Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов
статья
Статья "Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_vozmozhnosti_tsor.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов
План:
- Ключевые компетенции младших школьников
- Понятие цифровых образовательных ресурсов
- Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов
- Ключевые компетенции школьника
Поскольку тема мастер-класса звучит «Цифровые образовательные ресурсы как средство развития ключевых компетенций младших школьников» логично будет начать с определения образовательной компетенции. Образовательная компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Существует несколько классификаций ключевых (основных) компетенций младших школьников, являющихся базовыми для построения предметных компетенций. Наиболее четкой и понятной, на наш взгляд, является классификация профессора А.В. Хуторского.
- ценностно-смысловые компетенции – компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- общекультурные компетенции – познание и опыт деятельности в области общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, опыт освоения картины мира;
- учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (анализ, рефлексия, самооценка, добывание знаний, владение приемами решения учебно-познавательных проблем);
- информационные компетенции – навыки деятельности по отношению к информации, владение современными средствами информации, поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, сохранение и передача;
- коммуникативные компетенции – знание способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
- социально-трудовые компетенции – выполнение роли гражданина;
- компетенции личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции.
В качестве одного из важнейших механизмов овладения младшими школьниками перечисленными ключевыми компетенциями рассматривается сегодня информатизация образования. При этом акцент переносится с информатизации учебных дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную подготовку учеников в области информатики, на использование средств информатизации в традиционных учебных дисциплинах и изменение на этой основе их предметного содержания. Образовательная среда современной школы существенным образом расширяется за счет информационно-технологической компоненты. Это в первую очередь новые средства обучения: компьютеры, интерактивные доски, видеопроекторы, сетевые технологии, цифровые образовательные ресурсы. Вот почему на современном этапе развития системы образования так необходимо систематическое повышение уровня информационно-технологической компетентности педагогов. Этой цели и подчинена работа Школы совершенствования педагогического мастерства.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
- Цифровые образовательные ресурсы
В методической литературе понятие ЦОР трактуется двояко:
- ЦОР – цифровые учебные (дидактические) материалы и образовательные среды нового поколения, воспроизводимые на компьютере;
- ЦОР как новый педагогический инструмент.
Рассмотрим более подробно каждое из определений.
- В последние годы на базе средств ИКТ созданы и начали применяться на практике электронные учебные цифровые материалы нового поколения, цель которых – повышение эффективности образовательного процесса.
ЦОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:
- предоставление учебной информации с привлечением средств мультимедиа;
- осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;
- контроль за результатами обучения и продвижения в учении;
- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Классификация электронных учебных изданий по методическому назначению и дидактическому потенциалу:
- Информационно-справочные источники – обеспечивают информационную поддержку учебного процесса и учебных предметов. Это – энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, географические, астрономические карты, нормативно-правовые, экономические сборники и т.п.
- ЭИР (электронные издания и ресурсы) общекультурного характера – предназначены для создания культурной среды. Это – виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам и континентам, издания классики мировой культуры, шедевры архитектуры, живописи, музыки. Издания психолого-педагогической и воспитательной поддержки.
- Учебные ЭИР – обеспечивают поддержку и развитие процесса обучения, содержат систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предполагают поддержку различных видов учебной деятельности – информационную, практические занятия, аттестацию. Расширяет возможности преподавателя по организации учебной и самостоятельной работы учащихся.
- Библиотеки электронных наглядных пособий – БЭНП – наборы информационных объектов элементарной и сложной структуры (тексты, фото, видео, анимации, компьютерные модели, тесты, презентации и др.)
- Учебные компьютерные среды как виртуальные модели, предоставляющие различный инструментарий ученику и учителю для осуществления различных видов деятельности: решения задач, конструирования объектов, проведения измерений, построений, опытов, экспериментов и др. Например, учебная среда ЭИ «Математика и конструирование».
- Электронные учебные пособия как самостоятельное издание и как дидактическое сопровождение традиционного учебника.
В ходе реализации крупномасштабного проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) были разработаны электронные учебные пособия следующих типов:
- Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые за счет расширения действующих сегодня в школе учебников призваны создать у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулировать их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов. В наборы ЦОР входят необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями (Приложение – перечень учебников для начальной школы, к которым разработаны наборы ЦОР).
- Информационные источники сложной структуры (ИИСС), которые в отличие от наборов ЦОР могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные, но локальные разработки, не претендующие на охват всего предмета, но задающие строго определенный набор видов учебной деятельности. ИИСС задумывались как образовательные ресурсы составного характера, предназначенные для решения определенных задач; они представляют собой тематические модули, справочные издания, компьютерные инструменты или среды (Приложение – перечень ИИСС для начальной школы).
- Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), которые, являясь полным набором средств обучения, необходимым для организации учебного процесса, должны обеспечить достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. ИУМК ориентированы на инновационные формы организации педагогического процесса, современные ИКТ и предназначены для творческого учителя готового и способного самостоятельно строить учебный процесс обучения (Приложение – перечень ИУМК для начальной школы).
Учебные материалы нового поколения доступны учителям через Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов – (http://school-collection.edu.ru/).
- Понятие ЦОР как новый педагогический инструмент включает:
- Интерактивное взаимодействие ученика и компьютерной среды, реализация обратной связи (выбор нужных объектов, возможность расширения информации по данному объекту, создание нового объекта, перемещение объектов по экрану т.д.)
- Мультимедийное представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных формах представления информации. Это создает оптимальные условия для повышения уровня запоминаемости учебного материала.
- Моделирование с помощью компьютерной среды не только изучаемых предметов, процессов и явлений, но и естественной среды обитания, действий в ней (работа в виртуальной лаборатории, посещение музея, экскурсии по городу и т.п.), что приближает процесс обучения к реальной действительности.
Таким образом, ЦОР как новый педагогический инструмент расширяет возможности методической системы учебного предмета.
- Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов
Дидактика – отрасль педагогической науки, изучающая общие закономерности процесса обучения.
Основными исходными дидактическими положениями, которые отражают протекание закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности (это позиции и установки, с которыми учителя подходят к организации процесса обучения и поиску путей его оптимизации) являются принципы обучения: принцип индивидуального подхода, наглядности, принцип сознательного усвоения знаний, прочность знаний, принцип систематического и последовательного усвоения знаний, принцип доступности, принцип научности, преемственность обучения, принцип связи теории с практикой, развивающее обучение и т.д.
Проанализируем дидактические возможности ЦОР в соответствии с ними.
- Проведение урока с применением ЦОР – новая современная технология. А наши ученики – младшие школьники живо реагируют на все новое. Освоение и применением учителем новых технологий и образовательных ресурсов не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, исподволь формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идет не от одного ко многим, а от всех ко всем.
- Использование ЦОР на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
- Применение ЦОР обеспечивает повышение интереса учащихся к обучению. Психологами доказано, что современные дети – это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса.
- Использование ЦОР способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, познавательных интересов младших школьников. То есть средства мультимедиа позволяют добиться усиления обучающего эффекта.
- ЦОР создает оптимальные условия для применения новых, более разнообразных форм и видов учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся, обеспечивается формирование новых видов учебной деятельности (в том числе поиск, оценка, отбор и организация информации – одна из ключевых компетенций);
- Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности учебных занятий. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами.
- Применение ЦОР обеспечивает рост практической направленности уроков. Особенно возрастает роль практической деятельности, например, при изучении геометрического содержания курса математики. Учащиеся вычисляют не площадь прямоугольника, а площадь засаженного овощами огорода, находят не отвлеченный периметр прямоугольника, а подсчитывают периметр деревянного забора вокруг дома с последующей целью определить необходимое для его покраски количество краски. И площадь прямоугольного треугольника – это площадь фронтона деревенского дома, который в будущем возможно им предстоит построить. Мультимедийное сопровождение при этом отнюдь не заменяет, а органично дополняет практическую деятельность учащихся, давая образец использования геометрических инструментов, алгоритм определения градусной меры угла и т.п.
- Особое значение приобретает анимированный дидактический материал. Сконструированный таким образом дидактический материал, например, по теме «Задачи на движение» легко поможет детям понять разницу между движением с отставанием и движением вдогонку. В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но им не хватает в них одного, но самого главного – движения. Вообще презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые затруднительно, а иногда и просто невозможно продемонстрировать в реальности.
- В рамках использования ЦОР активно формируются межпредметные связи при решении задач из различных предметных областей за счет использования таких современных средств обработки информации, как, например, компьютерное моделирование.
- ЦОР позволяют усилить индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. В них предусматривается разделение заданий по уровню трудности, что позволяет давать учащимся задания того уровня, который им доступен. Даже если ЦОР не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам имеет возможность дифференцировать работу. Например, организовать работу следующим образом: сильные учащиеся работают с учителем, слабые, допускающие значительное количество ошибок, приглашаются к компьютерам. Задание, подготовленное для них учителем, аналогичное, но уровень сложности ниже, возможна опора на использование размещенных там же схем, карточек-помощников. Выполняя индивидуальное задание, ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует дальнейшим успехам. В этом смысле применение ЦОР предоставляет возможность каждому ребенку в индивидуальном темпе продвигаться в овладении программным материалом. Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет больше возможности оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все манипуляции, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.
- Существуют открытые ЦОР, которые учитель может изменить, дополнить с учетом особенностей класса, реализуемого учебно-методического комплекса. Это в свою очередь позволяет максимально адаптировать учебный процесс к особенностям подбора детей в классе и, таким образом, получить более высокий и качественный образовательный и развивающий эффект.
- Использование ЦОР способно обеспечить эффективное самообразование младших школьников. Модули-тренажеры, например, могут быть использованы не только на уроке, но и предложены отдельным учащимся на дополнительных занятиях или для работы дома, если они по тем или иным причинам не усвоили материал вовремя и нуждаются в дополнительных упражнениях. Некоторые учителя, которые регулярно проводят уроки с применением ЦОР, записывают их на компакт-диски и предоставляют своим ученикам. Дома дети могут повторить пройденный материал не только по учебнику, но и используя мультимедийное сопровождение, сделанное учителем.
- Применение ЦОР влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя младшим школьникам возможность проявить оригинальность индивидуальной мысли, фантазию и творческие способности. Возможности ЦОР позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что еще до урока есть учебная мотивация, развивать и поддерживать которую – одна из важнейших задач учителя.
- Общеизвестно, что большую часть информации человек получает визуально. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Реализовать на уроке один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала. Например, курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: форма, величина, число и т.п. Здесь на помощь ученику и учителю может прийти ЦОР со всеми ее возможностями: цвет, форма, звук, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. По результатам исследований вышеназванного института одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость материала до 30-50%. Таким образом, применение ЦОР обеспечивает значительно более высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами.
- ЦОР предоставляют обучающимся возможность обращаться к необходимой теоретической информации при выполнении практических заданий и, наоборот, иллюстрируют теоретический материал практическими примерами, что обеспечивает реализацию в обучении принципа связи теории с практикой.
- Применение ЦОР на уроках способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено, например, в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью компьютера позволяет учителю и учащимся быстро оценить уровень знаний.
- Работа с ЦОР может адаптироваться к тем результатам, которые показывают обучающиеся при выполнении контрольных заданий, ответах на вопросы, что позволяет благодаря обратной связи реализовать принцип прочности знаний.
- Использование ЦОР позволяет учителю начальных классов варьировать формы проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование и т.п. В начальной школе это особенно актуально, поскольку именно здесь происходит смена ведущей деятельности ребенка от игровой к учебной. Возможна групповая, фронтальная, индивидуальная работа с ЦОР.
- Системное использование ЦОР в образовательном процессе решает не только задачи всех учебных дисциплин, но и общеучебную задачу формирования ключевых компетенций младшего школьника. В рамках курса начальной школы обеспечивается овладение навыками работы с компьютером от манипуляций с мышью в первом классе до создания буклетов, презентаций и учебных фильмов в четвертом, формируется умение пользоваться различными источниками информации (информационные компетенции). Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации (коммуникативные компетенции); развитие способности анализировать, планировать и принимать решение (ценностно-смысловые компетенции).
- Подсчитано, что плотность урока с применением ЦОР в среднем увеличивается на 30%. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом какой-то термин, фигуру, формулу. Заранее подготовленная информация с добротным дизайном может появиться в нужный момент в самом удобном для учителя и ученика режиме. Сэкономленное время используется либо для увеличения объема предъявляемой информации, либо для организации повторения и закрепления учебного материала.
- Применение ЦОР открывает новые возможности для эффективного управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно контролировать учебный процесс. Иногда даже мимолетная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм урока. Учитель поворачивается к доске, что-то пишет, а за его спиной слышен легкий шум, перешептывания. Этих нескольких минут иногда достаточно, чтобы потерять обратную связь с учениками. Использование ЦОР помогает решить данную проблему. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.
Из выше сказанного, очевидно, что ЦОР – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Однако применение ЦОР в образовательном процессе должно быть методически и педагогически целесообразно.
Проектирование модели включения ЦОР в систему учебных занятий по конкретному предмету в начальной школе:
1 этап (целеполагание) — обоснование выбора темы дидактического модуля, описание методических особенностей проектируемой системы, выявление дефицитов образовательной среды и потребностей в повышении эффективности модели в соответствии с требованиями к познавательной задаче и видам деятельности учащихся на уроке и возможностей их восполнения за счет ЦОР.
- этап (концептуальный) — разработка проектного плана достижения педагогических целей дидактического модуля и сценариев
электронных учебных материалов.
- этап (технологический) — реализация проектных задач в соответствии с планом: создание комплекса информационных объектов,
учебных материалов разного типа в контексте поставленных педагогических задач и особенностей образовательной среды занятия. Проектирование и создание необходимых информационных объектов, модели деятельности ученика по решению задачи, дидактической модели управления деятельностью ученика в процессе решения задачи.
- этап (корректирующий, рефлексивный) — апробация разработанной модели в реальной образовательной среде. Оценка модели (в частности, на дидактическое соответствие используемого инструментария традиционной методической системе обучения, на возможность переноса формируемых умений и мыслительных новообразований в реальную учебную деятельность), уточнение и коррекция модели (рефлексивный этап).
Результаты применения ЦОР в полной мере зависят от ИКТ-компетентности педагога, не надо акцентировать внимание на ЦОР и увлекаться компьютерными эффектами, необходимо развивать и совершенствовать именно педагогические технологии, которые и в электронных ресурсах должны играть главенствующую роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...
Статья "Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе".
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержан...
Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»
Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...
РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.
РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник....
Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ: «ЯНДЕКС. УЧЕБНИК» «РЭШ» «GLOBALLAB&ra...
Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.
Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник....
«Цифровые образовательные ресурсы для использования в учебном процессе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Цифровые образовательные ресурсы для использования в учебном процессе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья...