекта она обучалась по индивидуальной программе...
«Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга». Карягина Ю.А.
Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг....
Презентация "Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении."
Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося ...
Памятка для педагогов по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ
Представленный материал ориентирован на учителей, работающих с детьми с ОВЗ, поскольку при проведении урока часто возникают трудности в организации дистанционной работы, особенно если учитель ра...
Организация работы по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе дистанционного обучения детей с ОВЗ
Выступление на методическом объединении...
Применение специализированных компьютерных программ для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
В данной статье рассматриваются возможности применения специальных обучающих комьютерных программ в обучении детей с РАС....