Урок развития речи в 3 классе.Тема : "Лиственные деревья:"Дуб""
план-конспект урока (1 класс)
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Тарская адаптивная школа-интернат»
Конспект
урока развития речи на основе предметов и явлений окружающей действительности
в 3 классе
Лиственные деревья: Дуб
учитель начальных классов
Ерофеева Светлана Дмитриевна
Тема: «Лиственные деревья. Дуб»
Цель: Познакомить учащихся с лиственным деревом «дуб».
Задачи:
- Расширить представления учащихся о растительном мире – лиственных деревьях на основе ознакомления с дубом. Познакомить с особенностями строения; научить распознавать по отдельным частям растение.
- Отрабатывать умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей дерева: дуба.
- Развивать речь, восприятие, внимание на основе упражнений в узнавании, различении, описании. Обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать любовь к природе, вызвать интерес к окружающему миру.
Оборудование: презентация к уроку «Лиственные растения. Дуб», карточки для работы в парах «Найди пару», конверты с заданием «Составить предложение», листья дубовые, жёлуди, листья для украшения дерева, дерево, раскраски для детей, карточки для домашнего задания, карточка с предложением для комментированного письма
Ход урока:
I. Орг. момент. СЛАЙД-1(пустой)
-Здравствуйте, ребята! Садитесь!
-Ребята, посмотрите друг на друга, на меня улыбнитесь. Улыбка – это залог хорошего настроения. Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами. А в конце урока вы должны будете сами себя оценить. У вас на столе есть карточка, по которой вы должны оценить свою работу на уроке.
- Какое сейчас время года?
-Назовите по порядку все осенние месяцы?
-Какой месяц сейчас?
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
-Какой у нас урок?
-А по счёту какой урок?
-Чему мы учимся на уроках развития речи? (Учимся говорить правильно, красиво.)
II. Повторение изученного.
1. Проверка домашнего задания. СЛАЙДЫ 2-4 (чистоговорки)
-Дома вы должны были научиться проговаривать чистоговорки.
1. РЁЗА – РЁЗА – РЁЗА - белая береза.
2. ХА – ХА – ХА – ветвистая ольха.
3. СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина.
4. БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы.
5. НА-НА-НА – высокая сосна.
6. ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - колюченькая елка.
-О каких деревьях мы говорили в чистоговорках? Назовите их. (берёза, ольха, осина, дубы, сосна, ёлка) СЛАЙД 5 (деревья)
-На какие 2 группы мы можем разделить эти деревья?
-По каким признакам мы отличали лиственные деревья от хвойных?
-Что общего у лиственных и хвойных деревьев? Как мы узнаем, что это дерево? (Строение).
(На доске дерево)
-Посмотрите на картинку и назовите части дерева. Вам нужно взять табличку и указать части дерева. (корни, ствол, крона).
-Расскажите, ребята, для чего нужны корни? (Корень забирает воду из земли и поднимает вверх по стволу к листочкам, а ещё он удерживает воду в вертикальном положении).
-А чем покрыт ствол?
-Что такое крона?
Итог: - Молодцы, ребята, мы с вами вспомнили строение дерева, на какие группы делятся деревья, чем они отличаются.
III. Сообщение темы и цели урока
-А сегодня нам с вами предстоит узнать много нового и интересного об удивительном лиственном дереве. О каком вы догадайтесь сами. Я загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, что это за дерево?
Я из крошки-бочки вылез
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.
-Что это? (Это дуб)
-По каким признакам догадались, что это дуб?
-Кто может сказать, какой будет тема нашего урока? СЛАЙД 6(тема)
-Откройте тетради. Запишите число и тему урока.
СЛАЙД 7 (дуб)
-Ребята, это дуб. Рассмотрите его. Опишите его. Какой дуб по размеру? Высоте?
-Какой ствол? Ветки?
-Молодцы.
СЛАЙД 8 (фото дуба)
-А сейчас, ребята, послушайте Ксюша нам расскажет стихотворение а вы внимательно послушайте и скажите с чем же сравнивает автор стихотворения дуб?
Задевая тучи
Головой седою,
Дуб стоит могучий
С думой вековою.
Буря птицей чёрной
Вдруг засвищет в кроне,
Дуб стоит спокойный,
Словно царь в короне.
-С чем сравнивает автор стихотворения дуб?
-Что такое крона?
-Почему автор называет дуб могучим?
-Хотите об этом дереве узнать больше?
-Для начала отдохнём. Встали красиво. А динамическую паузу нас проведёт Саша.
Динамическая пауза:
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
-Молодцы, ребята тихо сели. Зажмурили сильно глаза. Открыли. Продолжаем работать.
-Ребята со словом дуб связано представление о силе, мощи, красоте. Не случайно древние люди называли его красавцем.
-Ребята Саша подготовила сообщение о дубе. Послушайте её внимательно.
Дуб – самое могучее дерево, с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят глубоко в землю. Листья у дуба называют кроной. Дубы растут медленно. А живут эти деревья очень долго 400 или 500 лет.
-Спасибо, Саша. Правильно – это деревья долгожители.
-А ещё, ребята, его мощный ствол покрыт грубой , морщинистой, крепкой корой.
Давайте ещё раз вспомним дуб это какое дерево?
-Правильно у дуба очень красивые заметные листья.
-Рассмотрите лист дуба. Какой формы лист?
-Какой он на ощупь?
-Какого цвета листья осенью?
-Весной листья дуба распускаются позже всех, пока не минуют заморозки. Сначала дуб цветёт. А в начале сентября у дуба созревают плоды. Как они называются?
-Рассмотрите жёлуди. Какой они формы?
-Какого цвета?
- Какие они на ощупь? (шапочка картинка) СЛАЙД 9
Вывод: Правильно, жёлудь продолговатый, тёмно- коричневый, гладкий, словно отполированный, в круглой резной шапочке.
-Многие лесные звери едят вкусные жёлуди.
-Знаете ли вы животных, которые любят желуди?
СЛАЙД 10 (звери едят)
-Кабаны, медведи, белки, мыши с удовольствием поедают их.
СЛАЙД-11 (молодой дуб)
-Весной листья дуба распускаются позже всех, пока не минуют заморозки. Из желудей весной прорастает росток и появляется молодое деревце. Это деревце беспомощное и слабое. Оно не выносит ни морозов, ни ветра, ни солнечных лучей. Поэтому прорасти и жить ему помогают другие деревья и кустарники. Зато потом он переживает все рядом растущие деревья. И остаётся на поляне один.
-А лес, состоящий из одних дубов, называется дубрава. СЛАЙД 12 (дубрава)
-Давайте, запишем предложение у доски.
-Вика пойдёт к доске. Запишет предложение. Дубрава - дубовый лес, роща. (КАРТОЧКА)
-А остальные записывают в тетради.
-Дуб очень полезное дерево.
В коре дуба - содержатся дубильные вещества, используемые в медицине. Из коры делают лекарства, зубную пасту, целебные настои для полоскания горла и рта.
-Древесина дуба очень прочная, поэтому она ценится во многих областях промышленности.
-Что можно изготовить из дуба? СЛАЙД-13 (что делают из дуба)
Вывод: Из древесины делают красивые и прочные вещи: мебель, паркет, бочки и лодки. Когда высушенные и измельчённые жёлуди смешивают с зёрнами других растений, получается вкусный и полезный напиток - желудёвый кофе.
-Ребята, у нас дубовых лесов нет. Они в нашей местности растут в парках скверах, а может кто-то сажает около дома для красоты.
IV. Закрепление изученного.
Посмотрите, ребята, как много нового вы узнали о дубе, а теперь проверим, как вы усвоили материал. СЛАЙД -14 (картинка дуба)
-Работаем парами. У вас на партах есть карточки с заданием «Найди пару».
Найдите пару и прочитайте предложения о признаках дуба. Работаем быстро.
Прочная древесина.
Могучее дерево.
Сильный корень.
Гладкие листья.
2. Составление распространённых предложений. (с использованием слов на карточках)
-А сейчас, ребята мы будем составлять красивые, распространенные предложения о дубе. Откройте конверты. Достаньте карточки. И составьте предложения, а потом зачитайте.
-А Данил, Денис, Данил, Анжелика. Будут выполнять другое задание. Вам нужно раскрасить картинки.
1)Дуб – могучее дерево с мощным стволом.
2)У дуба крепкая древесина.
3)Листья дуба называют кроной.
4)Дубовый лес называют дубравой.
5)Живут дубы очень долго.
6)Листья на дубах раскрываются позже.
7. Весной на дубах появляются маленькие цветочки.
8.Из маленьких цветочков к концу лета вырастают жёлуди.
9) Многие лесные звери любят полакомиться жёлудями.
10) Из древесины дуба делают красивые и прочные вещи.
-Я вижу, что все уже составили предложения. Мы можем проверять. Читать будем по порядку, по цифрам. Посмотрите, у кого цифра 1…….и т.д.
-Ребята у нас получился рассказ о дубе. К рассказу ребята нарисовали иллюстрации.
-А вы знаете, что многие писатели и поэты писали произведения, в которых говорилось о дубе. Например, А.С. Пушкин написал стихотворение «У лукоморья дуб зелёный, И.А. Крылов написал басню «Свинья под дубом». Когда вы будете в старших классах, то будете их изучать на уроках чтения. А прочитать эти произведения вы можете уже сейчас в школьной библиотеке.
V. Итог урока. СЛАЙД 15(тема)
-О каком дереве мы говорили на уроке?
-К какой группе деревьев относится дуб?
-Как называется плод дуба?
-Кто питается желудями?
-Как человек использует дуб?
-Можем ли мы обходиться без деревьев и почему? (Без деревьев в городе не обойтись потому, что они нам дают не только кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая это всё на листву).
-Нужно ли беречь деревья?
(аргументированная оценка ответов детей и оценка самих себя)
-Молодцы наш урок подходит к концу.
-Ребята, у вас на столах карточки по которым вы должны были оценить свою работу на уроке.
-Как вы считаете, кто лучше всех работал на сегодняшнем уроке? Почему?
Домашнее задание.
Дома вам нужно подготовить рассказ о дубе опираясь на карточку. Нарисовать плоды и лист дуба.
Рефлексия.
-Ребята, посмотрите на дерево на доске.
-Чего на нём не хватает?
-Чтобы оно было красивым, давайте его украсим дубовыми листьями.
СЛАЙД 16(листья)
-Если вам понравился урок, у вас всё получилось, то выберите оранжевый листик. Если у вас возникали затруднения, то выберите жёлтый листик.
-Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, то выберите зёлёный листик. Какое красивое дерево у нас получилось! Спасибо за работу! Молодцы! (Слайд 17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.
Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...
Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение
Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....
Презентация к уроку русского языка (развитие речи) 2 класс---тема "Обучающее изложение"
Данная презентация может оказать помощь учителям начальных классов при обучении детей написанию изложений....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Урок развития речи, 2 класс, тема "Предложение. Текст"
Цель урока - организовать совместную деятельность учащихся для формирования умений грамотно строить предложения и небольшой текст, дать учащимся возможность совершенствовать свою монологическую речь....
урок развития речи, 1 класс,тема Предложение.Текст.
В уроке использованы проблемно- игровая технология и ИКТ.ЦЕЛЬ УРОКА: формирование у учащихся диалогической речи...
Урок: Развитие речи (2 класс) Тема: Поздравительная открытка
На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения первой открытки. Формируеся умение в написании поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета...