Эссе "Мои управленческие решения"
материал

Вашему вниманию я представляю свою формулу успеха. Я, безусловно, не претендую на то, что моя формула является постулатом педагогического учения. Однако хочу надеяться, что она будет полезна руководителям образовательных организаций, которых объединяет любовь к своему делу и профессионализм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_oyun_st.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Мои управленческие решения»

«Управлять – значит предвидеть, организовывать,

распоряжаться, координировать и контролировать»

А.Файоль

Уважаемые коллеги, любую идею, как известно, можно сформулировать, но не любая формула принесет успех. Вашему вниманию я представляю свою формулу успеха. Я, безусловно, не претендую на то, что моя формула является постулатом педагогического учения. Однако хочу надеяться, что она будет полезна руководителям образовательных организаций, которых объединяет любовь к своему делу и профессионализм.

Для каждого человека формула успеха своя. Но есть и нечто общее для всех - «Хочу», «Могу», «Надо». У каждого в жизни есть шанс на успех, хотя исходные данные в этой жизни у всех разные. Но у всех, кто родился, есть шанс. И использовать этот шанс – значит открыть для себя первый элемент в формуле успеха и дальше написать свою.

В поисках собственной формулы люди ломают голову. Но если до сих пор собственная формула не найдена или хотя бы, не нащупана, скорее всего, человек ленив, чтобы быть успешным, или не верит, что жизнь может быть благосклонна к нему так же, как к другим успешным людям.

В выборе моей педагогической профессии большую роль сыграла Республиканская школа искусств. Где воспитывали меня самые добрые, преданные своей работе учителя, няни. Глядя на них, мне казалось, что воспитывать и учить детей - это самое интересное и простое в жизни. Они всегда говорили: «Готовить обеды, шить, вязать должна уметь каждая женщина. А вот учить и воспитывать детей, доверять не каждому». Я не осознавала смысла этих слов, пока сама, окончив университет, не стала работать с детьми. От своих учителей я взяла целеустремленность, обязательность, трудолюбие.

Пятнадцать лет на педагогическом поприще, одиннадцать лет была заместителем директора по воспитательной работе, в должности директора с декабря 2019 года. Быть заместителем – это одно, но быть директором – большая ответственность. Ведь директор – это организатор образовательной среды, учитель, воспитатель, это стратег, тактик, администратор, коллега, нижестоящее должностное лицо, менеджер по персоналу, это дипломат, психолог, конфликтолог, правовед, должностное лицо, работодатель, ответчик, истец; он же экономист, бухгалтер, налогоплательщик, ревизор, предприниматель, а ещё хозяйственник, инспектор по технике безопасности, санитарный врач, строитель, дизайнер, прораб, кормилец… Всё перечислила? Наверное, не всё, потому что директор – это, как говорят в народе, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Но прежде всего директор – это человек со своими плюсами и минусами.

Мне пришлось принять руководство школой, то сразу вспомнилась расхожая фраза: "Власть - это такой обоюдоострый клинок, который направлен как на подчиненного, так и на управляющего". И если до этого момента я жила слегка стихийно, не оформляя в сознании свою жизненную позицию, то теперь я четко поняла: необходимо подумать над собственными принципами жизни, принципами управления. И не нужно искусственно прививать себе какие-то чуждые черты характера, наоборот, имеющиеся добродетели необходимо оттачивать и направлять в нужное русло. Вспомним слова К. Гельвеция: "Неужели неизвестно, какое сильное влияние имеют добродетели и особенно просвещенность высокопоставленных лиц на счастье или несчастье государств?".
В подтверждение хода моих мыслей недавно прочитала древнюю истину: "Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а всеобщей любовью" (Периандр).

И вот пошли, вернее, помчались дни моей жизни в качестве директора. В первые три-четыре дня мне хотелось вообще исчезнуть: назад пути уже нет, а впереди стена неимоверных проблем, и как мне казалось, пути решения их нет. Здесь уже была уместна фраза Ф. Ницше: "Все, что нас не убивает, делает нас сильнее". В этом я убедилась на себе. Знала ли я, что мне предстоит выдержать и с какими трудностями придется столкнуться? Вряд ли. До конца понять и полностью осознать, просто не было времени. Знала лишь одно: школе, коллективу, ученикам трудно сейчас, и я не вправе оставлять их.

А трудностей было много. Школа, требующая ремонта и нового оборудования. Надо отдать должное предыдущему директору, он многое делал для поддержания школы «на плаву». И я должна взять то ценное, что было в его руководстве и если не преумножить, то хотя бы, не растерять. Так я думала в самом начале.

Но время идет, меняемся мы, меняются дети. И школа тоже не может не меняться. Но что менять? Как?

Что же нужно делать, чтобы этот мир, удивительный мир школьных лет, стал незабываемым временем жизни каждого ученика моей школы? Чтобы в школу хотелось идти, чтобы из школы не хотелось уходить? Эти вопросы являются насущными для каждого директора, да, впрочем, и для любого педагога.

Школа всегда должна шагать в ногу со временем, быть конкурентоспособной, не довольствоваться достигнутым. А это значит, что нужно определить свои цели, поставить перед собой задачи, работать сообща и много, чтобы помочь ребёнку познать мир и человека.

Чтобы заслужить авторитет и уважение, каждый руководитель должен определить для себя шкалу ценностей. Моя шкала это:

На первом месте – нравственное и физическое здоровье, поскольку только они делают жизнь по-настоящему насыщенной, уверенной, интересной и значительной.

Мы  живем в обществе и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих.

Настроение, самочувствие, работоспособность  во многом зависят от того, приветливы ли  мы, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли правильную линию поведения, работают ли над собой, над формированием нравственности, прежде всего самого себя.

Овладение  культурой поведения, выработанной всеми предыдущими поколениями, в сочетании с современной энергией молодежи, с их замыслами и желаниями позволит усвоить кодекс грамотного поведения среди людей, что в свою очередь, став жизненной  потребностью, обеспечит успех в жизни, дни, заполненные приятными делами, психическое, а,  следовательно, и физическое здоровье.

На второе место я поставила способность и желание жить в радости, счастье и добре. Поскольку это делает жизнь нужной, но это не приходит само, этому надо учиться, ибо без собственных достижений, успехов, уверенности, без готовности помогать другим, без тех богатств материальных и богатств души тебе не с чем будет идти к другим, и вряд ли ты будешь полезен им.

На третье место выходит готовность и умение общаться, взаимодействовать, выстраивать отношения с природой, обществом и каждым человеком в отдельности.

Главный принцип своей работы вижу в создании ситуации успеха: осторожно и бережно помочь школьнику и педагогу раскрыться, вселить уверенность, дать возможность почувствовать свою самоценность. Человек рождается не для поражений, а для побед. Человек рождается для успеха! Каждый день, идя в родную школу, я хочу только одного: чтобы мои ученики и учителя, испытав успех, поверили в себя.

В настоящее время мы переживаем один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными и духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Основой моей педагогической практики являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Считаю, что основой нравственного воспитания, прежде всего, является культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлечённость детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.

Своё предназначение, как педагога и директора, вижу в наставничестве, в воспитании нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личностью. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский. Сегодня эти мудрые мысли особенно актуальны.

В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет нравственная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, безнравственный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим детям знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества. Об этом я говорю с учителями и ребятами, цитируя слова В.О. Ключевского: «Мысль бывает светла, когда озаряется изнутри добрым чувством. Мысль – фонарное стекло, чувство – лампа, сквозь него светящаяся и освещающая людям дорогу их». А у нас нередко расставляются противоположные акценты. В добродетели возводится сила, напор, достижение любой ценой поставленных целей, презрение к «неудачникам». Великий русский писатель А.И. Солженицын писал: «Жизнь, как и совесть, даётся человеку один раз». Устраивает ли совестливого человека жизнь среди бессовестных людей?  Наверняка нет. Но что он один может сделать? У него сложная задача – сохранить свою совесть как надежду, что она поможет разбудить совесть и у других людей. Подобное поведение под стать духовному подвигу, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная жизнь.

Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача школы: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Главное для меня как для руководителя – это сплочённый коллектив единомышленников, заместители, на которых можно положиться в любую минуту, талантливые, желающие познавать новое ученики, понимающие и отзывчивые родители.

Написание этого эссе помогло мне четче сформулировать для себя свои жизненные принципы:

- «не навреди»;

- «относись к людям так, как хотела бы, чтобы относились к тебе»;

- «век живи, век учись»;

- «дари тепло и свет и получишь в ответ то же».

В заключение я бы хотела сказать, что вижу нашу школу успешной, наполненной здоровыми, радостными детьми и сильными, образованными учителями. Именно творчески работающий коллектив – залог успеха учебного заведения. Главное в жизни любого коллектива – это постоянное развитие, постоянное движение «Кто перестает крутить педали, то падает!». Чтобы добиться успеха, надо этого захотеть, а добившись, стараться удержать на завоеванных позициях.

Школа – это эликсир молодости. И тот, кто по призванию, с чистой душой и непомерной любовью к детям приходит сюда работать, навсегда остается юным. Каждый день мы проводим среди детей, мы живем их интересами, проблемами. Мы учим их и учимся у них. А научиться можно многому:  непосредственности, умению видеть все вокруг прекрасным, радоваться самому простому, желанию познать мир.

Престиж МБОУ НОШ с.Дурген неизменно растет. И всё это благодаря слаженной работе всего коллектива школы: от администрации до технических служащих.

Моя мечта - чтобы моя родная школа стала одной из лучших не только в районе, но и в республике и оставалась такой всегда.

Французская писательница Соммери говорила, что из всех способностей самая трудная и самая редкая – это умение управлять. А я считаю, что главное для любого руководителя - это добросовестность и трудолюбие, доброжелательность и искренность, доверие и любовь к детям, коллегам, родителям и окружающим. Это залог успеха всех.

Заканчивая, скажу: конечно, Ницше вспоминается в нашей работе частенько, но здесь я давно придерживаюсь своего главного жизненного кредо - "Радуйся жизни, а то, пока ты ею недоволен, она пройдет!".        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация управленческой функции организаторов учебно-воспитательного процесса в негосударственном образовательном учреждении (автореферат)

Проблема исследования: состав, назначение и особенности применения оптимальные совокупности рациональных общеметодических приемов и эффективных педагогических условий, позволяющих высокорезультативно ...

Учебно-управленческие умения ученика в начальной школе – результат внедрения

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное прило...

Урок новой управленческой модели "учитель - логопед"

В рамках внедрения ФГОС на уроках используется новая управленческая модель, где участвуют учитель и логопед...

Эссе «Мои управленческие решения»

Эссе «Мои управленческие решения»...

Внедрение технологии «Бережливое производство» в деятельность административно-управленческого персонала и педагогическно-управленческого персонала и педагогических работников школы

Внедрение технологии «Бережливое производство» в деятельность административно-управленческого персонала и педагогическно-управленческого персонала и педагогических работников школы...