Игра о вреде курения для младших школьников
материал
Ролевая познавательная игра «О вреде курения» для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_o_vrede_kureniya_dlya_mladshih_shkolnikov.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Ролевая познавательная игра «О вреде курения» для учащихся начальной школы
Цели и задачи:
• формирование здорового образа жизни;
• расширение знаний о вреде курения.
Оборудование: плакат «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. де Бальзак);
• таблица по биологии «Вред курения»;
• кинофильм о вреде курения;
• муляж легких, сердца, головного мозга, рентгеновский снимок легких;
• рисунки — карикатуры о вреде курения;
• результаты анкеты о курении;
• газета «За здоровый образ жизни»;
• аудиозаписи песен о вреде курения;
• маски медведя, лисы, дятла, волка, домик;
• шапка судьи, парик судьи;
• деревянное долото;
• словарь Даля;
• информация о химическом составе табака;
• микрофон, метроном;
• анкета
1. Пробовали ли вы курить?
2. Если «да», то в каком возрасте?
3. Первую сигарету выкурили:
а) один; б) с другом; в) в компании.
4. Курю для того, чтобы:
а) считать себя взрослым;
б) за компанию;
в) ради интереса.
5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
а) ругают;
б) убеждают бросить;
в) безразличны.
Ход ролевой игры
Учитель: Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества — никотине. Вы, наверно не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. Узнаем из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. Проведём с вами суд над сигаретой. Судья! Займите свое место.
Итак, внимание: суд идет!
Судья: Начинаем наше судебное заседание. Ввести подсудимую.
♦ Входит сигарета.
Судья: У нас присутствуют со стороны защиты: табак — рода многолетних трав из семейства пасленовых; со стороны обвинителя — историки, медики, биологи, спортсмены, филологи, математики, художники, химики, корреспондент.
♦ Выходят участники в костюмах.
Учитель: Для начала обратимся для разъяснения к знатокам русского языка.
Филолог 1: Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, пишет: «Табак — растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье».
Филолог 2: Далее: «Табачник — торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали».
Судья: Непонятно, что Владимир Иванович Даль имел в виду. Для разъяснения — слово историкам.
Историк 1: История приобщения европейцев к курению началась так. Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение «петум» — так они его называли.
Историк 2: После второго похода Колумба, семена табака были завезены в Испанию, а оттуда во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака — привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.
Историк 3: В Россию табак завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вёл жёстокую борьбу с курильщиками: уличая один раз в курении — 60 ударов палок по стопам; два раза — резали носы, уши, ссылали в дальние города.
Судья: Понятно, что имел в виду В.И. Даль в своем толковом словаре. Слово защите.
Табак 1: А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации.
Табак 2: Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.
Судья: Слово медикам.
Медик 1: Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.
Медик 2: Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.
Историк 1: Я добавлю, ваше высочество судья. В Англии по указанию Елизаветы I в XVI веке курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с верёвкой на шее.
Судья: Прошу соблюдать порядок, очередность выступлений. Слово математикам.
Математик 1: Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий, выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.
Математик 2: Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год — это 2,5 миллиона человек.
Математик 3: Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономическая цифра. Общая масса окурков — 2,5 миллиона тонн.
Судья: Да! Страшные цифры услышали мы от математиков. Настало время свидетельских показаний. Слово лесным жителям.
Медведь: Решил мужик бросить курить. Закинул в лесу в кусты трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. Я — медведь — их нашел. С того все и началось.
Учитель: Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать, обо всем медведь забыл — набьёт трубку, закурит, да и валяется на травке. Всё бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шёл как-то он опушкой, встретил лису, увидала лиса медведя, так и ахнула.
Лиса:
Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не виделись мы всё лето.
Как ты бедный похудел.
Будто целый год не ел.
Что с тобою, ты больной?
Медведь
Сам не знаю, что со мной!
Не здоровится мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем —
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса:
Что ж ты к дятлу не пойдёшь?
К дятлу надо б обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Учитель: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шёл он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.
Волк:
Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал, как ты жил?
Провалилися бока —
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь: Да, хвораю.
Волк: Что с тобой?
Медведь:
Силы нету той.
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем —
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь.
Пропадаю...
Волк:
Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!
Надо к дятлу обратиться,
Он у нас такая птица!
Разберется, даст совет —
Да, так да, а нет, так нет.
Медведь: Завтра я к нему пойду.
Волк: А найдешь его?
Медведь: Найду
Учитель: Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошёл медведь к сосне, голову задрал кверху:
Медведь:
Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел:
Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь:
Видно, нет.
Не здоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем —
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь...
Дятел: Верно, куришь или пьешь?
Медведь: Да, курю, откуда знаешь?
Дятел:
Больно дымом ты воняешь.
Ну-ка сядь под этот сук,
Дай-ка спину: тук, тук, тук!
Да-с. Выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть —
Ты больной, хоть и медведь.
Ну-с,... мне все как будто ясно.
Медведь: Не смертельно ли, опасно?
Дятел:
Накопилась в легких копоть —
От курения вся беда.
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь:
Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел:
Выполняй ты мой совет!
А не то в берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Судья: Есть ли что табаку сказать в защиту?
Табак: Нет.
Судья: Слово для обвинения табакокурения медикам. Ведь именно они назвали курение: чумой XX века.
Медик 1: Посмотрим на таблицу. Ухудшается память, внимание, почерк, глазомер.
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Медик 2: Курение или здоровье — выбирайте сами. Появился термин: «болезни, связанные с курением». Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак.
Медик 3: Бедные легкие. Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около одного килограмма табачного дегтя.
♦ Рассматривается муляж лёгких.
Медик 4: В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень — это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.
Медик 5: Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрены конечностей.
Медик 6: Легкие были пепельно-серого цвета, местами обугленные. Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.
Медик 7: Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, жёлтый цвет зубов — всё это выдаёт курильщика.
Судья: Почему курят? Это так вредно. Слово по результатам анкеты.
♦ Проводится анализ анкеты.
Судья: У защиты есть желание взять слово?
Табак: Да. Если все так плохо, то как же опровергнуть поговорку «Капля никотина убивает лошадь»? А люди курят, и их не убивает никотин.
Судья: Кто возьмёт слово? Биологи — говорите.
Биолог 1: Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же человек?
Биолог 2: В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет — смертельный исход неизбежен.
Биолог 3: В нашей лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90 % мышей развился рак.
Судья: Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химический интересен. Слово в обвинении химикам.
Химики: В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний-20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают, лишь на 20 % задерживают вещества.
Судья: Видеосвидетельство.
♦ Просмотр кинофильма.
Судья: Последнее слово подсудимой.
Сигарета: Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод: курить — здоровью вредить. И сколько бы вам ни было лет, сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы. Простите меня те, кто хоть раз дотронулся до меня. Я знаю, есть такие. Я понесу заслуженное наказание. У меня всё.
Судья: Увести подсудимую для вынесения окончательного приговора.
♦ Суд удаляется на совещание.
Спортсмены класса рассказывают о себе, о здоровом образе жизни.
Художники рассказывают о плакатах.
Корреспондент: Я — корреспондент местной газеты. Мы объявили конкурс на лучшего знатока о вреде курения. Для этого позвольте у вас взять интервью.
Какой вред здоровью может принести сигарета?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Какие вредные вещества в сигарете?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Как вы поясните поговорку «Капля никотина убивает лошадь!».
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Как ведется борьба с курением в других странах? У нас в стране? В школе?
Учащиеся: Англия — вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате. Дания — запрещено курить в общественных местах. Сингапур — за курение штраф 500 долларов. Нет рекламы на табачные изделия. Финляндия — врачи установили день — 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет. Япония, г. Ваки —- три дня в месяц без курения. Франция — после антитабачной кампании число курильщиков сократилось более чем на два миллиона человек.
Судья: Согласно вышеизложенному, учитывая особо тяжкие последствия курения, суд решил: активно вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни.
♦ Классный час заканчивается прослушиванием аудиозаписей песен о вреде курения по куплету с обсуждением текста, высказыванием своего отношения к вопросу.
Автор: О.В. Давлятшина, г. Омутнинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра как средство социальной адаптации младшего школьника
в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Интеллектуальная игра по русскому языку для младших школьников.
Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью учебного процесса в школе, и направлена на решение следующих целей и задач: привитие любви к русскому языку, развитие интереса к учебн...
Использование игры в учебной работе с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности
Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всесто...
"Играем и учимся". Игры в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ
Использование речевых игр и игровых приемов на занятиях позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, способствует развитию внимания, памяти, повышает интерес детей к логопедическим занятиям....
Консультация "Польза и вред компьютера для младших школьников".
Консультация для родителей [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14021322","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...
Справка о проделанной работе, направленной на формирование негативного отношения к ПАВ, алкоголю, курению у младших школьников.
Справка о проделанной работе, направленной на формирование негативного отношения к ПАВ, алкоголю, курению у младших школьников....