Программа внеурочной деятельности "Умное чтение"
методическая разработка (2 класс)
Предварительный просмотр:
Программа
по внеурочной деятельности
«Умное чтение»
во 2 в классе
Учитель: Коваль Марина Николаевна
Пояснительная записка
. Внеурочная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образование в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 24.07.2015);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 № 15785 (с изменениями и дополнениями, приказ от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 31 января 2012 г. № 69);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 26 января 2017г. № 15;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345;
- Приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;
- Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 по вопросам составления рабочих программ учебных предметов;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска», протокол № 7 от 27.06.2016г.
Рабочая программа к курсу «Умное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г.
Место в учебном плане:
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
В 1 классе 33 часа (1 час в неделю).
Во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).
В 3 классе 34 часа (1 час в неделю).
В 4 классе 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты.
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий
Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
- умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
- обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
- творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Метапредметные результаты
- владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
- вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.
Предметные результаты
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
- знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
Для реализации программного содержания используются
образовательные технологии:
- игровые технологии;
- ИКТ;
- здоровьесберегающая технология;
- технология продуктивного чтения.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Основной метод - метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий.
Связь с урочной деятельностью
Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности:
- «Литературное чтение»: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
- «Русский язык»: составление и запись кратких ответов на вопрос, грамотное письмо в творческой тетради;
- «Изобразительное искусство»: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- «Технология»: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.
.Календарно-тематическое планирование занятий
2 класс
№ п/п | Дата проведения | Темы занятий | Кол-во часов | Примечание |
1 триместр | ||||
02.09 | Автор - художественный текст - читатель | 1 | ||
09.09 | Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки | 1 | ||
16.09 | Устное народное творчество. История происхождения жанров. | 1 | ||
23.09 | Характер героя. Прямые и косвенные оценки. «Каша из топора» русская народная сказка | 1 | ||
30.09 | Характер героя «Айога» нанайская сказка. | 1 | ||
14.10 | Ритм и рифма. | 1 | ||
21.10 | С. Михаков и его стихи о детях. | 1 | ||
28.10 | Сказки-приключения. В. Сутеев. «Мышонок и карандаш», Сказки и картинки. | 1 | ||
11.11 | Загадки о животных, явлениях природы, предметах.»Сам догадайся и товарищу объясни» | 1 | ||
2 триместр | ||||
25.11 | В. Осеева. Рисование на тему прочитанного.ассказы о детях | 1 | ||
02.12 | Сказки о животных. | 1 | ||
09.12 | Сказка-игра о хвастовстве. Инсценировка сказки. | 1 | ||
16.12 | Волшебные сказки. | 1 | ||
23.12 | Чарушин «Кошка Муська». Обсуждение ситуации. | 1 | ||
30.12 | Стихи А. Барто о детях. Выставка книг. | 1 | ||
13.01 | С. Михалков «Как друзья познаются». | 1 | ||
20.01 | Сказки народов мира. Выставка книг. Просмотр м/ф по теме занятия. | 1 | ||
27.01 | Е. Чарушин «Большие и маленькие». | 1 | ||
03.02 | Никольский «Солдатские часы» Иллюстрация прочитанного. | 1 | ||
10.02 | Н. Артюхова «Трудный вечер». | 1 | ||
3 триместр | ||||
24.02 | Л. Пантелеев «Две лягушки», «Буква ТЫ». | 1 | ||
02.03 | Обзор детских журналов. | 1 | ||
09.03 | Сочинение загадок. | 1 | ||
16.03 | О людях, взлетевших к звёздам. | 1 | ||
23.03 | Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии. | 1 | ||
30.03 | Сравнение и метафора в авторской поэзии. | 1 | ||
13.04 | Проект «Книги-самоделки». | 1 | ||
20.04 | Е Пермяк. «Иголкины братья», «Сказ про газ». | 1 | ||
27.04 | П. Бажов Сказы. | 1 | ||
04.05 | Что смешит в басне? Басня, сказка, побасёнка. | 1 | ||
11.05 | Докучные сказки. Структура. Сочиняем докучные сказки. | 1 | ||
18.05 | Праздник невыразительного чтения. | 1 | ||
25.05 | КВН по страницам прочитанных книг. | 1 |
По плану – 33 ч
Запланировано – 32 программа уплотнена на 1 час на основании годового графика
Согласовано. Зам. директора по ВР ________ Е.В. Шевцова | Утверждено. Протокол педсовета № 1 от 30.08.2019 Председатель педсовета, директор МБОУ «Школа №23 г. Благовещенска» _________________ О.В. Фаст |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Умное чтение»
для 2 б класса
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Чудаева Алёна Александровна
г. Благовещенск
2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Авторская программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением». Методические рекомендации.
Как научить детей любить книгу? Что происходит с современным детским чтением? Эта проблема волнует и учителей, и родителей.Для решения этой проблемы мной создана программа внеурочной...
Программа внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом" 3 класс.
Работа с текстом ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно - речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в раз...
Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением, 1 класс"
Программа реализуется в первом классе начальной школы в рамках общекультурного направления....
Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением .3 класс"
Цель программы: формирование читательской культуры и расширение читательского кругозора младших школьников....
Программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Программа рассчитана на четыре года реализации с-го по 4-ый класс...