Программа внеурочной деятельности "Умное чтение"
методическая разработка (2 класс)

Коваль Марина Николаевна

Умное чтение 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnoe_chtenie.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по внеурочной деятельности

«Умное чтение»

во 2 в классе

                                                           

Учитель: Коваль Марина Николаевна

Пояснительная записка

. Внеурочная программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образование в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 24.07.2015);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 № 15785 (с изменениями и дополнениями, приказ от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 31 января 2012 г. № 69);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 26 января 2017г. № 15;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345;
  • Приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;
  • Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 по вопросам составления рабочих программ учебных предметов;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска», протокол № 7 от 27.06.2016г.

Рабочая программа к курсу «Умное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Развитие познавательных способностей»  О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г.

Место в учебном плане:

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

В 1  классе 33 часа (1 час в неделю).

Во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).

В 3 классе 34 часа (1 час в неделю).

В 4 классе 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты.

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий 

Планируемые результаты 

освоения программы внеурочной деятельности 

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
  • умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
  • обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
  • творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Метапредметные результаты

  • владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
  • вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.

Предметные результаты

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
  • знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

Для реализации программного содержания используются

образовательные технологии:

- игровые технологии;

            - ИКТ;

            - здоровьесберегающая технология;

       - технология продуктивного чтения.

        Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Основной метод - метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий.

Связь с урочной деятельностью

Программа согласуется с образовательными программами урочной  деятельности:

  • «Литературное чтение»: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
  • «Русский язык»: составление и запись кратких ответов на вопрос, грамотное письмо в творческой тетради;
  • «Изобразительное искусство»:  иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих  работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; 
  • «Технология»: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов. 

.Календарно-тематическое планирование занятий

2  класс

п/п

Дата проведения

Темы занятий

Кол-во

часов

Примечание

1 триместр

02.09

Автор - художественный текст - читатель

1

09.09

Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки

1

16.09

Устное народное творчество. История происхождения жанров.

1

23.09

Характер героя. Прямые и косвенные оценки. «Каша из топора» русская народная сказка

1

30.09

Характер героя «Айога» нанайская сказка.

1

14.10

Ритм и рифма.

1

21.10

С. Михаков и его стихи о детях.

1

28.10

Сказки-приключения. В. Сутеев. «Мышонок и карандаш», Сказки и картинки.

1

11.11

Загадки о животных, явлениях природы, предметах.»Сам догадайся и товарищу объясни»

1

2 триместр

25.11

В. Осеева. Рисование на тему прочитанного.ассказы о детях

1

02.12

Сказки о животных.

1

09.12

Сказка-игра о хвастовстве. Инсценировка сказки.

1

16.12

Волшебные сказки.

1

23.12

Чарушин «Кошка Муська». Обсуждение ситуации.

1

30.12

Стихи А. Барто о детях. Выставка книг.

1

13.01

С. Михалков «Как друзья познаются».

1

20.01

Сказки народов мира. Выставка книг. Просмотр м/ф по теме занятия.

1

27.01

Е. Чарушин «Большие и маленькие».

1

03.02

Никольский «Солдатские часы» Иллюстрация прочитанного.

1

10.02

Н. Артюхова «Трудный вечер».

1

3 триместр

24.02

Л. Пантелеев «Две лягушки», «Буква ТЫ».

1

02.03

Обзор детских журналов.

1

09.03

Сочинение загадок.

1

16.03

О людях, взлетевших к звёздам.

1

23.03

Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии.

1

30.03

Сравнение и метафора в авторской поэзии.

1

13.04

Проект «Книги-самоделки».

1

20.04

Е Пермяк. «Иголкины братья», «Сказ про газ».

1

27.04

П. Бажов Сказы.

1

04.05

Что смешит в басне? Басня, сказка, побасёнка.

1

11.05

Докучные сказки. Структура. Сочиняем докучные сказки.

1

18.05

Праздник невыразительного чтения.

1

25.05

КВН по страницам прочитанных книг.

1

По плану – 33 ч

Запланировано – 32 программа уплотнена на 1 час на основании годового графика

Согласовано.

Зам. директора по ВР

________

Е.В. Шевцова

                           Утверждено.

Протокол педсовета №  1  от  30.08.2019

Председатель педсовета, директор МБОУ «Школа №23 г. Благовещенска» 

_________________ О.В. Фаст

                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Умное чтение»

для 2 б класса

на 2019-2020 учебный год

                          Учитель: Чудаева Алёна Александровна

                                           

г. Благовещенск

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением». Методические рекомендации.

Как научить детей любить книгу?  Что происходит с современным детским чтением?  Эта проблема  волнует и учителей, и родителей.Для решения этой проблемы мной создана программа внеурочной...

Программа внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом" 3 класс.

Работа с текстом ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно - речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в раз...

Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением, 1 класс"

Программа реализуется в первом классе начальной школы в рамках общекультурного направления....

Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением .3 класс"

Цель программы: формирование читательской культуры и расширение читательского кругозора младших школьников....

Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

Программа рассчитана на четыре года реализации с-го по 4-ый класс...