Универсальные учебные действия как основа умения учиться
статья
Статья "Универсальные учебные действия как основа умения учиться"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_kak_osnova_umeniya_uchitsya.docx | 333.17 КБ |
Предварительный просмотр:
"Универсальные учебные действия как основа умения учиться".
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах формирования УУД.
Задачи:
- Систематизировать представление о видах и содержании УУД.
- Познакомиться с современными подходами к формированию УУД.
- Пополнить арсенал методических приемов, ориентированных на формирование УУД.
- Приобрести практический опыт формирования УУД.
План:
- Актуальность темы
- Понятие универсальных учебных действий
- Виды универсальных учебных действий и особенности их формирования в контексте ФГОС
- Связь УУД с учебными предметами
- Этапы формирования УУД
- Контроль уровня сформироваанности УУД
- АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков (ЗУНы), который должен освоить выпускник школы. Ученые и учителя: математики, физики, биологи определяли, что нужно знать современному человеку по тому или иному предмету. Однако на данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умению выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.
Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Вместо передачи суммы знаний упор сделан на развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Таблицу умножения не отменили! Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
- ПОНЯТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИХ ФУНКЦИИ
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Таким образом, в основе формирования УУД лежит «умение учиться» - полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
- познавательные и учебные мотивы;
- учебная цель; учебная задача;
- учебные действия и операции.
Функциями универсальных учебных действий являются:
–обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
–создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
–обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех уровней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
- ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный;
3. познавательный;
4. коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание – постановка учебной задачи;
- планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;
- контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; ν свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных УУД состаавляют знаково-символические действия:
- моделирование - преобразование объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушть и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка.
На схеме представлены все виды УУД
- СВЯЗЬ УУД С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
- ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Процесс формирования универсальных учебных действий подобен процессу формирования умственных действий и включает 6 этапов:
- На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Происходит ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образец), которым оно в конечном итоге должно соответствовать. Это ознакомление – ориентировочная основа будущего действия.
- На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Выполняются действия во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций. В таком виде совершается и ориентировочная, и исполнительная, и контрольная части действия. Этот этап дает возможность обучаемым усвоить содержание действия, а обучающему осуществлять объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.
- На третьем этапе происходит формирование действия в материальной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.
- Четвертый этап — внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия — вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает. Происходит перенесение действия в план громкой речи.
- Происходит дальнейшее преобразование действия — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком про себя.
- На шестом этапе происходит переход действия из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных умений и навыков (интериоризация). На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия.Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.
Эти этапы должны учитываться учителем в процессе формирования всех без исключения универсальных учебных действий с учетом специфики учебного предмета или вида деятельности.
- КОНТРОЛЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД
В соответствии с требованиями ФГОС уровень сформированности УУД подлежит итоговому контролю.
Для контроля формирования УУД разработан контрольно-измерительный материал. (Издательство "Просвещение").
Цель: интегрированная оценка уровня сформированности учебной компетентности обучающихся начальной школы через решение задач на межпредметной основе; сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных).
В основной части работы учащимся предлагаются задания, направленные на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Работы включают задания по русскому языку, чтению, математике. Выполнение заданий основной является обязательным для всех учащихся, а полученные результаты рассматриваются как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность; их выполнение требует самостоятельного «рождения» ребенком нового знания или умений, непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.
Общая успешность выполнения работы оценивается в виде суммы баллов, полученных отдельно за основную и дополнительную части. Результаты выполнения работы интерпретируются с позиции достижения/недостижения базового и повышенного уровней подготовки.
Рекомендуемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование логических универсальных учебных действий средствами курса математики "Учусь учиться" Л. Г. Петерсон
В статье представлены примеры заданий, которые направлены на формирование логических универсальных учебных действий....
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения
Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...
Формирование универсальных учебных действий, как основа «Умение учиться»
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – с...
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий - как основа умения учиться".
Выступление на МО....
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, КАК ОСНОВА "УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ"
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, ...
Диагностика универсальных учебных действий и предметных умений;
Диагностика универсальных учебных действий и предметных умений...